- Морские вести России

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Транспортное дело России №12 (2010)

Балова Н.А., зам. заведующего кафедрой бухгалтерского учета Альметьевского государственного института муниципальной службы (АГИМС),

Лунева Е.В., к.э.н., доцент

В данной статье раскрываются вопросы внедрения инноваций в систему управления городским хозяйством. Автором поднимаются проблемы городского хозяйства и определяется, что ряд из них могут быть решены за счет перехода некоторых сфер рассматриваемой области на инновационные принципы управления, в качестве инициатора и основного источника финансирования которого должно выступать государство.

Ключевые слова: инновации, инновационное управление, городское хозяйство, государственная поддержка, инновационная инфраструктура, потенциал города.

 

INNOVATION IN THE URBAN ECONOMY: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Balova N., Deputy Head of Accounting chair Almetyevsk State Institute Municipal Service (AGIMS),

Luneva E., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

This article focuses on issues of innovations in urban governance. The author of the rise of urban problems and determines that some of them can be solved by moving some of the regions on the innovative management principles, as the initiator and main source of funding which should serve the State.

Keywords: Innovation, innovation management, urban economy, Government support, innovation infrastructure, the capacity of the city.

 

Актуальность и проблематика вопросов нормативно-правового обеспечения инновационной и научно-технической деятельности в Российской Федерации достаточно высока. Однако состояние основополагающих нормативных документов в области инноваций свидетельствует о том, что право в этой области пока не выступает в роли активного фактора. Для данного положения дел существует несколько причин. Среди них необходимо отметить незавершенность нормативно-правового обеспечения инновационной и научно-технической деятельности; неопределенность отраслевой принадлежности норм об инновационной деятельности, с учетом существующей системы права; противоречивость некоторых содержащихся в различных нормативно-правовых актах норм законодательства. Основополагающей причиной текущего состояния дел в нормативно-правовом обеспечении инноваций является то, что вопросы формирования инновационной системы не рассматривались на государственном уровне.

Однако при очевидной на первый взгляд экономической эффективности инновационных внедрений, инновационная сфера во многих аспектах своей деятельности плохо сопрягается с рыночными механизмами. Многолетняя практика становления инновационного законодательства показала, что никто кроме государства не может эффективно выявлять и формулировать основные задачи в этой области, обеспечить стратегии их реализации в будущем. Проблематика инновационной деятельности в России на сегодняшний день не подкреплена необходимыми научными исследованиями в области права - объем правовых исследований, посвященных проблеме инновационных отношений весьма незначителен. В этом можно усмотреть причину того, что пусть и фрагментарная, но ведущаяся законодательная деятельность по вопросам инноваций, не имея научно обоснованных практических рекомендаций для исполнительной и законодательной власти, дает тот эффект, который сегодня отчетливо виден - инновационное законодательство развивается не только медленно и непоследовательно, но и без четкой концепции, вне определения методов правового регулирования, предмета регулирования и круга регулируемых отношений. Анализ проблемы в экономической науке показал, что абсолютное большинство предложений в данной области развивают организационные модели менеджмента, обеспечивающие реализацию механизма взаимосвязи научных подразделений и хозяйствующих субъектов.

В большей степени проблемы инновации относятся и к сфере городского хозяйства. Однако прежде чем перейти к проблемам инновационного управления в рассматриваемой сфере необходимо кратко раскрыть понятия инноваций в авторском представлении. Анализ существующих определений инновации таких авторов, как А.А. Бонюшко, В.П. Воробьев, позволил выявить следующие подходы к ее определению: инновация рассматривается как результат научно-технической деятельности (новая техника, технология, новые продукты и т.п.), вместе с тем такие авторы как Б. Твисс, пишут, что инновации – это процесс создания, внедрения и распространения новой техники, технологии, организационных форм, исследования С.Д. Ильенковой, А.К. Казанцева определяют инновации как процесс инвестирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по созданию новой техники и технологии.

Наряду с термином «инновация» в отечественной и зарубежной литературе используются такие термины как «новшество», «нововведение», «новация». На наш взгляд, эти понятия следует разграничивать. Новшество — это новый порядок действий, новый метод, оформленный результат исследований, разработок в какой-либо сфере деятельности. Термин «нововведение» означает, что новшество используется. И только с момента принятия к распространению нововведение приобретает новое качество становится инновацией. В соответствии с данным подходом под инновацией в нашем исследовании будем понимать конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога, внедренный в производство и обеспечивающий предприятию определенный технический, экономический и (или) социальный эффект.

В большинстве случаев термин «инновация» используется либо применительно к инновационным предпринимательским структурам, либо к структурам, участвующих в реализуемых государственных проектах. При этом первая группа структур относится к крупным, поскольку именно большие предприятия способны за счет собственных и привлекаемых ресурсов создать и поддерживать инновационные процессы.

К основным понятиям инновационного управления следует отнести: Инновационная экономика – экономика, развивающаяся на паритетном использовании новых знаний и инновационных продуктов, готовности к их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Инновационная экономическая система

– это система, в которой технология является базовой основой ее развития. Инновационный продукт – конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде качественно новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в социально-экономической системе и имеющий потребительскую стоимость. Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, реализуемых в инновационных технологиях и новом оборудовании. Результатом инновационной деятельности являются новые продукты (услуги) или продукты (услуги) с новыми качествами. Инновационный процесс – совокупность этапов создания, освоения, распространения и использования инновации. Инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен также как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Государственная инновационная политика – определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) – совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций. Инновационная инфраструктура – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации). Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики. Основу инфраструктуры национальной инновационной системы составляют центры трансферта технологий, инновационно-технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды поддержки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) и по информационному обеспечению инновационной деятельности. Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)1 – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Данные определения в дальнейшем позволят более четко и конкретизировано применять понятийный аппарат, связанный с внедрением инновационных принципов в системе управления городским хозяйством и его нормативно-правовым обеспечением. Однако для ряда сфер применение инновационного подхода в производственных процессах или процессах управления достаточно затруднено. Это связано с наличием ряда как объективных, так и субъективных трудностей. К такого рода сферам следует отнести и сферу городского хозяйства и, безусловно, предприятия и организации, действующие в данной сфере.

Городское хозяйство — комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.

Можно выделить основные подсистемы городского хозяйства, которые в дальнейшем могут быть ориентированы как целевые сферы для внедрения инновационных принципов управления: (а) градообразующая сфера: промышленность, транспорт, наука; (б) градообслуживающая - отрасли нематериального производства города: торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, системы здравоохранения, спорта, культуры материально-технического оснащения; (в) социальная сфера - профессионально-квалификационная структура: наличие рабочих специалистов и уровень их квалификации, социально-демографическая структура; (г) управленческая - комплекс местных, государственных и общественных организаций - пространственная структура: жилье, производство, торговые места, коммунально-складские комплексы, природные ресурсы2 . Эффективному функционированию и развитию городского хозяйства препятствует ряд проблем, которые можно свести к следующим направлениям (табл.1.)

 

Таблица 1. Классификация проблем городского хозяйства (ГХ) России

 

Данные проблемы приводят к сложности применения инновационного подхода в сфере городского хозяйства, что также обусловлено и рядом факторов, характеризующих особенности функционирования данных организаций: большинство предприятий были сформированы на основе организаций и их активов, действовавших еще в советское время, деятельность которых во многом осуществляется на основе заложенных в те времена принципов и методов; однородность продукции отдельных предприятий: например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта; отсутствие единой федеральной политики в области развития городского хозяйства всех городов, а не только крупнейших административных центров; отсутствие в большинстве городов единой политики в области городского хозяйства при наличии планов развития отдельных его составляющих (отраслей); специфическая связь процессов производства и потребления; неготовность администрации к внедрению новшеств, не говоря о крупных инновационных идеях; несовершенный уровень управления в организациях, работающих в сфере жилищнокоммунального хозяйства; принятие нового законодательства (Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», жилищный кодекс, закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»)

– само по своей сути новшество, показало неготовность некоторых муниципальных образований к работе в новых условиях, выявился недостаток знаний и опыта по управлению городского хозяйства.

С другой стороны, состояние и развитие сферы городского хозяйства показывает, что для повышения эффективности всей сферы в целом и образующих её структур в частности необходимы коренные изменения, которые могут выражаться в формировании инновационного подхода в управлении предприятиями городского хозяйства. К факторам, определяющим необходимость внедрения инновационных идей в управление городским хозяйством и формирование системы управления ими, можно отнести: необходимость сбережения ресурсов в определенных сферах городского хозяйства (например, энергосбережение, водосбережение, транспортная инфраструктура и т.д.); необходимость внедрения информационных технологий в сферы связи, образования, здравоохранения; формирование благоприятного инвестиционного климата для привлечения частных средств и развития конкурентоспособности города, создания рабочих мест и производств; большие проблемы в обеспечении эффективности функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства; незначительное участие частного бизнеса в деятельности и функционировании городского хозяйства; необходимость переноса промышленных предприятий за городскую черту.

Во многом развитие инноваций в сфере городского хозяйства невозможно без создания инновационной инфраструктуры – инновационной среды. Очевидно, что для городского хозяйства инициатором формирования и финансирования такой инфраструктуры должно выступать государство, как на федеральном, так и на местном уровнях. В то же время формирование инновационной инфраструктуры должно происходить на основе оценки потенциала городского хозяйства, поскольку именно данный анализ позволит определить те направления, а также возможности (ресурсы) городского хозяйства, потребные для осуществления инновационного управления.

Применительно к деятельности городского хозяйства правомерно говорить о наличии у них общего или совокупного потенциала и его составляющих, а именно, научно-технического потенциала, производственно-технологического потенциала, финансово-экономического потенциала, кадрового потенциала, инновационного потенциала. Все части общего (совокупного) потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация общего (совокупного) потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей общего (совокупного) потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.

Существовавшая ранее система реализации научно-технических, технологических разработок и изобретений, известная как внедренческая, была рассчитана на иную модель хозяйствования, нежели рыночная экономика. С отказом от этой модели зачастую ликвидировались или ослаблялись те структуры, без которых невозможна и в условиях рыночной экономики полноценная инновационная деятельность, например, патентные службы. С другой стороны, в нужном качестве не создавались и не развивались такие инновационные структуры, которые связаны преимущественно с рынком, например, служба маркетинга. Это привело к тому, что инновационный потенциал во многом складывался стихийно, его структуре был присущ внутренний дисбаланс. Такое положение стало тормозом в реализации уже имеющихся научно-технических разработок и изобретений, вымыванию из структуры экспорта и с внутреннего рынка отечественной наукоемкой продукции.

Инновационный потенциал городского хозяйства – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций3 . Инновационный потенциал состоит из четырех частей. Первая часть представлена заделом научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений. Причем здесь учитывается также возможность и способность предприятия или организации найти и приобрести права на использование необходимых ему разработок, а также заказать новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по интересующей их тематике. Вторая часть характеризует состояние инфраструктурных возможностей самого города, обеспечивающих прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию. Третья часть раскрывает внешние и внутренние факторы, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала региона, научно-технической организации и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла. Четвертая часть отражает уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств органами и структурами городского хозяйства, его готовности и способности к реализации новшеств в виде инноваций.

Тем не менее, понятие инновационного потенциала не полностью отражает способность города к формированию и поддержке инновационной составляющей развития. Для полной реализации инновационного потенциала необходимо создание обеспечивающей системы, в которую бы входили с одной стороны муниципальные органы, как представители интересов государства, так и предпринимательские структуры, которые заинтересованы в инновационном пути своего развития. Такого рода комплексное взаимодействие структур городского хозяйства при использовании и развитии инновационного потенциала будет в дальнейшем носить название инновационной сферы (инфраструктуры) городского хозяйства.

Таким образом, можно сказать, что инновационная сфера представляет собой совокупность следующих потенциалов: ресурсный потенциал (финансовый, инвестиционный, сырьевой, промышленный); человеческий потенциал (потенциал трудовых ресурсов, социальный и интеллектуальный потенциал); властно-политический потенциал (правовой потенциал, потенциал органов власти); потенциал научно-технического прогресса. Рассмотрение инновационной сферы как совокупности составляющих ее потенциалов дает возможность оценивать ее не только с точки зрения реально существующего уровня инновационной активности в городе, но и с точки зрения перспективы (возможностей) ее развития.

Управление процессами формирования инновационной сферы достаточно подробно изучено как зарубежными, так и российскими экономистами. Однако практически отсутствуют более или менее целостные материалы по анализу путей, трудностей формирования и развития национальных систем поддержки и регулирования инновационной сферы. Чтобы сформировать жизнеспособную систему национальной поддержки и стимулирования, следует, на наш взгляд, ориентироваться на ряд методологических правил. Во-первых, система должна создать наиболее благоприятные условия для бесперебойного протекания таких процессов, как венчурное инвестирование, инновационное предпринимательство, инвестиционное проектирование. Во-вторых, она должна приобрести в ходе формирования ряд обязательных свойств (самоорганизация, устойчивость, пропорциональность, целостность, информационность, способность к эволюционному развитию в достижении основных целевых ориентиров), по которым можно будет судить, создана система или нет. В-третьих, сформировать систему можно путем объединения функциональных элементов через выявление и оформление их зависимости друг от друга.

Укрупненные направления формирования национальной системы поддержки и регулирования инновационной сферы (рис. 1) выделены по принципу их наибольшего соответствия использованию инновационной активности, прежде всего в производственной сфере, в научно-техническом комплексе экономики России. Безусловно, не все из данных направлений в полной мере подходят под принципы инновационного управления в городском хозяйстве, но, по нашему мнению, на часть из них следует обратить внимание как на наиболее перспективные с точки зрения внедрения в рассматриваемой сфере (на рисунке выделены жирным).

 

Рис.1.Структурно-функциональная схема национальной системы государственной поддержки и регулирования инновационной сферы

 

В принципе вопросы развития инновационной инфраструктуры в рамках управления городским хозяйством уже рассматривались на местном уровне, и правительства ряда городов в рамках разрабатываемых ими стратегий развития предлагают программы формирования и развития инновационной сферы. В целом анализ программ инновационного развития городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Томска), федеральных округов (Уральского, Центрального, Сибирского), в которых отражены цели развития городского хозяйства, показал, что принципиальная схема развития инноваций в рассматриваемой сфере может содержать следующие этапы (рис.2).

 

Рис.2.Этапы развития инновационной инфраструктуры городского хозяйства

 

Безусловно, как это говорилось ранее, развитие инновационной инфраструктуры невозможно без осуществления государственной поддержки. Однако реализация государственных и муниципальных программ невозможна без их регламентирования и документирования.

В связи с этим перед федеральными и муниципальными властями при осуществлении инновационной политики в области управления городским хозяйством должны встать следующие задачи: разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования; развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок; совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ (реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций); реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики города. Решение данного круга задач позволит обеспечить хоть и долговременное, но постепенное улучшение функционирования предприятий городского хозяйства. С другой стороны реализация данных направлений позволит снизить так называемый риск «юридической неадекватности».

Сочетание недостатков правовой защищенности интеллектуальной собственности с неопределенностью прав на разработки, и элементарной правовой безграмотностью зачастую приводит к случаям, когда авторы технологии или отказываются раскрыть какие-то особенности своего продукта, тем самым препятствуя возможности инвестирования в него; или не соблюдают своих обязательств, особенно в части эксклюзивности и конфиденциальности. Неопределенность с правами на интеллектуальную собственность проистекает из соответствующего законодательства, которое определяет права автора (изобретателя) и работодателя, но не государства, которое в советский период развития финансировало все разработки, а в настоящее время их львиную долю.

Поэтому когда речь идет о разработке, выполненной за государственный счет, права разработчика сомнительны. Важно понимать, что технология не есть простая совокупность изобретений. Даже в случае, если автором получены патенты на свое имя, это еще не подтверждает его права на технологию в целом, на возможность ее реализации, на использование результатов (продуктов) разработки. Достаточно распространенным является подписание автором соглашений об эксклюзивности одновременно с несколькими компаниями в расчете на то, что тем самым автор повышает для себя вероятность успеха, а победит тот подпишет контракт первым. При этом автор не всегда понимает (так как не имеет ни соответствующих юридических знаний, ни собственного опыта), с какими неприятностями он может столкнуться.

Достаточно часто возникает взаимное непонимание при изменении уровня отношений между российским и зарубежным партнерами. Например, при совместной работе с иностранной компанией, отношения могут строиться на определенных устных договоренностях, аккуратно соблюдаемых обеими сторонами. Если на определенном этапе развития отечественный и иностранный партнеры решат оформить (закрепить) отношения письменно, то после того, как договор подписан, иностранная компания будет руководствоваться только им, и ссылки отечественного партнера на предыдущие устные договоренности, не внесенные в текст договора, будут встречаться с непониманием. В мировой практике принято к договору относиться в изначальном смысле этого слова: стороны договорились. Нужно адекватно понимать также роль юриста при составлении договора. Юрист не может за партнеров продумать содержание договора. Юрист только может облечь озвученные договоренности в адекватную форму, предусмотреть и предупредить о возможных рисках, следующих из текста договора, и предложить варианты их минимизации.

Таким образом, необходимость формирования инновационного управления городским хозяйством приводит к необходимости создания его нормативно-правового обеспечения, обладающего необходимой степенью прозрачности и регламентации, отвечающего требованиям современной экономической ситуации. Это в полной мере обеспечит не только текущий контроль над реализацией внедряемых мероприятий, но и позволит регламентировать основные процессы, необходимые для внедрения инноваций в систему управления городом.

 

1 Виролайнен О.А. Городское хозяйство как объект институциональных преобразований. – СПб: СПбГИЭУ, 2006.- 218 с. – с.62-65; Госзаказ как стимул инноваций // Межотраслевой информационно-аналитический журнал «Индустрия». – №2 (59), 2009

2 Виролайнен О.А. Городское хозяйство как объект институциональных преобразований. – СПб: СПбГИЭУ, 2006.- 218 с. – с.62-65; Городское хозяйство: Учебное пособие/ Т.Г.Морозова, Н.В.Иванова, В.Э.Комов и др. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2010.- 361 с. – с.108-109.

3 Госзаказ как стимул инноваций // Межотраслевой информационно-аналитический журнал «Индустрия». – №2 (59), 2009

 

Литература:

 

1.       Бонюшко А.А. Регулирование и нормирование научно-инновационной деятельности. Ин-т соц.-экон. проблем РАН, СПб, 1997. – 160с.

2.       Виролайнен О.А. Городское хозяйство как объект институциональных преобразований. – СПб: СПбГИЭУ, 2006.- 218 с.

3.       Воробьев В.П., Платонов В.В., Рогова Е.М. Инновационный менеджмент. Уч. пособие / Под ред. проф. С.Ю. Шевченко. – СПб.: Изд-во ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», 2005. – 115с.

4.       Городское хозяйство: Учебное пособие/ Т.Г.Морозова, Н.В.Иванова, В.Э.Комов и др. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2010.361 с.

5.       Госзаказ как стимул инноваций // Межотраслевой информационно-аналитический журнал «Индустрия». – №2 (59), 2009

6.       Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2005. – 327с.

7.       Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики Санкт-Петербурга на 2010 год. – http://gov.spb.ru

8.       Мамедова Т. Инновации в городское хозяйство // Газета «Реут». – №10 от 17.03.2006.

9.       Основы инновационного менеджмента: теория и практика / Под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Мендели. – М.: Экономика, 2004. – 518с.

10.    Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 1989. – 217с.

11.    Целевая инновационная программа г.Томска на 2011 год. – http://www1.admin.tomsk.ru


Вернуться к разделу Транспортное дело России №12 (2010)