Применение информационных технологий для повышения эффективности логистической системы территориально- распределенных промышленных комплексов
Транспортное дело России №01 (2008)О.А. Бражка
Экономика становится наукоемкой и производящей добавленную стоимость на основе одобряемой потребителями новой продукции. Ассортимент производимых товаров и услуг быстро обновляется, каждый товар и услуга создаются, покупаются, оплачиваются и доставляются потребителю с использованием конкретных каналов их распространения. Поэтому, можно говорить об информационном потенциале и информационной среде информационной экономики. Под информационным потенциалом понимается система производства знаний (образование и наука), совокупность новых технологий и обслуживающая их инфраструктура. Если рассматривать эту проблему с точки зрения логистического подхода, то можно говорить об информационной логистике, которая образует информационную среду.
В настоящее время во всех странах получает широкое и быстрое развитие электронная коммерция (e-commerce) с использованием сети Internet. Это создает условия для внедрения в логистике принципа «В2В» (или система business-to-business) – от «бизнеса к бизнесу», который сочетается с технологией «все в одних руках». В системе В2В доминирует не электронная торговля, а комплексные компьютерные системы, связывающие воедино различные предприятия. На такой основе организована работа специализированной транспортно-экспедиционной фирмы Emil Dohmen GmbH, которая создает эффективные логистические цепи с использованием при этом электронной системы обмена данными EDI1 .
Развитие информационных технологий с использованием сети Internet позволяет создать автоматизированные системы управления логистическими цепочками в реальном времени с участием всех поставщиков и субпоставщиков и добиться на этой основе синергетического эффекта. Фирмой INFOLAB GmbH разработано программное обеспечение web-PLAN, которое объединяет всех участников логистической цепи на основе сети Internet, приводя их к единому виртуальному рыночному пространству.
Развитие информационных технологий привело к появлению нового понятия: «предприятия новой экономики», сбыт продукции которых производится с использованием сети Internet. На таких предприятиях, как правило, создаются на оперативном уровне автоматизированные системы управления материально-техническим снабжением (SCM)2 . Для реализации автоматизированных версий целесообразно использовать специализированный инструментарий, в частности, структурный анализ.
Структурным анализом принято называть метод исследования системы, который начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру с все большим числом уровней. Для таких методов характерна разбивка на уровни абстракции с ограничением числа элементов на каждом уровне (обычно от 3 до 6-7); ограниченный контекст, включающий лишь существенные на каждом уровне детали; дуальность данных и операций над ними; использование строгих формальных правил записи; последовательное приближение к конечному результату. В результате проведения анализа создается система формальных спецификаций, ядром которой являются диаграммы потоков данных. Это как раз и присуще системному анализу в логистике.
Одним из методов системного структурного анализа являются так называемые CASE-технологии. CASE – Computer Aided Software Engineering – автоматическая разработка программного обеспечения. CASE-технологии представляют собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем программного обеспечения (ПО), поддержанную комплексом взаимосвязанных средств автоматизации. CASE-технологии успешно применяются для построения практически всех типов систем программного обеспечения.
В числе основных эффектов от использования CASE-систем обычно отмечаются сокращение сроков разработки, повышение надежности и качества получаемого программного обеспечения. В CASE-технологиях обычно используется ряд моделей, из которых наибольшее распространение получили3 :
• диаграммы потоков данных (методология системного структурного анализа) DFD (Data Flow Diagrams) – диаграммы потоков данных совместно со словарями данных и спецификациями процессов или миниспецификациями;
• ERD (Entity-Relationship Diagrams) – диаграммы «сущность-связь»;
• диаграммы переходов-состояний STD (State Transition Diagrams);
• структурные диаграммы Константайна и Джексона (методология структурного проектирования);
• диаграммы объектов (методология объектно-ориентированного проектирования и программирования);
• диаграммы декомпозиции функций.
Логическая DFD показывает внешние по отношению к системе источники и стоки (адресаты) данных, идентифицирует логические функции (процессы) и группы элементов данных, связывающие одну функцию с другой (потоки), а также идентифицирует хранилища (накопители) данных, к которым осуществляется доступ. Структуры потоков данных и определения их компонентов хранятся и анализируются в словаре данных. Каждая логическая функция (процесс) может быть детализирована с помощью DFD нижнего уровня. Когда дальнейшая детализация перестает быть полезной, переходят к выражению логики функции при помощи спецификации процесса (миниспецификации). Содержимое каждого хранилища также сохраняют в словаре данных.
Модель данных хранилища раскрывается с помощью ERD. В случае наличия реального времени DFD дополняется средствами описания зависящего от времени поведения системы, раскрывающимися с помощью STD. Все описанные взаимосвязи приведены на рисунке 1.
С помощью применения CASE-систем в логистике можно наглядно представить взаимодействие между предприятиями, их отношения и обмен как материальными ресурсами, с внешними по отношению к ним системами и отдельными объектами, так и все сопутствующие этому обмену информационные и финансовые потоки. Так, например, обмен информацией и финансовые потоки при работе предприятия с банком; материальные, финансовые и информационные потоки при работе предприятия со своими контрагентами (поставщиками товарно-материальных ценностей и т.п.).
Например, поставки материалов на склады промышленных предприятий для производства конечной готовой продукции, поставка горючесмазочных материалов (ГСМ) на предприятия общественного транспорта (особенно в напряженные периоды весной и осенью и т.п., а также, расчеты за полученную продукцию на основе полученных сопроводительных документов. CASE-технологии, в этом случае, позволяют определить оптимальное количество существующих потоков данных (материальных, финансовых и информационных), а также их соотношение и согласование между собой.
Анализ хозяйствующих субъектов целесообразно выполнять, основываясь на положениях CASE-технологий и исходя из принципа его декомпозиции на структурные подсистемы, функциональные подсистемы или их сочетания. При этом основой расчленения целостной системы является выделение структурно-функциональных подсистем. При декомпозиции системы на компоненты необходимо руководствоваться целью ее функционирования и следующими принципами: структурным, функциональным и структурно-функциональным.
Декомпозиция системы на составляющие компоненты, в основу которой положен структурный принцип, предполагает выделение административных групп и/или звеньев. Это, как правило, выделение бухгалтерии, отдела кадров, планово-экономического отдела, отдела материально-технического обеспечения и т.п. По аналогии со структурными компонентами организации в системе информационно-вычислительного обеспечения выделяют соответствующие подсистемы.
Декомпозиция хозяйствующего субъекта, основанная на функциональном принципе, подразумевает, что число соответствующих подсистем СИВО (системы информационно-вычислительного обеспечения) строго соответствует числу функций реализуемых данной организацией. Такой подход позволяет выделить самостоятельные функции, и появляется реальная возможность выделения и разграничения функциональных информационных процессов (ФИП). Такое выделение ФИПов позволяет с большей эффективностью обеспечить каждый ФИП средствами сбора, подготовки, контроля и предварительной обработки данных и адаптировать технические средства5 .
Функционально-структурная декомпозиция организации предполагает прежде всего вычленение функционально связанных видов деятельности и организационной структуры подразделений. Такой подход обеспечивает естественный порядок выполняемых функциональных видов деятельности с их закреплением за конкретными структурными подразделениями. Использование такого подхода к декомпозиции хозяйствующего субъекта может благоприятно сказываться на проектировании его системы информационно-вычислительного обеспечения и системы информации.
Это объясняется прежде всего тем, что проектирование должно выполняться по приоритетному принципу, а следовательно, система будет вводится в эксплуатацию по мере готовности ее отдельных частей. Функциональная деятельность более плотно «привязывается» к конкретным исполнителям. В силу объективных причин исполнители крайне заинтересованы в упразднении рутинных операций, связанных с обработкой информации и передачей ее, прежде всего, на технические и/или электронные средства, а среди последних приоритет отдается персональным компьютерам (ПК).
Таким образом, структурно-функциональный принцип декомпозиции организации или предприятия положительно сказывается на проектировании системы информационно-вычислительного обеспечения для него, которую также можно строить с учетом декомпозиции как по вертикали, так и по горизонтали, наращивая при этом мощность и расширяя функциональные возможности.
Современные достижения в области проектирования процессов функционирования различных организаций базируются на принципе адекватного описания диаграмм потоков данных. Суть этого подхода состоит в том, что описываются компоненты создаваемой системы; определяется и описывается интерфейс между выделенными компонентами. Между компонентами системы задаются отношения, устанавливаемые отношения рассматриваются с позиций данных информационного потока, а не с позиций исполнителя. Процесс проектирования системы заканчивается тогда, когда выделенные ее части описаны простыми диаграммами потоков данных. Сами диаграммы потоков данных соотносятся при этом с элементарными функциями.
В зависимости от декомпозиции системы и ее структурных единиц устанавливаются управленческие функции, определяются потоки информации, документооборот, полномочия отдельных звеньев и работников. Говоря о системе управления хозяйствующего субъекта, в том числе и в АПК, в структурном аспекте следует обратить внимание на ее существенные признаки6 :
• множество структурных единиц системы управления;
• распределение типовых процедур и проблем по структурным единицам системы управления производством (СУП);
• местоположение каждой структурной единицы СУП в общей иерархии с учетом вертикального и горизонтального соположений; временной аспект функционирования СУП.
Для представления логики процессов используются7 :
• таблицы решений;
• деревья решений;
• структурный естественный язык.
Данные средства позволяют строить более строгие описания, чем обычный естественный язык, и вместе с тем являются в достаточной степени простыми и интуитивно понятными пользователям системы. Следует также отметить, что в настоящее время агропромышленный комплекс является наименее информационно обеспеченной отраслью экономики страны. В то же время, в последние годы, при существенном изменении организационных структур предприятий, изменении собственников, наибольшую ценность при организации и ведении эффективного управления производственно-коммерческой деятельностью приобретает точная, во время полученная (оперативная) информация.
Логистика рассматривает предприятия, отрасли и проч., как сложно-структурированные системы, связанные между собой материальными, финансовыми и информационными потоками, начиная с момента поставок материальных ценностей, процесса производства и заканчивая доведением и распределением продукции между конечными потребителями. Так как в диссертационном исследовании в качестве объекта выбран территориально-распределенный промышленный комплекс, поэтому основной акцент делается на производственную или предпринимательскую логистику.
Производственная логистика рассматривает материальный поток на пути от склада материальных ресурсов, проходящий через ряд производственных звеньев, процессов, до склада готовой продукции. Ее цель при этом заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях. Задачи производственной логистики, в данном случае, отражают организацию управления материальными и информационными потоками не просто внутри логистической системы, а в рамках процесса производства.
Данная структурная модель, представляет иерархию связей. Ее также можно назвать «деревом взаимосвязи». Графически, такое «дерево взаимосвязи» представляет собой имитацию иерархической структуры управления производством, а также взаимосвязь производства с внешними структурными единицами (сущностями), которые являются поставщиками ТМЦ, относятся к обсуживающей инфраструктуре (банки), представляют контролирующие органы (ГНИ) и проч., которые сами по себе могут быть рассмотрены как отдельные сложные логистические системы.
Кроме того, поостренная иерархическая модель производства позволяет четко проследить взаимодействие внутри предприятия, между его отдельными подразделениями. Моделирование системы с применением CASE-технологий, позволяет отбросить лишние взаимосвязи, которые дублируют друг друга. Приближает условия управления производством к оптимальным, и делает их более эффективными, так как упрощение взаимодействия отдельных подразделений делает внутреннюю структуру предприятия более прозрачной.
Создание такой модели, отражающей взаимосвязи внутри предприятия показывает потоки информации, которые характерны для предприятия. Все это, позволяет специалистам в области программирования, создать программное обеспечение для предприятия, организовать внутреннюю локальную сеть на предприятии, обеспечивающую оперативный обмен информацией между структурными подразделениями и службами: координирует управление работой предприятия из единого центра управления, которым может стать служба логистики на предприятии (рис. 2). Введение в структуру управления логистической службы не предполагает увеличение штата предприятия.
Это может быть лишь одна штатная единица инженера-логистика, который координирует деятельность структурных подразделений, посредством организации службы логистики, как объединения под его началом специалистов разных отделов и служб предприятия, а также при всеобщей компьютеризации производственных процессов. Создание такой координирующей логистической службы позволит более оперативно обрабатывать поступающую и исходящую информацию, что, в свою очередь, позволит оперативно и гибко принимать управленческие решения в целях повышения эффективности производственного процесса, повышения уровня рациональности управления производством.
Кроме того, логистическая служба предприятия является тем связующим звеном, которое позволяет, в результате оценки мотиваций поведения различных участников рынка (поставщиков, специалистов внутри предприятия (службы снабжения и сбыта, специалистов-производственников, бухгалтерии, обслуживающих производств, транспортников) оптовых и розничных потребителей готовой продукции), объединенных, так или иначе, в логистическую цепь или сложную логистическую систему, обеспечить увязку и эффективную организацию мотивов их поведения, а также обеспечить принятие скоординированных решений, в целях получения наиболее эффективного и рационального результата в интересах каждого в отдельности и в интересах всей системы или цепи в целом.
На рисунке 2 показано место логистической службы в структуре управления производством, ее взаимосвязь с другими структурными службами предприятия. Также схема дает представление о месте информационного обеспечения предприятия и его организации с учетом локальных компьютерных сетей, организованных на предприятии, которые охватывают все службы и представляют собой так называемую сеть Intranet. Объединенная единой информационной внутренней сетью, деятельность производства через выход в глобальные сети, типа Internet, обеспечивается взаимодействием и взаимосвязями с другими контрагентами и получает оперативный доступ к информационным потокам на региональных рынках продукции, материальных ценностей, услуг, рынках страны и мировых рынках, в целом.
Резюмируя вышесказанное необходимо выделить основные направления совершенствования логистической системы территориально-распределенного промышленного комплекса. Как показано выше текущее состояние логистических систем не отвечает возрастающим потребностям ТРПК по интенсивности грузопотока, вследствие чего ТРПК несет достаточно большие потери в эффективности. В рамках текущего состояния логистической системы достаточно трудно сократить время доставки, улучшить сервисное обслуживание или существенно оптимизировать систему затрат.
В условиях постоянного роста базовых рынков ТРПК вынуждены развиваться в масштабах отрасли, однако логистическая система не позволяет ТРПК перейти на новый масштаб деятельности или существенно повысить качество услуг и общую эффективность деятельности ТРПК. На основе этого целесообразно разработать направления совершенствования логистической системы ТРПК.
В частности, предлагается логистические комплексы, автономно действующие в рамках каждой бизнес-единицы ТРПК, объединить в единую логистическую среду, которая будет обслуживать все функциональные единицы ТРПК. Основная цель данного улучшения заключается в повышении уровня интеграции деятельности путем применения методов критического сравнения имеющейся системы с лучшими образцами отраслевой практики, восприятия передового опыта. Однако, при проведении внутреннего анализа в процессе логистического реинжиниринга менеджменту ТРПК необходимо пересмотреть значение фактора времени.
Для того чтобы уменьшить величину финансовых ресурсов, необходимых для поддержания деятельности, требуется ускорить выполнение логистических операций. Таким образом, выделение единого логистического центра ТРПК позволит не только выстроить систему внутренней логистики более эффективно, но и внедрить единую систему качества и сократить основные расходы. В частности, в результате данного усовершенствования у ТРПК появляются следующие базовые преимущества:
Во-первых, логистическая среда не впитывает накладные расходы производства, что позволяет построить система оценки эффективности функционирования логистической среды ТРПК более подробно и эффективно. Во-вторых, транспортные средства используются более эффективно за счет экономии на масштабе. Это происходит за счет10 :
• сокращения времени простоя;
• сокращения парка транспортных средств;
• сокращения времени подачи транспортного средства под загрузку;
• сокращения эксплуатационных расходов за счет стандартизации транспортных средств.
В-третьих, более эффективное использование складских площадей11 :
• повышение уровня бюджетной эффективности за счет сокращение расходов на хранение;
• создание системы буферных складов;
• снижение уровня производственных запасов;
Таким образом, предложенные направления совершенствования логистической среды ТРПК позволяет комплексно повысить ее общую эффективность за счет сокращения расходов, стандартизации, а также внедрения единой системы качества.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №01 (2008) |