ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Транспортное дело России №12 (2010)Каменский А.Н., аспирант кафедры «Менеджмента инвестиций и инноваций» ГОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова
В работе представлена методика определения перечня субъектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающая осуществление инновационной деятельности, предназначенной предназначена для оценки потребностей социально-экономических систем в субъектах инновационной инфраструктуры. Рассмотрен порядок и методы решения задач этого порядка, условно разделенные на 5 этапов. Обоснован порядок включения и приведен перечень субъектов инновационной инфраструктуры, рекомендованных для размещения в научно-производственной социально-экономической системе.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, социально-экономическая система, муниципальные образования, методика определения субъектов инновационной инфраструктуры.
ESTABLISHMENT OF INNOVATION INFRASTRUCTURE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS
Kamensky A., The post-graduate student Management of Investments and Innovations chair, GOU VPO Plekhanov Russian University of Economics
The present article introduces the methodology of defining the list of innovative structure entities, which provides realization of innovative activity intended to evaluation of social and economic system demands in innovative infrastructure subjects. This research work develops methods and procedures of the above mentioned problem solving which are divided in 5 stages, specifies the subjects recommended for the allocation in scientific and production, social and economic system, which are included in the list of innovative structure entities and explains the procedure of their including in it.
Keywords: innovation infrastructure, socio-economic system, municipalities, method of determining the subjects of innovation infrastructure.
В целях выработки подходов к формированию инновационной вационной деятельности. инфраструктуры отдельно взятой социально-экономической систе-Предлагаемая методика носит универсальный характер и с учемы предлагается методика определения перечня субъектов иннова-том специфики конкретной социально-экономической системы ционной инфраструктуры, обеспечивающая осуществление инно-может найти успешное применение в различных сферах.
Практическая значимость данной методики состоит в целесообразности применения ее положений и выводов при совершенствовании механизмов управления и процессов регулирования инновационной деятельности в регионах, стремящихся улучшить свою инвестиционную привлекательность, создать благоприятные инновационный климат.
Данная методика предназначена для оценки потребностей социально-экономических систем в субъектах инновационной инфраструктуры, она учитывает то, что нормативные требования к инновационной инфраструктуре и наличие соответствующих субъектов инновационной инфраструктуры в социально-экономических системах отсутствуют или носят рекомендательный характер.
В основу методики положен следующий порядок.
Во-первых, определение особенностей социально-экономической системы по существующим инновационным ресурсам с отнесением ее к определенному классу (в соответствии с классификатором).
Во-вторых, определение перечня рекомендуемых субъектов инновационной инфраструктуры, соответствующего данной социально-экономической системе.
В-третьих, инвентаризация действующих субъектов инновационной инфраструктуры на основе анализа фактически выполняемых ими функций и предоставляемых ими услуг, и, как результат-выявление недостающих субъектов и функций инновационной инфраструктуры и подготовка списка недостающих субъектов инновационной инфраструктуры и недостающих услуг существующих субъектов.
В-четвертых, выработка рекомендаций по созданию субъектов инновационной инфраструктуры.
В-пятых, выработка рекомендаций по разработке программы формирования инновационной инфраструктуры и нормативно-правового обеспечения их функционирования и участия государственного сектора в ее реализации.
Ниже рассмотрены методы решения задач этого порядка. При этом предусматривается, что вся соответствующая работа подразделяется на 5 этапов.
Этап 1. Определение особенностей социально-экономической системы по существующим инновационным ресурсам с отнесением ее к определенному классу
Под базовыми инновационными ресурсами, являющими основой для классификации социально-экономических систем, понимаются: крупное производство, научные и/или опытно-конструкторские организации, исследовательские вузы.
Классификатор социально-экономических систем по инновационным ресурсам:
1. научно-производственная (НПМО) - наличие крупного производства и научных и/или опытно-конструкторских организаций, исследовательских вузов;
2. производственная (ПМО) - наличие крупного производства и отсутствие научных и/или опытно-конструкторских организаций, исследовательских вузов
3. научная (НМО) - наличие научных и/или опытно-конструкторских организаций, исследовательских вузов и отсутствие крупного производства;
4. стандартная (СМО) - отсутствие крупного производства и научных и/или опытно-конструкторских организаций и исследовательских вузов.
Таким образом, каждая из социально-экономических систем однозначным образом попадает в один из классов.
Применительно к муниципальным образованиям порядок действий заключается в следующем. Администрация муниципального образования:
1. из перечня зарегистрированных в данном муниципальном образовании выделяет (если они есть) крупные предприятия, научные организации, опытно-конструкторские организации, высшие учебные заведения и их филиалы.
1. Данный элемент является, как правило, сетевым и не ограничивается пределами территории социально-экономической системы
2. с учетом наличия на своей территории данных субъектов (комбинаций субъектов) относит свое муниципальное образование к соответствующему типу.
Этап 2. Определение перечня рекомендуемых субъектов инновационной инфраструктуры, соответствующих данной социальноэкономической системе.
После определения класса, в который попадает конкретная социально-экономическая система по располагаемым в ней инновационным ресурсам, определяется перечень субъектов инновационной инфраструктуры, соответствующих данному классу системы.
Применительно к социально-экономическим системам муниципальных образований.
Субъектами, которые рекомендуются к размещению на территории муниципальных образований являются: центры коллективного пользования уникальным оборудованием, технопарки, бизнесинкубаторы, инновационно-технологические центры (возможно, в составе технопарка), центры трансфера технологий, ярмарки/магазины (возможно включение в сеть), центры субконтрактации, патентно-правовые центры, центры консалтинга (инновационный центр), центры научно-технической информации (научно-координационные центры), банк/инвестиционные компании, фонды, образовательные учреждения (возможно включение в сеть), торговопромышленные палаты, подразделение Администрации МО, ответственное за инновационное развитие.
В зависимости от типа социально-экономической системы рекомендуется:
Для научно-производственного типа:
· не менее одного субъекта из специализированного блока субъектов инновационной инфраструктуры: центры коллективного пользования уникальным оборудованием (при наличии уникального оборудования), технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий;
· не менее одного субъекта из блока информационно-консалтинговых субъектов инновационной инфраструктуры: ярмарки/магазины, центры субконтрактации, патентно-правовые центры, центры консалтинга (инновационный центр), центры научно-технической информации (научно-координационные центры);
· не менее одного объекта из блока финансовой инновационной инфраструктуры: банк/инвестиционные компании, фонды.
· не менее одного субъекта из блока инновационной инфраструктуры кадрового обеспечения: образовательные учреждения (включая вузы, научно-образовательные центры, коучинг-центры):
· из блока организационной инновационной инфраструктуры: обязательное условие - подразделение Администрации МО, ответственное за инновационное развитие, кроме того возможны общественные организации или их филиалы (представительства) торгово-промышленные палаты, ассоциации.
Для производственного типа:
· не менее одного субъекта из специализированного блока объектов инновационной инфраструктуры: центры коллективного пользования уникальным оборудованием (при наличии уникального оборудования), технопарки (при наличии исследовательских отделов на предприятиях), бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры;
· не менее одного субъекта из блока информационно-консалтинговых объектов инновационной инфраструктуры: ярмарки/магазины (включение в сеть), центры субконтрактации, патентно-правовые центры (при наличии или создании объектов специализированной инфраструктуры), центры консалтинга (инновационный центр), центры научно-технической информации (научно-координационные центры) - при наличии или создании субъектов специализированной инфраструктуры;
· не менее одного субъекта из блока финансовой инновационной инфраструктуры: банк/инвестиционные компании, фонды;
· не менее одного субъекта из блока инновационной инфраструктуры кадрового обеспечения: образовательные учреждения (включая отраслевые вузы, каучинг-центры);
· из блока организационной инновационной инфраструктуры: обязательное условие - подразделение Администрации МО, ответственное за инновационное развитие, кроме того возможны общественные организации или их филиалы (представительства), торгово-промышленные палаты, ассоциации.
· Для научного типа:
· не менее одного субъекта из специализированного блока объектов инновационной инфраструктуры: центры коллективного пользования уникальным оборудованием (при наличии уникального оборудования), технопарки (для создания производств, не требующих больших производственных мощностей), бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры (возможно, в составе технопарка), центры трансфера технологий;
· не менее одного субъекта из блока информационно-консалтинговых объектов инновационной инфраструктуры: ярмарки/магазины (включение в сеть), патентно-правовые центры (при наличии или создании объектов специализированной инфраструктуры), центры консалтинга (инновационный центр), центры научно-технической информации (научно-координационные центры);
· не менее одного субъекта из блока финансовой инновационной инфраструктуры: банк/инвестиционные компании, фонды;
· не менее одного субъекта из блока инновационной инфраструктуры кадрового обеспечения: образовательные учреждения (включая вузы, научно-образовательные центры, каучинг-центры);
· из блока организационной инновационной инфраструктуры: обязательное условие - подразделение Администрации МО, ответственное за инновационное развитие, кроме того возможны общественные организации или их филиалы (представительства), торгово-промышленные палаты, ассоциации.
· Для стандартного типа:
· бизнес-инкубаторы, ярмарки/магазины (включение в сеть), центры консалтинга (инновационный центр);
· не менее одного субъекта из блока финансовой инновационной инфраструктуры: банк/инвестиционные компании, фонды (включение в сеть – открытие представительств);
· не менее одного субъекта из блока инновационной инфраструктуры кадрового обеспечения: образовательные учреждения ;
· из блока организационной инновационной инфраструктуры обязательное условие - подразделение Администрации МО, ответственное за развитие малого и среднего предпринимательства, кроме того возможны общественные организации или их филиалы (представительства), торгово-промышленные палаты, ассоциации.
Определение конкретного перечня осуществляется с помощью таблиц 1-4, в которых приведены функции инновационной инфраструктуры, субъекты осуществляющие эти функции и рекомендации по размещению в каждом типе социально-экономических систем.
Таблица 1. Перечень субъектов инновационной инфраструктуры, рекомендованных для размещения в научно-производственной социально-экономической системе.
Таблица 2 . Перечень субъектов инновационной инфраструктуры, рекомендованных для размещения в производственной социально-экономической системе
Таблица 3 . Перечень субъектов инновационной инфраструктуры, рекомендованных для размещения в научной социально-экономической системе
Таблица 4. Перечень субъектов инновационной инфраструктуры, рекомендованных для размещения в стандартной социально-экономической системе
Этап 3. Инвентаризация действующих субъектов инновационной инфраструктуры на основе анализа фактически выполняемых ими функций и предоставляемых ими услуг
Цель инвентаризации действующих субъектов инновационной инфраструктуры - выявление недостающих субъектов и функций инновационной инфраструктуры и подготовка списка недостающих субъектов инновационной инфраструктуры и недостающих услуг существующих субъектов.
Инвентаризация действующих субъектов инновационной инфраструктуры проводится на основе анализа фактически выполняемых ими функций и предоставляемых услуг. При этом порядок действий заключается в следующем
1. составляется полный перечень субъектов инновационной инфраструктуры, существующих в муниципальном образовании, детальный.
2. проводится детальный анализ субъектов инновационной инфраструктуры, который включает анализ фактически выполняемых ими функций и предоставляемых услуг на основе запрашиваемых у организаций отчетов, подтверждающих выполнение соответствующих данной организации функций и информацию о оказываемых услугах за предшествующий на момент запроса финансовый год.
Результатом инвентаризации является таблица с заполненными полями по результатам проведенного исследования субъектов инновационной инфраструктуры конкретной социально-экономической системы (Таблица 16). При этом строки с субъектами, не соответствующими ее типу, удаляются.
Результатом работы на этом этапе является подробный функциональный перечень действующих и недостающих субъектов инновационной инфраструктуры с указанием недостающих услуг для исследуемой социально-экономической системы.
По результатам отнесения социально-экономической системы к определенному классу и инвентаризации существующих субъектов инфраструктуры формируется перечень субъектов инновационной инфраструктуры.
Этап 4. Выработка рекомендаций по созданию субъекта (субъектов) инновационной инфраструктуры.
На основе сформированного на предыдущем этапе подробного функционального перечня действующих и недостающих субъектов инновационной инфраструктуры с указанием недостающих услуг для данной социально-экономической системы формируется перечень субъектов инновационной инфраструктуры для размещения в ее пределах.
Необходимым условием эффективности инновационной инфраструктуры является соблюдение правила, чтобы каждый блок был представлен, по крайней мере, одним из субъектов инновационной инфраструктуры.
В окончательный перечень субъектов инновационной инфраструктуры конкретной социально-экономической системы входят все существующие субъекты инновационной инфраструктуры с указанием недостающих услуг и вносятся недостающие, но не менее чем одно из каждого блока.
Далее определяется экономическая целесообразность и очередность создания новых или модернизации действующих субъектов инновационной инфраструктуры.
Этап 5. Выработка рекомендаций по разработке программы формирования инновационной инфраструктуры и нормативно-правового обеспечения их функционирования
На этом этапе Администрацией муниципального образования совместно с уполномоченным органом исполнительной власти разрабатывает раздел «Формирование инновационной инфраструктуры», как дополнение к Комплексной программе развития муниципального образования или самостоятельную муниципальную программу.
При подготовке программы предусматривается долевое финансирования из средств местного бюджета и областного бюджета, а также планируются привлеченные средства.
Неотъемлемой частью программы является раздел по разработке нормативного правового сопровождения формирования и развития инновационной инфраструктуры, которая должная включать:
На муниципальном уровне:
1. разработка Программы развития инновационной деятельности муниципального образования;
2. многостороннее соглашение заинтересованных в создании инновационной инфраструктуры сторон (область, муниципальное образование, научные и научно-технологические структуры, крупный и средний бизнес, финансовые структуры, образовательные учреждения) с включением в него готовности:
· Администрации муниципального образований - предоставления муниципальной собственности и принятии специальной программы развития инновационной деятельности,
· Промышленных предприятий - предоставления земли, инфраструктуры, производственных мощностей, готовые технологии, капиталовложений, экспертизы проектов,
· Высших учебных заведения - кадровое обеспечение, передача технологий;
· Банковских структур и финансовых компаний - капиталовложения, финансовая экспертиза, венчурный капитал.
1) нормативный правовой акт муниципального образования об условиях предоставлении субъектам инновационной инфраструктуры муниципальной собственности - земли, помещений, жилищного фонда, инженерной инфраструктуры;
2) Решения законодательной власти муниципального образования о:
· налоговых и тарифных преференциях;
· грантах и ссудах из средств местного бюджета;
· гарантиях под привлечение заемных средств.
На региональном уровне
1) постановление Администрации региона о ведении Реестра инновационно-активных организаций;
2) решение органа законодательной власти об установлении организациям, внесённым в Реестр инновационно-активных организаций:
· пониженной налоговой ставки налога на прибыль организации в части, зачисляемой в региональный бюджет;
· льгот по уплате налога на имущество организаций;
· правил получения инвестиционного налогового кредита;
· порядка предоставления государственных гарантий для обеспечения надлежащего исполнения обязательств перед кредитными, заемными организациями и субсидии в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционного проекта;
3) решение органа законодательной власти об:
· предоставление государственных гарантий для обеспечения надлежащего исполнения субъектами инновационной деятельности их обязательств перед кредитными, заемными организациями;
· предоставление субсидий из регионального бюджета в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционного проекта.
Литература:
1) Варфоломеев В.П. , Чжао Ди., Варфоломеева Э.А. Системообразующие принципы управления высокотехнологичным производством. Инновационная экономика и промышленная политика региона (Экопром-2010). Изд-во СПб Политехнического университета. Т1, с.40-52, 2010
2) Гончаренко Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций : учебник, -М.: КНОРУС, 2009.
3) Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика : учебник, М.: КНОРУС, 2009.
4) Закон Московской области от 13.05.2006 г. № 75/2006-ОЗ «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области» (в ред. Законов МО от 27.12.2008 N 237/2008-ОЗ, от 10.09.2009 N 103/2009-ОЗ, от 28.05.2010 N 58/2010-ОЗ, с изм., внесенными Законом МО от 10.02.2011 N 15/2011-ОЗ), Первоначальный текст документа опубликован в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 88, 20.05.2006.
5) Закон Московской области от 23.05.2008 № 71/2008-ОЗ «О промышленных округах в Московской области» (в ред. Закона МО от 24.12.2010 N 178/2010-ОЗ), Первоначальный текст документа опубликован в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», N 111, 31.05.2008.
6) Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. - М.: Наука, 2002. - 244 с.
7) Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации: Моногр. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2000. - 288 с.
8) Мордовченков Н.В. Организационно-экономические основы функционирования инфраструктуры. -Нижний Новгород: Издатель Гладкова, 2002. -126 с.
9) Остапюк С.Ф. и др. Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы» как один из инструментов развития российской наноиндустрии // Интеграл, № 3, с. 14-15., 2010
10) Филин С.А. Теоретические основы и методология стратегического управления инновационным развитием. Тула: Изд-во ТулГУ, 433 c., 2010, монография.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №12 (2010) |