Информационные проблемы стандартизации и принципы их решения
Транспортное дело России №01 (2008)А.В. Докукин, к.э.н., заведующий сектором научно-экономических исследований информационного обеспечения технического регулирования ФГУП Стандартинформ
В современной рыночной экономике конкурентоспособность выпускаемой предприятием продукции определяет жизнеспособность данного предприятия. Одним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, работ и услуг, является их качество.
Стандартизация, взаимозаменяемость, метрология, технические измерения и сертификация продукции, работ и услуг являются инструментами обеспечения качества, поэтому они должны быть рассмотрены во взаимосвязи с качеством и конкурентоспособностью продукции.
На основе стандартизации сформированы принципы и нормативные акты взаимозаменяемости, метрологии, технических измерений, систем управления качеством и сертификации.
Базовые правовые основы технического регулирования и стандартизации установлены Конституцией Российской Федерации, согласно которой:
«В ведении Российской Федерации находятся:
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет» [1, ст. 71].
Как показал экспертный анализ [4; 5] использованных в данной статье Конституции терминов «ведение» и «полномочия» на базе ст. 2 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», под предметом ведения РФ понимается сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции Российской Федерации. Под полномочиями понимаются права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Таким образом, в ст. 71 Конституции РФ перечислено лишь то, что необходимо и достаточно для обеспечения суверенитета и верховенства РФ, обеспечения ее целостности и неприкосновенности ее территории и что должно решаться только федеральными органами государственной власти. Установление единых для всей страны стандартов и эталонов отвечает указанным целям, являясь важнейшей задачей федерального значения.
Основополагающим нормативным правовым документом в области технического регулирования и стандартизации является Федеральный закон «О техническом регулировании» [2]. Согласно данному закону, приближенному к мировой практике, впервые в России разграничены понятия технического регулирования и стандартизации и установлены следующие определения:
«техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг» [2, ст.2].
При этом ст. 6 устанавливает закрытый перечень целей технического регулирования:
• «защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей». [2, ст. 6]
То есть, технические регламенты устанавливают минимально необходимый уровень требований к продукции, работам, услугам.
В отличие от этого, перечень целей стандартизации существенно более широк:
• «повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
• обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
• содействие соблюдению требований технических регламентов;
• создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации». [2, ст. 11]
Таким образом, если техническое регулирование призвано обеспечивать лишь безопасность продукции, то стандартизация должна способствовать повышению ее качества и конкурентоспособности.
В мировой практике является общепризнанным то, что для обеспечения эффективности функционирования системы стандартизации стандарты должны разрабатываться на основе консенсуса всех заинтересованных сторон, прежде всего производителей продукции, а не задаваться государством. Так, Герд Слапке, генеральный директор DIN GOST TUV Berlin-Brandenburg, указывает: «Экономическая эффективность добровольной стандартизации неоспорима. Она позволяет законодателю опираться на результаты работ, которые отражают взвешенный баланс компетентного мнения всех участвующих заинтересованных сторон. В результате добровольная стандартизация имеет большое значение в плане освобождения государства от бремени реализации программ стандартизации. Очевидно, что органы государственного управления оказались бы не в состоянии только своими силами разработать в срок сопоставимые регламентирующие документы для общественного блага и стимулирования развития экономики. Вне зависимости от ответа на этот вопрос государство вынуждено было бы нести значительные расходы по финансированию данных работ. Очевидно, что развитию партнерских отношений между уполномоченными государственными органами и добровольной технической стандартизацией не может быть разумной альтернативы» [6].
Поэтому, согласно новому федеральному закону, система стандартизации была подвергнута существенному дерегулированию с целью обеспечения ее гибкости и соответствия меняющимся потребностям рынка: так, разработчиком национального стандарта может стать любое лицо [2, ст. 16], кроме того, предусмотрено понятие стандартов организаций [2, ст. 17], при этом соблюдение любых национальных, международных и корпоративных стандартов является добровольным.
Информационное обеспечение является неотъемлемой частью системы технического регулирования и стандартизации. Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», «Национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам» [2, ст. 43]. «В Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен». [2, ст. 44].
Более детально данные положения раскрываются в Постановлении Правительства РФ «О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию», где определяются следующие цели: «Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается … в целях обеспечения соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, состоянию и развитию материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также обеспечения заинтересованных лиц информацией в сфере технического регулирования». [3, ст. 1.3].
В настоящее время информационные потребности предприятий в области стандартизации резко возросли. Это обусловливается двумя причинами: динамическим развитием рынков, необходимостью периодического перепрофилирования производства на выпуск новой продукции и дерегулированием системы стандартизации. До рыночных реформ предприятия стабильно выпускали в течение длительного времени однотипную продукцию, руководствуясь ГОСТами. Задача системы информационного обеспечения технического регулирования сводилась в таких условиях к периодической замене текстов ГОСТов на новые версии. Поскольку потребности клиентов оставались стабильными и предсказуемыми, необходимость в разветвленных маркетинговых исследованиях была минимальной: на основании тиража предыдущей версии стандарта можно было прогнозировать требуемый объем выпуска нового.
Однако после проведения реформы технического регулирования ситуация изменилась. Дерегулирование системы стандартизации, приведение ее в соответствие с мировыми нормами привели к тому, что экономические субъекты в процессе своей деятельности сами выбирают соблюдаемые стандарты из числа национальных, иностранных, международных и корпоративных (ставших отраслевыми стандартами де-факто), в зависимости от прогнозируемых рынков сбыта продукции, наличия на них иностранной конкуренции, необходимости повысить престиж и потребительскую ценность товара в глазах покупателя. Кроме этого, динамичная смена ассортимента производимой продукции, выход на новые рынки сбыта требуют освоения новых стандартов.
«Стандарты, будь то национальные или организаций, разрабатываются на основе практического опыта и накопленных обществом знаний и при правильном их использовании становятся одним из лучших способов регулирования производства и повышения его эффективности… Стандарты помогут предпринимателям при проектировании производства, рациональном использовании ресурсов, входном контроле сырья и материалов, выборе режимов хранения готовой продукции и способов ее транспортировки» [7]
Условия глобализации, активные экспортные операции, постоянное присутствие на отечественном рынке импортной продукции определяют актуальность и востребованность знаний национальных, иностранных и международных стандартов, что отмечается руководителями международных организаций по стандартизации А.Брайденом, Р. Тани, М. Танакой, Й.Уцуми. [8, 9].
Следует отметить, что в некоторых областях национальные стандарты ряда стран, военные стандарты и даже стандарты отдельных корпораций предъявляют существенно более строгие требования к определенным потребительским качествам продукции, в том числе безопасности, нежели соответствующие международные стандарты, и в связи с этим они являются де-факто международно применяемыми стандартами высшего уровня качества в своих сферах. Соответствие таким престижным стандартам способно существенно повысить репутацию продукции. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятия, в том числе малого и среднего бизнеса, для успешной конкуренции в условиях глобализации торговли должны иметь доступ к информации по целому ряду стандартов, не только национальных, но и иностранных, международных и корпоративных.
Масштаб современного информационного массива стандартов исключительно велик. Так, состав Федерального информационного фонда включает в себя более 235 тыс. документов (табл. 1, 2).
Большое количество разнообразных стандартов, необходимость выбора каждым предприятием соблюдаемых национальных, международных и иностранных стандартов, в зависимости от маркетинговой стратегии, планов по экспорту продукции, наличия импортных аналогов, ставят новые, сложные задачи перед системой информационного обеспечения технического регулирования и стандартизации, обуславливают необходимость полноты и системности представления информации о стандартах. Очевидно, что в условиях информационного перенасыщения, протекающего по всему миру процесса динамичного совершенствования стандартов, не отстающего от темпов научно-технического прогресса, предприятия, особенно малого и среднего бизнеса, не в состоянии сами ориентироваться в соотношении различных национальных и международных стандартов, а также учитывать процессы их развития, знакомиться с проектами стандартов, готовящихся к принятию, без чего невозможно планировать производство и успешно конкурировать на рынке. Это требует синтеза информации о различных видах стандартов в единую систему знания в области стандартизации. Только в ее рамках предприятия могут получать современную, актуальную информацию о стандартах.
Исходя из анализа целей и задач, стоящих перед национальной системой информационного обеспечения технического регулирования, можно сформулировать основные принципы ее развития:
• ориентация на запросы потребителя;
• аккуратность, точность и достоверность переработки и распространения информации;
• стремление к объединению информационных потоков в единую систему знания о стандартизации, метрологии и сертификации.
Разработка стратегии развития национальной системы информационного обеспечения технического регулирования и стандартизации, основанной на указанных принципах, позволит в полной мере аккумулировать интеллектуальный потенциал, содержащийся в сотнях тысяч документов по стандартизации, и поставить его на службу экономике России, содействуя росту конкурентоспособности и уровня качества отечественной продукции.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 1993. - № 237. – 25 декабря.
2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ (ред. от 01.05.2007) // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, №52 (ч. 1), ст. 5140
3. Постановление Правительства РФ «О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» от 15.08.2003 №500 (ред. от 02.08.2005) // «Собрание законодательства РФ», 25.08.2003, №34, ст. 3367
4. Комментарии к Конституции Российской Федерации. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. – М.: Юрист, 2002.
5. Пугачев С.В. Стандартизация: место и роль в системе технического регулирования // Стандарты и качество, 2003. - № 10/
6. Слапке Г. TUV о европейских стандартах // http://www.promros.ru/journal/273/775/?journal_id=38
7. Г.И. Элькин. Малый бизнес без стандартов – путь в никуда. // Стандарты и качество. - 2006.- №10.
8. А.Брайден. Международные стандарты в глобальной экономике. // Стандарты и качество. – 2004. - №10.
9. Р. Тани, М. Танака, Й.Уцуми. Стандарты: большие возможности для малого бизнеса. // Стандарты и качество. - 2006.- №10.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №01 (2008) |