- Морские вести России

Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России

Транспортное дело России №02 (2008)

С.В. Шманёв, д.э.н., профессор, Н.В. Лисичкина, Орловский государственный институт экономики и торговли

 

Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста служит сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе. В последние годы инвестиционная ситуация в России постепенно изменяется к лучшему, однако пока рано считать, что эти улучшения носят устойчивый характер. Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

Для нормального развития экономики как на макро-, так и на микроуровне необходим постоянный приток средств (инвестиционных ресурсов). В условиях рыночной экономики объем и структура привлекаемых в экономику инвестиций непосредственно зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиционные товары.

Государство посредством проведения целенаправленной финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Таким образом, государство может в некоторой степени управлять поведением инвесторов на рынке инвестиционных товаров, обеспечивать определенную структуру инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с помощью различных методов и способов воздействия, которые можно классифицировать следующим образом (см. рисунок 1).

Главная задача государственной политики поддержки инвестиций заключается в создании благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности. Привлекательность инвестиционной среды определяется, прежде всего, условиями налоговой, амортизационной, финансово-кредитной политики государства. При этом для потенциальных инвесторов имеют значение не только действующие в конкретный момент условия, но и ожидаемые перспективы их развития, степень стабильности политической и экономической ситуации в стране и другие факторы.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе совместно с иностранными инвесторами. Кроме непосредственного выделения средств из бюджета для финансирования инвестиционных проектов, государство может также осуществлять выпуск целевых облигационных и иных аналогичных инвестиционных займов; предоставлять концессии отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов); обеспечивать государственные гарантии по проектам, реализуемых за счет средств федерального и региональных бюджетов. Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ. Для реализации таких проектов на конкурсной основе могут размещаться средства федерального бюджета, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает также экспертизу проектов и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности. Все инвестиционные проекты независимо от форм собственности и источников финансирования до их утверждения подлежат экспертизе. Она проводится для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права юридических и физических лиц или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ. Защита прав субъектов инвестиционной деятельности подразумевает обеспечение всем участникам равных прав при обсуждении и осуществлении инвестиционных проектов, а также предоставление любому субъекту экономических отношений права обжалования в судебном порядке любых решений органов государственной власти и должностных лиц, противоречащих законным интересам юридических лиц и граждан.

В зависимости от реального и прогнозируемого состояния экономики (уровня инфляции, дефицита (профицита) бюджетной системы, отраслевой структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) могут применяться различные концепции регулирования инвестиционного рынка, однако любая выбранная концепция должна обеспечивать баланс между достижением стратегических целевых установок (рост ВВП и национального дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции и т.п.) и поддержанием нормальных параметров текущей экономической ситуации (равновесие между спросом и предложением, оптимальные процентные ставки на кредитные ресурсы, стабильность денежной массы и др.).

Для достижения поставленных целей государство принимает непосредственное участие в инвестиционном процессе, выступая не только в качестве инвестора, но и инициатора инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов и потребностей и, одновременно, в качестве важнейшего фактора инвестиционной среды, обеспечивая стабильность экономической ситуации и поддержание благоприятного инвестиционного климата, одной из основных характеристик которого является уровень инвестиционного риска.

Инвестиционный риск определяет вероятность потери инвестиций и дохода от них, показывает, почему следует (или не следует) инвестировать средства в определенную отрасль, регион или страну. При повышении уровня риска снижается объем инвестируемых ресурсов. Степень риска зависит от политической, социальной, экономической, криминальной ситуаций.

Финансовые риски характеризуются такими показателями как:

- финансовый статус государства, дефицит (профицит) государственного бюджета;

- темпы роста ВВП и национального дохода;

- наличие финансовых гарантий инвесторам и пр.

Экономический риск определяется прежде всего структурой экономики, его характеризуют такие показатели как:

- удельный вес убыточных предприятий;

- индекс роста стоимости потребительской корзины и др.

Социальный риск определяется возможностью создания и развития производства с привлечением новой рабочей силы. В этой связи для оценки социального риска могут быть использованы следующие факторы:

- наличие жилья и социальной инфраструктуры;

- средний уровень и степень дифференциации доходов населения;

- состояние рынка труда;

- состояние здоровья населения и уровень медицинского обслуживания;

- демографическая и экологическая ситуация и др.

Криминогенный риск предназначен для оценки степени зависимости успешности инвестиционной деятельности от уровня преступности, коррупции.

Для стратегических инвесторов, особенно иностранных, большое значение имеет также политический риск, поскольку от таких факторов как уровень сепаратизма, соотношение и поведение основных правящих группировок во многом зависит успешность и прибыльность инвестиционной деятельности. Политический риск неразрывно связан с правовым риском, ведь от того насколько полна законодательная база в регионе, а также формы государственной защиты инвестиций зависит инвестиционная привлекательность государства.

Действующее в России инвестиционное законодательство  благоприятствует скорейшей легализации сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками) и предусматривает широкие возможности применения различных мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями. Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования предполагает создание благоприятных условий и обеспечение равных прав и возможностей участия в инвестиционной деятельности для всех субъектов экономических отношений, включая иностранных инвесторов.

В последние годы в России наблюдалась постепенная активизация инвестиционных процессов. В то же время в абсолютном выражении суммарный объем инвестиций явно не удовлетворял реальной потребности российской экономики в средствах. По мнению аналитиков, к основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность, относятся:

- высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

- избыточные административные барьеры для предпринимателей;

- недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;

- достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

- отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

- недостаточный уровень развития фондового рынка.

Наиболее серьезной проблемой, с точки зрения инвесторов, являлось неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следовали проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и имеющиеся ресурсы были должным образом не задействованы во многом именно из-за недостаточного учета специфики региональных условий и факторов, что стало одной из основных причин невысокой результативности рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

Эффективное использование инвестиционных ресурсов является, безусловно, одним из главных факторов, определяющих рост экономики в долгосрочной перспективе. В современных условиях высокие и устойчивые темпы экономического роста характерны обычно для стран с высокой нормой сбережения и значительной долей инвестиций в ВВП.

Инвестиции являются наиболее динамичным компонентом ВВП. В периоды экономического спада или непосредственно перед ним удельный вес инвестиций в ВВП и темпы их роста обычно снижаются. Напротив, индикатором нормализации экономической ситуации служат высокие темпы роста инвестиций, прежде всего, инвестиций в основной капитал.

Рассматривая динамику развития основных макроэкономических показателей инвестиционной активности (см. табл.1) следует отметить, что после «провальных» 1990-х годов, когда инвестиционный спрос находился на самом низком уровне, постепенная стабилизация инвестиционной ситуации в экономике России началась с возрождения производства в отраслях, ориентированных на внутреннее потребление в 2000-2006гг.

Наблюдаемое замедление темпов роста инвестиционного спроса в 2002г. было обусловлено, главным образом, изменением налоговой политики (ликвидацией инвестиционной льготы по налогу на прибыль) и снижением средней нормы прибыли в промышленности с 18,5% в 2001г. до 14,1% в 2002г. Несколько усложнило ситуацию быстрое падение темпов роста инвестиций в основной капитал в машиностроении, которое  негативно  повлияло  на  дальнейшее  развитие  инвестиционных  процессов в

Возрастные параметры используемого в России производственного оборудования остаются неудовлетворительными. В 2004 г. средний возраст машин и оборудования в промышленности составил более 21 года, тогда как в большинстве развитых странах мира нормативный срок службы техники не превышает семи-девяти лет. Несмотря на постепенное увеличение коэффициента обновления основных фондов (с 2,1% в 2001г. до 3,3% в 2006г.) коэффициент износа за тот же период вырос, в среднем на 4,3%, что свидетельствует о недостаточной интенсивности реальных инвестиционных вложений в основные фонды.

По расчетам ИНП РАН для обеспечения конкурентоспособного уровня использования производственных мощностей и повышения их качества до общемировых стандартов необходимо увеличить объем инвестиций в основной капитал, как минимум, в 2-3 раза. Для инвестиционного обновления устаревшей части основных фондов необходимо, по разным источникам, от 6000 до 10000 млрд. руб. Причем при оценке инвестиционной потребности в расчет принимался только физический износ основных фондов, то есть с учетом морального износа объемы необходимых инвестиций еще выше.

При этом повышение масштабов сбережения в экономике обострило проблему трансформации накопления. Основным источником инвестиций фактически являлись собственные средства предприятий. Отсутствие структурных преобразований не позволило нормализовать взаимодействие финансовой сферы и реального сектора. При крайне медленных темпах реформирования финансового сектора экономики участие банковского капитала в кредитовании реального сектора продолжало снижаться.

На динамику инвестиций негативно влияло и сохранение низкого уровня доходов населения. Сложившийся уровень внутреннего платежеспособного спроса на потребительском рынке ограничивал возможности роста производства товаров и услуг. Кроме того, в 2001-2006гг. негативное влияние на динамику инвестиций оказывали такие факторы как замедление темпов роста прибыли, ускорение темпов инфляции и значительное повышение цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.

Несмотря на относительно благоприятное сочетание конъюнктуры мировых цен и сохраняющегося эффекта девальвации, инвестиционный климат в 2001-2005 гг. оставался неблагоприятным, сохранялся высокий уровень рисков и нестабильность законодательного поля. В результате на протяжении указанного периода вывоз капитала значительно превышал его ввоз, что объяснялось неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Сложность работы в российских условиях вынуждала иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций не позволило промышленным предприятиям получить необходимые для модернизации и технического перевооружения производства ресурсы, поэтому конкурентоспособность продукции российского производства оставалась слишком низкой для успешной деятельности в рыночных условиях.

В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность, в связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики. В этих целях разрабатываются разнообразные мероприятия, включая такие, как Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и др. Однако, несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в программных документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается. Негативные тенденции 1990-х годов, связанные со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного кризиса, продолжают сказываться на экономике.

Кроме того, в соответствии с принятой стратегией развития в сферу исследований и разработок закачиваются довольно значительные финансовые средства, однако реально существующий уровень технологического развития российского производства не позволяет эффективно внедрить на практике инновации, которые должны генерироваться за счет выделяемых государством средств. В то же время, средства, выделяемые на сферу НИОКР, по сути дела изымаются из производственной сферы и тем самым тормозят естественное развитие отечественной экономики. В таких условиях возникает опасность, что к тому моменту, когда российское производство сможет реально востребовать создающиеся сегодня инновации, эти инновации уже успеют устареть и обесцениться. Даже в том случае, если создаваемые инновации будут внедрены, в условиях отсутствия соответствующей инфраструктуры и рынка сбыта прирост эффективности производства будет незначительным, в то время как изъятые инвестиционные суммы могли бы обеспечить больший прирост эффективности российской экономики при вложении в традиционные сферы.

Результаты опроса иностранных инвесторов, проведенного в 2005 году Российско-европейским центром экономической политики (РЕЦЭП) показали, что притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствовали политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливала их негативное влияние на инвестиционную ситуацию, которая кардинально изменилась в 2006-2007 гг., когда объем прямых иностранных инвестиций практически удвоился по сравнению с 2005 годом и составил по оценке Федеральной службы государственной статистики 28 млрд. долл.США (см. табл. 2).

В 2006 году ввоз капитала в страну впервые превысил его вывоз. Причем было зафиксировано не только положительное сальдо движения частного капитала, но и (впервые с 2001 года) сокращение его валового оттока.

В качестве основных факторов, обусловивших повышение инвестиционной привлекательности России в последние годы, можно назвать:

- сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы;

- улучшение финансового положения предприятий;

- рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары;

- увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов;

- снижение процентных ставок рефинансирования Банка России;

- формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международных рейтинговых агентств.

Несмотря на некоторые проблемы, современные условия экономического развития свидетельствуют о процессах динамической интеграции, которые сопровождают становление и развитие глобальной экономической системы и характеризуются высокими темпами ежегодных изменений таких макроэкономических показателей, как рост объемов мирового производства, мировой торговли, иностранных инвестиций, концентрации капитала, капиталоемкости научных исследований и др. Устойчивая положительная динамики производства и рост внутреннего и внешнего спроса позволили изменить ситуацию на инвестиционном секторе. Вместе с тем характер результатов инвестиционной деятельности является одним из наиболее ярких свидетельств противоречивости итогов последних лет.

Принято считать, что между инвестициями и экономическим ростом существует устойчивая положительная корреляция, и что для его ускорения экономического развития государства достаточно экстенсивного роста инвестиций. Но, как правило, такая политика не приносит успеха в долгосрочной перспективе. Недостаточно привлечь в экономику инвестиции, необходимо обеспечить их эффективное распределение между различными отраслями, объектами и субъектами инвестирования, то есть, диверсифицировать инвестиции в глобальном макроэкономическом масштабе добиваясь, таким образом, стабильности и эффективности структуры инвестиций в рамках всей экономики. При этом под структурой инвестиций недостаточно понимать лишь распределение инвестиций между отраслями экономики. Это совокупность всех видов инвестиций: государственных и частных, прямых и портфельных, финансовых и реальных, и т. д. Задача государственной инвестиционной политики, следовательно, должна заключаться в воздействии на инвестиционную систему для ее оптимизации и проведения в равновесное динамическое состояние с помощью различных инструментов макроэкономической политики.

Инвестиционная деятельность в современных условиях является основным фактором развития преобразования и стабильности экономики. Инвестиции в расширение и модернизацию производственных мощностей способствуют повышению эффективности производства, обеспечивают накопление оборотных средств, выступают важнейшим элементом совокупных расходов, оказывают влияние на объем, структуру обновленного производства, спрос и предложение, занятость населения и др. Вместе с тем, нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию всех видов производственных ресурсов и сокращению объемов национального производства и как следствие к деградации экономики.

Наблюдаемый рост инвестиций в последние годы во многом являлся следствием благоприятных внешних условий для российских экспортеров. Соответственно, в структуре инвестиционных расходов на воспроизводство основного капитала повышалась доля топливно-энергетического и транспортного комплексов, а также сопряженных отраслей машиностроения и производства конструкционных материалов. На этом фоне стала очевидной неспособность отечественного машиностроения наполнить рынок качественными материально-техническими ресурсами.

Наиболее значимым фактором, ограничивающим промышленный рост, стал недостаток современного оборудования, тенденция к приобретению бывших в употреблении технических средств. Учитывая низкую инвестиционную активность в ретроспективном периоде, масштабы инвестиций в основной капитал не соответствовали реальным потребностям обновления и модернизации производственного аппарата, что негативно сказывается на эффективности экономики. Кроме того, проблема переориентации государственной инвестиционной политики в пользу отраслей, производящих товары и услуги с более высокой степенью добавленной стоимости, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке до сих пор остается нерешенной.

 

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2008)