- Морские вести России

Анализ возможностей использования микрофинансирования для стимулирования малого предпринимательства

Транспортное дело России №01 (2008)

М.П. Гардава

 

Одним из наиболее серьезных препятствий развития малого предпринимательства в России является ограниченный доступ к финансированию на всех стадиях развития предприятия: от создания и до развития. Главной причиной неудовлетворительного состояния этого сектора экономики являются неблагоприятные условия создания и развития малых предприятий, обусловленные несовершенством действующего законодательства, непосильным налоговым бременем, и в большей степени, на наш взгляд, недоступностью финансовых и материальных ресурсов1 . Фактическая недоступность для малых предприятий финансово-кредитных ресурсов, необходимых для создания и развития бизнеса, обусловлена, в частности, следующими причинами2 :

• относительно высокими процентными ставками по кредитам;

• чрезмерно жесткими требованиями к гарантийному обеспечению кредитов;

• неэффективным использованием бюджетных средств, направленных на финансово-кредитную поддержку субъектов малого предпринимательства;

• неблагоприятным налоговым режимом по отношению к кредиторам и заемщикам;

• отсутствием у малых предприятий налоговых стимулов для увеличения доли собственных средств, направляемых на развитие бизнеса.

Особые трудности с получением необходимых финансовых ресурсов испытывают малые предприятия, действующие в производственной и научно-технической сферах. Благодаря настойчивой и целенаправленной работе наиболее активных представителей предпринимательского сообщества в настоящее время создан механизм решения проблем, мешающих эффективному развитию частного сектора, который включает проведение необходимых исследований, подготовку согласованных предложений и рекомендаций, направление подготовленных рекомендаций на рассмотрение в органы законодательной и исполнительной власти РФ и организацию контроля их выполнения.

В части развития кредитования малого бизнеса существует ряд проблем, в том числе: во-первых, как и в сфере кредитования крупного бизнеса, требуется совершенствовать законодательство по защите прав кредиторов; во-вторых, малому бизнесу трудно получить банковский кредит по причине того, что предпринимателям сложно предоставить банку адекватное обеспечение; в-третьих, кредитование малых предприятий требует существенных трудозатрат, удельные операционные расходы банков на единицу кредитных вложений при кредитовании малого бизнеса выше, чем аналогичные затраты при кредитовании крупного бизнеса и др.

Микропредприятия образуют самый нижний уровень предпринимательской активности в обществе. Для значительного числа предпринимателей микропредприятие становится своего рода воротами в мир бизнеса. Это может быть как официально зарегистрированный магазин, так и в равной степени неофициальная торговля сельскохозяйственной продукцией. Микропредприятием можно считать любой вид самозанятости как в городе, так и на селе.

Когда люди трудоустраиваются, делая при этом какие-то материальные вложения, начинается процесс создания малого предприятия. Микропредприятия – это стартовая площадка для предпринимательства. В российском обществе, для которого преобладающей идеей на протяжении жизни большинства поколений в прошлом веке была забота со стороны государства, переход граждан к рыночной экономике, к опоре на собственные силы представляет собой нечто большее, чем просто экономическое развитие. Это социально-культурный процесс перемен, затрагивающих базовые человеческие ценности и убеждения.

Для большого числа российских семей переход от положения с гарантированной занятостью или помощи государства к созданию того или иного микропредприятия становится повседневной реальностью. Когда возможность найти работу оказывается все более трудным делом, микропредприниматели быстро становятся значительной частью трудового населения России. И при этом никто о них не заботится. Система поддержки микропредприятий в России лишь только зарождается, поэтому огромное большинство микропредпринимателей вынуждено как-то бороться за свое существование, полагаясь на собственные силы.

Микрофинансирование – это не просто еще один сектор хозяйственной деятельности. Это отдельный вид бизнеса, призванный решать социальные задачи; он функционирует на стыке социального развития и коммерческой деятельности только при наличии доноров. Именно по этой причине и правительство, и доноры должны выделять этому сектору финансовые средства и способствовать его развитию.

Общеизвестно, что микрофинансирование является эффективным инструментом расширения занятости, взращивания предпринимателей, помощи людям ориентироваться в рыночных условиях и борьбы с бедностью. Это инструмент помощи людям, желающим взять свою судьбу в собственные руки, а не надеяться, что кто-то другой позаботится о них.

Возникает вопрос, играют ли организации микрофинансирования (доноры) какую-то особую роль по сравнению с коммерческими банками, или они просто борются за одних и тех же клиентов. Общепризнанно, что микрофинансовые институты оказывают услуги, дополняющие услуги коммерческих банков, укрепляя тем самым всю финансовую систему. Условия, выставляемые коммерческими банками, нередко оказываются непосильными для микропредпринимателей (особенно это касается обеспечения кредита).

Отсутствие доступа определяется также близостью услуг. Как правило, у микрофинансовых институтов больше возможностей для работы в сельской местности, особенно у микрофинансовых институтов с коллективным членством (кредитные союзы и кредитные кооперативы). Организации микрофинансирования осуществляют небольшие по размеру финансовые операции, которые неинтересны для коммерческих банков. Для этого для доноров целесообразно разработать специальные технологии, благодаря которым они могут предоставлять небольшие финансовые средства с некоторой выгодой и низкой степенью риска. Таким образом, микрофинансовые институты заполняют бреши, которыми не могут и не хотят заниматься коммерческие банки.

Микрофинансовые доноры могут также способствовать укреплению системы коммерческих банков, поскольку они эффективно мобилизуют сбережения для их последующего размещения в коммерческих банках. Более того, успешно действующие микрофинансовые институты способствуют росту количества успешных предпринимателей, которые переходят на уровень малых и средних предприятий. Каждый успешный микропредприниматель является потенциальным клиентом коммерческого банка. В связи с этим коммерческие банки иногда помогают микрофинансовым институтам ссудами или покупкой доли в них. Тем самым они просто инвестируют в развитие своего собственного бизнеса.

Микрофинансирование – это вид деятельности, связанный с оказанием услуг микропредприятиям3 . Учреждения микрофинансирования делают это, как правило, путем мобилизации сбережений, предоставления кредитов, организации коллективных действий, направленных на удовлетворение финансовых потребностей своих членов, или комбинации всего вышеперечисленного. Следует особо отметить, что как в российской, так и в зарубежной литературе редко можно встретить определение микропредприятия. Дело в том, что попытки дать определение микропредприятия, как правило, оказываются слишком широкими, что объясняется необходимостью охватить огромное разнообразие форм, в которых малые и нередко начинающие предприниматели вынуждены вести свое дело.

Эту характеристику отражает следующее определение: микрофинансирование представляет собой относительно мелкие финансовые услуги, связанные с выдачей кредитов и приемом депозитов, которые оказываются лицам, имеющим малые или микропредприятия, вне зависимости от отраслевой принадлежности с учетом специфики и масштабов коммерческой и предпринимательской деятельности в рамках конкретной отрасли.

Во многих странах грань между микрофинансированием и другими формами финансирования малого предпринимательства проводится в зависимости от максимального размера ссуды конечным клиентам, которую все еще можно считать «микро». Несомненно, отличительной чертой микрофинансирования является небольшой размер ссуды. Однако любой «потолок» является абсолютно произвольным, поскольку единого стандарта не существует.

В развивающихся странах в качестве потолка обычно называют сумму в 500 долл. США (на практике она нередко достигает 1 тыс. долл. и выше), а в промышленно-развитых – 5 тыс. долл. США или евро обычно считается микроссудой. Подобный стандарт целесообразно установить и в России. Хорошую возможность для этого может дать национальная конференция по микрофинансированию или представительное совещание. В частности, в Воронежской области в рамках «Концепции региональной системы микрокредитования малых предприятий» установлены следующие параметры микрокредита: сумма – не более 90000 рублей и срок – не более 6 месяцев, что соответствует мировой практике микрофинансирования.

Исключительно важным различием между микрофинансированием и «формальным» финансированием является то, что первое обслуживает клиентов без учета прошлых результатов хозяйственной деятельности (начинающие), клиентов без досье заемщика и без зарегистрированного обеспечения. Важной отличительной чертой микрофинансирования является то, что оно преследует цель оказания содействия и защиты, поощряя обращаться за финансовыми услугами тех клиентов, которые обычно сами себя считают «неплатежеспособными». Это особенно относится к женщинам, которых подталкивают к тому, чтобы они самостоятельно занимались предпринимательской деятельностью.

Термин «Микрофинансовый институт» применим к любой организации, которая предоставляет микрокредиты в соответствии с вышеприведенным определением. Таким образом, микрофинансовыми институтами могут считаться, во-первых, все организации, выполняющие функцию микрокредитования, во-вторых, организации, не относящие себя к числу организаций, занимающихся исключительно микрокредитованием, тем не менее участвующих в процессе выдачи микрокредитов. В данном контексте различие проводится также между4 :

1. Организациями микрокредитования, то есть специализированными микрофинансовыми институтами, которые занимаются исключительно предоставлением кредитов и финансируются из внешних источников.

2. Кредитными союзами – организациями с коллективным членством, которые создаются с целью оказания финансовых услуг своим членам, и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов. Как правило, у них нет выхода на внешние источники финансирования.

3. Сельскохозяйственными кредитными кооперативами – организациями с коллективным членством, такими как кредитные союзы, работающие преимущественно с фермерами и предприятиями, связанными с сельскохозяйственным производством.

Применительно к налоговому режиму, можно сделать следующие выводы: банки освобождаются от уплаты НДС с процентного дохода микрофинансовые институты, в принципе, не освобождаются от него, за исключением микрофинансовых институтов, зарегистрированных в форме Фонда. В соответствии с Налоговым кодексом все микрофинансовые институты освобождаются от уплаты НДС с процентного дохода. Это устраняет некий элемент налоговой дискриминации микрофинансовых институтов, которые не зарегистрированы как фонды.

Налог на прибыль взимается с налогооблагаемой суммы чистого дохода. При расчете налогооблагаемого чистого дохода не все расходы можно вычитать из налогооблагаемой базы, поэтому налогооблагаемый чистый доход обычно значительно выше коммерческого чистого дохода. Многое зависит от квалификации местных консультантов микрофинансовых институтов по вопросам налогообложения, которые совместно с представителями местных налоговых органов решают, какие расходы можно вычитать из налогооблагаемой базы.

Следует отметить, что микрофинансовые институты могут использовать прибыль после уплаты налогов для увеличения своего капитала. Если резервирование капитала недостаточно для покрытия потерь, связанных с инфляцией, то капитал микрофинансовых институтов сокращается. В соответствии со специальным законом налог с грантов, полученных местными микрофинансовыми институтами от иностранного донора, не взимается.

Гранты, полученные от резидента России, налогом облагаются. Если следовать ст. 251 НК РФ, то гранты, полученные от российских организаций, также не облагаются налогом на доходы организаций. Дело в том, что список получателей грантов теперь сильно ограничен, и микрофинансовые институты в него не входят. В то же время, микрофинансовые институты как некоммерческие организации могут получать финансирование в качестве целевых взносов на ведение уставной деятельности5 .

Это может серьезно затруднить привлечение капитала для микрокредитования от российских организаций. Пожертвования со стороны российских организаций лишь частично вычитаются из налогооблагаемой базы микрофинансовых институтов. Целесообразно, чтобы пожертвования микрофинансовых институтов полностью вычитались из облагаемого дохода. Пожертвования могут делаться только тем организациям, которые указаны в п. 1 ст. 582 ГК РФ. Пожертвования этим организациям не образуют дохода согласно ст. 251 НК РФ.6 

Как правило, малые предприятия финансируют свою деятельность из трех основных источников: собственные средства, банковские ссуды и очень ограниченные рынки капитала. В Российской Федерации рынки капиталов еще недостаточно развиты, а банки предпочитают выдавать кредиты деньги крупным устойчиво работающим предприятиям, которые имеют хорошую кредитную историю и могут предложить им достаточное обеспечение. Как следствие, единственным источником оборотных средств нередко становятся собственные средства.

Исходя из изложенного выше, можно сделать следующие выводы. На современном этапе развития экономики России просматривается явная недостаточность финансового обеспечения малого бизнеса. Проблема инвесторов (в первую очередь, банков) в осуществлении инвестирования развития производства. Это, в частности, обусловлено отсутствием в сфере малого бизнеса достаточного количества собственников, имеющих возможности предоставлять крупные залоги, требуемые при прямом кредитовании и относительно высокими процентными ставками, вызванным большими рисками таких кредитов.

Все это приводит к большим трудностям при получении кредитов предпринимателями для реализации своих коммерческих идей. Не имея возможности получить в банке кредит, предприниматели обращаются за ним в региональные государственные фонды поддержки предпринимательства, но и фонды не способны полностью удовлетворить большинство заявок, т.к. зависят от бюджетов. Федеральный закон «О поддержке малого предпринимательства» предусматривает создание фондов поддержки на федеральном и региональном уровнях. Однако эти фонды располагают ограниченным бюджетом и ориентируются пока в основном на прямые формы поддержки (льготные кредиты, субсидии).

В период сильных бюджетных ограничений представляется важным развитие непрямых форм содействия, как, например, выступление государства гарантом по инвестиционным кредитам, полученным субъектами малого предпринимательства от кредитных организаций на коммерческой основе. Соединяя свои усилия с банковской системой и системой взаимного поручительства, государство может увеличить эффект рычага выделенного им объема финансирования.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №01 (2008)