- Морские вести России

ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Транспортное дело России №12 (2010)

Кузнецов Д.В., к.э.н., доц., профессор кафедры менеджмента и маркетинга Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России

В статье отмечена значимость инновационного развития для российской экономики, раскрываются основные механизмы совершенствования инновационной сферы, обосновываются приоритетные направления построения экономики инновационного типа.

Ключевые слова: инновационное развитие, инновации, приоритеты, инновационная политика, инновационная активность, целевые программы.

 

PRIORITIES FOR THE MODERN INNOVATION DEVELOPMENT IN RUSSIA

Kuznetsov D., Ph.D., Assoc., professor of management and marketing of the State Academy of Training and retraining of personnel for the construction of housing and communal complex of Russia

The article noted the importance of innovative development for the Russian economy reveals the basic mechanisms for improving innovation, grounded priorities build an innovation-based economy.

Keywords: innovation development, innovation, priorities, innovation policy, innovation activity, specific programs.

 

В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что инновационное развитие России – единственный путь построения в стране современной экономики, ориентированной на высокотехнологичное, конкурентоспособное производство. Чтобы осуществить успешный переход социально-экономической системы на инновационные рельсы органам власти и управления необходимо разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии, учитывающие объективные тенденции, как общегосударственного, так и мирового развития.

Механизмы развития и совершенствования инновационной сферы предполагают государственное участие в выработке инновационной стратегии, организационном и институциональном оформлении национальной инновационной системы, а также использования финансовых механизмов поддержки и стимулирования инноваций.

В последнее время наблюдается усиление практической деятельности законодательных и исполнительных органов Российской Федерации в области инноваций. В целях обеспечения условий для большей эффективности научно-технической и инновационной деятельности в рамках Межведомственной программы активизации инновационной деятельности создано или находится в различных стадиях формирования 38 инновационно-технологических центров (ИТЦ) в различных регионах России1 . Финансирование ИТЦ на стадии их формирования осуществляется из бюджета Министерства образования и науки России, средств бюджетов субъектов РФ, Российского фонда технологического развития и фонда Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Вместе с тем, практическое отсутствие законодательно установленных льгот для инвестиций в инновационный процесс осложняет и тормозит широкомасштабное развитие инновационной деятельности в России.

В то же время следует отметить, что в современных условиях проблемам нормативно-правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности уделяется пристальное внимание. Это обусловлено тем, что в ходе социально-экономических и политических реформ обозначены новые направления государственной политики в области развития науки и технологий.

Так, в Письме Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» было отмечено, что целью этой политики является переход к инновационному пути развития на основе избранных приоритетов2 . При этом важнейшими направлениями государственной политики в области науки и технологий в современных условиях являются: развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий; формирование национальной инновационной системы; повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности; сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса; интеграция науки и образования; развитие международного научно-технического сотрудничества.

Кроме того, в 2005 г. Правительством Российской Федерации были утверждены «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». В данном документе сформулирована цель – «формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства»3 .

В соответствии с этим, за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств предстоит сформировать приоритеты инновационной деятельности; обеспечить ее нормативно-правовое регулирование и рациональное сочетание механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности.

На наш взгляд, необходимо также создать условия для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах, инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий; усилить государственное регулирование и поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях.

Мы полагаем, что особое внимание следует уделить инновационным технологиям, направленным на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов страны; ускорению процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности российской экономики; государственному содействию в формировании научно-образовательно-производственных интегрированных структур, ориентированных на серийный выпуск и реализацию инновационной продукции в кооперации с малыми высокотехнологичными предприятиями; привлечению российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны.

Следует согласиться с мнением многих специалистов в том, что государственная политика в области развития инновационной системы должна реализовываться по следующим направлениям: создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности; системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; формирование инфраструктуры инновационной системы4 .

К настоящему времени, для обеспечения реализации представленных направлений был осуществлен комплекс мер в рамках проводимой в России административной реформы. Среди них отметим: реформирование системы управления научно-технической и инновационной деятельностью, разработку национальных проектов и федеральных целевых программ, принятие административных регламентов.

Необходимо подчеркнуть, что решение задач инновационного развития осуществляют органы исполнительной власти, обеспечивающие регулирование в сфере научно-технической и инновационной деятельности. При этом органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные академии наук в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники5 .

Систему федеральных органов исполнительной власти, руководящих научно-технической и инновационной деятельностью образуют: Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям, ряд других органов, которые обладают отдельными полномочиями в данной сфере, либо выполняют координационные функции.

Общее руководство научно-технической и инновационной деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Ст. 1. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (ред. от 18 августа 2008 г. «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации») установила, что данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Важнейшим направлением формирования организационно-экономического механизма инновационного развития РФ является реализация приоритетных национальных проектов и целевых программ. Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 г. № 1226 (ред. от 10 июля 2008 г.) был создан Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, деятельность которого нацелена на обеспечение взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов в демографической политике.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 27 апреля 2007 г. отмечено, что особенностью нацпроектов стала их инновационная направленность6 . Государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологии, здесь и компьютеризация всех школ, и обеспечение доступа к Интернету, и снабжение медицинских учреждений самым передовым оборудованием, и финансовая поддержка вузов, использующих современные методы и формы обучения.

Следует также подчеркнуть, что в настоящее время в сфере научно-технической и инновационной деятельности был принят целый комплекс федеральных целевых программ, среди которых: «Мировой океан», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы».

Таким образом, инновационный прорыв для современной России – это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, путь повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики. Инновационная политика должна быть одним из наших самых приоритетных национальных проектов.

На сегодняшний день в стране сложились предпосылки существенной переориентации приоритетов государства, частного бизнеса и гражданского общества на активизацию инновационной деятельности, повышение роли науки.

Вместе с тем, в настоящее время существует ряд принципиальных барьеров, мешающих кардинальному повышению инновационной активности. Такие барьеры препятствуют развитию всех элементов, находящихся в сфере действия инновационной политики.

В рамках инновационной политики перед государством стоит задача максимального снижения инвестиционных рисков путем стимулирования эффективных институциональных и технологических преобразований промышленных предприятий, содействия интеграции промышленных компаний с предприятиями и организациями исследовательского профиля, стимулирования развития корпоративной науки.

 

1.Войт А.О. Стимулирование инновационной деятельности в регионе // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 60-62.

2 Камболов М. Наука, технологии, инновации: развитие системы управления // Государственная служба. – 2008. - № 6 (56). – ноябрьдекабрь. – С. 104-111.

3 Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утверждены Правительством Российской Федерации 05.08.2005 № 2473п-П7.

4.См., например: Ханнанов В.В. Стимулирование инновационной деятельности в регионе // Представительная власть. – 2006. – № 6(72); Войт А.О. Стимулирование инновационной деятельности в регионе // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 60-62.

5 Тихонов И. П., Хрусталёв Е. Ю. Инновационный механизм научно-технологического развития экономики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. – 2006. – №5. – С. 54-61.

6.См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 27 апреля 2007 г. // Российская газета. - № 4353. – 27 апреля 2007.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №12 (2010)