- Морские вести России

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Транспортное дело России №12 (2010)

Сурат И.Л., к.э.н., доцент Московского экономического института,

Гусейнова Н.Ч., к.э.н., доцент Московского экономического института,

Широкова Л.Н., к.э.н., доц. Института мировой экономики и информатизации

В статье рассмотрены особенности осуществления и методы оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования. Особое внимание уделено разработке и обоснованию системы критериев и показателей комплексной оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Ключевые слова: инновационные проекты, высшее профессиональное образование, комплексная оценка.

THE EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE PROJECTS IN HIGHER EDUCATION

 

Surat I., Ph.D., associate professor, Moscow economic Institute,

Guseinova N., Ph.D., associate professor, Moscow economic Institute,

Shirokova L., Ph.D., associate professor, Institute of World Economy and Information

In the article the features of and methods for evaluating the effectiveness of innovative projects in higher education. Particular attention is paid to the development and justification of criteria and indicators for comprehensive assessment of the effectiveness of innovative projects in higher education.

Keywords: innovative designs, higher vocational education, integrated score.

 

Исследования проблем определения эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования показали, что в основе их лежат следующие обстоятельства.

Во-первых, за последние десятилетия произошло существенное расширение сети российских ВУЗов и беспрецедентный рост числа студентов, что повлекло за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия. Это напрямую касается снижения качества образования.

Во-вторых, несмотря на осуществляемую реформу образования, сфера образования по-прежнему рассматривается как сугубо замкнутая, отраслевая система, когда преимущественно обсуждаются лишь различные варианты эффективного управления отраслью при заданных бюджетных ограничениях. Хотя в настоящее время, очевидно, что модернизация образования в России не может и не должна рассматриваться как отраслевая проблема, в отрыве от социальных и экономических проблем страны.

В-третьих, высокий спрос на высшее образование, вызванный убежденностью молодых людей и их родителей в карьерной ценности диплома, привел к резкому расширению коммерческого приема в вузы, а вместе с этим – и к существенному снижению требований к качеству учебного процесса. В силу негативных особенностей социально-экономического развития отечественной экономики на рубеже веков сформировалось новое явление в сфере образования. С одной стороны, работающие студенты, сочетающие учебу с постоянным заработком, начинают предъявлять собственные требования к компетенциям и квалификациям, критически относиться к построению учебных программ и уровню преподавания, в то время как преподаватели из-за низких окладов вынуждены подрабатывать через расширенное совместительство, репетиторство и т.д.

В-четвертых, что в сложившихся кризисных социально-экономических условиях социально-экономического развития России необходим качественно новый подход к задаче развития сферы образования как с учетом не только меняющейся конъюнктуры на рынке труда, но и с учетом изменения роли и места учреждений высшего профессионального образования в отечественной экономике, призванных стать локомотивами инновационного развития общества.

В этих условиях принципиально иной характер приобретает оценка эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Несмотря на очевидное изменение положения высшей школы в обществе показатели и методы оценки эффективности проводимых в ней инновационных проектов существенно отстают от потребностей социально-экономического развития РФ. До настоящего времени российские ВУЗы руководствуются критериями оценки деятельности, не учитывающими в должной степени специфику осуществляемых инновационных проектов.

Так, при принятии решений о государственной аккредитации (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005 №1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»), включая направления отражающие: содержание и уровень подготовки; качество подготовки; воспитательную деятельность образовательного учреждения; спектр реализуемых основных образовательных программ; возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования; научную, научно-техническую деятельность и ее результативность; методическую работу; квалификацию педагогических работников.

Из указанных направлений оценки только предпоследнее имеет отношение к инновационным проектам.

Для обеспечения решения задачи формирования эффективной инновационной образовательной системы Минобрнауки РФ в соответствии с приказом от 02.03.2006 № 44 для конкурсного отбора ВУЗов в рамках программы «Приоритетные национальные проекты» сформировало следующие критерии:

-        ожидаемое качественное изменение образования в вузе в заявленной сфере (ах);

-        ожидаемое качественное изменение научных разработок и внедрения их результатов в заявленной сфере(ах);

-        соответствие привлекаемых ресурсов, в том числе из собственных внебюджетных средств, масштабу заявленной инновационной образовательной программы;

-        соответствие схемы управления инновационной образовательной программой заявленным в ней задачам;

-        обоснованность устойчивости предполагаемых результатов и их влияние на изменение образовательной среды в вузе и в системе высшего профессионального образования России;

-        эффективность организационной и финансовой поддержки инновационной программы внешними партнерами вуза (организациями, в том числе научными, профессиональными и иными союзами);

-        ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах;

-        эффективность научной и инновационной деятельности;

-        эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики;

-        интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения;

-        поддержка инновационной деятельности материальной и информационной базой.

Следует признать, что перечисленные требования в большей степени относятся к инновационным проектам, но с точки зрения практической реализации также не отражают в должной мере их эффективность.

При анализе особенностей оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования на первом этапе был проведен анализ основных направлений реализации инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования и их целевых установок. Ключевыми из них являются:

-        воспроизводство интеллектуального капитала ВУЗов, необходимого для осуществления инновационной деятельности;

-        осуществление производства инновационной продукции (товаров, работ, услуг) силами творческих коллективов ВУЗов самостоятельно, либо в кооперации с другими участниками рынка;

-        бизнес-инкубация и генерация инновационных (наукоемких) предприятий;

-        участие в формировании инновационной инфраструктуры, обслуживающей потребности инновационной системы (рис. 1);

-        подготовка кадров для инновационных структур;

-        формирование инновационной культуры в современной бизнессреде национальной экономики.

Рис. 1. Участие учреждений высшего профессионального образования в формировании инновационной инфраструктуры, обслуживающей потребности инновационной системы.

 

Анализ взаимосвязей результатов инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования с основными составляющими социально-экономического развития общества показал, что инновационные проекты ВУЗов имеют следующую направленность.

Во-первых, это создание производственных инноваций, направленных на обновление ассортиментного ряда предметов потребления, диверсификацию производственной деятельности предприятий.

Во-вторых, это создание технологических инноваций, направленных на производственное освоение новой продукции путем создания нового оборудования, либо его модернизации.

В-третьих, это осуществление экономических инновации, направленных на совершенствование способов планирования производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат, улучшение конечных хозяйственных, повышение материальной заинтересованности работников в росте экономических результатов и т.д.

В-четвертых, это реализация образовательных инноваций, направленных на совершенствование форм и методов обучения, освоения новых научных знаний.

В-пятых, это создание инновации, направленные на прогрессивные изменения в сфере торговли, то есть на создание новых методов распределения продукции, начиная от ценовой политики и заканчивая формированием новых форм взаиморасчетов продавца и покупателя, обеспечивающих ускорение сбытового цикла.

В-шестых, это реализация социальных инноваций, направленных на улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставления социальных услуг и др.

В-седьмых, это создание инноваций в сфере управления, нацеленных на совершенствование организационных структур, методов принятия решений, способов обработки и анализа информации и т.д.

Следует отметить, что перечисленные направления инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования охватывают практически все варианты инноваций, классификационные признаки которых представлены в табл. 1.

Таблица 1. Классификационные признаки инноваций

 

Исходя из выявленной направленности инновационных проектов ВУЗов, был проведен анализ возможностей использования существующих методов оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Содержание рассмотренных методов оценки эффективности инновационных проектов приведено в табл. 2.

 

Таблица 2. Методы оценки эффективности инновационных проектов

 

Проведенные исследования показали, что для оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования предпочтительно использовать методы динамической экономической оценки, метод перечня критериев, метод оценки рисков и метод оценки динамики инновационного процесса.

При этом выполнение оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования является многокритериальной задачей, требующей формирования системы критериев и показателей целевой и экономической эффективности.

При разработке критериев и показателей оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования помимо критериев, представленных в табл. 2, был рассмотрен ряд дополнительных критериев и показателей, характеризующих инновационные проекты, в том числе:

-        обеспеченность инновационного проекта научно-техническим заделом;

-        соответствие результатов инновационного проекта заданному научно-техническому уровню;

-        квалификация исполнителей инновационного проекта;

-        обеспеченность инновационного проекта необходимым составом, качеством и количеством материально-технических ресурсов;

-        возможности производственной и сбытовой кооперации,

-        и д.р.

Рассмотрение указанных критериев и показателей показало, что большинство из них не формализовано и, соответственно, не может быть сопоставлено между собой.

Для разработки системы критериев и показателей оценки целевой эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования был избран индексный способ оценки проектов для групп целевой направленности, представленных в блоке 1 табл.3.

Таблица 3. Комплексная оценка эффективности инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования, направленного на разработку новой продукции

 

В результате целевая эффективность инновационных проектов производственной направленности Кпр определяется соотношением:

(1)

где F1 – функциональные возможности создаваемой инновационной продукции

F0– функциональные возможности продукции – прототипа инновации,

Е1, Е0 – эксплуатационные возможности создаваемой инновационной продукции и продукции – прототипа инновации соответственно.

Целевая эффективность инновационных проектов технологической направленности Ктех

определяется соотношением:

(2)

где P1,Р0 – производительность создаваемой инновационной технологии и предшествующей технологии соответственно,

Z1, Z0 – себестоимость производства с использованием создаваемой инновационной технологии и предшествующей технологии соответственно.

Целевая эффективность инновационных проектов экономической направленности Кэк

определяется соотношением:

(3)

где W1,W0– фондоотдача после и до реализации экономической инновации,

Т1,Т0 – оборачиваемость оборотных средств после и до реализации экономической инновации.

Целевая эффективность инновационных проектов образовательной направленности Коб определяется соотношением:

(4)

где Y1, Y0 – уровень знаний обучаемых после и до реализации образовательной инновации,

U1, U0 – уровень интеллектуального капитала после и до реализации образовательной инновации

Целевая эффективность инновационных проектов торговой направленности Ктор

определяется соотношением:

(5)

где Q1, Q0 – прибыль от реализованной продукции (в том числе лицензий, технологий и ноу-хау) после и до реализации торговой инновации,

S1,S0 – период сбытового цикла после и до реализации торговой инновации.

Целевая эффективность инновационных проектов социальной направленности Ксоц определяется соотношением:

 

(6)

где А1,А0 – уровень условий труда после и до реализации социальной инновации,

D1, D0 – уровень предоставляемых социальных услуг после и до реализации социальной инновации.

Целевая эффективность инновационных проектов управленческой направленности Купр

определяется соотношением:

(7)

где G1,G0 – рентабельность активов после и до реализации управленческой инновации,

H1,H0 – уровень оптимальности принимаемых решений после и до реализации управленческой инновации.

Универсальность предложенного подхода к оценке критериев целевой эффективности инновационных проектов (1) – (7) заключается в том, что каждый из них является безразмерным и базируется на двух

ключевых параметрах, уравновешивающих оценки позитивных результатов проектов оценкой возможных негативных последствий.

Экономическая эффективность инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в общем случае может определяться через индекс рентабельности PIмi

 по i-му целевому направлению, модифицированный с учетом ожидаемых дополнительных доходов неосновного целевого характера (j=1,…,7; i ≠ j):

(8)

где NVi – приведенный доход по инновационному проекту i-ого целевого направления,

NСi – приведенные расходы по инновационному проекту i-ого це-левого направлении.

дополнительный потенциальный приведенный доход от шести из семи перечисленных направлениях инновационных проектов (производственные, технологические, экономические, образовательные, торговые, социальные, управленческие).

На основе сформированных критериев и показателей эффективности (1) – (8) был предложен методологический подход к оценке  эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования представлен на рис. 2.

Рис. 2. Методологический подход к оценке эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

 

Предложенный подход включает в себя три метода оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Первый метод (блоки 1-8 рис. 2) заключается в оценке целевой эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в соответствии с разработанными критериями (1) – (7) соответственно по направлениям: производственным, техно-

логическим, экономическим, образовательным, торговым, социальным,управленческим.

Второй метод (блоки 1-4, 9, 10 рис. 2) заключается в оценке экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в соответствии с разработанным критерием (8), когда рассчитывается модифицированный индекс рентабельности, в котором помимо приведенных целевых доходов по проекту учитываются дополнительные доходы по нецелевым направлениям.

Третий метод (блоки 1-12 рис.4) заключается в комплексной оценке эффективности Li инновационного проекта i-ой направленности в сфере высшего профессионального образования на основе критерия:

Lii·PIi (9)

При этом выбор наилучшего инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования по каждому из указанных методов, сопряжен с поиском максимума из доступных вариантов в соответствии с блоками 8, 11, 12 рис. 2.

Практические рекомендации по применению методов оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования сводятся к следующему.

Во-первых, при определении целевой направленности инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования может быть выделено несколько целей, в том числе выходящих за пределы перечисленных семи направлений (например, экологические). Тогда должны быть разработаны дополнительные критерии целевой эффективности универсальные по отношению к критериям (1) – (7).

Во-вторых, должна постоянно актуализироваться база данных для определения частных индикаторов эффективности проектов (включая формирование новых индикаторов).

В-третьих, оценка дополнительного экономического эффекта по инновационному проекту (блок 10 рис.4) может носить вероятностный характер, что требует корректировку выражения (8) оценки экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в виде:

(10)

где Bj – вероятность получения дополнительного дохода по j-ому целевому направлению.

Пример комплексной оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования, направленного на разработку новой продукции, представлен в табл. 3.

Как следует из табл. 3 целевая эффективность инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования, направленного на разработку новой продукции, больше единицы (Кпр=1,32).

Также больше единицы значение индекса рентабельности иннова-ционного проекта (PI1=1,48). Модифицированный индекс рентабельности инновационного проекта PIм1, учитывающий дополнительные

доходы образовательного характера и торгового характера (продажаноу-хау проекта), увеличивает оценку экономической эффективности (PIм1=2,57). В результате комплексная оценка эффективности ин-

новационного проекта производственной направленности составля-

ет 339%.

При этом очевидно, что в инновационных проектах любой целевой направленности (блок 1 табл.3) в сфере высшего профессионального образования всегда будет присутствовать образовательная составляющая приведенного дохода (NV4), отражающая рост уровня знанийобучаемых и рост уровня интеллектуального капитала.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №12 (2010)