- Морские вести России

СПЕЦИФИКА РЕСТРУКТУРИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НОВОМОСКОВСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА

Транспортное дело России №12 (2010)

Сизов Л.А., зав. кафедрой Новомосковского филиала Университета РАО

В статье проведено исследования инновационной инфраструктуры новомосковского промышленного кластера, показано число востребованных предприятиями кластера, средний возраст работников научной сферы, описаны состояние материально-технической базы элементов инновационной инфраструктуры, динамика конкурентоспособности промышленных предприятий промышленного кластера г. Новомосковска, предложены направления модернизации инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: инновации, кластер, промышленность, инновационная инфраструктура, модернизация

 

SPECIFICITY OF RESTRUCTURING OF THE INNOVATIVE INFRASTRUCTURE NOVOMOSKOVSK INDUSTRIAL CLUSTER

Sizov L., Head of the Department of Novomoskovsk branch of the University of RAO

In article it is conducted researches of an innovative infrastructure Novomoskovsk industrial cluster, the number claimed by the enterprises кластера is shown, middle age of workers of scientific sphere, the condition of material base of elements of an innovative infrastructure, dynamics of competitiveness of the industrial enterprises industrial Novomoskovsk cluster are described, directions of modernization of an innovative infrastructure are offered.

Keywords: innovations, cluster, the industry, an innovative infrastructure, modernization

 

Состояние российской промышленности на современном этапе характеризует не только негативные последствия трансформационного спада 90-ых годов ХХ века, которые даже в количественном измерении не преодолены (не достигнут уровень базового 1990 года), но и явная технологическая отсталость большинства наших промышленных предприятий, которые во многих случаях неконкурентоспособны по сравнению с иностранными предприятиями. На наш взгляд переход к постиндустриальной экономике, который широко пропагандируется, по крайней мере, преждевременен. Основной задачей развития российской промышленности в настоящий момент должна стать реиндустриализация российской промышленности, на принципиально новой технологической базе, что не возможно осуществить без масштабных инноваций.

В настоящее время на повестке дня социально-экономического развития России и Тульского региона в частности стоит модернизационный прорыв к уровню ведущих промышленно развитых стран, за счёт такого конкурентного преимущества страны как огромный интеллектуальный и научный потенциал, который необходимо преобразовать в инновации во всех сферах жизни государства, в первую очередь в промышленности. В связи с этим одна из самых актуальных задач инновационной стратегии России – создание соответствующей инновационной инфраструктуры.

Новомосковск – город – бицентр Тульской области, т.е. второй не только по численности населения но и по промышленному потенциалу и уровню социально-экономического развития.

Уникальным с точки зрения эмпирического материала для исследования является г.Новомосковск Тульской области, где на территории приблизительно 50га, размещены пять крупнейших предприятий Новомосковского района. На их базе была создана в 2007 году корпорация «Новомосковскинвест». Можно сказать, что создана система промышленных предприятий, так называемый кластер (от англ. cluster – гроздь, скопление).

В настоящее время в городе сосредоточено помимо крупных предприятий химической промышленности, а также промышленности строительных материалов и ряд других средних и малых промышленных предприятий машиностроительной, энергетической и иных отраслей. В своё время (до начала экономических реформ) Новомосковск был также крупным центром угольной промышленности Подмосковного угольного бассейна, однако в начале ХХI века угольная промышленность в Тульской области находится всё ещё на стадии глубокого спада.. Среди этих предприятий два относятся к химической промышленности, одно к бумажно-целлюлозной, одно

– к промышленности строительных материалов и ещё одно к предприятиям топливно – энергетического комплекса (Новомосковская ГРЭС).

С другой стороны уникальность бицентра Новомосковска заключается в том, что в нём расположены филиалы трёх ВУЗов (один технический –НИ РХТУ, ранее НФ МХТИ им. Д.И. Менделеева, существующий в ранге ВУЗа с 1960 года, два гуманитарных- старейший из которых НФ УРАО существует в городе с 1995 года), несколько представительств ВУЗов, три колледжа, несколько учреждений низшего профессионального образования, а также два крупных НИИ (Новомосковский институт азотной промышленности и Подмосковный институт угольной промышленности). Таким образом, в новомосковском промышленном кластере имеется значительный инновационный потенциал, а также необходимые элементы инновационной инфраструктуры.

Как же используются возможности этих инновационной инфраструктуры? Насколько часто обращаются промышленные предприятия г.Новомосковска и Новомосковского района к потенциальным источникам инновационных идей ? Какова структура инновационного портфеля новомосковского промышленного кластера (по типам и видам инноваций)?

К нашему сожалению, картина очень неутешительна. Так потребность в инновационной активности для таких передовых в области инновационного менеджмента промышленных предприятий как ОАО «Кнауф Гипс Новомосковск» и ООО «Проктер энд Гэмбэл Новомосковск» используют результаты НИОКР собственных научно – исследовательских центров, находящихся за рубежом. Резко снижается инновационная востребованность НИИ и ВУЗов нашего города - бицентра и у основного заказчика результатов НИОКР – НАК «Азот». Количество, заказанных у потенциальных поставщиков инноваций неуклонно сокращается (здесь представлены все виды инноваций как продуктовые. так и процессные, на «входе» промышленного предприятия (новые сырьё, материалы, комплектующие и т.д.), на «выходе» - новая продукция, которая находит свой рынок сбыта, производственные, как внедрение ресурсосберегающих технологий и т.п.) (рис.1.).

Рис.1. Число востребованных предприятиями новомосковского промышленного кластера инноваций, которые предоставляли НИИ и ВУЗы г. Новомосковска

К сожалению, происходит старение кадров научного потенциала НИИ г. Новомосковска (рис.2.).

Рис.2. Средний возраст работников НИИ г. Новомосковска Как видно из рис.2. началось постепенное снижение среднего возраста научных кадров, что внушает определенную надежду на сохранение научно – инновационного потенциала и сохранение научных школ и традиций.

Ещё более опасная ситуация сложилась с научно-исследовательской материально-технической базой НИИ г. Новомосковска (рис.3.).

Рис.3. Состояние материально-технической базы элементов инновационной инфраструктуры г. Новомосковска

Такое состояние научно-исследовательских основных фондов потенциальных элементов инновационной инфраструктуры промышленного кластера города – бицентра внушает опасение в возможности осуществления модернизационного рывка.

Вместе с тем, потребность в инновационном развитии у промышленных предприятий города – бицентра Новомосковска достаточно велика. Коэффициент конкурентоспособности продукции по сравнению с лучшими зарубежными разработками резко снижался до 1999 года, а затем после умеренного роста в 2001-2003 года, также стал медленно снижаться (рис.4.), общий технический уровень качества высокотехнологичных отраслей промышленности кластера, также снижался за рассматриваемый период времени.

Рис.4. Динамика конкурентоспособности промышленных предприятий промышленного кластера г. Новомосковска

 

Такие показатели однозначно указывают на резкую инновационную недостаточность промышленных предприятий кластера, что в свою очередь требует развития инновационной инфраструктуры промышленного кластера города – бицентра Новомосковска.

Как ранее было установлено основной объём научно –технических инноваций приходится на крупные промышленные предприятия с числом работающих свыше 1000 человек, на предприятиях с о среднесписочным числом работников до 1000 человек она была существенно ниже [4].

На наш взгляд для преодоления инновационного кризиса необходимо составить иерархическую пирамиду инновационных планов промышленного предприятия (причем наиболее важно для средних и малых предприятий), научно-производственных объединений, концернов и холдингов и т.п., вплоть до уровня промышленного кластера и региона в целом. Инновационный план должен стать составной частью бизнес – плана развития промышленного предприятия. В инновационном плане промышленного предприятия на наш взгляд должны быть отражены:

·          методики и периодичность исследования рынков сбыта и НИОКР;

·          методику оценки уровня собственной конкурентоспособности;

·          обзор наиболее удачных отечественных и зарубежных продуктовых и процессных инноваций;

·          технические уровни качества выпускаемых изделий и сроки их пересмотра;

·          стандарты предприятия, стандарты научных и технических обществ, которые имели бы опережающий характер, определяющий порядок и методы внедрения инноваций на промышленном предприятии;

·          конкретный план инноваций промышленного предприятия на кратко-средне- и долгосрочную перспективу.

Основные направления продуктовых и процессных инноваций представлены в табл.1.

Таблица 1. Направления продуктовых и процессных инноваций промышленного предприятия

Как показывает опыт [4] наиболее доступным резервом инновационной активности промышленного предприятия, требующих минимума вложений являются процессные инновации в области управления материальными потоками. Так скажем, реорганизация складской системы предприятия строительной инфраструктуры, в ходе которой было сокращено количество складов материальных ресурсов, организовано круглосуточное дежурство кладовщиков, а также преобразована система управления информационными потоками складского хозяйства, синхронизирующего бухгалтерский и складской учет в том числе в режиме «он -лайн», позволило сократить простои производства из-за несвоевременно доставленных сырья и материалов на 32,5 %, сократить складские и внутрипроизводственные издержки на 19,3 %, уровень запасов материальных ресурсов сократился, за счёт снижения уровня буферных запасов на 16,57 %.

К сожалению реинженерингом бизнес-процессов закупочноснабженческой деятельности на данном промышленном предприятии занималась инженеринговая компания из г. Санкт-Петербурга. Анализ принятых решений позволяет сделать вывод о том, что подобный комплекс мероприятий было вполне под силу разработать специалистам НИИ и ВУЗов г.Новомосковска. Однако затраты на разработку этого мероприятия позволило себе крупное промышленное предприятие с численностью работающих превышающую пятьсот человек, средние и малые предприятия к сожалению такие затраты не могут себе позволить. Данный пример показывает высокую актуальность создания развитой инновационной инфраструктуры в таком городе –бицентре, как Новомосковск.

Первым шагом к модернизации инновационной инфраструктуры должна стать оценка эффективности работы. В качестве показателей эффективности нами предлагается использовать:

 коэффициент сокращения сокращение времени на всех стадиях разработки инновации (1):

 (1)

где:

 ti – время i-ой стадии инновации;

относительная экономическая эффективность инновационной инфраструктуры (2)

(2)

 

где: Эи – относительная экономическая эффективность инновационной инфраструктуры;

ЗСоб.ин– затраты промышленного предприятия на самостоятельное внедрение инноваций, тыс.руб.;

ЗИн.инфр – затраты промышленного предприятия на услуги инновационной инфраструктуры, тыс.руб.;

ЗСод.инфр.– затраты на содержание инновационной инфраструктуры, тыс.руб.

Первым шагом создания инновационной инфраструктуры может быть создание научно-производственных объединений на базе существующих промышленных предприятий. В настоящее время к таким НПО может быть отнесено только ОАО НАК «Азот». Основная задача первого этапа – это создание целого ряда НПО на основе промышленных предприятий не только крупного, но и среднего и даже малого размера, в рамках создаваемого промышленного кластера города –бицентра Новомосковска.

Вторым шагом может быть проведение исследования инновационной активности и потенциала новомосковских промышленных предприятий. В результате можно составить инновационный паспорт промышленного предприятия, в котором могут быть указаны помимо основных данных о предприятии возможные направления и резервы его инновационной деятельности. Эти данные могут стать основой инновационного плана предприятия, который должен стать одним из обязательных разделов бизнес – плана промышленного предприятия.

Третий шаг – создание целевых программ на уровне муниципального образования, направленных на повышение инновационной активности промышленных предприятий субрегиона.

Четвертый шаг – поэтапное создание базовых элементов инновационной инфраструктуры –муниципальных маркетингово-логистических центров (ММЛЦ), концепция которых ранее предлагалась автором в ряде работ [2,3], «технопарков», «бизнесинкубаторов» и т.п.

Пятый этап создания работающей инновационной инфраструктуры – интеграция в неё существующих носителей научно-интеллектуального потенциала –новомосковских ВУЗов и НИИ, передавая им функции инновационного аудита промышленных предприятий, инновационного мониторинга и аутсорсинга.

Принципиальная схема предлагаемого проекта инновационной инфраструктуры города-бицентра представлена на рис.5.

Рис.5. Принципиальная схема проекта инновационной инфраструктуры

Здесь следует отметить, что сотрудничество с инновационной инфраструктурой не является для промышленного предприятия чемто принудительно- обязательным, что в принципе невозможно в условиях рыночной экономики, однако с другой стороны всё более ужесточающаяся конкуренция заставляет промпредприятия вставать на инновационный путь развития и вместе с тем внедрять достижения научно – технического прогресса во всё более сжатые сроки.

Можно сказать, что модернизация инновационной инфраструктуры позволит промышленным предприятиям города –бицентра в короткие сроки мобилизовать свои инновационные ресурсы и одновременно сделать инвестиционный проект промышленного кластера более динамичным и гибким.

По итогам вышесказанного можно сделать следующие выводы:

·          основная задача развития российской промышленности на современном этапе – реиндустриализация на инновационной основе;

·          провести опережающую инновационную модернизацию можно лишь при условии создания соответствующей инновационной инфраструктуры промышленного предприятия;

·          наиболее благоприятным местом для создания и развития инновационной инфраструктуры являются промышленные кластеры, примером промышленного кластера может служить г.Новомосковск Тульской области, в котором находятся ряд технических и гуманитарных ВУЗов и НИИ;

·          основой создания инновационной инфраструктуры могут стать воссозданные научно –производственные объединения;

·          основой для проведения инноваций предприятия должен стать инновационный план, как составная часть бизнес – плана промышленного предприятия;

·          необходима разработка взаимоувязанных государственных, региональных и муниципальных программ инновационного развития и создания инновационной инфраструктуры.

 

Литература:

1.       Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент.М.: Юнити, 2001- 337 с.

2.       Сизов Л.А. Роль маркетингово-логистических центров в устойчивом социально-экономическом развитии Новомосковского района Тульской области (научная статья). Природно-антропологический и социокультурный статус бицентра. Материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции. Новомосковск 10-11 октября 2003 г. IBSN 5-87954275-Х С.99-105.

3.       Сизов Л.А. Роль маркетингово-логистических центров в построении вертикально-интегрированной системы управления экономикой Новомосковского района Тульской области (научная статья). Самоорганизация, субординация и управление в природе, обществе и экономике. Материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции. Новомосковск 24-25 октября 2004г. IBSN 5-85161-039-5 С.98-104.

4.       Инновационная деятельность промышленных предприятий/ Переверзев М.П., Шалашов В.В..- Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н.Толстого, 2004.-104 с.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №12 (2010)