Научно-технический прогресс как основа решения технико-экономических и технологических проблем производственного предприятия
Транспортное дело России №04 (2008)С.Н. Султанбекова, соискатель, Дагестанский государственный технический университет
Основное содержание категории «научно-технический прогресс» определяет единое взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники в различных отраслях народного хозяйства. Это достигается путем изготовления и применения эффективной новой техники, которая заменяет устаревшую и менее эффективной, а также путем разработки и внедрения в производство новых видов сырья и технологий. Следовательно, понятие «научно-технический прогресс» включает создание научно-технических идей, их реализацию в производстве и потреблении. Он практически охватывает весь комплекс: исследования, технические и технологические разработки, проектирование и конструирование, изготовление новой техники, материалов, технологий, а также их освоение и использование.
Прогресс науки и техники определяющим образом влияет на развитие различных отраслей народного хозяйства, проявляясь в совершенствовании средств труда, во внедрении в проектирование и производство новых, эффективных предметов труда (сырья, материалов, конструкций), в совершенствовании способов воздействия средств труда на предметы труда, т. е. во внедрении прогрессивной технологии, организации и управления производственным процессом. Эти три стороны научно-технического прогресса взаимосвязаны и комплексно воздействуют на повышение эффективности отраслей народного хозяйства. Например, в строительной отрасли они проявляются в процессе научных исследований, проектирования, осуществления строительных и монтажных работ, где ведущими направлениями являются1:
- повышение технического уровня зданий и сооружений, их инженерного оборудования, конструкций и изделий;
- повышение комплексной механизации и автоматизации производства сборных деталей и конструкций и их монтажа на строительной площадке,
-повышение эффективности транспортных операций, отделочных и других видов строительно-монтажных работ за счет увеличения мощности и внедрения новых типов строительных машин и оборудования, прогрессивных технологий, робототехники;
- широкое развитие электрификации строительного производства путем внедрения широкой номенклатуры средств малой механизации и электрифицированного инструмента;
- применение новых прогрессивных видов материалов, изделий, сборных деталей и конструкций более высокой степени заводской готовности и повышение их качества;
- опережающее развитие материально-технической базы строительства по отношению к росту объемов строительно-монтажных работ;
- совершенствование технологии и организации строительного производства;
- совершенствование управления строительством;
- создание объединений, в том числе научно-производственных;
- улучшение структуры управления, повышение уровня специализации, кооперирования и комбинирования;
- внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) в строительстве с широким использованием ПЭВМ.
Несвоевременное внедрение научно-технических достижений приводит к быстрому моральному старению нового оборудования и снижению эффективности производства. При этом все более широкое развитие получает интеграция научных, проектных и производственных организаций в области обмена научно-техническими достижениями, совместного решения ряда проблем, обмена специалистами высокой квалификации и т.д.
Необходимо отметить, что показатели технического развития, внедрения новой техники занимают ведущее место среди важнейших показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность производственных предприятий.
Переход к рынку обостряет необходимость предприятий постоянно наблюдать и использовать в производстве самые передовые достижения НТП. Это обусловлено требованиями конкурентной борьбы и стремлением наиболее полного удовлетворения потребностей рынка и получения на этой основе максимально возможной прибыли.
При этом в настоящее время, основным направлением НТП в производстве становится изготовлении уникальной в своем роде продукции, обеспечивающей на рынке устойчивые конкурентные преимущества. Это, вносит определенные трудности в проектирование новой продукции и в организацию ее производства. Это обусловлено тем, что условия для реализации принципов уникальности непосредственно в производстве создаются через разработку и проектирование новой продукции. Таким образом, современным проектом должны обеспечиваться:
- уникальные технико-экономические характеристики товаров пользующихся высоким спросом потребителей, например, в строительстве архитектурно-строительные особенности проектируемых зданий и сооружений, удовлетворяющие потребности индивидуального заказчика
- применение современных эффективных материалов, позволяющих усовершенствовать основные конструктивные решения.
Например, в прошлом строительство было одной из самых материалоемких отраслей народного хозяйства, оно потребляет в год около 20 млн. т стали, 70 млн. т цемента, 50 млн. т лесоматериалов, 200 млн. т кирпича и 220 млн. т нерудных материалов. Поэтому задача снижения веса зданий и сооружений, соответствующего снижения транспортных расходов и стоимости строительства приобретает важное народнохозяйственное значение. Достигается это широким применением новых прогрессивных видов материалов и конструкций: бетона на легких пористых заполнителях, теплоизоляционных полимерных материалов, конструкций из алюминия и профилированной стали, железобетонных конструкций наиболее экономичных коробчатых и складчатых сечений, предварительно напряженных железобетонных конструкций, деталей и др.
Одним из направлений НТП в производстве является совершенствование процесса проектирования. Одним из основных направлений такого совершенствования является автоматизация проектирования. В настоящее время широко применяется автоматизация технико-экономических расчетов в проектировании, подготовка и тиражирование технической документации. Однако, проблемы проектирования, решение которых требует творческого подхода, остаются прерогативой высококвалифицированного человека. Хотя в последнее время во всем мире ведутся интенсивные разработки интеллектуальных – экспертных систем проектирования.
В целях ускорения НТП и расширения выпуска новой высокоэффективной продукции сегодня практически требуется восстановление научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, опытных (экспериментальных) предприятий, научно-производственных объединений. Для этого необходимо создания соответствующей правовой основы и участие государства в финансировании работ по созданию, освоению и внедрению новой техники.
Государством должен быть создан единый фонд развития науки и техники для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и возмещения затрат, связанных с разработкой и освоением новых видов продукции и технологических процессов с внедрением научной организации труда.
В целях ускорения внедрения достижений научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства в современных условиях большое значение приобретает повышение заинтересованности научных, проектных и в первую очередь производственных предприятий во внедрении в производственный процесс новых достижений науки и техники. Что может обеспечиваться и достигаться путем льготного налогообложения.
При этом за счет совершенствования проектных решений, применения прогрессивных материалов, конструкций и изделий, внедрения достижений науки и техники могут быть получены высокие показатели качества продукции и производительности труда. Например, применение в строительстве конструкций и деталей высокой степени заводской готовности способствует более широкому внедрению типовых проектных решений, при проектировании индивидуальных по архитектурным особенностям зданий и сооружений, например, размеры окон, дверных проемов и т.д.
Важнейшей формой проявления НТП является также механизация и автоматизация производственных процессов. Например, в строительстве механизация и автоматизация производства сводится к замене при производстве строительно-монтажных работ ручного труда машинным. Комплексная механизация представляет собой более высокую степень механизации, при которой не только все основные, но и вспомогательные и трудоемкие операции технологического процесса механизированы с помощью системы машин, взаимоувязанных по производительности и обеспечивающих заданный темп и производительность всего процесса.
Например, механизация и автоматизация производства в строительной отрасли являются одним из основных факторов повышения производительности труда, сокращения продолжительности строительства и повышения его качества.
Механизация строительства в своем развитии прошла несколько этапов2. Первый этап – частичная механизация – характеризуется осуществлением с помощью машин и механизмов отдельных процессов, ручной труд еще сохраняется в значительных размерах, особенно при выполнении отделочных работ.
Второй этап – комплексная механизация – все трудоемкие основные и вспомогательные операции выполняются е помощью машин и механизмов, ручной труд сводится к управлению машинами.
В настоящее время в строительстве проводится постепенный переход от комплексной механизации к автоматизации – высшей стадии развития механизации. При автоматизации не только рабочие функции, но и функции управления операциями или всем процессом осуществляются при помощи машин, приборов и устройств, действующих автоматически под контролем человека. В строительстве внедряются комплексно-автоматизированное приготовление бетона и раствора, производство земляных работ с использованием земснарядов и роторных экскаваторов, монтажных работ, выполняемых башенными кранами с программно-дистанционным управлением, подъем скользящей опалубки, бетонирование плотин ГЭС и др.
Следующим этапом развития механизации явится внедрение компьютеров и роботов в проектирование и производство. Радикально может изменить положение в области производительности труда широкое применение роботов, особенно на тех участках производства, где сейчас используется ручной, тяжелый физический, малоквалифицированный и монотонный труд.
Показатель уровня механизации различных работ Км.р может определяется отношением объема работ и расчетов, выполненных с привлечением оргтехники и ПЭВМ Омех, к общему объему работ выполняемых в процессе проектирования Ообщ :
Км.р = ОМех/Ообщ.
Большое значение в ускорении научно-технического прогресса в проектировании имеют: применение прогрессивных методов проведения чертежных работ, распараллеливание процесса проектирования путем применения конвейерного способа выполнения проектных работ, использование методов сетевого планирования и управления процессом проектирования, создание и внедрение автоматизированных систем проектирования.
Большое значение при этом приобретает планирование внедрения новой техники в производственный процесс. Важнейшим принципом планирования является его комплексный характер, предусматривающий учет и взаимную увязку всех сторон и этапов планируемого процесса. Особую значимость при этом приобретают вопросы прогнозирования научно-технического прогресса.
Долгосрочные прогнозы на 10–15 лет и более являются основой для перспективного и текущего планирования внедрения новой технических решений и новых материалов в процесс проектирования, составления пятилетних планов научно-исследовательских работ и использования достижений науки и техники, для уточнения путей дальнейшего повышения эффективности проектирования и производства. При этом в процессе прогнозирования возникают не только научно-технические проблемы, но и ряд экономических и социальных задач.
Научно-технический прогноз включает в себя предвидение направлений развития науки и техники, сравнение и выбор вариантов, оценку результатов технического прогресса. Планирование научно-технического прогресса в производстве сегодня должно основывается на «Комплексной программе научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий до 2010 года». Особое внимание при этом должно быть уделено экономическим расчетам и обоснованиям основных показателей научно-технического прогресса, а также ожидаемой экономической эффективности. Помимо годового экономического эффекта необходимо рассчитывать рост производительности труда, экономию материалов, снижение удельных капитальных вложений и др.
При разработке научных прогнозов применяются методы экстраполирования, математического моделирования с использованием ПЭВМ, экспертных оценок. Обычно эти методы применяются в комплексе, дополняя друг друга, что дает возможность получить более достоверные результаты прогноза.
Проведение единой технической политики государства в сфере производства является важной функцией руководства России. По различным же отраслям народного хозяйства осуществление технической политики является функцией соответствующих министерств и ведомств.
План внедрения новой организационной техники, технологий и достижений НТП в производства можно охарактеризовать показателями уровня автоматизации производственных процессов и экономической эффективности внедрения достижений научно-технического прогресса. К ним относятся: степень применения типовых элементов в производимой продукции, размер годового экономического эффекта, получаемого в результате внедрения того или иного мероприятия в стоимостном выражении и в сокращении общих трудовых затрат (в человеко-днях). Улучшение показателей, предусмотренных в плане, свидетельствует о повышении экономической эффективности внедрения новой техники и передовой технологии.
Необходимым условием для ускорения научно-технического прогресса в производстве является бесперебойное обеспечение планируемых мероприятий финансовыми и материальными ресурсами. В годовых планах всех предприятий отдельной строкой должно предусматриваться выделение материально-технических ресурсов на эти цели.
Источниками финансирования мероприятий по науке и технике являются средства, предусмотренные как в государственном плане инвестиций в развитие науки и техники, так и привлечение частных инвестиций в развитие проектных организаций и кредиты банка.
При этом совместная работа научно-исследовательских организаций и производственных предприятий в новых условиях планирования и экономического стимулирования создает экономические предпосылки для широкого использования в производстве передовых достижений науки и техники.
В этом случае материальное стимулирование за внедрение новых технических решений и технологий в процесс разработки и проектирования новой техники, технологий и материалов должно носить комплексный характер и проводиться по трем каналам2.
Во-первых, за разработку инноваций в срок и досрочно (из средств заказчика).
Во-вторых, премирование за счет средств фонда материального поощрения, поскольку получение прибыли, и создание этого фонда обеспечиваются внедрением научно-технического прогресса.
В-третьих, премирование за создание и внедрение новой конструктивных решений и получение патентов в размерах, пропорциональных величине годового экономического эффекта.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №04 (2008) |