- Морские вести России

Методические основы информационно – модельного управления экономическими объектами

Транспортное дело России №02 (2008)

К.Б. Будунов, аспирант Дагестанского государственного технического университета

 

Основным фактором, определяющим эффективность принимаемых управленческих решений,  являются знания об экономическом объекте управления, а базовая их составляющая характеризуется  информационным обеспечением управленческой деятельности администрации предприятий в изменяющихся условиях функционирования и состоит в сборе и переработке информации, необходимой для построения адекватной модели формализации экономического  объекта управления и внешней среды.

В деятельности экономического объекта,  имеющего  большое количество, как внешних, так и внутренних связей, структурированное представление и  передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. В ряде случаев производственная информационная система решает задачи, связанные с организацией технологического процесса, и перерабатываемая в ней информация носит производственный характер. В этом случае информация играет важную роль для построения модели  проблемной среды,  используемой для принятия управленческих решений в модельно-информационных системах управления сложными экономическими объектами. Особую роль при этом играет прогнозирование рыночных процессов, определяющее пути развития объекта управления  и являющееся источником научно-обоснованного планирования.

Важную роль  в системе управления имеет также  информационная модель о возникновении возможных  в ходе функционирования  отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.

Существенную роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках  и конкурентах. Это непрерывно пополняемый общий фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает экономическому объекту высокий уровень конкурентоспособности.

Содержание каждой конкретной информационной модели проблемной среды  определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. При этом к информационно-управленческой модели проблемной среды предъявляются следующие основные требования:

- по объему и качеству модель должна  обеспечивать минимально  необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений;

- информационно-управленческая модель должна обладать свойством  целенаправленности, т.е. обладать способностью удовлетворения текущих  потребностей конкретных менеджеров;

- для удовлетворения требований по точности и достоверности для построения модели необходимо организовать  правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений, используемых для ее формирования;

- по содержанию данные  должны быть  непротиворечивыми, обладать возможностью многократного использования; иметь  общий формат описания.

Выполнение перечисленных выше требований достаточно эффективно реализуется в   информационно-модельном принципе управления, который при этом становится способным последовательно во времени   адекватно описывать  производственные процессы путем применения технических средств сбора, накопления, структуризации,  обработки и передачи информации в сочетании с использованием аналитических методов математической статистики и моделей прогнозно-аналитических расчетов.

При этом в  каждом производственно-хозяйственном подразделении предприятия, участвующем в процессе управления сложным экономическим объектом  может  обеспечиваться  обобщение информации «снизу вверх», а также конкретизация информации «сверху вниз», что способствует повышению эффективности принимаемых управленческих решений.

Повышение эффективности использования информационно-модельного принципа управления достигается также за счет возможности  сквозного построения и совместимости подсистем, что позволяет устранить дублирование и обеспечить многократное использование информационной модели, установить определенные интегральные связи, ограничить количество показателей, уменьшить объем информационных потоков, повысить степень использования информации. Это обусловлено тем, что информационное обеспечение предполагает: распространение информации, т. е. представление пользователям информации, необходимой для решения производственных задач; создание наиболее благоприятных условий для распространения информации, т. е. проведение административно-организационных, научно-исследовательских и производственных мероприятий, обеспечивающих ее эффективное распространение.

Информационно-модельный принцип управления сложными экономическими объектами  и особенно возможность его автоматизированной реализации  являются важным фактором повышения эффективности поведения сложного экономического объекта.

Важную роль в эффективности  использования информационно-модельного принципа управления   играют способы формализации и регистрации модели представления знаний, обработки, накопления и передачи информации;  структурированное и систематизированное хранение и выдача данных в требуемой форме; возможность  производства числовой, графической и иной информации. При этом информационно- модельный принцип управления  подразумевает использование информационной системы, обладающей возможностями   поддержки принятия решений. Для определения эффективности использования такой внутрипроизводственной информационной системы обычно применяется показатель, определяемый как отношение получаемой прибыли в результате ее эксплуатации  к затратам на технические средства и программное обеспечение используемой системы.

Основными принципами и целями информационно-модельного принципа управления  сложными экономическими объектами  являются:

- определение требований к содержанию данных  и их характеру в зависимости от вида решаемых задач и поставленных целей функционирования;

- формирование модели  хранения, использования, представления данных в централизованном и децентрализованном управлении;

- определение потребностей в технических средствах по предприятию в целом и в каждом хозяйственном подразделении;

- разработка программного обеспечения, создание и использование баз  данных;

- проведение многовариантных расчетов в процессе разработки программ маркетинга планировании, при контроле, сборе и обработке цифровой информации;

- автоматизированная обработка и выдача текстовой информации;

- автоматизация административно-управленческого труда на основе использования компьютерной техники.

При этом основные задачи информационной системы управления при использовании информационно-модельного принципа управления заключаются в[1]:

- координации деятельности по сбору и обработке данных финансовых отчетов на высшем уровне управления объектом и в производственных подразделениях в целях повышения качества и своевременности поступления финансовой информации по всему объекту управления и окружающей среде в целом;

- удовлетворение информационных потребностей органов управления, предоставление им информации в виде документов;

- формирование, размещение, пополнение, поддержка, актуализация и использование информационных ресурсов объекта управления;

- определение потребителей информации и ее состава, периодичности обмена и циркуляции (обеспечение информационного сопровождения управленческой деятельности, производственной и других видов деятельности), форм представления модели ситуаций проблемной среды содержащей  диаграммы, графики, тексты, таблицы  и  другие формы представления знаний,  удобные для менеджера проекта;

- унификация и организация процессов и средств сбора, регистрации, обработки, хранения, обновления, передачи и использования данных, распределение этих задач между подразделениями;

- организация потоков данных, формирование комплекса технических средств для организации информационных потоков (информационно — телекоммуникационных систем, систем диспетчеризации и мониторинга), развитие и создание новых информационных технологий, и поэтапное формирование единого информационного пространства объекта, обеспечение управления данными  в различных видах и комплексах;

- организация хранения массивов данных, представленных в структурированном виде в форме модели проблемной среды (разработка системы классификаторов, хранение данных  в унифицированных форматах);

- формирование унифицированной системы документации, разработка документооборота и технологических процессов формирования документов, установление порядка их составления, оформления, регистрации, согласования, утверждения;

- формирование и эксплуатация системы взаимодействия информационной системы и менеджеров, организация использования информации для оценки тенденций, альтернатив решения и действий, разработки стратегий и прогнозов развития;

- организация обратной связи для  осуществления коррекции входных данных на основе  информации, переработанной на предприятии в реальном времени;

- разработка «Концепции создания единой информационной – телекоммуникационной системы экономического объекта» и «Программы совершенствования информационного обеспечения предприятия» для планирования информационного обеспечения управленческой деятельности;

- решение задач прямого счета и оптимизации в процессе перспективного и оперативного планирования и повышения эффективности производства;

- решение задачи сбалансированности объемов вводимых в производство факторов с производственными мощностями экономического объекта;

- определение основных источников системы сбора, обработки хранения первичных данных;

- определение основных направлений развития технологий обработки информации.

Определение потребностей каждого менеджера в необходимых  ему конкретных данных представляет собой достаточно сложную проблему, а ее решение зависит от опыта и функций руководителя, а также его полномочий в принятии управленческих решений. При этом система сбора информации должна работать избирательно и поставлять только необходимую для принятия решений информацию. В этом случае информационная система управления становится способной выполнять следующие функции:

- определение и обработка необходимой информации для определения целей и оперативного управления поведением объекта;

- определение потребностей в технических средствах системы управления  в целом и каждой подсистемы в частности  для обеспечения всей необходимой для принятия решений информацией;

- централизованное планирование всех затрат на приобретение, аренду технических средств для обеспечения бесперебойного снабжения информацией всех подразделений системы управления сложным экономическим объектом;

- определение затрат на обслуживание технических средств системы управления.

Одной из важнейших задач информационно-модельного принципа управления сложными экономическими объектами является определение источников информации и построения информационной модели объекта используемой для принятия решений на различных уровнях управления и в различных подразделениях системы управления.

Для успешного управления процессом поведения экономического объекта   необходимо учитывать данные, описывающие состояние его   внешней и внутренней  среды. Внутренними источниками данных для построения модели объекта управления являются  внутриорганизационные подразделения. Они порождают плановую, контрольную, учебную, научно-техническую, аналитическую другую информацию. Модель внутренней среды, как правило,  отражает финансово-хозяйственное состояние объекта управления.

Внешняя среда включает экономические и политические субъекты, действующие за пределами объекта управления, и отношения с ними.  К ним относятся экономические, социальные, технологические, политические и другие отношения объекта управления, например,  с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами, профсоюзами, государственными органами и т. д.

В качестве внешних источников информации могут выступать[2]:

- законодательные и регулирующие органы (законы, постановления, сообщения налоговых органов и т. д.);

- клиенты и партнеры объекта управления  (технологическая и научно-техническая информация, содержащая научные знания, сведения об изобретениях и новых технологиях, информация от поставщиков, потребителей, партнеров, консалтинговых фирм, банков и т. п.);

- информационные агентства (общая информация о состоянии экономики и специализированная экономическая информация в информационно-аналитических материалах, специализированных журналах, газетах, ресурсах Интернета);

- конкуренты (информация о ценах, действиях и т. д.);

- органы статистического учета (информация статистических исследований).

Информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна, противоречива и носит случайный характер. Она требует нестандартных процедур для предварительной обработки. Для этого используются или математические методы статистики или методы нечетной обработки и представления знаний.

 

Литература:

1.             Магомедов М.Ю., Халимбеков Х.З. Основные принципы построения информационной системы управления строительного предприятия// Экономика строительства, 2005, №4.

2.             Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. -М.: 1993

 

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2008)