Методология анализа и моделирования инвестиционной деятельности в логистических системах
Транспортное дело России №02 (2008)Д.А. Щелков, аспирант ГОУ ДПО ГАСИС
Одним из ключевых факторов экономического и инновационного развития государства является высокая инвестиционная активность, способствующая обеспечению экономического роста и, как следствие, повышению благосостояния общества. Она находит свое выражение в инвестиционной деятельности логистических систем.
Наращивание объемов инвестиций и повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью в логистических системах, является одним из основополагающих условий сокращения длительности производственно-сбытового цикла, создающим предпосылки для экономического роста путем ускорения оборачиваемости средств. От оптимального использования инвестиций как на микро, так и на макрологистическом уровне во многом зависят производственный потенциал хозяйствующих субъектов, их эффективность, а значит отраслевая и воспроизводственная структура всего общественного производства.
Сегодня управление инвестиционной деятельностью логистических систем являются неотъемлемым звеном структуры общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.
Российский рынок относится к числу перспективных развивающихся рынков в системе БРИК. В то же время для российского рынка, с учетом множества влияющих на его развитие факторов внешнего и внутреннего характера, присущи повышенные инвестиционные риски. По мере того, как такого рода рынки структурируются и темпы их развития стабилизируются, приток инвестиционных капиталов увеличивается. Во многом этому способствуют мероприятия по улучшению инвестиционного климата на макроуровне, с одной стороны, а с другой – постепенно нарабатываются новые методы современного управления инвестиционной деятельностью на микроуровне.
Инвестиционная деятельность логистических систем в России осуществляется в условиях тех тенденций и противоречий, которые присущи отечественному рынку логистики на современном этапе.
Во-первых, насыщение российского рынка логистических услуг привело к сокращению глубины добавленной стоимости в этой сфере деятельности. Если на рубеже ХХI века доля добавленной стоимости логистических компаний в цене товара в России уверенно превышала 15%, то в настоящее время эта доля для логистических компаний приближается к европейскому стандарту 3-5% и составляет 5-7%.
Во-вторых, если на начальном этапе развития логистические компании в России сосредотачивались в основном на транспортно-складских операциях, то на сегодня спектр логистических услуг существенно расширился и включает дополнительно не только сопровождение грузов, но и маркетинг, консалтинговую деятельность, вплоть до аутсорсинга определенного комплекса работ.
В-третьих, сложность ситуации заключается в том, что увеличение объема предлагаемых логистических услуг в рамках одного производственного цикла приводит к относительному удорожанию этих услуг для организации их предоставляющих. Иными словами если изначально предлагаемые логистическими компаниями операции по транспортировке и складированию отличались большой рентабельностью, то добавляемые услуги по сопровождению, консалтингу и т.д. характеризовались меньшей рентабельностью, снижая среднюю удельную рентабельность комплекса предоставляемых логистических операций.
Таким образом, усложнение логистических процессов, в том числе путем наращивания логистических операций, приводит к необходимости развития методологии анализа и моделирования инвестиционной деятельности в логистических системах для принятия научно обоснованных управленческих решений.
Нерешенность в практическом плане проблемы совершенствования процесса инвестирования и управления инвестиционной деятельностью в логистических системах, необходимость развития методологии анализа и моделирования инвестиционной деятельности в логистических системах в условиях трансформации российской экономики, а также недостаточное освещение данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе и определили актуальность темы исследования.
Исследования теоретико-методологические основы анализа, оценки, моделирования и прогнозирования инвестиционной деятельности в экономических системах в целом как более широкого класса систем, в которые входят и логистические системы показали, что инвестиционный анализ как инструмент для оценки эффективности инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов чаще всего призван определить эффект от:
- введения в действие нового производства;
- обновления основных фондов с целью увеличения объема продаж и качества выпускаемой продукции;
- увеличения объема выпуска продукции и (или) расширения рынка предлагаемых услуг;
- любого другого вложения денежных средств.
Суть инвестиционного анализа заключается не только в оценке эффекта от инвестирования тех или иных инноваций, расширения производства и т.д., но и в получении статистической информации по объемам продаж, использованию оборотных и внеоборотных активов, изменению производительности персонала, эффективности всех видов затрат и финансовых вложений.
Традиционно рассчитываются и анализируются в динамике следующие группы показателей эффективности инвестиционных вложений:
1) показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
2) показатели бюджетной эффективности, отражающие последствия осуществления инвестиционного проекта на федеральный, региональный и местный бюджеты;
3) показатели экономической эффективности, отражающие затраты и результаты по конкретному проекту, предприятию или иному объекту вложений, учитывающие как интересы его участников, так и интересы, связанные с развитием района, региона, страны.
Среди основных показателей инвестиционного анализа, как правило, выделяют: срок окупаемости инвестиций; внутреннюю норму доходности; чистый денежный поток; чистый дисконтированный доход; индекс доходности; бюджетную эффективность; интегральный бюджетный эффект и др.
Систематизированные автором основные составляющие анализа и оценки инвестиционной деятельности в экономических системах (ЭС) и их содержание приведены в табл.1.
Изучение основ анализа и оценки инвестиционной деятельности в экономических системах (табл.1) показывает, что непосредственно к логистическим системам имеет отношение блок анализа использования материальных ресурсов и состояния их запасов. Однако опосредованно оценка логистических систем в общем производственно-сбытовом цикле связана с блоками: анализа экономических результатов деятельности (в части проведения факторного анализа прибыли от продаж продукции и реализации услуг, факторного анализа рентабельности и оценки использования прибыли); анализа производственных результатов работы ЭС (в части анализа валовой, товарной и реализованной продукции (работ, услуг), оценки их качества, выявления факторов, влияющих на результаты работы); оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности (в части определения факторов, влияющих на эффективность хозяйствования, включая установление экстенсивных и интенсивных факторов эффективности производства); диагностики потенциала ЭС (в части сравнительной оценки и диагностики деятельности ЭС).
Таким образом, следует отметить, что инвестиции в логистические операции, в первую очередь рассматриваются с позиций поддержания требуемого уровня запасов материальных ресурсов при одновременной минимизации затрат на их доставку и хранение. Однако необходимо рассматривать логистические операции в общем случае не только в основном с позиций минимизации затрат на их осуществление, но и как источник доходов за счет совершенствования услуг путем наращивания числа и качества предлагаемых логистических операций, их комбинирования и комплексирования. С этой целью в работе рассматривались сложившиеся подходы к моделированию и прогнозированию инвестиционной деятельности в экономических системах.
Инвестиционная деятельность в логистических системах реализуется определенной системой производственных, функциональных, организационных и институциональных структур, образующих сектор логистических услуг в национальной экономике.
Формализация связей между инвестиционными, инновационными и производственными подсистемами позволяет сформулировать условия эффективного функционирования логистических систем (табл.2). Эти условия учитывают как внутренние (эндогенные) факторы, формирующие эффект инвестиционной деятельности, так и внешние (экзогенные) факторы по отношению к логистической системе, определяющие эффект, возникающий в результате предоставления логистических услуг.
Рассмотрение схемы действия инвестиционных, инновационных и производственных подсистем в процессе инвестиционной деятельности позволяет смоделировать процесс функционирования логистической системы в процессе ее инвестиционного развития.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №02 (2008) |