- Морские вести России

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

Транспортное дело России №12 (2010)

Чан Хоанг Тхыонг, аспирант кафедры Экономики автомобильного транспорта, Московский Автомобильно-Дорожный Государственный Технический Университет (МАДИ)

Транспорт, учитывая географическое положение страны, играет большую роль в экономическом развития Социалистической Республики Вьетнам. Статья излагается основное понятие транспорт и его роль в модернизации народного хозяйства Вьетнама, Показано рост объема перевозок.

Ключевые слова: Транспорт; ЕТС (единая транспортная система); экономика; СРВ (Социалистическая Республика Вьетнам).

 

IMPORTANCE OF THE TRANSPORT SYSTEM IN THE MODERNIZATION OF THE ECONOMY OF THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

Chan Hoang Thuong, Post-graduate student Department of Economics of road transport, Moscow State Automobile & Road Technical University

Transport, with the geographic location country, plays an important role in the economic development of the Socialist Republic of Vietnam. The article presents the basic concepts of transport and its role in the modernization of the economy of Vietnam, Shown growth in traffic.

Keywords: Transport; ITS (integrated transport system); economy; SRV (Socialist Republic of Vietnam).

 

Введение

Транспорт является одной из отраслей экономической инфраструктуры, которая, кроме всех видов магистрального транспорта, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство, систему материально-технического снабжения, а также такие инженерные сооружения, как плотины, сети ирригационных и дренажных каналов. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации. Поэтому недооценка значения транспорта в государстве может весьма отрицательно сказаться на экономике страны.

Мировая практика показывает, что транспорт занимает существенное место в жизнедеятельности отдельных стран, без него невозможна современная экономика, т.к. он играет фундаментальную роль в эффективных целях доставки пассажиров и грузов, обслуживая практически все отрасли хозяйства и все слои населения. Рост потребности на услуги транспорта является следствием экономического роста и неотделим от него. С присоединением СРВ к АСЕАН и ВТО резко повышается роль транспорта.

Анализируя роль транспорта, К. Маркс писал: «во всяком процессе производства большую роль играет перемещение предмета труда и необходимые для этого средства труда и рабочая сила. За транспортировкой продуктов из места производства в другое место следует также транспортировка готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это перемещение.»

Основное понятие и взаимоотношение с экономикой.

Транспорт — материальная основа территориального разделения труда, определяющая структуру и специализацию районов, обеспечивающая их функционирование и размещение как целостной территориальной системы. Велика роль транспорта в повышении эффективности производства на основе его специализации и кооперирования крупных предприятий. Без транспорта невозможно нормальное функционирование и всей непроизводственной сферы экономики.

Транспорт — общее условие производства, одна из базовых отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства; он обеспечивает удовлетворение постоянно растущих потребностей общества в перевозках, оказывает большое влияние на освоение и развитие новых районов, на эффективность всего общественного производства. Никакое производство не может обойтись без пространственного перемещения средств производства, предметов труда и рабочей силы. Прежде чем строить любое производство, необходимо обеспечить транспортное освоение района: без транспорта производство не может развиваться изначально.

С другой стороны, уровень развития социально-общественной жизни страны во многом определяется именно уровнем развития транспортных коммуникаций и их состоянием. В цивилизованном обществе транспорт — важнейшая отрасль народного хозяйства. Транспортные коммуникации для общественно-производственной жизни каждой страны имеют такое же жизненно важное значение, как кровеносная система для человека.

Роль транспорта СРВ не ограничивается выполнением работы по перемещению различного рода грузов и перевозке пассажиров, так как он активно воздействует на весь производственный процесс, особенно на производительность цикла расширенного производства, формирование запасов сырья, топлива, на количество продукции, находящейся в процессе перемещения. Осуществляя связи между райоными с различным уровнем экономического и социального развития, транспорт оказывает огромное влияние на развитие всего общества.

Транспортная отрасль СРВ успешно выполняла разнообразные воинские перевозки в двух войнах, в том числе: оперативные- по переброске войск и вооружений; снабженские- по обеспечению фронтов всем необходимым для наступательных и оборонительных опкраций; эвакуационные- по вызову с фронтов поврежденной и военной техники и имущества для ремонта и восстановления; санитарные- по эвакуации раненых. Одновременно осуществлялись перевозки грузов и пассажиров, необходимые для функционирования тыловых служб армии и военизированной экономики страны. В условиях восстановления и развития народного хозяйства СРВ значительно возрастает роль транспорта. Особенно после длительных военных периодов.

На современном этапе транспорту отводится исключительно важная роль в решении проблемы дальне.шего развития и расширения внешнеэкономических связей СРВ, повышение эффективности внешнеторговых операций. Характерным для перевозок вьетнамских внешнеторговых грузов является не только рость объемов, но и заметные изменения в структуре перевозок, а именно, увеличение доли машин, оборудования, сырья, химикатов, удобрений, топлива, продовольствия. Наблюдается заметное расширение торгово-транспортного сотрудничества СРВ с зарубежными странами.

Роль транспорта в программе социально-экономического развития страны СРВ.

В реализации программ социально-экономического развития страны транспорт занимает стратегическое место. Подъем экономики, расширение внешнеторговых операций привел к ускорению кругооборота капитала и увеличению объема перевозок. Учитывая это обстоятельство, правительство СРВ уделяет особое внимание развитию транспортной отрасли. За годы существования СРВ в стране создана единая транспортная система (ETC), существуют все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, речной, морской, воздушный и трубопроводный. Роль каждой составляющей в перевозках изменияется в зависимости от развития общественного строя и экономического состояния страны. Все виды транспорта в рыночных условиях взаимодействуют и дополняют друг друга на основе конкуренции и в целях наиболее полного, бесперебойного и качественного удовлетворения потребностей общественного производства в грузовых перевозках и населения, в передвижениях с наибольшим комфортом и максимумом услуг.

 

Таблица 1. Объем грузоперевозок СРВ (тыс.т.)

Рис. 1. Доля участия видов транспорта в перевозке товаров (тыс.т.)

 

Таблица 2. Структура грузоперевозок и грузооборота по видам транспорта

Рис.2. У частие видов транспорта в перевозке товаров в 2010 г.(тыс.т.)

 

Таблица 3. Капиталовложения в единую транспортную систему Вьетнама 2010 г.

 

В таблице. 1 и 2 показан рост объема грузовых перевозок СРВ за последние годы. Как видно, автомобильный транспорт занимает особую позицию в системе около 71% грузов и более 72% пассажиров. Именно поэтому при планировании развития транспортных коммуникаций особое внимание отводится развитию именно автомобильного транспорта.

Более наглядные представления об участии разных видов транспорта в перевозке товаров отражены в рис. 1

На рис. 2. представлено участие всех видов транспорта в перевозке товаров 2010 г.

Анализ современного состояния ЕТС СРВ показывает, что материально-техническая база его транспортных коммуникаций далеко отстает от уровня стран региона Юго-Восточной Азии, что сдерживает процесс интеграции СРВ как в региональную, так и мировую экономику.

Одна из многих трудностей ЕТС Вьетнама- сложная управленческая структура. По признакам собственности ЕТС Вьетнама включает в себя 5 секторов: государственный, частный, коллективный, семейный, и смешанный. Государства имеет преобладающую долю собственности и играет ведущую роль в воздушном, железнодорожном и морском транспортах. Сегодня транспортной системе Вьетнама уделяется большое внимание со стороны государства. За период 2006 — 2010 гг. из 110,27 млрд. долл., вложенных в экономику, 15,88 млрд. долл. выделено для развития транспортной отрасли (в среднем 14,34%). В 2010 г. из 32,61 млрд. долл., вложенных в экономику СРВ, выделено 4,97 млд. долл. для развития транспортной системы, т.е. 15,24%. Их распределение по видам транспорта представлено в табл. 3

Приоритет отдан автодорожному транспорту : на развитие этой отрасли выделено 89% млд.долл. капиталовжений, т.е. около 4,42 млд.долл. Из них 73,18% инвестиций направлено на строительство 3,83%- на оборудование и 22,98% - на другие цели. В период 2001-2020 гг. На развитие автомобильного транспорта планирует выделить 60% всех капиталожений в транспортную систему, в том числе в период 2005-2015 гг. – 48% и период 20102020 гг. – 52%. Большая часть средств будет выделена для строительства международных автотрасс, соединяющих Вьетнам с Китаем и странами АСЕАН через Лаос и Камбоджу, а также авжнейших транспортных коридоров между Вьетнамом и странами АСЕАН.

 

Заключение.

Анализ современного состояния ЕТС Вьетнама и ее работы за последние 5 лет показал, что транспорт играет фундаментальную роль в развитии экономики СРВ, без него невозможна современная экономика. Рост потребности на услуги транспорта является следствием экономического роста и неотделим от него. Уровень развития транспортной системы – одинь из важнейших признаков её технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе ещё более усиливается при интеграции страны в региональную и мировую экономику, и транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Вьетнама в мировое сообщество и занятия в нем места, соответствующего уровню государства рыночной экономикой.

Поэтому необходимо особое внимание на развитии транспорта, разработать стратегический план по повышению эффективность перевозок, в часности, международных грузов транспортом.

 

Литература:

1.       Некоторые мнения о стратегии развития транспортной системы до 2010 г. и ориентирование до 2020 г. (Mot so у kien ve chien luoc phat trien giao thong van tai den nam 2010 va dinh huong den nam 2020. Ha noi, 2010. ) – на вьетнамском языке.

2.       Ежегодная статистическая книга 2010 (Nien giam thong ke 2010. Hanoi.: Nha xuat ban thong ke. 2010. — 599 с. ) – на вьетнамском языке.

3.       Планирование развития автомобильного транспорта для ускорения индустриализ-щации и моделизации Вьетнама до 2020 года (Quyhoach phat trien giao thong van tai duong bo phuc vu CNH-HDH Viet nam den nam 2020. Hanoi, Bo giao thong van tai. 2006. — 112 c.) – на вьетнамском языке.

4.       Обновление Вьетнамской экономики и внешнеэкономическая политика (Vien kinh te the gioi: Doi moi kinh te Viet Nam va chinh sach kinh te doi ngoai. Ha noi, 2005.) – на вьетнамском языке.

5.       http://www.worldbank.com

6.       http://www.polpred.com

7.       http://www.mt.gov.vn

8.       http://www.gso.gov.vn

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №12 (2010)