- Морские вести России

Методологические принципы и методы оценки инвестиционных проектов

Транспортное дело России №03 (2008)

В.Д. Магомадов, Государственная академия специалистов инвестиционной сферы

 

Характерной особенностью функционирования российской экономики является принятие управленческого решения хозяйствующими субъектами о реализации инвестиционных проектов в условиях неопределенности и риска. В связи с этим, проблема учета многочисленных факторов эффективности инвестиционных проектов актуальна с теоретической и практической точек зрения. Проблема усугубляется еще и тем, что принятие того или иного инвестиционного решения требует оценки не только количественных, но и качественных факторов эффективности инвестиционных проектов, в том числе таких, как экологические, социальные и даже политические факторы.

Данной проблеме в российской экономической науке уделяется самое серьезное внимание. Однако до настоящего времени ощущается недостаток в методиках количественной оценки эффективности инвестиционных проектов, учитывающих вышеуказанные трудно измеримые факторы. Основной причиной такой ситуации является сложность комплексной оценки эффективности инвестиционных проектов на различных уровнях – корпоративном, отраслевом, региональном, межрегиональном, государственном. Наблюдается также недостаточное внимание к современным экспертно-аналитическим методам принятия управленческих решений, основанным на соответствующих информационно-аналитических технологиях. Все это определяет актуальность исследований в области теории и методологии оценки инвестиционных проектов, направленных на совершенствование методов оценки их эффективности в условиях повышенной неопределенности.

Под эффективностью инвестиционных проектов обычно понимается отношение полученного результата к затратам на разработку и реализацию проекта [1]. Однако при оценке проекта часто ограничиваются лишь наиболее очевидными экономическими показателями, выражаемыми в денежной форме, оставляя в стороне показатели «неэкономической» эффективности. В лучшем случае подобные показатели эффективности оценивают качественно, выражая их в номинальной или порядковой шкале [2], что практически приводит к неучету этих важных показателей при оценке интегральной эффективности инновационного проекта.

Такая ситуация во многом обусловлена отсутствием достаточно четких методических разработок по количественному измерению показателей неэкономической природы. На наш взгляд, основная причина этого – в стремлении к абсолютному измерению показателей эффективности неэкономической природы в денежном выражении, что, в принципе, возможно, но может потребовать значительных интеллектуальных и временных затрат.

Возможен и другой подход к оценке интегральной эффективности инвестиционных проектов, в основе которого лежит не абсолютное измерение показателей – компонентов эффективности, а их относительное сравнение для альтернативных проектов. Как правило, в практике проектного анализа часто приходится делать выбор либо между альтернативными инвестиционными проектами, либо между вариантами реализации конкретного проекта. Разумеется, нельзя ограничиваться только сравнительными оценками; абсолютные измерения экономической эффективности при этом должны быть сохранены, но во многих случаях относительные сравнения показателей эффективности неэкономической природы являются единственно возможными.

В методическом отношении относительные сравнения показателей эффективности неэкономической природы можно проводить, используя метод аналитических иерархий. Этот метод, разработанный американским математиком Т. Саати [3], в настоящее время уже достаточно широко используется для решения самых разнообразных задач экономики и, в особенности, для решения задач принятия решений в условиях неопределенности. В частности, в [4] указывается такая важная область применения метода аналитических иерархий, как аналитическое планирование, понимаемое его авторами как социальный процесс, при этом могут быть решены задачи не только оптимизационного планирования, направленного на реализацию программ наилучшим образом, но и задачи стратегического планирования, суть которых – решение задач, характеризующихся в будущем «неопределнностью и незнанием» [4, с.93]. В цитированной работе в качестве примеров аналитического планирования приведены такие задачи, как прогнозирование профессиональной занятости населения крупных городов [4, с.113-120], планирование предприятием производственной деятельности в условиях конкуренции [4, с.120-132], планирование развития отрасли [4, с.132-147].

Мы полагаем, что подобные задачи возникают и в процессе анализа эффективности инвестиционных проектов. При этом мы исходим из того, что инвестиционный проект понимается как вложение средств и сопряженные с ними виды деятельности, обусловленные:

-  сформулированной целью;

- ограниченностью финансовых и временных ресурсов за весь срок жизни инвестиционного проекта;

- влиянием внешней среды, через выполнение ряда условий (политических, правовых, институциональных, экономических и т.д.);

- взаимосвязанными процессами вложения разнообразных ресурсов и получения результатов [5, с.472].

С учетом изложенного, оценка инвестиционного проекта предполагает сравнение эффективности не только альтернативных вариантов проекта в целом, но и оценку эффективности участия в проекте его реальных и возможных участников [6] – акторов, по терминологии автора метода аналитических иерархий Т. Саати.

В свою очередь, эффективность проекта в целом, оцениваемая с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования, включает в себя общественную (социально-экономическую) и коммерческую эффективность проекта. Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для единственного участника, реализующего проект в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами, а эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всех его участников [6, с.14].

В «Методических рекомендациях» [6] изложены следующие принципы оценки эффективности инвестиционных проектов:

-              рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода);

-              моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта притоки и оттоки денежных средств за расчетный период;

-              сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);

-              принцип положительности и максимума эффекта. Для того, чтобы инвестиционный проект с точки зрения инвестора был признан эффективным, необходимо, чтобы эффект от реализации проекта был положительным; при сравнении альтернативных инвестиционного проекта предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта;

-              учет фактора времени. При оценке эффективности проекта должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность параметров проекта и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и/или результатов;

-              учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе осуществления проекта затраты и поступления, включая затраты, связанные с привлечением ранее созданных производственных фондов, а также предстоящие потери, непосредственно вызванные осуществлением проекта (например, от прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового). Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью, отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием. Прошлые, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (т.е. получаемых вне данного проекта) доходов в перспективе (невозвратные затраты), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют;

-              учет наиболее существенных последствий проекта. При определении эффективности инвестиционного проекта должны учитываться все последствия его реализации, как непосредственно экономические, так и внеэкономические;

-              учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала;

-              многоэтапность оценки. На различных стадиях разработки и осуществления проекта, его эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;

-              учет влияния инфляции;

-              учет влияния неопределенности и рисков, сопровождающих реализацию проекта.

В рамках метода аналитических иерархий возможен учет практически всех отмеченных принципов оценки эффективности инвестиционного проекта; дополнительные возможности предоставляет такой перспективный метод анализа социально-экономических и политических процессов, как когнитивное моделирование [7-9].

Литература:

1. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. М.: Дело, 2002.

3. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.

4.             Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2001.

5.             Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ: Продвинутый курс. Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004.

6.             Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция). М.: Экономика, 2000.

7.             Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. Учеб. пособ. для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2001.

8.             Федулов Ю.Г., Юсов А.Б., Матвеев А.А. Исследование социально-экономических и политических процессов с помощью когнитивных моделей: Учебно-метод. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2004.

9.             Шуметов В.Г., Свалов А.А., Малявина А.В. Когнитивные модели и их применение для исследования социально-экономических процессов // Компьютерные технологии при моделировании, в управлении и экономике. Сб. трудов XV Междунар. конф. «Новые технологии в машиностроении». Кн.1. Харьков – Рыбачье: Нац. аэрокосм. ун-т, 2006. С.31-39.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2008)