- Морские вести России

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Транспортное дело России №12 (2010)

Полевая М.В., к.пс.н., доц., заведующая кафедрой психологии управления, Московский государственный институт индустрии туризма

В статье представлена, разработанная автором, комплексная система показателей для анализа текущего состояния и прогнозирования предстоящих изменений в отраслевой системе подготовки кадров для индустрии туризма.

Ключевые слова: система, показатели, подготовка кадров, индустрия туризма

 

SYSTEM OF MONITORING INDEXES RANCH SYSTEM OF TRAINING OF PERSONNELS FOR INDUSTRY OF TOURISM

Polevaya M., a candidate of psychological sciences, an assistant professor, The Moscow State Institute for the Industry of Tourism

In the article presented, worked out by an author, complex system of indexes for the analysis of current status and prognostication of forthcoming changes in the branch system of training of personnels for industry of tourism.

Keywords: system, indexes, training of personnel’s, industry of tourism

 

Современное состояние отраслевой системы подготовки кадров (далее ОСПК) для индустрии туризма не соответствует требованиям предъявляемым к ней со стороны работодателей, потребителей и рынка труда [1, 2, 3.]. Для эффективной модернизации отраслевой системы необходимо провести глубокий и содержательный анализ текущего состояния и прогнозирования предстоящих изменений в отраслевой системе подготовки кадров. Это возможно только при наличии четких и конкретных показателей отраслевой системы.

Для проведения мониторинга системы подготовки кадров и выявления направлений модернизации необходима система показателей. Мониторинг отраслевой системы подготовки кадров и рынка труда проводится с целью формирования информационной базы для определения перспективной потребности в кадрах на основе социально-экономического потенциала региона. По нашему мнению, мониторинг – это целенаправленное отслеживание, связанное с постоянным и регулярным исследованием социально-экономических процессов происходящих в обществе и определяющих количественно-качественные изменения в системе подготовке кадров. Мониторинг позволяет установить обратную связь между рынком образовательных услуг и рынком труда, которая возможна при наличии четко обозначенной необходимой информации для разработки мероприятий по повышению эффективности взаимодействия. Мониторинг нацелен на исследование закономерностей процессов, протекающих в отраслевой системе подготовки кадров. Пользователями информации мониторинга выступают органы государственной и муниципальной власти, работодатели, научные и образовательные учреждения, общественные организации и население региона.

Для проведения регулярного мониторинга необходимо создание отраслевой службы занятости как элемента инфраструктуры рынка труда. Цель создания данной службы - проведение мероприятий, направленных на оперативное принятие мер по предотвращению негативных явлений и возникновению рисков на рынке труда, содействию в трудоустройстве высвобождаемых работников и осуществлению постоянного мониторинга движения численности на предприятиях и учреждениях отрасли. На основе мониторинга движения численности на предприятиях и учреждениях отрасли необходимо сформировать отраслевой банк вакансий.

На наш взгляд, ОСПК функционирует в образовательной среде в условиях требований предъявляемых рынком труда, поэтому учет показателей характеризующих данные области является обязательным при построении системы показателей. Критерием включения показателей в систему является уровень их принадлежности к двум взаимосвязанным множествам: 1) показатели состояния рынка труда; 2) показатели состояния отраслевая образовательной среды индустрии туризма (рисунок 1)

Рис. 1. Алгоритм формирования системы показателей ОСПК.

 

Подготовка кадров нацелена на удовлетворение потребностей отрасли кадрами и важно соотношение рынка труда и отрасли. Системность данных показателей обуславливается тем, что они синтезируются в результате пересечения двух множеств, показатели которых, взаимосвязанных между собой. Пересечение данных групп показателей может быть представлено как группа показателей ОСПК. Системность проявляется также в том, что их взаимосвязь охватывает все стороны функционирования ОСПК. При этом рассматриваются как количественные, так и качественные показатели, которые могут быть объемными, структурными и динамическими. В ходе исследования были рассмотрены различные методы экономического анализа. Учитывая специфику образовательной среды, наличие количественных и качественных показателей было предложено определять разрывы между показателями ОСПК методами динамических корреляций и фиксированных разрывов [4, 5]. Разработанная нами, комплексная система показателей отраслевой системы подготовки кадров представлена в таблице 1.

Таблица 1. Комплексная система показателей ОСПК

В качестве примера проведем осмысление такого показателя как «Отношение количества образовательных учреждений, готовящих кадры для индустрии туризма к общему количеству образовательных учреждений» и проследим степень его влияния на систему подготовки кадров (рисунок 2).

Рис. 2. Отношение количества образовательных учреждений реализующих программы подготовки кадров для индустрии туризма по отношению к их общему количеству в г. Москва

 

Низкая доля образовательных учреждений реализующих программы подготовки кадров для индустрии туризма в 1992-1996 г.г. обуславливается отсутствием целенаправленного туристского образования в СССР. Проведении политики открытости РФ для зарубежных стран обусловили неуклонный рост потребности в высококвалифицированных специалистах индустрии туризма. Дополнительных стимулом развития сети образовательных учреждений было принятие государственных стандартов ВПО в 2000 г. Оценка данного показателя показывает увеличение рынка образовательных услуг в индустрии туризма.

Предлагаемая нами комплексная система показателей позволяет провести методом бенчмаркинга сравнение предлагаемой системы с существующей и разработать направления ее модернизации, а в дальнейшем регулярно осуществлять мониторинг деятельности ОСПК, как в целом, так и по различным ее составляющим.

На основе проведенных исследований нами разработаны приоритетные направления модернизации существующей ОСПК для индустрии туризма в РФ. Для модернизации системы необходимо трансформировать организационную среду за счет создания системы многоуровневого мониторинга и региональной сети отраслевой службы занятости. В соответствии с требованиями современной экономики разработать рекомендации по модернизации отдельных элементов существующей системы подготовки кадров. Организовать и проводить многоуровневый мониторинг по ключевым показателям. Мониторинг ОСПК и рынка труда необходимо проводить с целью формирования информационной базы для определения перспективной потребности в кадрах на основе социальноэкономического потенциала региона, он должен быть нацелен на исследование закономерности процессов, протекающих в отрасли и отраслевой системе подготовки кадров, степени опасностей, типологию проблем.

Необходимо создать отраслевую службу занятости как элемент инфраструктуры рынка труда в сфере туризма. Цель создания отраслевой службы занятости - организация многоуровневого мониторинга рынка труда и системы профессионального образования и обеспечение их с одной стороны квалифицированными кадрами, с другой современными требованиями к специалистам индустрии туризма. На основе мониторинга движения специалистов необходимо сформировать отраслевой банк вакансий. Отраслевая служба занятости организуется при региональных государственных учреждениях индустрии туризма. Служба должна быть хозрасчетной и функционировать на деньги предприятий, которые она обеспечивает специалистами. Основные функции отраслевой службы занятости:

а)      Формирование информационного поля с устойчивыми каналами поиска возможности трудоустройства и замещения вакантных должностей.

б)      Мониторинг ОСПК по предложенным нами показателям;

в)       Формирование периодически обновляемой информационной базы о вакансиях на предприятиях, потребностях региональной экономики в кадрах различной квалификации;

г)       Формирование периодически обновляемой информационной базы специалистов различного профессионально-квалификационного уровня.

 

Литература:

1.       О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы. Постановление Правительства Москвы 27.12.2006г. №1054-ПП

2.       Полевая М.В. Анализ современного состояния подготовки кадров для индустрии туризма // Вестник Российского Государственного торгово-экономического университета. - 2010. - №7-8(1)(45). – с.97-103

3.       Полевая М.В. Современные проблемы и задачи по совершенствованию системы подготовки кадров индустрии туризма // Транспортное дело России. - 2009. - №10. – с.101-103.

4.       Мерзлова М.П. Концептуальные подходы к формированию взаимодействия профессионального образования и рынка труда. Автореферат дис…д.эк.наук.- М., 2009.

5.       Минзов А.С. Профессиональное высшее и корпоративное образование: образовательные модели и механизмы их реализации. Дубна: Междунар.ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2008.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №12 (2010)