Анализ потребительского поведения для управления инвестиционно-строительной деятельностью
Транспортное дело России №04 (2008)Л.С.Азаренков, аспирант Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров
для строительства и жилищно-коммунального комплекса России
В статье выделяется основная задача – проведение исследования потребительского поведения и определения стратегии инвестиционно-строительной деятельности, где разделяется прогнозная часть и экономическая политика развития города. Определение и решение данной задачи является основным и определяющим фактором успешного развития города, а так же повышения его конкурентных преимуществ относительно других городов. Особое внимание в статье уделяется работе по формированию сильных и слабых сторон города для создания его конкурентоспособности на рынке инвестиций, производства.
Зарубежная практика инвестиционно-строительного проектирования идет по пути исключения излишней стандартизации проектов, устанавливая лишь определенные рамки, в пределах которых субъекты градостроительной деятельности, в качестве которых выступают органы государственной и муниципальной власти, граждане, инвесторы, проектировщики могут принимать различные решения в интересах улучшения качества городской среды.
Важнейшими направлениями исследования поведения потребителей объектов инвестиционно-строительной деятельности является изучение процесса потребления и планирование потребности в результатах градостроительной деятельности. Анализ спроса населения и предприятий на построенные объекты, моделирование поведения конечных и промежуточных потребителей на рынке отдельных строительных объектов является предметом использования маркетинговых и макроэкономических подходов к потребительскому поведению на рынке строительства городских объектов.
Между различными типами потребителей – физических лиц, являющихся потребителями жилого фонда, предприятий и организаций, являющихся потребителями инфраструктурных и промышленных объектов, государственными учреждениями, являющихся потребителями объектов социальной и общественной инфраструктуры существуют острые противоречия. Они специфичны именно для российских условий, что обусловливает необходимость исследования потребительского поведения в градостроительном сегменте рынка.
Субъектами процессов управления инвестиционно-строительной деятельностью являются внутренние и внешние субъекты. Внутренними субъектами являются, прежде всего, жители города. Внешними субъектами являются инвесторы и строители – застройщики. Содержание и характер интереса жителей города и внешних субъектов связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Ценности – значимость объектов окружающего мира для человека, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлечением в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости выражаются в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
Ценности можно классифицировать по разным признакам: материальные, общественно-политические и духовные; положительные и отрицательные ценности. Потребности характеризуются как нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности [1].
Определение приоритетов управления инвестиционно-строительными процессами в контексте маркетинговых представлений о строении рынка основано на практике маркетинговых исследований рынков недвижимости с точки зрения анализа полагаемых задач, методов и содержательной части исследований.
Можно представить следующие группу маркетинговых исследований рынка градостроительных объектов: обзор рынка недвижимости и его сегментов, исследование рынка недвижимости и его сегментов, анализ инвестиционной привлекательности рынка недвижимости и его сегментов, исследование спроса и предложения на рынке недвижимости и в пределах его сегментов, изучение поведения потребителей на рынке недвижимости и в пределах его сегментов [2].
Основная задача проведения этих групп маркетинговых исследований является определение структуры экономической стратегии развития градостроительной деятельности. В структуре экономической стратегии необходимо четко разделять прогнозную часть, характеризующую экономическое развитие города в целом, и концепцию экономической политики властей, содержащую обоснование тех управленческих мероприятий, которые городские власти намерены реализовать в интересах содействия экономическому развитию города [3].
Кроме того, важно понимать, что стратегия не может и не должна предопределять все развитие города. Она призвана дать общие ориентиры, сформулировать приоритеты.
К основным целям разработки концепции местной экономической политики относятся:
- выявление проблем экономического развития города, требующих первостепенного внимания местной власти;
- анализ возможных путей их решения с помощью ресурсов городской администрации;
- определение приоритетов, используемых при принятии управленческих решений по поводу распределения бюджета и других городских ресурсов между выдвигаемыми проектами развития отдельных сфер;
- повышение координации деятельности отдельных подразделений местной администрации;
- улучшение имиджа города, консолидация сил частного и общественного секторов в решении экономических проблем города, повышение доверия к местным властям и к городу как месту для жизни и инвестиций [4].
Учитывая ограниченность ресурсов, важно понимать, что деятельность местных властей в сфере экономики заключается в создании рамочных условий, в развитии нужных процессов, в направлении усилий частного сектора и общественной инициативы на наиболее перспективные проекты, а не в прямом участии в делах отдельных предприятий.
Таким образом, процесс формирования конкретной местной экономической политики заключается в подготовке стратегии экономического развития города и концепции местной экономической политики, которые обсуждаются и принимаются на основе консенсуса.
В рамках этой работы должны быть проанализированы сильные и слабые стороны экономики города, выбрано то сочетание функций, которое способно сформировать уникальное лицо города, сделать его конкурентоспособным на рынке инвестиций, привлечь сюда быстрорастущие, эффективные производства.
После одобрения стратегии создаются и получают необходимые импульсы от местной власти организационные структуры, занимающиеся конкретной работой по реализации отдельных направлений местной экономической политики, - созданием имиджа, привлечением инвестиций, развитием инфраструктуры [5].
Местная власть является, как правило, лидирующей и организующей силой в реализации местной экономической политики и, естественно, имеет в структуре своего аппарата подразделения, отвечающие за экономическое развитие, а также участвует в деятельности других субъектов, работающих в этой области.
Эффективность этой деятельности определяется особенностями потребительского поведения всех субъектов градостроительной деятельности.
Особенности потребительского поведения проявляются через механизмы, обеспечивающие функционирование рынка недвижимости [6]. Функционирование и развитие рынка недвижимости обеспечивается совокупными усилиями государства и других профессиональных участников рынка. При этом отдельные группы участников в силу профессиональной ориентации сосредоточивают свое внимание на различных аспектах функционирования рынка.
Основные направления деятельности всех профессиональных участников рынка недвижимости по его формированию и развитию следующие [7]:
- развитие законодательной базы, регулирующей вопросы организации и функционирования рынка недвижимости;
- создание системы контроля за соблюдением правовых норм всеми участниками рынка, защиты их прав и интересов;
- координация усилий государственных учреждений и ведомств, направленных на развитие рынка недвижимости;
- формирование и законодательное закрепление эталонных требований к недвижимому имуществу и к профессиональной деятельности на рынке недвижимости;
- разработка нормативных документов, регламентирующих операции на рынке недвижимости;
- создание самостоятельно регулируемых общественных организаций, профессиональных и потребительских союзов и ассоциаций;
- создание единого информационного пространства рынка недвижимости и обеспечение информационной открытости рынка (профессионалы-практики, аналитики рынка недвижимости с участием специалистов в области информационных технологий);
- создание системы мониторинга и прогнозирования процессов функционирования рынка недвижимости, выявление на этой основе путей, способов и средств реформирования и развития рынка (исследовательские подразделения общественных объединений, исследовательские организации рынка недвижимости при участии профессионалов-практиков);
- разработка и внедрение стандартов описания объектов недвижимости всех видов (аналитики с участием профессионалов и практиков);
- организация банков данных эталонных (модельных) технологий деятельности на рынке недвижимости, модельных пробных проектов по их отработке и механизмов их тиражирования среди профессионалов рынка недвижимости (общественные профессиональные объединения, некоммерческие и коммерческие исследовательские организации);
- создание и внедрение профессиональных норм и стандартов взаимоотношений участников рынка, сводящих к минимуму издержки проведения операций на этапах поиска информации, ведения переговоров, мотивации участников, принятия решений, правового закрепления сделок, координации усилий участников, контроля и восстановления нарушенных прав, применения санкций к нарушителям.
Результат этой деятельности должен привести к формированию эффективного механизма формирования спроса и предложения на рынке городской недвижимости.
Предложение на рынке объектов инвестиционно-строительной деятельности возникает под воздействием спроса [8]. При этом макроэкономические параметры занятости выступают ведущим фактором формирования количественных показателей спроса на рынке недвижимости. Занятость можно разделить на базисную и обслуживающую. Функции базисной занятости в разрезе городской экономики состоят в производстве продукта для внешнего потребления и обеспечения притока финансовых потоков на внутренний городской рынок; обслуживающая (или небазисная) занятость производит товары и услуги для внутреннего потребления и обслуживает оборот местных финансовых ресурсов [9]. Таким образом, базисная занятость обеспечивает получение доходов из внешних по отношению к городу источников; динамика притока и оборота этих доходов определят демографию и динамику развития городской экономики.
Структура спроса формирует отдельные сегменты инвестиционно-строительного рынка. Структура данного рынка включает: рынок объектов жилищного сектора (жилая недвижимость); рынок городского жилья; рынок загородного жилья; рынок объектов индустриального сектора (промышленная недвижимость); рынок объектов коммерческого сектора (коммерческая недвижимость); рынок объектов офисного сектора; рынок объектов торгового сектора; рынок объектов складского сектора; рынок объектов гостиничного сектора; рынок объектов развлекательного сектора; рынок земельных участков.
Таким образом, для формирования экономической политики и стратегии развития города, необходим анализ потребительского поведения в рамках всех сегментов инвестиционно-строительного рынка, что позволит выявить определенные тенденции в современном развитии мегаполиса.
Литература:
1. Линч К. Образ города: Пер. с анг. В.Г. Глазычева /Под ред. А.В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1982
2. Гринчель Т.П. Городской маркетинг - новый подход к концепции развития города // Евроград, 1993. - №1.
3. Когут А.Е. Система местного самоуправления. - СПб: ИСЭП РАН, 1995.
4. Основы местного самоуправления в городах России / Под ред. А.Е. Когута. - СПб: ИСЭП РАН, 1995.
5. Экономические методы управления городским хозяйством. / Сб. научных трудов Санкт-Петербургского инженерно-экономического института им. П.Тольятти. - СПб: Изд-во СПбИЭИ, 1992.
6. Шуссманн К. Структурная перестройка и экономические стратегии городов // Евроград.- 1995.- №5.
7. Стерник Г.М. Системный подход к анализу структуры рынка недвижимости // Проблемы недвижимости - 2000. - №1.
8. Urban Economic Development and Regeneration. Volume II. A publication of Eurocityies, Economic Development and Regeneration Committee. Brussels.- 1994. - 120 p.
9. Бородкин Ф.М. Новая концепция территориального самоуправления // Регион: экономика и социология. - Новосибирск, 1994. - №3.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №04 (2008) |