Конкуренция как источник развития рыночной экономики
Транспортное дело России №02 (2008)С А. Чуйко, аспирант Волгоградского государственного педагогического университета
Развитие рыночных отношений сопровождается совокупностью довольно длительных последовательных, взаимосвязанных действий и неотделимо от формирования и развития «здоровой» конкуренции.
В настоящее время предприятия все больше ощущают усиление конкурентной борьбы, им все чаще приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и завоевании безусловных преимуществ на рынке. Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он знает законы конкуренции, ее проявления и формы и насколько готов к конкурентной борьбе. Изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества, что является основой управления конкурентоспособностью на предприятии. Оценка ситуации на рынке, анализ влияния сил и факторов среды, определение дальнейшего ее развития важно при разработке стратегии предприятия1 . Следовательно, для развития позитивной рыночной экономики необходимо понимание данного процесса.
Важным моментом становится рассмотрение общих аспектов конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к России. Стоит отметить, что общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах по экономической теории, а сегодняшние российские реалии – в периодической специализированной литературе.
Конкуренция – (от латин.) в буквальном переводе означает «сталкивание» (позд.-лат. concurrentia от concurrere – сталкиваться). С нашей точки зрения понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением.
Конкуренция – один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявляться. Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг. Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность, это форма преодоления застоя в производстве, залог экономической состоятельности производителей и государства в целом.
Конкуренция – состязания между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья или соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.2 Одновременно конкуренция – это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
Зарубежные авторы определяют понятие конкуренции более узко: конкуренция существует всякий раз, когда несколько лиц преследуют одну и ту же либо аналогичную цель в экономике.
Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.
Говоря о конкуренции необходимо отразить ее виды и формы. Конкуренцию можно классифицировать по нескольким критериям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру в) по методам соперничества (рис.1).
С нашей точки зрения, главные формы проявления конкуренции – ценовая и неценовая. Эти две формы не только сосуществуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют.
Следует отметить, что борьба за покупателя имеет наиболее содержательный характер. Именно она является главной движущей силой конкуренции, вызывающей весомые положительные результаты, такие как, постоянное совершенствование существующих и появление новых товаров, высокую степень удовлетворения рыночного спроса, сдерживание роста или снижение цен, что, в конечном счете, способствует динамичному совершенствованию структуры национальной экономики, повышению её эффективности и конкурентоспособности.
За последние десятилетия конкуренция претерпела заметные изменения и продолжает занимать главенствующие позиции в процессе формирования и развития рыночной экономики. Таким образом, конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество побуждает хозяйствующие субъекты следить за тенденциями и темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, создавать условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики, проявлять инновационную активность, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы.Важнейшей функцией данного процесса является саморегулирование хозяйственной деятельности. Конкуренция выявляет и мобилизует резервы экономического роста. Не позволяя функционировать неэффективным предприятиям, рыночная конкуренция, с нашей точки зрения, обеспечивает оздоровление экономики.
В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. С целью контроля за сложившейся ситуацией на рынке могут совершаться действия ограничивающие конкуренцию. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, что негативно сказывается на деятельности хозяйствующих субъектов.
Присущий конкуренции стихийных характер может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия, но в целом можно утверждать, что конкуренция - главный двигатель современного прогресса.
Литература:
1. Тимирьянова, В. М. Оценка состояний конкурентной среды на товарных рынках / В. М. Тимирьянова // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – №2. – с.126.
2. Новый экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2006. – с.339.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №02 (2008) |