- Морские вести России

УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В СУБЪЕКТАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Транспортное дело России №12 (2010)

Мищеряков Д.С., соискатель ФГУП «Стандартинформ»

В статье адаптированы функции и задачи логистики применительно к нематериальным объектам собственности как основному формату имущества субъектов инновационной деятельности, разработана методика оценки эффективности системы логистики субъекта инновационной деятельности с учетом особенностей логистической обработки нематериальных объектов собственности.

Ключевые слова: логистика, нематериальные объекты собственности, инновации

 

THE ACCOUNT OF NON-MATERIAL ACTIVES IN SUBJECTS OF INNOVATIVE ACTIVITY

Mishcherjakov D., The applicant, Standartinform, FSUE

In article functions and logistics problems with reference to non-material objects of the property as to the basic format of property of subjects of innovative activity are adapted, the technique of an estimation of system effectiveness of logistics of the subject of innovative activity taking into account features of logistical processing of non-material objects of the property is developed.

Keywords: logistics, non-material objects of the property, an innovation

 

Большинство имеющихся теоретических разработок и практических рекомендаций в области логистической обработки активов посвящены материальным объектами. В силу своей специфики субъекты инновационной деятельности в большей степени оперируют нематериальными объектами собственности, для которых необходимо разработать собственную логистическую инфраструктуру и инструментарий. Таким образом, может быть создана универсальная логистическая инфраструктура экономики знаний. В связи с этим автором выделены признаки идентификации нематериальных объектов собственности:

1)      отсутствие материально-вещественной структуры;

2)      возможность идентификации от другого имущества;

3)      использование в производстве продукции, при выполнении

работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

4)      использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

5)      организация не предполагает последующую перепродажу данного имущества;

6)      способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

7)      наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

С учетом специфики продукции и имущества субъектов инновационной деятельности основными категориями нематериальных активов в инновационной сфере являются:

– объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

·         исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

·         исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

·         имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

·         исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

·         исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

– деловая репутация субъекта инновационной деятельности.

Организационные расходы не относятся к нематериальным активам. В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них. Для приобретения «ноу-хау» субъект инновационной деятельности должен располагать полным вербальным (словесным) или изобразительным его описанием. В случае приобретения каких-либо авторских прав их регистрация осуществляется на основании вступившего в силу договора с продавцом этих прав – физическим или юридическим лицом.

Нами выявлена методологическая проблема, препятствующая эффективной логистической обработке нематериальных объектов собственности. В соответствии с существующими правилами бухгалтерского учета, затраты на создание или приобретение объектов интеллектуальной собственности (ОИС) аккумулируются на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы». Готовые к использованию ОИС передаются со сч. 08 на сч. 04 «Нематериальные активы». Балансовая стоимость определяется по фактическим затратам создателя (приобретателя). Следствием описанного подхода является то, что все нематериальные объекты собственности отражаются как внеоборотные (постоянные) активы. Это существенно снижает общую ликвидность субъекта инновационной деятельности и препятствует нормальному хозяйственному обороту, в том числе, логистической обработке таких объектов собственности. Для решения данной проблемы предложено разделять нематериальные объекты собственности на постоянные активы (ПА) и текущие активы (ТА) по следующим признакам:

1)      способ перенесения стоимости на затраты:

а) переменные (ПА);

б) прямые (ТА).

2)       характер использования:

а) собственные научно-исследовательские разработки (ПА)

б) интеллектуальная продукция на продажу (ТА).

3)       качественная характеристика:

а) заведомо собственные (ПА);

б) заведомо товарные (ТА).

4)       источник финансирования:

а) собственные (ПА);

б) внешний (ТА).

5)       наукоемкость:

а) задельные (фундаментальные) (ПА);

б) проблемно-ориентированные (ТА).

6)       характер результата:

а) абстрактный результат (ПА);

б) конкретный результат (ТА).

7)      потенциал коммерциализации:

а) отложенный спрос (ПА);

б) высокий спрос (ТА).

Таким образом, все нематериальные активы субъекта инновационной деятельности разбиваются на постоянные и текущие, что позволяет существенно трансформировать общую структуру имущества и сформировать реальный имущественный баланс инновационной деятельности с учетом экономического смысла каждого нематериального объекта собственности. Не для всех нематериальных объектов собственности можно точно установить их характер. В этой ситуации используются уравнения нечетких множеств, которые позволяют оценивать долю стоимости конкретного объекта для отнесения к определенной категории.

В соответствии с предложенным подходом плавающей доли конкретного нематериального объекта собственности в определенной категории, сформулирована методика расчета основных оценочных показателей для субъекта инновационной деятельности. В частности, показатель общей ликвидности (Л О) может быть преобразован к виду:

 

(1)

где qi– стоимость приобретения нематериального объекта собственности;

pi – вероятность коммерциализации нематериального объекта собственности;

di– степень собственного использования нематериального объекта собственности в работах субъекта инновационной деятельности;

ТП – стоимость текущих (краткосрочных) пассивов субъекта инновационной деятельности.

 

Таким образом, для расчета показателей экономического анализа используются нечеткие значения, для которых может использоваться нечеткая логика и другие операции с нечеткими множествами. Предложенный подход позволяет существенно повысить уровень привлекательности субъекта инновационной деятельности как объекта инвестиций за счет повышения значения коэффициента общей ликвидности инновационного бизнеса.

 

Функции и задачи логистической системы вытекают из базовых целей, которые основываются на некотором мировоззрении на логистику – подходящей логистической концепции. Базовые, наиболее широко используемые в инновационной деятельности логистические стратегии и основные методы их реализации могут быть следующими:

1.       Стратегия минимизации общих логистических издержек: сокращение (оптимизация) операционных логистических издержек в отдельных логистических функциях; оптимизация уровней запасов; выбор оптимальных вариантов «складирование – транспортировка»; оптимизация решений в отдельных функциональных областях или функциях по критерию минимума логистических издержек; использование 3pl подхода – логистического провайдера третьего уровня, берущего на себя задачи по перевозкам, складированию, обработке грузов, а также обработке заказов и возврату.

2.       Стратегия улучшения качества логистического сервиса: улучшение качества выполнения логистических операций и функций; логистическая поддержка предпродажного и послепродажного сервиса; использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукта; создание системы управления качеством логистического сервиса; сертификация системы управления качеством логистического сервиса в соответствии с национальными и международными стандартами; использование процедур «бенчмаркинга».

3.       Стратегия минимизация инвестиций в логистическую инфраструктуру: оптимизация конфигурации логистической сети; прямая доставка товаров потребителям, минуя склад; использование складов общего пользования; использование логистических посредников в транспортировке, складировании, грузопереработке; использование логистической технологии «точно в срок»; оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры.

4.       Стратегия логистического аутсорсинга: решение «делать самим или покупать»; сосредоточение субъекта инновационной деятельности на своих ключевых компетенциях, 3pl подход для выполнения неключевых функций; оптимизация выбора источников внешних ресурсов; оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры; использование инвестиций и инноваций поставщиков; оптимизация количества логистических посредников и закрепляемых за ними функций.

По результатам исследования автором составлена сравнительная таблица логистики различных субъектов деятельности.

Одним из направлений оценки эффективности логистической системы является оценка надежности. В инновационной деятельности под надежностью понимается способность научных результатов, полученных образцов или разработанных технологий удовлетворять требования заказчика и выполнять необходимые функции в течение определенного срока. В экономике надежность означает устойчивость экономических объектов к различным воздействиям, ошибкам партнеров и т.п.

Надежность логистической системы субъекта инновационной деятельности нами понимается как допустимый уровень обеспечения генерирующего идеи и разработки подразделения нужными ему интеллектуальными, информационными и материальными ресурсами в течение заданного промежутка времени, вне зависимости от внешних и внутренних воздействий на систему обработки информации. В соответствии с изложенным, задача расчета показателей надежности может быть решена с применением методов теории вероятностей, теории рисков, теории множеств и др. В самом общем виде надежность обеспечения в логистической системе рассчитывается как разность:

Таблица 1. Особенности логистики субъектов инновационной деятельности

P=1-Pomki         (2)

где

Р – надежность логистической системы субъекта инновационной деятельности;

Роmki  – вероятность отказа в удовлетворении заявки на обеспеcчение необходимым ресурсом или вероятность отказа со стороны i-го контрагента.

Для ситуации взаимодействия субъекта инновационной деятельности с сетью контрагентов формула расчета надежности логистической системы приобретает следующий вид:

(3)

где

Pi  – надежность i- го контрагента.

Под надежностью обеспечения в логистической системе, функционирующей в субъекте инновационной деятельности, может рассматриваться набор таких критериев, как эффективность удовлетворения заявок с точки зрения соблюдения сроков предоставления, качества представляемых ресурсов, полноты и стоимости удовлетворения заявки. Помехи системы понимаются с точки зрения кибернетики как случайные отклонения от нормального поведения. Этим отклонениям соответствуют изменения параметров процессов и/или результатов взаимодействия элементов системы. Нарушения, как следствие воздействия опасных факторов, может взаимно компенсироваться («складываться»). Таким образом, влияние помех на взаимодействия в инновационном процессе всегда проявляется через надежность логистической системы.

Показателями надежности логистических процессов являются данные вероятностных значений в интервале 0 < Р < 1. При этом, «0» является показателем полного прекращения функционирования (отказа), а «1» – показателем полного взаимодействия. Под надежностью процессов поставок в цепи понимается вероятность того, что в определенный период времени и в рамках заданных допусков будут достигнуты согласованные результаты. При этом существуют следующие признаки надежности:

1)       надежность в логистической системе «идея – инновационный процесс – нематериальный объект собственности» определяется безотказностью всех ее элементов в рамках логистического цикла удовлетворения заявок;

2)       вероятность адекватного удовлетворения заявки в заданный временной интервал определяется в диапазоне:

0 < Pj < 1,        (4)

Q = 1 – Pi (при невыполнении поставки).           (5)

Значения вероятности определяются, исходя из данных статистики:

Pi = А / В,  (6)

где

A.      количество невыходов за рамки требования заявок;

B.      общее количество имеющихся заявок на ресурсы;

3)       при рассмотрении общей надежности логистической системы целесообразно рассматривать комбинацию всех элементов как последовательную цепочку, так как общая надежность зависит от надежности каждого из элементов и надежности связей между ними.

При определении общей надежности (вероятности безотказной работы логистической системы) все индивидуальные вероятности перемножаются. Вероятность надежного взаимодействия в логистической системе будет зависеть от значения вероятности каждого элемента. За счет различных комбинаций при «подключении» модулей потенциал логистических ресурсов может увеличиваться («расширяться») или уменьшаться (рисунок 1)

Рис. 1. Структура модели управления логистическими ресурсами СИД

 

Состояние каждого модуля характеризуется значениями двух критических параметров:

-        доходностью логистических ресурсов – ключевых компетенций (Dj);

-        вероятностью получения дохода при использовании эффективной структуры ресурсов (Pj).

Оценка экономической эффективности логистической системы

предполагает расчет результатов работы отдельно по каждому объекту управления логистики. При этом интегрированная оценка рассматривает все объекты управления логистики как единый процесс движения ресурсов в инновационном процессе. Наиболее важными показателями эффективности логистической среды являются: план / факт выполнения заявок, среднее время задержки при выполнении заявки, средний срок выполнения заявки на предоставление ресурсов, план / факт по транзакционным затратам, объем затрат на транспортировку, стоимость передачи нематериального объекта собственности, руб. / общее количество переданных нематериальных объектов и др. (таблица 2). Среди современных подходов к оценке результатов деятельности все больший интерес привлекает к себе концепция совершенного заказа. Совершенное исполнение заказа – это наивысший критерий качества логистических операций, поскольку совершенный заказ служит мерилом общей эффективности всей логистической системы субъекта инновационной деятельности.

Таблица 2. Система наиболее важных показателей эффективности

Наиболее распространенный подход, основанный на предположении о том, что наибольшая эффективность достигается при наименьших общих издержках на логистику, не совсем верен.

Причем во многих СИД оценка издержек проводится только по функциональному принципу и не связывается с ключевыми стратегическими показателями. В логистической системе субъекта инновационной деятельности необходимо учитывать особенности обработки нематериальных объектов собственности, поэтому показатели эффективности необходимо трансформировать на основе этой особенности.

Система логистики, построенная однажды, не является догмой и по мере изменения рынков сбыта, ассортиментной политики промышленного предприятия, требований к логистическому сервису ее эффективность может изменяться. Поэтому подразделение логистики должно периодически проводить контроль эффективности функционирования. Это систематический и регулярный анализ логистической системы с точки зрения затрат, использования ресурсов и обслуживания, по результатам которого могут быть выработаны решения в части организационных преобразований в логистической системе в целом.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №12 (2010)