Модель выбора приоритетных направлений государствееных капиталовложений в инфраструктурный комплекс
Транспортное дело России №02 (2008)И.Д.Магомадов, соискатель ГОУ ДПО ГАСИС
Структурная схема механизма управления государственными капиталовложениями в инфраструктурный комплекс региона в ходе реализцаии стратегии регионального развития представлена на рис. 1.
Эта схема включает следующие блоки: 1) постановочный блок; 2) построение управляющей иерархии целей; 3) выбор приоритетных направлений государственных капиталовложений в инфраструктурный комплекс; 4) реализация программ инфраструктурного обеспечения стратегии развития региона.
Организующим ядром в ходе реализации данного механизма должен быть соответствующий отдел или департамент администрации региона, в число функций которого входит управление инвестиционными процессами в регионе. В диссертации дано описание основных этапов реализации указанного механизма, приведены рекомендации по формированию состава экспертной группы, проведению экспертного опроса и преодолению основных трудностей в ходе проведения этого опроса, целью которого является ранжирование направлений государственных капиталовложений в инфраструктурный комплекс региона по их приоритетности.
Нами разработаны рекомендации по созданию институционально-правовых механизмов государственных капиталовложений в инфраструктуру. В частности, даны рекомендации по взаимодействию с управляющими органами федеральных инвестиционных программ (Федеральные целевые программы, Федеральная адресная инвестиционная программа, Инвестиционный фонд РФ).
Предлагаемые рекомендации по инвестиционному развитию инфраструктурного комплекса Тюменской области основывалась на стратегии развития Тюменской области, разработанной в
В ходе анализа текущего состояния экономики Тюменской области были выделены основные ключевые проблемы – «двухсекторная» экономика (добывающий и бюджетный секторы), высокий уровень зависимости экономики от конъюнктуры рынка углеводородного сырья, неустойчивость системы расселения, недостаточный уровень развития энергетической системы и дорожной сети. Экономика области имеет также существенные перспективы роста, связанные с развитием лесопромышленного и агропромышленного комплексов, сферы строительства и производства строительных материалов.
На основе анализа текущего состояния экономики области, перспектив ее развития, задач, сформулированных в стратегии развития области, построена управляющая иерархия целей и задач инвестиционной политики органов управления Тюменской области (табл. 1).
В таблице приведены веса-приоритеты целей и задач, полученные на основе экспертного опроса. Левая и правая колонки таблицы представляют собой, соответственно, первый и второй уровни иерархии. В ходе проведения оценок принимали участие четыре эксперта из состава разработчиков стратегии развития Тюменской области, сотрудников департамента стратегического развития и департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Правительства Тюменской области.
На основе консультаций с экспертами и совместного обсуждения отобран следующий начальный состав направлений государственных капиталовложений в инфраструктурный комплекс:
- строительство магистральных автодорог и железнодорожных путей;
- инфраструктурное обеспечение нефтепереработки, нефтегазохимии и горнодобывающей промышленности (подготовка промплощадок на принципах ЧГП);
- электроэнергетика, газификация населенных пунктов, развитие систем связи и телекоммуникаций;
- инновационная инфраструктура;
- инфраструктурная поддержка МСНК;
- строительство дорог, необходимых для развития ЛПК и АПК;
- жилье и социальная инфраструктура в городских поселениях
- объекты инфраструктуры, необходимые для защиты окружающей среды, оздоровления экологической обстановки и защиты населения от техногенных катастроф.
Результаты оценки экспертами приоритетов по выгодам, издержкам, возможностям, рискам, объемам государственных затрат и обеспеченности источниками финансирования приведены в табл. 2. В соответствии с теорией метода аналитических сетей, после оценки приоритетов издержек, рисков и объемов государственных затрат переходили к расчету их обратных значений, которые приведены во второй колонке табл. 2 как основные (прямые, т.е. первоначальные значения приоритетов даны в скобках).
На следующем этапе реализации модели проведены оценки важности (приоритетов) выгод, возможностей, издержек, рисков, государственных затрат и обеспеченности источниками финансирования (табл. 3).
В табл. 3 приняты следующие обозначения уровней важности: ОВ – очень высокая (приоритет 0,42), В – высокая (приоритет 0,26), С – средняя (приоритет 0,16), Н – низкая (приоритет 0,16), ОН – очень низкая (приоритет 0,10).
На основе предложенных в работе алгоритмов и формул, а также экспертных оценок, приведенных в табл. 2 и 3, рассчитаны окончательные приоритеты направлений государственных капиталовложений в инфраструктурный комплекс Тюменской области (табл. 4).
Как следует из табл. 4, в качестве главного направления государственных капиталовложений Тюменской области рекомендуется развитие инновационной инфраструктуры. Это направление раскрывает большие возможности и соответствует приоритетному направлению федеральной политики – сценарию инновационного развития. Кроме того, по сравнению со строительством дорог, проведением электрификации и газификации территории, а также с инфраструктурным обеспечением нефтепереработки и нефтегазохимии, данное направление менее затратно и рискованно.
Вторыми по значимости являются инфраструктурное обеспечение нефтепереработки, нефтегазохимии и горнодобывающей промышленности, а также инфраструктурное обеспечение развития малых и средних нефтегазовых компаний. Важность первого из этих направлений была охарактеризована выше. Второе направление характеризуется более низкими выгодами, но и более низкими рисками, чем первое, поскольку возможное неблагоприятное изменение конъюнктуры рынка углеводородного сырья слабо повлияет на деятельность малых и средних нефтегазовых компаний, продукция которых в любом случае будет востребована как минимум для нужд региона.
Далее по значимости следует строительство магистральных дорог, что соответствует уровню развития транспортного каркаса Тюменской области. Остальные направления характеризуются меньшими значениями приоритетов, но, как видно из табл. 4, значения этих приоритетов достаточно близки друг к другу, хотя, например, по возможностям выгодам (табл. 3) их приоритеты существенно различаются. Это говорит о том, что учет только лишь выгод (как это делается при использовании стандартного метода анализа иерархий) не позволяет в полной мере учесть другие не менее важные характеристики принимаемых решений, а учет возможностей, рисков и издержек позволяет получить более объективное обоснование инвестиционных решений.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №02 (2008) |