- Морские вести России

НАДЕЖНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ – ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В РАЗВИТИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Транспортное дело России №12 (2010)

Жиркова Е.О., аспирант Дипломатической Академии МИД РФ

В статье уточнено понятие глобальной энергетической безопасности, отмечены основные аспекты проблем глобальной энергетической безопасности, структурированы и систематизированы инструменты развития энергетической.

Ключевые слова: глобальная энергетическая безопасность, система пассивной и активной безопасности, недискриминационный доступ, принцип многоэшелонированной зашиты.

 

RELIABILITY AND SAFETY – THE BASIC REQUIREMENTS IN ATOMIC ENGINEERING DEVELOPMENT

Zhirkova E., the post-graduate student of Diplomatic Academy the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

In article the concept of global power safety is specified, are considered the basic aspects of problems of global power safety, tools of development of the power are structured and systematized.

Keywords: global power safety, system of passive and active safety, not discrimination access, a principle многоэшелонированной are sewn up.

 

В первую очередь, при рассмотрении вопросов надежного и безопасного развития следует рассмотреть АЭ в качестве составной части системы глобальной энергетической безопасности.

Под глобальной энергетической безопасностью подразумевается надежное обеспечение мировой экономики различными видами энергии по ценам, отражающим основные экономические принципы, с минимальным ущербом для окружающей среды1 . Глобальную энергетическую безопасность можно также определить как устойчивую систему правовых, политических, но в первую очередь, экономических отношений, позволяющую поддерживать эффективное функционирование мировой энергетической системы, устраняя и компенсируя негативное влияние дестабилизирующих факторов различного характера с целью обеспечения надежного спроса и стабильного предложения энергии, устойчивой и рациональной работы региональных и мирового энергетических рынков с обязательным удовлетворением требований экологической безопасности2 .

Необходимо отметить основные аспекты проблем глобальной энергетической безопасности3 :

·           расширение масштаба энергетической системы, глобализация энергетических рынков;

·           угроза дисбаланса между спросом и предложением энергии;

·           высокий уровень и неустойчивость мировых нефтяных цен, завершение эпохи дешевых нефти и газа;

·           диспропорции в мировой энергетической инфраструктуре по причине концентрации ресурсной базы углеводородов в районах, удаленных от основных центров потребления. 90% мирового ВВП производится в странах, импортирующих энергоресурсы;

·           риски природных и техногенных катастроф и системных аварий, в том числе по причине террористических акций и диверсий;

·           негативное влияние топливно-энергетического сектора экономики на окружающую среду;

·           широкий масштаб энергетической бедности, выражающийся в отсутствии у 2 млрд населения планеты возможности пользоваться энергетическими услугами на приемлемых коммерческих и технических условиях.

Создание системы глобальной энергетики, которая позволила бы осуществлять бесперебойное снабжение широких слоев населения во всем мире энергетическими ресурсами по экономически обоснованным ценам, поддерживать долгосрочную стабильность на мировом и региональных энергетических рынках и обеспечивать экологическую безопасность, является одной из приоритетных задач мирового сообщества в целях воплощения концепции устойчивого развития как отдельных стран, так и человечества в целом.

Среди инструментов развития энергетической безопасности можно выделить предложенную Россией инициативу по созданию международных центров по предоставлению услуг ЯТЦ, включая обогащение, под контролем МАГАТЭ, на основе недискриминационного доступа. Такие центры должны составлять основу «глобальной инфраструктуры», которая позволит обеспечить равный доступ всех заинтересованных сторон к атомной энергии при соблюдении принципов нераспространения. Кроме этого, создание таких центров позволило бы снять ряд вопросов международной безопасности АЭ и международного сотрудничества в области ядерного нераспространения, например, снизить противоречия между странами-обладателями ядерных технологий и странами, планирующими развитие национальной АЭ и рассматривающими это как свое неотъемлемое право.

В отношении вопросов безопасного развития АЭ можно утверждать, что современные ядерные реакторы при существующем масштабе АЭ являются достаточно безопасными установками. АЭ наработала уже более 11 000 реакторо-лет, из них более 7000 без крупных аварий после апреля 1986 года. Это серьезный показатель для ядерной технологии. Безопасность настоящего поколения реакторов обеспечивается, главным образом, увеличением числа различных систем безопасности, ужесточением требований к оборудованию и персоналу. Можно сказать, что при господствующей в настоящее время философии безопасности АЭ близка к её экономически «предельному» уровню, и дальнейшее наращивание систем безопасности может привести к потере конкурентоспособности АЭ.

Взрывы на японской АЭС вызвали во всем мире дискуссии о том, насколько безопасна атомная энергетика.

Для современной атомной индустрии главный вопрос состоит в том, можно ли избежать подобных катастроф или, как настаивают экологи во многих странах, на ядерной энергетике надо ставить крест. Сейчас появились сообщения, что о нынешней катастрофе предупреждали и американских конструкторов японской «Фукусимы» из компании General Electric, да и самих японцев еще в 70-е годы – ведь этой АЭС уже больше 40 лет. Более того, американские инженеры, как пишет ABCNews, письменно предупреждали руководство компании о недостатках конструкции, которые привели к нынешним последствиям.

Негативные последствия для мировой атомной энергетики уже налицо. Ряд стран решил пока воздержаться от реализации планов дальнейшего развития атомной энергетики. В их числе потенциальные заказчики на российское оборудование для АЭС – Венесуэла, Индия, Болгария. Сама токийская компания Tokyo Electric Power Co, существующая с 1951 года, уже отказалась от строительства новой АЭС на территории Японии. Другие страны решили не обращать внимания на японскую катастрофу и продолжать строить АЭС. Об этом свидетельствует, в частности, подписание соответствующих соглашений между Россией, Белоруссией и Турцией соответственно. Хотя уже ясно, что стоимость АЭС теперь будет возрастать за счет увеличения уровня защитных мер.4 .

Развитие мировой АЭ, ее крупномасштабное использование потребуют системного решения новых задач, напрямую связанных с нераспространением, ядерной, радиационной, физической, экологической безопасностью и социально-политической приемлемостью атомной энергии5 . Вопросы обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются основным предметом деятельности таких организаций, как МАГАТЭ и Международная комиссия по радиационной защите при ООН (МКРЗ), обобщающих мировой опыт эксплуатации и результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Руководства и рекомендации этих организаций реализуются в системе обеспечения безопасности объектов АЭ во всем мире.

В настоящее время для оценки степени нарушений в работе ядерных установок в МАГАТЭ разработана международная шкала ядерных событий (INES). В рамках шкалы события классифицируются по восьми уровням. В нижних уровнях (1–3) события называются инцидентами, а в верхних уровнях (4–7) – авариями. События, не существенные с точки зрения безопасности, классифицируются как случаи ниже шкалы (уровень 0) и называются отклонениями. События, не имеющие отношения к безопасности, не входят в шкалу и считаются отклонениями «вне шкалы».

В режимах нормальной эксплуатации АЭС безопасны. Атомные станции проектируются с учетом всех возможных внешних воздействий: метеорологических, сейсмических, гидрологических, эффектов деятельности человека (падение самолета, взрывы на транспорте и т. п.), которые могут проявляться с определенной вероятностью, учитываются также внутренние воздействия и отказы оборудования.6 . Все эти факторы, которые потенциально способны привести к авариям, но могут быть ограничены с помощью технических средств и специальных мероприятий, считаются проектными. При их возникновении АЭС не оказывает вредного влияния на окружающую среду и здоровье людей. Потенциально проектная авария способна перерасти в запроектную, преодоление последствий которой могут потребовать дополнительных организационных мероприятий.

Современные АЭС оснащаются средствами защиты, которые исключают развитие событий по японскому сценарию.

В конструкции современных АЭС предусмотрены системы пассивной и активной безопасности. Активные системы для своего функционирования требуют подвода энергии и во время эксплуатации обеспечивают нормальную работу всей станции. Пассивные системы защиты способныработать даже в условиях отключения внешних источников электроснабжения – а ведь это стало причиной ЧП на японских АЭС, в этой области постоянно появляются новые предложения, повышающие безопасность эксплуатации АЭС. Например, в Китае на Тяньваньской АЭС, сооружаемой ЗАО «Атомстройэкспорт», была реализована система локализации расплава активной зоны реактора. В случае потери теплоносителя первого контура активная зона может расплавиться. Расплав, разогретый до высокой температуры, способен прожечь опорную бетонную плиту и уйти глубоко в почву, что отрицательно повлияет на окружающую среду. Ловушка расплава позволяет поймать расплав до его проникновения в почву. Эффективность конструкции ловушки подтверждена комплексом научноисследовательских и опытно-конструкторских работ и отобрана специальной миссией МАГАТЭ.

Исследования последних лет указывают на возможность создания в ограниченные сроки ядерной технологии, приближающейся к идеалу «внутренне присущей естественной безопасности», не уходя слишком далеко от технических решений и материалов, уже освоенных в мирной и военной ядерной технике. Тепловые реакторы умеренной мощности разных типов также обладают пока не полностью реализованными резервами внутренне присущей безопасности. Безопасность захоронения радиоактивных отходов на десятки тысяч лет вызывает вполне обоснованные сомнения, связанные с надёжностью столь долговременных прогнозов. При обеспечении баланса между радиационной и биологической опасностью захораниваемых радиоактивных отходов и урана, извлекаемого из недр, можно избежать существенных нарушений природного уровня радиационной и биологической опасности и сделать убедительными доказательства безопасности обращения с РАО.

Современная концепция безопасности включает принцип многоэшелонированной зашиты и избыточный принцип функционирования каждого эшелона. Это означает, что каждый эшелон должен выполнять свои функции независимо от наличия следующего. При любой аварии (в т. ч. запроектной) не должно быть выброса радиоактивных продуктов и заражения окружающей среды, требующих эвакуации населения. Поскольку всегда существует вероятность какого-то отказа, безопасность настоящего поколения реакторов обеспечивается, главным образом, увеличением числа систем безопасности и количеством барьеров, ограничивающих выход активности. Применение для нового поколения реакторов технических систем безопасности, современных методов контроля процессов в реакторе позволили снизить вероятность аварии по сравнению с действующими АЭС.

Новая АЭС в Бушере отвечает всем нормам безопасности, как в отношении технологий, так и сейсмоустойчивости. В конце января 2011 года российские специалисты провели успешные испытания всех систем ядерного энергоблока Бушерской АЭС. После завоза топлива начнется подготовка к пуску станции.

Необходимо отметить, что атомная промышленность является единственной отраслью, которая уделяет надлежащее внимание и решает проблему переработки своих отходов. Приоритетным направлением в области обращения с радиоактивными отходами является совершенствование передовых технологий по обращению с ними, обеспечивающих возможность безопасного длительного хранения, переработки и захоронения РАО. Перед захоронением образующиеся твердые радиоактивные отходы подлежат кондиционированию и компактированию, жидкие – отверждению и включению в матрицы из инертных материалов.

Широкомасштабный ввод разрабатываемых сегодня энергоблоков нового поколения, исключающих потенциально опасные решения и использующих природные закономерности (пассивная безопасность), возможен не ранее второй половины XXI века после создания и изучения опытно-промышленных установок и отработки технологии серийных энергоблоков. Однако многие научные наработки могут быть использованы при создании энергоблоков, вводимых уже в ближайшее время. Такие станции будут полнее удовлетворять критериям, предъявляемым к объектам АЭ, и по своим параметрам будут приближаться к АЭС нового поколения. Развитие АЭ на ближайшую перспективу предусматривает следующие направления: продление срока службы действующих АЭС; создание новых АЭС; создание малых и средних АЭС и атомных теплоэлектроцентралей АТЭЦ.

Одним из ключевых компонентов глобальной безопасности АЭС является Конвенция о ядерной безопасности. Перед каждым совещанием страны представляют национальные доклады обо всех ядерных установках и о том, как выполняются обязательства по конвенции. Затем эти доклады рассматриваются и открыто обсуждаются другими сторонами конвенции, происходит обмен вопросами и критическими замечаниями. После чернобыльской аварии МАГАТЭ дополнительно учредило Международную консультативную группу по ядерной безопасности (ИНСАГ). Группа готовит важные консультативные документы, охватывающие темы основных принципов безопасности, управления эксплуатационной безопасностью в целях укрепления культуры безопасности; особое внимание уделяется информированию общественности о важных проблемах безопасности.

Таким образом, за период, прошедший после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, значительно возросла как технологическая, так и эксплуатационная безопасность АЭ. Системы безопасности были подвергнуты серьезной модернизации на всех действующих энергоблоках, а современные атомные станции строятся с использованием многоуровневых систем безопасности, включая пассивные. Сотрудничество в области контроля безопасности эксплуатации АЭС в рамках международных организаций позволило создать единую систему управления качеством безопасной эксплуатации АЭС, характеризующейся эффективностью, открытостью и взаимной обучаемостью. По заявлению главы российского правительства Владимира Путина Россия продолжит развивать атомную энергетику. Трагедия на японских АЭС не должна повлиять на развитие атомной энергетики, отметил премьер. Он подчеркнул, что в данном случае имело место трагическое стечение обстоятельств и изношенность технологий.7

 

1 Митрова Т. А., «Проблемы глобальной энергетической безопасности», М., 2006.

2 Бюллетень по атомной энергии, ноябрь 2005 г.

3 Материалы Международной конференции по энергетической безопасности, Москва, 13 марта 2006 г.

4 http://www.energotrade.ru/articles/7573/

5 Бюллетень по атомной энергии, ноябрь 2005 г

6 «Будущее за безопасным атомом», журнал «Энергорынок» № 1 за 2005 г.

7 http://www.atomic-energy.ru/

 

Список использованных источников

Митрова Т. А., «Проблемы глобальной энергетической безопасности», М., 2006

Бюллетень по атомной энергии, ноябрь 2005 г.

«Будущее за безопасным атомом», журнал «Энергорынок» № 1 за 2005 г.

Материалы Международной конференции по энергетической безопасности, Москва, 13 марта 2006 г. http://www.energotrade.ru/articles/7573/

Бюллетень по атомной энергии, ноябрь 2005 г.

http://www.atomic-energy.ru/

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №12 (2010)