Использование различных механизмов повышения мотивации государственных служащих к труду
Транспортное дело России №01 (2008)Е. Терентьева
Известно, что основной характеристикой системы мотивации и вознаграждения является финансовая компенсация, выплачиваемая отдельным сотрудникам с учетом сложности их работы и экономического окружения, в котором они живут.
Вместе с тем, известно, что людей можно заинтересовать не только финансовой выгодой. Адекватная система оплаты труда может дополняться другими формами вознаграждения и мотивации, которые подробнее рассматриваются ниже.
- Реструктуризация работы - пересмотр задач внутри учреждения государственной службы с целью проанализировать и четко определить требуемые должности и роли
- Расширение должностных обязанностей - идентификация специфических задач для конкретных сотрудников, чтобы утвердить их позиции и предоставит возможности для самореализации и самооценки посредством делегирования полномочий
- Обогащение работы непосредственно связано с реструктуризацией работы и расширением должностных обязанностей. Идентификация специальных проектов с целью расширения индивидуальной сферы ответственности и выявления новых ролей
- Ротация (перемещение) кадров - обмен сотрудниками между структурными подразделениями на регулярной основе. Проводится с целью ликвидации монотонности и информирования сотрудников о связанных задачах и функциях
- Решение проблем в рабочих группах - формирование многофункциональных рабочих групп для выявления повседневных проблем на местах и решения процедурных вопросов.
- Обучение действием и саморазвивающиеся группы - расширение формата рабочих групп для проведения семинаров по обмену идеями и выработке решений к собственным проблемам
- Обучение и развитие - переориентация обучения со «специализированного» на более широкий спектр вопросов профессионального развития
- Структура должностей и ее оценка - пересмотр структуры оплаты труда в долгосрочной перспективе, ориентация структуры управления на качественные показатели и стимулирование организационного развития с использованием структуры компетенций с целью адресной выплаты премий.
- Индивидуальное развитие и дополнительная подготовка - предоставить государственным служащим возможности по совершенствованию собственной квалификации и потенциала карьерного роста, а также усиление возможностей по набору персонала
Для того, чтобы использовать обозначенные возможности повышения мотивации государственных служащих к эффективной работе, автор предлагает использовать следующие структуры и механизмы:
· Рабочие группы по решению проблем - формирование рабочих групп со смешанными функциями с целью выявления и решения интегрированных проблем
· Гибкие условия работы - разработка и внедрение системы по гибкому управлению рабочим временем для удовлетворения потребностей Министерства
· Возможность выполнять часть работы дома - учет возможностей персонала выполнять работу, находясь в разных местах
· Семинары по реструктуризации работы - использовать методику рабочих групп для пересмотра должностных инструкций
· Самоуправляемые рабочие группы - формирование новых процессов и мотивирование сотрудников для активной работы и участия в командах с высокой степенью самоорганизации
· Анализ должностных инструкций - анализ и пересмотр должностных инструкций в соответствии с процессами реструктуризации Министерства и проверка инструментов изменения содержания работы
· Исследование степени удовлетворенности сотрудников - проводить регулярное исследование, позволяющее выявить изменения организационной культуры, морали в коллективе и мотивации сотрудников
· Система внесения предложений сотрудниками - создание механизмов, с помощью которых сотрудники могут вносить неформальные предложения по изменению рабочей практики внутри департамента и его окружения
· Внутренние журналы и информационные бюллетени - формирование внутреннего редакционного коллектива и выпуск журнала, содержащего официальную и общую информацию
· Общественные и культурные мероприятия - выявить предпочтения сотрудников и организовать проведение соответствующих мероприятий
· Медицинское обслуживание и прочие услуги - создать систему управления всеми льготами, с целью более эффективного распространения информации и собственно выгод
С целью выявления отношения сотрудников различных министерств к предлагаемым механизмам, способствующим повышению мотивации к эффективной работе, в опросе, проведенным автором, был задан вопрос: «Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале (где 1 – совершенно неприемлемо, 2 – скорее негативно, 3 – нейтрально, 4 – скорее позитивно, 5 – считаю эффективным) Ваше отношение к внедрению следующих механизмов для повышения мотивации трудового поведения государственных служащих»1 . Распределение ответов см. в табл. 1.
Из таблицы видно, что в целом респонденты отнеслись положительно к большинству предлагаемых методов, а наиболее позитивно служащие отнеслись к следующим механизмам: гибкие условия работы, возможность выполнять часть работы вне рабочего места, исследование степени удовлетворенности сотрудников, система внесения предложений сотрудниками, а также организация общественных и культурных мероприятий и система медицинского обслуживания. Негативную оценку получили только следующие механизмы – семинары по реструктуризации работы и введение внутренних журналов и информационных бюллетеней.
Данные, полученные из табл. № 1, позволяют скорректировать механизмы, предложенные автором первоначально. Также полученные данные позволяют выявить наиболее приоритетные области стимулирования государственных служащих, применение которых будет наиболее эффективно, и механизмы, которые следует разработать более подробно. Следует также отметить, что предложенные механизмы могут быть использованы как в процессе привлечения работников на работу (при заключении служебного контракта), так и при проведении переговоров о продлении срока действия контракта или при заключении нового.
Литература:
1. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб.: Питер, 2003.
2. Волгин Н. «Зарплата чиновника: оклад, помноженный на результат»// Человек и труд,
3. Иванов В.В. «Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы»// Журнал российского права, №5,
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №01 (2008) |