Реструктуризация угольной промышленности и перспективы ее развития
Транспортное дело России №02 (2008)Н.А. Лебедев
Проведение реструктуризации угольной промышленности России назрела еще к
К началу реструктуризации в
Весьма неблагоприятным было финансовое состояние отрасли из-за убыточности многих предприятий, хронической задолженности потребителей за поставленный уголь, а также ряда иных причин внутриотраслевого и внешнего характера.
Основными направлениями реструктуризации должны были стать сооружение новых шахт и разрезов более высокого технико-технологического уровня, реконструкция и перевооружение наиболее перспективных угледобывающих предприятий отрасли на базе технического перевооружения, закрытие особо неперспективных предприятий.
В соответствии с «Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности России» все угледобывающие предприятия были разделены на три группы по их технико-экономическим характеристикам: перспективные, стабильные и неперспективные. Перспективные шахты ориентировалось на комплексное техническое переоснащение, что должно было обеспечить рост нагрузки не менее, чем в два раза.
Ликвидация неперспективных шахт проводилась в широких масштабах и из 200 шахт данной категории были закрыты 170 до
Сокращение количества шахт увеличило удельный вес открытого способа добычи до 64% и долю перспективных до 70%. Хотя и незначительно, но все же возросла заработная плата шахтеров и в
Что касается финансовой стороны вопроса, то анализ показывает, что показатели кредиторской задолженности были еще высоки -собственный капитал был ниже заемного почти в три раза.
Важным итогом первого периода реструктуризации стало то, что снижение объемов добычи угля, имевшее место, не сказалось на уровне поставок топлива потребителям.
Реструктуризация позволила уже к 1995 году сократить нагрузку на бюджет до 19% против 75% в
За 1993-2001 гг. число угледобывающих предприятий сократилось на 62 единицы, с 270 до 208, в том числе шахт производственных – с 205 до 109, т.е. на 96 единиц.
Анализ показывает, что число шахт с добычей до 500 т./сут. возросло с 24 до 47 (95,8 %), в то время как снизилось количество шахт с добычей от 1001 до 2000 т./сут. с 55 до 38 при сохранении их доли в общей угледобычи. Шахт с добычей 2001 – 3000 т./сут. стало меньше - с 35 до 20, в то время как доля их в общей добыче угля почти не сократилась. К тому же с
В то время как проводилась политика закрытия шахт, одновременно на перспективных месторождениях шахты, наоборот, открывались. В период до
В угольной отрасли рост добычи угля начался с
Следует отметить, что весь указанный период степень ответственности государства за последствия проводимых в угольной отрасли преобразований была достаточно высокой – на реструктуризацию государством было выделено 10,32 млрд. долларов, в том числе кредиты Мирового банка составили 1.18 млрд. долл.
Табл. 1. Бюджетное финансирование реструктуризации угольной
промышленности России в 1994 – 2005 гг., млн. долл.
Источник: Минэнерго России
Позитивным моментом реструктуризации можно назвать повышение производительности труда, которая увеличилась почти в три раза и вышла на самый высокий уровень за всю историю существования угольной отрасли страны. Не мене важными итогами стали также снижение нагрузки на федеральный бюджет, стабилизация социальной напряженности, улучшение технико-экономических и финансовых показателей работы отрасли, улучшение условий труда рабочих, занятых на подземных работах.
За последние три-четыре года по объемам угледобычи Россия переместилась с шестого на пятое место в мире.
Рис. 1. Динамика добычи угля по основным угледобывающим странам, млн. т.
Стало очевидным, что в современных экономических условиях вполне возможно удержать рентабельный уровень работы отрасли. Комплекс мер, предусмотренный основными направлениями реструктуризации угольной промышленности должен был также обеспечить относительно короткий период времени на создание конкурентного угольного рынка, а его субъекты, являясь в большинстве своем частными угольными компаниями, должны были обеспечить своре самофинансирование в долгосрочной перспективе.
Следует отметить, что в основном эти цели были достигнуты. Действует свободное ценообразование на рынке угля. В отрасли работает более 30 крупных угледобывающих компаний, доля которых в общей добыче в
Понятно, что реструктуризация создала лишь основы для решения текущих проблем отрасли и определения дальнейшего направления ее развития. Дальнейшее направление хода самой реструктуризации определено энергетической стратегией страны. В этом контексте определен ряд мер по дальнейшей реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, конкретизирован перечень мероприятий и утвержден принцип распределения средств государственной поддержки.1 Указанные мероприятия по дальнейшему проведению реструктуризации, могут быть объединены в следующие основные направления.
Первое. Завершение ликвидации организаций угольной промышленности (технические работы по ликвидации, социальная поддержка увольняемых в процессе ликвидации работников, разработка и экспертиза проектов ликвидации. На это направление приходится 47% остаточного объема средств, выделенных на реструктуризацию, или 18,8 млрд. руб. в ценах декабря 2004 года.
Второе. Реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения (снос ветхого жилищного фонда, содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией объектов социально-культурного назначения, профессиональному переобучению 8, 4 тыс. чел., завершение мероприятий по созданию 36,3 тыс. новых рабочих мест, предоставление жилья по новому месту жительства для 6,9 тыс. семей работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций угольной промышленности, расположенных в признанных неперспективными шахтерских городах и поселках Крайнего Севера. Доля этого направления составила 16,5 млрд. руб. в ценах декабря 2004 года (41%).
Табл. 2. Структура финансирования программ местного развития и обеспечения занятости шахтеров в 1998 -2004 гг., %
Источник: Минэнерго России
Третье. Развитие производственного потенциала и содействие созданию безопасных условий труда - 8,2 % или 3,3 млрд. руб. в ценах декабря 2004 года.
На финансирование программ местного развития и обеспечения занятости было выделено 17 млрд. руб., которые распределены следующим образом.
Табл. 3. Субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтеров в 2006 -2010 гг.
Источник: Рассчитано автором по материалам Минэнерго России
Четвертое. Мероприятия по организации научно-исследовательских работ, связанных с реструктуризацией отрасли, на что направлено 4% или 1,5 млрд. руб.
В целом остаточные объемы средств, направленных из бюджета на мероприятия по реструктуризации на период 2006-2010 гг. составляют 40, 1 млрд. руб. опять- таки в ценах декабря 2004 года.
На практике важным, можно сказать, даже принципиальным вопросом завершения реструктуризации становится структура распределения инвестиционных ресурсов на рассматриваемый период по годам. Финансирование мероприятий по завершению реструктуризации в 2006 - 2010 гг. выглядят следующим образом.
Рис. 2. Финансирование завершения реструктуризации
в 2006 – 2010 гг., млрд. руб.
Таким образом, выделение бюджетных средств позволит завершить в основном к
Говоря о перспективах развития угольной промышленности, следует отметить, что в России на уголь предъявляется спрос во всех субъектах Федерации, а добывается уголь сегодня в 24 субъектах. Основные потребители на внутреннем рынке угля: во-первых, большая электроэнергетика (33%), во-вторых, электрические и тепловые станции (22%), и, в - третьих, металлургия (16%). Доминирующим поставщиком остается Кузнецкий угольный бассейн.
Россия поставляет уголь в 40 стран мира, занимая по объемам экспорта третье место в мире. Правда, на данном направлении имеется ряд проблем, в частности, экспорт зависит от конъюнктуры мирового рынка, характеризующейся цикличностью развития, транспортной инфраструктуры и т.п.
Имел место рост инвестиций в основной капитал угледобывающих предприятий, предпринятый в 2005/06 гг., что привело к вводу новых мощностей по угледобыче, обновлению оборудования и, как следствие, наращиванию угледобычи.
Между тем, достижения могли бы стать большими, если бы соотношение цен на уголь и газ составили бы 1:2, а не 1:1 как сегодня. Ожидается, что к
В результате реструктуризации около 90 % убыточных и опасных с точки зрения их эксплуатации по техническим причинам шахт было закрыто. Величина государственного финансирования снизалась, прекратилось дотирование убытков при добыче угля.
За период реструктуризации в частную собственность передано более 500 угледобывающих предприятия отрасли, что положительно сказалось на оздоровлении предприятий, в частности, производительность труда возросла в отрасли на 75% с 2002 года.
Между тем, имеется ряд проблем. Прежде всего, следует сбалансировать тарифную политику и регулирование цен на продукцию и услуги естественных монополий, прежде всего, железнодорожные тарифы. Емкость внутреннего рынка сужается, поэтому необходимо соотнести себестоимость угля и транспортные тарифы, снижение которых позволит повысить уровень использования угля в электроэнергетике.
Несмотря на некоторое финансовое оздоровление предприятий, в целом, они еще не имеют достаточных собственных оборотных средств. Повысить их уровень мешает, во-первых, высокая степень износа оборудования, замена которого на первой стадии реструктуризации проведена не в полно объеме; во-вторых, как уже отмечалось, высокая стоимость транспортировки углей железнодорожным транспортом и сложные схемы грузопотоков, особенно в отдаленные районы; в-третьих, экологические и региональные социальные проблемы, связанные с реструктуризацией.
В процессе первого этапа реструктуризации не были решены проблемы инвестиций в развитие угледобывающей отрасли, ее производственного потенциала.
Задача состоит в том, чтобы к 2020 году развитие рынка энергетических углей направить по интенсивному пути, что в корне изменит традиционное представление об угольном топливе. Этому будет способствовать переход на новые экологически чистые и высокоэффективные технологии сжигания угля и продуктов его переработки.
Электростанции и котельные должны ориентироваться в основном на использование высококалорийного (обогащенного) угольного топлива со стандартизованными качественными характеристиками, позволяющими существенно расширить спектр используемых углей, и, соответственно, развить конкуренцию между угледобывающими компаниями. За счет перехода электростанций на использование высококалорийных энергетических концентратов удастся существенно сократить транспортную составляющую в цене одной тонны условного топлива, и, соответственно, повысить конкурентоспособность угля по сравнению с природным газом.
В период с 2015-2020 гг. прогнозируется коренное изменение технического и экономического уровня угольного производства за счет перемещения центра добычи на вновь введенные мощности, оснащенные техникой нового поколения, с применением новейших технологий, выход на высококачественную конечную продукцию, в том числе в рамках углехимических, энерготехнологических и угольно-металлургических комплексов.
Говоря о ситуации на рынке коксующегося угля, важно отметить, что спрос на коксующиеся угли со стороны металлургических комбинатов и коксохимических заводов традиционно высок, а с выходом мирового рынка стали из полосы затяжного кризиса можно ожидать дальнейшего роста потребности в данном виде топлива.
Большинство шахт и разрезов, добывающих коксующийся уголь, принадлежит металлургическим предприятия различной принадлежности, внутренние потребности которых в коксующихся углях имеет безусловный приоритет и обеспечивается прежде всего. Соответственно, предприятия, не имеющие собственной сырьевой базы, оказываются в сложном положении – они приобретают уголь по завышенным ценам. С другой стороны, компании, обладающие собственной сырьевой базой, имеют возможность использовать это обстоятельство как средство в борьбе с конкурентами.
Важной составляющей при этом должно стать обеспечение в полной мере предприятиями угольной отрасли потребностей отечественного коксохимического производства в необходимых объемах и марках коксующихся углей.
Поэтому шагом в правильном направлении для многих металлургических предприятий стала возможность приобретения действующих и ввод в строй новых шахт и разрезов по добыче коксующихся углей.
Проводимая политика реструктуризации позволила значительно улучшить шахтный фонд. Улучшатся основные экономические показатели: средняя производственная мощность шахт составила в
Угольная промышленность страны сегодня - один из самых динамично развивающихся секторов экономики, и ресурсы развития у нее огромные. Это видно на примере Кузбасса - региона, где добывается более 55 процентов отечественного угля. В
С этой целью была проделана огромная работа по реструктуризации угольной отрасли, которую в течение десяти лет совместно проводили федеральные и региональные органы власти. Практически все неперспективные и хронически убыточные шахты и разрезы, особо опасные для жизни и здоровья рабочих, закрыты. Приняты серьезные меры для финансового оздоровления убыточных предприятий. Угольная промышленность Кузбасса прошла весь путь реструктуризации от начала до конца, с позитивным результатом, и впервые за все время существования она стала рентабельной.
Тем не менее, для развития достигнутых результатов важна помощь государства. Необходима поддержка, которая позволила бы увеличить потребление угля в электроэнергетике. Безусловно, в государственной поддержке нуждается и процесс технического перевооружения угольных предприятий. В сегодняшних условиях формы такой поддержки могут быть только рыночными. Речь идет, например, о нулевой ставке налога на добычу полезных ископаемых для угольных предприятий, инвестиционной льготе по налогу на прибыль, об увеличении объемов компенсаций из бюджета процентной ставки по кредитам на покупку угольной техники.
Важнейшими финансовыми ресурсами на эти цели могли бы стать средства, направляемые в настоящее время на различные виды государственных федеральных программ, массовость которых распыляет средства растягивает решение конкретных задач на многие годы, создает неравенство условий для отдельных категорий населения, дифференцирует регионы, и т. п.
Как мы видим, к важным итогам первого этапа реструктуризации угольной промышленности можно отнести: во-первых, рост технико-экономических показателей, во-вторых, улучшение состояния шахтного фонда, рост добычи угля и нагрузки на забой и, в-третьих, увеличение добычи угля, достигнув к
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №02 (2008) |