- Морские вести России

Развитие предпринимательства в жилищно-коммунальном комплексе мегаполиса: обоснование перспектив

Транспортное дело России №02 (2008)

Ю.В. Иванова, к.э.н., докторант кафедры экономики строительства

Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

 

Рассматривая вопросы развития предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК) мегаполиса следует выделить секторы ЖКК, в которых необходимо приоритетно развивать предпринимательство. В этой связи представляет интерес экспертное разделение сферы ЖКК на виды деятельности, или секторы, разработанное Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства [1]. Так, по мнению А.О. Шеховцова [1], изначально сферу ЖКК можно подразделить на три основных сектора: производство и поставка ресурсов (ресурсоснабжение) и удаление и обработка сточных вод; управление жилищным фондом; выполнение подрядных работ с подразделением на большое количество видов деятельности (строительные работы, эксплуатация жилищного фонда, работы на территории и др.).

Отметим, что первый сектор – сектор производства и поставки ресурсов (ресурсоснабжение) и удаления и обработки сточных вод – включает в себя деятельность по производству и поставке воды (холодной и горячей), тепла, электроэнергии, а также удаление и обработку сточных вод. Данные виды деятельности в настоящее время выполняются силами организаций, занимающих монопольное положение на рынке, а данный сектор является сектором, в котором должны действовать естественные монополии, исходя из экономического смысла и технологических особенностей (сетевого характера) деятельности. В этой связи услуги по ресурсоснабжению и водоотведению должны поставляться крупными компаниями, а субъекты малого предпринимательства могут занять сектор обслуживания сетевых инженерных систем на принципах подряда, а также предоставлять отдельным потребителям локально (вне централизованных инженерно-коммуникационных систем) ресурсы (например, тепло и воду). Весьма перспективным можно считать направление развития в отдельных районах мегаполиса миникотелен.

Второй сектор – сектор управления жилищным фондом – включает в себя следующие направления работ: сбор коммунальных платежей, посредничество в расчетах с поставщиками коммунальных услуг населению, определение подрядных организаций, в т. ч. через проведение конкурсов, заключение договоров, определение стоимости, объемов подрядных работ (составление смет), составление титульного списка объектов (для ремонта), контроль за качеством выполненных работ и техническим состоянием жилищного фонда, прием и удовлетворение заявок и жалоб со стороны населения, в т. ч. содержание диспетчерских, приемка объемов и качества работ и др. В данном секторе присутствует административно созданная монополия, доля частного участия низка и неоправданно ограничена (фактически создана монополия при отсутствии экономической необходимости).

В третьем секторе – секторе выполнения подрядных работ – следует выделить следующие виды деятельности: капитальный ремонт жилищного фонда; эксплуатацию и текущий ремонт жилищного фонда; обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций; благоустройство и уборку территорий; вывоз ТБО; озеленение; охрану жилищного фонда; установку и обслуживание систем видеонаблюдения; содержание и ремонт дорожного покрытия; дезинфекцию и т.д. В настоящее время в секторе подрядных работ развиты в основном «псевдоконкурентные» отношения.

Таким образом, выделив приоритетные направления ЖКК, необходимо обосновать критерии для развития предпринимательства в исследуемом отраслевом комплексе, а именно:

1. Создание конкурентной среды (приоритетность для государства).

Для создания конкурентной среды в сфере ЖКК, предпринимательство необходимо развивать во всех секторах, за исключением сектора естественных монополий. Особенно важно создать развитые рыночные отношения в секторе управления жилищным и нежилым фондом, где по сути субъекты предпринимательства и негосударственные игроки отсутствуют. Остальные секторы ЖКК (благоустройство, ремонт, обслуживание жилищного фонда) также привлекательны, но степень их привлекательности приблизительно одинакова.

Кроме того, исходя из потребности решения государственных задач, необходимо обеспечить доступ субъектов предпринимательства в отдельные виды работ в секторе ресурсоснабжения, что позволит сделать прозрачным ценообразование и приведет к эффективному расходованию бюджетных средств. Это касается как деятельности по поставке ресурсов локальным потребителям без использования централизованных инженерных систем, так и выполнения обслуживающих и ремонтных работ для естественных монополистов. Данный сектор контролируется соответствующими монопольными организациями, которые, как правило, имеют свои собственные подразделения, выполняющие работы по техническому обслуживанию и ремонту сетей и прочей инфраструктуры при отсутствии какого-либо контроля над этой деятельностью со стороны. Помимо того, автор полагает, что обслуживание сетей естественных монополий, является весьма перспективным, но в настоящее время полностью неосвоенным сектором ЖКК.

Таким образом, данные работы вполне могли бы осуществлять и субъекты предпринимательства, что создало бы конкурентные отношения и сделало прозрачным существующие финансовые отношения.

2. Развитие конкретных субъектов предпринимательства.

Если придерживаться критерия развития сектора предпринимательства как такового и не преследовать цели решения более глобальных задач реформирования сферы ЖКК, то приоритетными направлениями для предпринимательства являются строительные работы, работы по капитальному ремонту, по обслуживанию и эксплуатации жилищного и нежилого фонда, внутридомовых сетей, работы по благоустройству территорий, вывоз ТБО (дорожные работы). Вместе с тем деятельность по управлению жилищным фондом является менее привлекательной, поскольку лежит вне рамок даже «псевдорыночных» отношений, присущих остальным секторам. Субъекты предпринимательства, негосударственные компании при существующей системе финансирования и управления данным сектором не смогут эффективно функционировать в основной его части – муниципального жилищного фонда. Достаточно привлекательным может быть для субъектов предпринимательства сектор управления элитными домами, в которым созданы ТСЖ, однако число таких не настолько велико, чтобы создать конкурентный рынок. Приоритетными для субъектов предпринимательства, но абсолютно неосвоенными видами деятельности являются обслуживание крупных инженерных сетей организаций – естественных монополий – и сбор, сортировка и первичная переработка (вблизи от места сбора) твердых бытовых отходов.

Обобщая все вышесказанное, на основании учета двух критериев можно сделать вывод, что практически вся сфера ЖКК в виде ее отдельных секторов является приоритетной для развития предпринимательства при условии устранения излишних ограничений. В тоже время автором обосновывается, что одним из главных направлений развития предпринимательства в ЖКК должно стать адекватное рыночным условиям нормативно-правовое регулирование сферы исследуемого комплекса как на федеральном, так и на региональном уровнях, поскольку в настоящее время не существует единого нормативного правового акта, устанавливающего правила деятельности частных компаний в указанной сфере.

На основании анализа проблем, препятствующих развитию предпринимательства в ЖКК мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга), автором предложены основные направления его совершенствования.

I. Необходимость развития малого предпринимательства в ЖКК.

Одной из приоритетных задач реформирования ЖКК в Санкт-Петербурге и России в целом является активное развитие малого предпринимательства в данной сфере. Практически эта необходимость вызвана массовой потребностью жителей мегаполиса в реальном повышении качества жилищно-коммунального обслуживания. Только в этом случае населению будут понятны те изменения, которые необходимы для обеспечения новых условий хозяйственной деятельности в ЖКК.

На многочисленных примерах мирового и отечественного опыта нами доказано, что только внедрение рыночных механизмов сможет обеспечить устойчивый рост качества жилищно-коммунального обслуживания петербуржцев. Однако рыночная среда существует только при наличии действующих ее субъектов. В условиях сложной системы ЖКК требуется квалифицированное участие хозяйствующих субъектов. Тем не менее, в настоящее время в Санкт-Петербурге нет практики массового участия в ЖКК экономически активного предпринимательства с соответствующими результатами доступного качества жилищно-коммунального обслуживания населения города.

Наличие традиционной практики инженерного и административного решения вопросов ЖКК не обеспечивает в настоящее время подлинно хозяйственный, экономический подход к нуждам жителей мегаполиса и вызывает их нарекания и недовольство [2]. Новый подход в этой сфере способен обеспечить только качественно хозяйствующие субъекты, каковыми по экономической сути являются представители малого предпринимательства.

Необходимость широкого участия в ЖКК именно субъектов малого предпринимательства, а не монополизация этой сферы крупнейшими российскими компаниями, следует из самой природы отраслевого комплекса: множественности технических особенностей его функционирования, реальной сложности и кропотливости устойчивого обеспечения текущего состояния, а также ремонта хозяйства десятков тысяч жилых домов мегаполиса, тысяч километров инженерных коммуникаций, конкретных ежедневных запросов и претензий миллионов жителей Санкт-Петербурга. Мы считаем, что современная ситуация не должна решаться простыми административными действиями, традиционными методами и технологиями, дозированным участием малого предпринимательства в реформируемом ЖКК, поскольку даже экономически прибыльный, но узко избирательный подход российских монополий к объектам ЖКК не обеспечивает интересов населения в улучшении качества широкого спектра жилищно-коммунального обслуживания.

Анализ участия предпринимательства в ЖКК мегаполиса показывает, что сегодня он действует на своеобразном «подхвате» в виде немногих подрядов, выигранных по конкурсам. Но даже сам факт успешного участия частных компаний в конкурсах показывает их экономическую активность и способность к развитию. Указанная способность необходима для развития ЖКК, поскольку рост потребностей жителей в качестве работ и услуг, необходимость поиска креативных, нетрадиционных решений в технических, экономических, организационных вопросах вывода многочисленных объектов ЖКК из нынешней ситуации наиболее соответствует предпринимательскому опыту малого бизнеса.

II. Предлагаемые пути и механизмы реализации развития предпринимательства в ЖКК мегаполиса.

Развитие предпринимательства в ЖКК мегаполиса предполагает учет необходимости существенного роста малых и средних предприятий и обеспечение ими устойчивого и качественного жилищно-коммунального обслуживания петербуржцев. Эта цель может быть обеспечена следующими путями:

1. Развитие правового обеспечения (необходимо на уровне Санкт-Петербурга внести изменения в существующие нормативно-правовые акты (НПА) и принять недостающие в указанной сфере НПА, касающиеся концессионных соглашений в ЖКК, утверждения типовых договоров на выполнение работ и предоставление услуг в сфере ЖКК, в т.ч. на управление жилищным фондом (включая муниципальные и частные жилые помещения), порядка организации и проведения конкурсов на размещение городского заказа в ЖКК, в т.ч. требования к претендентам и критерии определения победителей; информационного обеспечения деятельности частных компаний в ЖКК, пониженных ставок арендной платы для предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (в случае аренды ими помещений у города)).

2. Организационное обеспечение (создание организационных структур городского, районного уровней поддержки развития предпринимательства в ЖКК).

3. Экономическое обеспечение (разработка механизма страхования ответственности субъектов предпринимательства в ЖКК с целью повышения качества выполняемых работ и услуг. Разработка механизма осуществления безналоговых долгосрочных целевых накоплений домовладельцев на капитальный ремонт. Разработка и реализация механизма франчайзинга для распространения качественных технологий и ответственности в деятельности субъектов предпринимательства в ЖКК).

4. Ресурсное обеспечение (выделение субъектам предпринимательства, работающим в ЖКК, нежилых помещений. Обеспечение технологическим оборудованием с использованием механизма лизинга. Предоставление субвенций, субсидий, бюджетных кредитов. Разработка и изготовление образцов технологического оборудования).

5. Инфраструктурное обеспечение (создание сервисных центров. Создание сети приемно-сортировочных пунктов и передвижных комплексных пунктов по сбору вторичного сырья).

6. Учебно-методическое обеспечение (создание ресурсного учебно-тренингового центра кадрового обеспечения субъектов предпринимательства в ЖКК).

 

Литература:

1. Аналитический отчет Национального института системных исследований проблем предпринимательства «Разработка комплекса организационно-правовых мер по развитию малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Москвы» [Текст]: М., 2004. – 87 с.

2. www.i-stoy.ru/new4457.html. Итоговая резолюция российско-германской конференции «Развитие малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве России [Электронный ресурс].

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2008)