- Морские вести России

Проблемы и решения инновационного развития отечественной экономики

Транспортное дело России №03 (2008)

А.М. Туфетулов, к.э.н.,доцент Казанский государственный финансово-экономический институт

Е.Н. Лебедев, соискатель РГГУ

 

В настоящее время достижение устойчивого сбалансированного экономического развития России возможно лишь на основе наращивания и эффективного использования инновационного потенциала страны.

Вложения в инновационные разработки считаются одним из наиболее прибыльных видов размещения капитала. Не случайно объемы венчурного финансирования и число его специализированных институтов в мире постоянно возрастают. Однако в России указанная тенденция только начинает проявляться. Одно из распространенных объяснений этого – сложное положение, в котором оказался отечественный инновационный комплекс в период рыночных реформ 1990-х годов.

В эти годы произошло значительное сокращение объемов государственного финансирования науки и сферы НИОКР. Необходимость резко переориентировать направления НИОКР, а также самостоятельно продвигать свою продукцию на рынки и искать связи с потенциальными потребителями поставили многие научные коллективы в очень сложное положение. Казалось, что страна вообще может лишиться своего научно-инновационного потенциала, который она накапливала на протяжении десятилетий, а ее экономика окончательно превратится в инновационно-зависимую. Мощные стагнационные процессы на длительное время охватили российский инновационный комплекс.

Несмотря на то, что расходы федерального бюджета на финансирование науки в России в последние годы растут, затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП продолжают оставаться крайне низкими. Так, в 2000 году они составляли 0,24%, в 2006 году – 0,36%1 .

За годы реформ общее число организаций, выполняющих исследования и разработки, сократилось на 21-22%. Более заметные изменения произошли в их структуре. Почти в три раза уменьшилось количество проектных и проектно-изыскательских организаций – с 207 в 1995 году до 61 в 2005 году.

Недофинансирование науки существенно отразилось на численности исследователей, за годы рыночных реформ она существенно сократилась – с 518, 7 тыс. человек в 1995 году до 391,1 тыс. человек в 2005 году2 . Произошло резкое снижение эффективности научных исследований. Число выданных патентов на изобретение сократилось с 31556 в 1995 году до 23390 в 2005 году. Число созданных передовых производственных технологий сократилось с 996 в 1997 году до 637 в 2005 году.

В тоже время за последние годы объем поступлений от экспорта технологий возрос в девять раз с 42,8 млн. долл. в 1998 году до 389,4 млн. долл. в 2005 году. Между тем, объем платежей по импорту технологий рос значительно более быстрыми темпами, и увеличился с 57,7 млн. долл. в 1998 году до 954,2 млн. долл. в 2005 году3 . В США же поступления от экспорта технологий в 2005 году составили 57410,0 млн. долл., а объем платежей по импорту – 24501,0 млн. долл., экспорт опережал импорт только в два раза – обратная пропорция

Доля России в мировом наукоемком экспорте продукции гражданского назначения сегодня составляет 0, 5%, тогда как доля США – 36%, Японии – 30%, Германии – 16% и Китая – 6%. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции в России в 2005 году составлял 5%4  против 15% – минимального показателя для современной конкурентоспособной экономики. Одна из главных причин подобной ситуации – низкий уровень инвестиций в инновационный сектор. В России они составляют всего 0,3% от соответствующего показателя США.

Сегодня внутренние затраты на НИОКР в России составляют около 1,07% ВВП против 2, 2% в странах ОЭСР, 2,5% – в США и 3% – в Японии. При этом ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2005 году составляли всего 0,36% ВВП. В абсолютных показателях наша страна тратит на НИОКР меньше, чем Испания, Тайвань, Бельгия и Израиль. Российские затраты на НИОКР примерно равны расходам на эти цели компании «Фольксваген» и немногим больше половины аналогичных затрат компании «Форд».

В результате постоянно снижается число созданных современных технологий. При всей условности оценок, которые применяет Росстат для отделения «передовых» технологий от «не передовых», заметна угрожающая тенденция снижения эффективности использования российского инновационного потенциала.

Необходимые для кардинального изменения ситуации средства могут поступить в инновационный сектор российской экономики из двух источников: либо от государства, либо от частного бизнеса, включая и средства иностранных инвесторов.

Что касается государства, то и сегодня, несмотря на формальные признаки финансовой стабилизации в стране, оно финансирует исследования и разработки крайне недостаточно. Российское государство никак не может определиться с тем, какой круг научных учреждений ему требуется для выполнения стратегических функций лидерства в мировой науке и поддержания необходимой степени жизнеспособности и эффективности инновационного потенциала страны в целом. Число специализированных учреждений, оказывающих услуги по маркетингу инновационных разработок, очень невелико.

Как видно из приведенных данных, за период с 2000 года удельный вес расходов из государственного бюджета России в структуре внутренних затрат на исследования и разработки имел тенденцию к росту, на них приходилось в 2006 году более 60% всех затрат. Средства организаций предпринимательского сектора составляли 19,7%, доля средств внебюджетных фондов значительно уменьшилась и составила в 2006 году 1,6%, удельный вес средств иностранных источников сократился до 9,4%, а собственные средства научных организаций составляли лишь 8,9% всех затрат на финансирование научных исследований и разработок6 .

Анализ деятельности организаций, выполняющих исследования и разработки по формам собственности, показал, что основная их доля относится к государственной собственности. Так, в 2005 году их доля составила 73,8%, доля же предприятий частной собственности составила 11,8%. Остальную часть составляют предприятия смешанной формы собственности – 11,8% и прочей – 2,6%7 .

Структура исследователей по секторам науки в 2005 году составляла – в государственном секторе – 33,3%, в предпринимательском секторе – 51,2%, в секторе высшего образования – 15,2%. В тоже время в США на государственный сектор приходилось лишь 3,6% исследователей, на предпринимательский сектор – 79,9%, на сектор высшего образования – 16,5%. В Японии на государственный сектор приходится 5,0% от общего числа исследователей.

Частный бизнес в России не спешит финансировать инновационные разработки и их практическое внедрение. Он вкладывает средства в инновации лишь постольку, поскольку это необходимо для выживания в жесткой конкурентной среде. Причем ограниченность объема инновационно-ориентированных инвестиций со стороны российского частного бизнеса определяется прежде всего институциональной структурой экономики и капитальных вложений. Подобные инвестиции – главным образом продукт высококонкурентных секторов экономики. Согласно имеющимся оценкам, 40% инвестиций в России приходится на естественные монополии. В итоге конкурентные отрасли обеспечивают лишь 1/3 всех инвестиций в национальную экономику, что явно недостаточно для ее инновационного «разогрева» и полномасштабной технической модернизации.

Таким образом, для стимулирования инновационной переориентации экономики и инвестиционных потоков необходимы целевые методы государственного регулирования. По этому пути идут многие государства мира, в том числе и признанные лидеры инновационного процесса. Как показывает передовой зарубежный опыт, основным стимулом для привлечения современных инвесторов выступают не налоговые льготы и/или политические гарантии, а возможности участия в реализации инновационного потенциала экономики. В данной связи ускоренное развитие всех компонентов национальной инновационной системы и активный маркетинг ее достижений среди отечественных и зарубежных инвесторов – лучшие способы привлечения отечественных и иностранных инвестиций достаточного объема и качества для решения задач обновления российской экономики.

Инновационный сектор является составной частью национальной экономики. В современном мире в инновационной сфере быстро стираются не только межрегиональные, но и государственные границы. В экономике большинства стран ее перспективы на всех стадиях неразрывно связаны с процессами глобализации, международного научного, информационного и хозяйственного обмена, привлечения иностранных инвестиций. И Россия не может быть здесь исключением.

Вместе с тем страна сумеет выйти на инновационный путь развития лишь тогда, когда инновации станут основой функционирования всех компонентов системы рыночного хозяйствования: формирования структуры производства и его технической базы; совершенствования систем управления; развития человеческого фактора производства. Только в этом случае возможен переход от инноваций как «точечного» экономического феномена к преимущественно инновационному пути развития экономики в целом.

Инновационное развитие требует высокоразвитой технологической, информационно-коммуникационной и социокультурной среды. В связи с этим переход на инновационный путь развития может занять достаточно длительное время, вплоть до относительного выравнивания уровней хозяйственного и социального развития регионов. До этих пор инновационный тип экономики может локализоваться в нескольких крупных регионах, где будут апробированы механизмы его распространения в масштабах страны.

Опыт экономически развитых стран, как и стран с переходной экономикой, свидетельствует о том, что эффективное функционирование высококонкурентных производств возможно только на основе государственного регулирования и поддержки.

Среди основных направлений государственной политики в области развития инноваций можно выделить:

а) создание благоприятной экономической и правовой среды для участников инновационной деятельности, включая защиту прав интеллектуальной собственности;

б) формирование инфраструктуры для поддержки развития различных форм инновационно-технологического предпринимательства, в том числе малых инновационных предприятий;

в) совершенствование системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки производства и выхода на рынок инновационной продукции (услуг), включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности.

Инновационная политика Российской Федерации представляет собой совокупность направлений и мер прямого и косвенного регулирования деятельности субъектов национальной инновационной системы (хозяйствующие субъекты и инвесторы; научные, проектные и другие организации; институты инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе соответствующие типы финансово-кредитных учреждений). Ее задача – пронизать инновационными процессами все отрасли и сферы экономики, сделать экономику всех субъектов хозяйствования инновационно-генерирующими и инновационно-восприимчивыми.

Единая государственная инновационная политика, все виды инновационной деятельности и ее основные ресурсы вместе и образуют национальную инновационную систему. Последняя может быть определена как единая и неразрывная система экономических отношений, обеспечивающая на основе последовательного генерирования и воплощения достижений НТП предпосылки устойчивого и высококонкурентного функционирования всего народно-хозяйственного комплекса страны.

Республика Татарстан, являясь крупным промышленным центром, обладая развитой инфраструктурой, в 2006 году заняла первое место по привлечению инвестиций в основной капитал в Приволжском федеральном округе – 158,9 млрд. рублей и второе место после Самарской области по привлечению иностранных инвестиций – 483,7 млн. долл. США.

По данным российского рейтингового агентства «Эксперт РА» в составе Приволжского федерального округа Татарстан обладает самым высоким инвестиционным потенциалом и является наиболее безопасным регионом для иностранных инвесторов – рейтинг 2В «средний потенциал – умеренный риск»8 .

Анализ инновационного потенциала республики показал, что в Татарстане имеются все предпосылки для активизации инновационного процесса, проявляющиеся в значительном производственном потенциале, активной работе Казанского научного центра Российской академии наук, Академии наук Республики Татарстан, вузов, отраслевых НИИ, а также существующих элементах инновационной инфрастуктуры (Торговопромышленной палаты РТ, Ассоциации промышленных предприятий РТ, Фонда НИОКР, Регионального венчурного фонда, Регионального инновационного научного центра, Агентства по поддержке малого предпринимательства РТ, ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», Центра инновационных технологий др.). Вместе с тем наблюдается разобщенность в работе указанных структур, нет целевой ориентации в расходовании государственных средств на инновационные проекты. Все это приводит к разрыву непрерывной цепочки инновационного процесса. Поэтому необходимо консолидировать усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении Татарстана, для решения ключевой задачи – устойчивого экономического роста в регионе. Это будет возможным при усилении связи между фундаментальной и прикладной наукой, с одной стороны, и производством инновационных продуктов, а также завоеванием рынка, – с другой.

Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждена и принята к исполнению Республиканская Программа развития инновационной деятельности в Республики Татарстан на 2004-2010 годы.

В ее рамках успешно функционируют инновационно-производственный технопарк «Идея» в г. Казани, Камский индустриальный парк «Мастер» в г. Набережные Челны, Лениногорский технопарк «Юго-Восток-Идея», технопарк «Татэлектромаш» в г. Набережные Челны.

Активная деятельность в данной области позволила Республике Татарстан в 2005-2006 гг. стать победителем в федеральном конкурсе по созданию бизнес-инкубаторов.

Анализ динамики инновационной деятельности предприятий республики показал, что, несмотря на ежегодное увеличение инновационно-активных предприятий их доля в 2006 году не превышала 12,4% от общего количества.

Инновационные процессы в республике характерны в основном для промышленных предприятий, их доля ежегодно составляет от 86 до 95% всех инновационно-активных организаций.

Наиболее активными с точки зрения инноваций в последние годы являются предприятия топливной промышленности, химии, нефтехимии, машиностроения и пищевых производств. В данных отраслях высокие темпы прироста производства продукции и прибыли позволяют направлять значительные средства на модернизацию производственных фондов, приобретение высокотехнологичного оборудования и запуск в производство новых видов продукции.

Инновационно ориентированные предприятия создают продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Среди них выделяются предприятия химического производства (95,3% добавленной стоимости) и предприятия по добыче полезных ископаемых (92,3% добавленной стоимости). Вклад инновационного сектора в производство добавленной стоимости в машиностроении составляет лишь 32,1%, в этих же пределах в текстильном, швейном производстве и производстве пищевых продуктов. В тоже время в последних отмечаются весьма низкие показатели уровня инновационной активности. В 2003-2006 г.г. затраты на технологические инновации в этих видах деятельности составляли 0,1-0,4% суммы текущих и капитальных расходов.

В качестве показателя эффективности инновационного развития целесообразно рассчитывать выход инновационной продукции с рубля затрат на инновационную деятельность. Если в 2002 году в целом по промышленности РТ на рубль затрат на инновационную деятельность приходилось 2,5 рубля инновационной продукции, то в 2006 году этот показатель составил 6,2 рубля.

Представляет особый интерес анализ структуры инновационных затрат производственных предприятий. Наибольшая их доля направлена на приобретение машин и оборудования для технологических инноваций (49,6%). Если добавить к ним расходы на производственное проектирование и на технологическую подготовку производства, то непосредственно на внедрение новых продуктов и технологических процессов предприятиями приходилось от 60 до 72% всех инновационных затрат.

Затраты на исследование и разработку новых видов продуктов в структуре инновационных затрат составляют лишь 11%. Расходы на обучение и подготовку персонала, связанные с инновациями составляют лишь 0,3%, на маркетинговые исследования – 0,34%.

В последние годы резко возросла доля затрат на продуктовые инновации и составила в 2006 году 90,5%. Затраты на процессные инновации не превышали 9%. На маркетинговые и организационные инновации в 2006 году пришлось не более 1% всех затрат.

Сегодня в республике приняты программы по созданию автомобильного и нефтехимического кластеров. Через модернизацию машиностроения, развитие нефтехимических производств с высокой степенью добавленной стоимости республика стремиться решить основную экономическую задачу – перейти от рыночной модели к инновационной.

Автомобильный кластер Татарстана развивается на двух площадках – в Набережных Челнах и в особой зоне промышленно-производственного типа «Алабуга». Для его формирования необходимо создать основу производства автокомпонентов. Одной из современных особенностей инвестирования данного процесса является финансирование производства автокомпонентов ведущими республиканскими предприятиями. В течении последних лет компания «Алнас» инвестировала более 800 млн. рублей в НИОКР и совершенствование технологий тормозных дисков и барабанов. «Татаэлектромаш» вкладывает около 600 млн. рублей в расширение комплектующих. На «КВАРТе» запущено новое оборудование для изготовления полимерных изделий для автопрома.В результате обозначился переток капитала на развитие перерабатывающих отраслей.

Развитие химической и нефтехимической промышленности предполагает решение системных проблем структурного характера – обеспечение соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции спросу как на национальном, так и на мировом рынке. Для успешного решения данной задачи необходимо создание крупных интегрированных научно-производственных структур, которые позволят наиболее полно реализовать преимущества законченных технологических цепочек, начиная от добычи и переработки углеводородного сырья, на основе которого производится около 80% химической и нефтехимической продукции, до выпуска и реализации ее важнейших видов. В рамках данных процессов к 2010-2011 гг. в Нижнекамске будет запущен комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов стоимостью около 5 млрд. долларов.

В целях активизации инновационных процессов в республике успешно развивается трансферт технологий. В связи с этим приоритетными являются создание и запуск механизмов развития цивилизованного рынка интеллектуальной и промышленной собственности, обучение инновационному менеджменту персонала организаций, создание информационной базы инноваций, которая облегчит поиск объектов производства и технологий для обеспечения инновационного процесса, продвижение собственных инновационных продуктов и технологий в другие субъекты Российской Федерации, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Для дальнейшего успешного формирования целостной эффективной инновационной системы необходимо осуществить ряд мероприятий по следующим направлениям:

• интеграция имеющихся в республике ресурсов и организационных структур и их сосредоточение на приоритетных направлениях развития инновационной сферы;

• обеспечение инновационного развития наукоемких сфер народного хозяйства республики путем создания и развития отраслевой технико-технологической базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции и технологий в производство в форме промышленных округов, технополисов, технопарков;

• обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства республики путем создания инновационной инфраструктуры, реализации институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной и тарифной политики,а также таможенной политики на федеральном уровне;

• повышение спроса на инновации и привлечение частного капитала к финансированию отраслевых проектов технологического перевооружения промышленности и других отраслей производства;

• вовлечение научно-технического потенциала республики в процесс инноваций;

• сокращение трансакционных издержек инновационных процессов в республике, в том числе путем минимизации рисков при реализации инновационных проектов за счет привлечения механизмов страховой защиты.

Стратегическая и тактическая республиканская политика в области инноваций должна предусматривать решение законодательных и финансовых проблем, совершенствование способов и методов внедрения инноваций; обеспечить финансовую поддержку со стороны государственных органов республики; венчурное финансирование; поддержку взаимодействия малого и крупного бизнеса в сфере инноваций; дальнейшее развитие системы технопарков и бизнес-инкубаторов .Для реализации этих многофункциональных программ нужны профессиональные кадры способные управлять этими процессами

Все это позволит решить важнейшие проблемы в развитии инновационной сферы Республики Татарстан.

Литература:

1. Дежина И., Киселева В. Тройная спираль в инновационной системе России.// Вопросы экономики. 2007. №12.

2. Индикаторы науки: 2007. Статистический сборник. – М.: ГУ – ВШЭ, 2007.

3. Краснова О. Развитие инновационных процессов в Республике Татарстан. // Экономический вестник Республики Татарстан. 2007. №4.

4. Нарышкин С. Инновационная составляющая инновационных процессов. //Вопросы экономики. 2007, №5.

5. Российский статистический ежегодник .- М. 2007.

6. Справочник инвестора. Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан. – Казань, 2006.

7. Файрушина Р. Государственная поддержка формирования инфраструктуры инноваций. // // Экономический вестник Республики Татарстан. 2007. №4.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2008)