ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ
Транспортное дело России №12 (2010)Григорьев А.В., начальник службы корпоративного обслуживания и паспортно-визовой службы ФГУП «Президент-Сервис» Управления делами Президента Российской Федерации
Проанализировано современное состояние российского санаторно-курортного комплекса, рассмотрен экономический эффект от развития санаторно-оздоровительных услуг, приведена классификация инноваций, реализуемых в санаторно-курортном деле, а также предложено использование советующих экспертных систем для организации оптимальной загрузки здравниц.
Ключевые слова: социальные инновации, санаторно-курортный комплекс, экспертные системы.
INFORMATION SYSTEMS IN INNOVATION MANAGEMENT OF SANATORIUM COMPLEX
Grigorev A., Head of Corporate Services and Visa Services Federal State Unitary Enterprise «President-Service,» Office of the President of the Russian Federation
The current state of Russian sanatorium complex is analyzed, the economic effect of the wellness services development is considered, a classification of innovation implemented in the sanatorium business is given, and also the use of advising expert systems for the organization of an optimal health resort load is suggested.
Keywords: social innovation, the sanatorium complex, expert systems.
В рамках реализации национальной политики, направленной на осуществление перехода на инновационный этап развития экономики, связанный с мобилизацией интенсивных источников роста, развитием интеллектуального капитала, разработкой и внедрением наукоемких технологий, повышением качества управления, особое значение приобретают социальные инновации, которые призваны удовлетворять социальные потребности, а также способствовать расширению и упрочению российского гражданского общества. Важную роль в инновационном развитии социальной сферы играет повышение эффективности охраны здоровья населения, что может быть обеспечено за счет улучшения качества медицинского обслуживания, внедрения системы ранней диагностики заболеваний, а также организации деятельности в области профилактических и восстановительных мероприятий.
Одним из основных способов оздоровления нации может выступать разработка инновационных подходов к организации системы лечебно-восстановительной медицины, базирующейся на развитии санаторно-курортных услуг, которые являются эффективным средством формирования физического и психического благополучия населения. Данный факт подтверждают результаты исследований, согласно которым здоровье нации определяется на 10-15% уровнем развития здравоохранения, на 15-20% – генетическим фондом, на 20-25% – состоянием окружающей среды и на 50-55% – социальными факторами, обуславливающими условия и образ жизни населения, к которым относится и санаторно-курортного обеспечение [1].
Как показывают отечественные исследования эффективности санаторно-курортного лечения, проведенные по методикам, разработанным в российских НИИ курортологии, данный способ повышения уровня здоровья нации способствует сокращению трудовых и материальных потерь, а именно [2]:
1) числа больничных листов – в 1,8-2,5 раза;
2) числа дней временной нетрудоспособности – в 2,3-3,5 раза;
3) расходов на лечение – в 2,6-3,8 раза;
4) выплаты пособий по больничным листам – в 1,8-2,5 раза;
5) ущерба производству в связи с заболеваемостью персонала – в 2-3 раза.
Стоит отметить, что получаемый экономический эффект для предприятия от оздоровительного лечения его персонала существенно превышает стоимость путевок, что свидетельствует о необходимости развития ведомственного санаторно-курортного обеспечения.
Россия с точки зрения обеспеченности необходимой ресурсной базой располагает всеми видами лечебных факторов. Так, на обширной территории расположено 18 курортных регионов с разнообразными природными ресурсами, которые в совокупности охватывают все климатические зоны и все типы минеральных вод, а также уникальные физиотерапевтические условия. Кроме того, за многие годы развития отечественной восстановительной медицины была создана фундаментальная научная школа в области реабилитационного лечения с использованием природных рекреационных ресурсов.
История развития отечественного санаторно-курортного комплекса начинается с петровского указа 1717 г. «О приискании в России минеральных вод», разрешившего их эксплуатацию в лечебных целях. Особое развитие санаторно-оздоровительное обеспечение получило в советское время, когда государство реализовывало централизованную политику в области охраны здоровья нации, проводя всеобщую диспансеризацию населения, в рамках которой осуществлялось плановое распределение санаторно-курортных путевок, что, в свою очередь, обеспечивало оптимальную загрузку здравниц. С распадом Советского Союза прекратила существование общегосударственная система управления санаторно-курортным комплексом, в результате чего появилось большое количество независимых учреждений различных форм собственности, вынужденных в условиях жесткой конкуренции самостоятельно продвигать на рынке предлагаемые оздоровительные услуги. По данным Госкомстата, в 1990 году на территории России действовало около 7,5 тысяч санаторно-курортных учреждений.
В переходный период истории Российской Федерации санаторно-курортный комплекс находился в состоянии глубокого кризиса, которое было обусловлено резким падением спроса на восстановительные услуги, связанное с диспропорцией между потребностью в этих услугах и низкой платежеспособностью населения. Так, за 15 лет численность здравниц снизилась в 1,5 раза, при этом общее количество оздоравливающихся сократилось почти в 3 раза: с 33 млн. человек до 10,5 млн. [3].
С середины 2000-х годов в развитии российского санаторнокурортного комплекса наметились положительные тенденции: пережившие кризисный период учреждения стали закупать современное оборудование, предлагать новые виды услуг, внедрять инновационные методики лечения. Стоит отметить, что в последние годы наблюдается сокращение общего числа санаторно-курортных учреждений при увеличении количества мест, т.е. происходит укрупнение здравниц.
В настоящее время в России действует 2147 здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, которые ежегодно обслуживают более 6 млн. человек. В ведении Минздравсоцразвития РФ находятся 51 санаторно-курортных учреждений, оказывающих оздоровительную помощь по всем основным заболеваниям, включая туберкулезную патологию. Некоторые из лечебно-оздоровительных учреждений предлагают уникальные методики лечения, в том числе по онкогематологическому, офтальмологическому и психоневрологическому профилям.
Однако, несмотря на высокий уровень развития технологий восстановительной медицины и наличие уникальных реабилитационных ресурсов, отечественные санатории уступают зарубежным здравницам. По словам председателя Правительства РФ Путина В.В., санаторно-курортное дело в России малоэффективно: «Заметных успехов мы здесь не достигли: инфраструктура курортных регионов изношена и медленно реконструируется; здесь не торопятся с созданием необходимых условий для развития рынка санаторно-курортных услуг; преобладают монополизм и устаревшие методы управления; как результат – высокая цена путевок, достаточно скудный сервис. Получается, людям просто негде отдохнуть в своей собственной стране» [4].
По оценкам экспертов, в настоящее время рекреационный потенциал России используется лишь на 8-10% [7]. В этой связи стает необходимость разработки инструментов в области управления санаторно-курортным комплексом, внедрение которых позволит повысить доступность и конкурентоспособность отечественных здравниц. По словам Путина В.В., «эта работа включает в себя несколько важных направлений, среди которых – создание современной курортной индустрии, развитие ее инфраструктуры, решение вопросов землепользования и привлечения инвестиций, в том числе иностранных».
Одним из ключевых направлений повышения конкурентоспособности отечественных санаторно-курортных учреждений является разработка социальных инноваций, эффективное внедрение которых в лечебную и организационную деятельность позволит повысить качество оказываемых услуг и результативность восстановительного лечения.
В таблице 1 представлена классификация социальных инноваций, реализуемых в санаторно-курортном комплексе [5, 6, 7].
Таблица 1. Классификация социальных инноваций в санаторно-курортном комплексе
Особое значение в современных условиях осуществления комплексной автоматизации деятельности представляет разработка информационных систем в области управления размещением населения по учреждениям санаторно-курортного комплекса.
В процессе управления распределением лиц, нуждающихся в оздоровительном лечении, участвуют следующие учреждения:
1) Медицинские учреждения (поликлиники и стационары), осуществляющие лечение и направление на реабилитацию в санаторно-курортные учреждения.
2) Ведомственные организации, к которым приписаны лица, нуждающиеся в оздоровительном лечении. Данные организации на основании рекомендаций медицинских учреждений предоставляют путевки в соответствующие здравницы.
3) Научно-исследовательские институты, разрабатывающие инновационные методики в области санаторно-оздоровительного лечения, которые внедряются в здравницах различных медицинских профилей.
На рисунке 1 представлена принципиальная схема взаимодействия различных учреждений, задействованных в процессе распределения путевок.
Рис. 1. Принципиальная схема взаимодействия различных учреждений, задействованных в процессе распределения путевок
Для осуществления согласованного взаимодействия различных учреждений, задействованных в процессе распределения санаторных путевок, необходимо применять специальные информационные системы, которые должны обеспечивать координацию информационных потоков, а также помогать в принятии решений в области определения санатория соответствующего медицинского профиля.
В этой связи возникает необходимость разработки советующих экспертных систем, которые предназначены для поддержки принятия решений по распределению лиц, нуждающихся в восстановительном лечении, по различным здравницам в соответствие с профилем заболевания, финансовым обеспечением, географическим расположением, графиком отпуска, при этом учитывая показатели загрузки санаториев.
Основной целью разработки информационных систем в области организации процесса распределения путевок является повышение эффективности санаторно-курортного обслуживания за счет применения инновационных методик реабилитационного лечения, а также минимизации затрат на оздоровление сотрудников организаций и максимизации уровня загрузки подведомственных здравниц.
Рассмотрим инвестиционный проект по автоматизации процесса распределения путевок на примере ФГУП «Президент-Сервис». Данный проект предполагает:
- разработку систем автоматизации объектов размещения Epitome PMS и их установку во всех подведомственных Управлению делами Президента РФ (УДП РФ) санаториях, домах отдыха и пансионатах (более 40 учреждений);
- разработку центральной системы бронирования туристических услуг Booking Office и ее установку в ФГУП «ПрезидентСервис»;
- адаптацию центральной системы бронирования туристических услуг Booking Office к специфическим требованиям, предъявляемым УДП РФ к обслуживанию в подведомственных здравницах;
- интеграцию системы бронирования Booking Office с системами управления объектами размещения Epitome PMS, установленными в здравницах.
В целом разработанная система автоматизации объектов размещения осуществляет расчет оптимальной стоимости путевок в подведомственные Управлению делами Президента санаторно-курортные учреждения в условиях кризиса с учетом себестоимости, категории учреждения, коэффициента комфортности номера и коэффициента сезонности.
Реализация данного инвестиционного проекта позволила:
1) повысить качество обслуживания клиентов здравниц за счет использования в деятельности системы управления объектами размещения мирового уровня;
2) обеспечить получение автоматически формируемой на местах отчетности руководящим звеном УДП РФ;
3) сократить трудозатраты персонала УДП РФ на оказание государственной услуги по обеспечению санаторно-курортными путевками;
4) обеспечить электронный обмен заявками со здравницами;
5) повысить результативность реабилитационного лечения на основании эффективного выбора инновационных решений;
6) повысить качество обслуживания потребителей государственной услуги за счет использования разветвленной сети точек продаж ФГУП «Президент-Сервис».
Таким образом, применение советующих систем позволяет повысить эффективность управления санаторно-курортным комплексом за счет организации рационального распределения населения по учреждениям и оптимизации загрузки здравниц.
В заключении необходимо отметить, что развитие санаторнокурортного дела способствует не только повышению уровня здоровья населения, но формированию социального эффекта за счет создания новых рабочих мест, что, в свою очередь, позволяет стабилизировать социально-экономическую ситуацию в регионах страны.
Литература:
1) Россия-Урал: Проблемы и перспективы развития санаторно-курортного комплекса/ Информационный центр поддержки предпринимательства о туризме, лечении и отдыхе на Южном Урале [Электронный ресурс]. – Электронные данные – М., сор. 2006-2011.
– Режим доступа: http://www.74rif.ru/tur-ural.html
2) Курорты и санатории России: природные лечебные ресурсы, курортология в России / САНКУРТУР [Электронный ресурс]. – Электронные данные – М., сор. 2003-2011. – Режим доступа: http:// www.sankurtur.ru/russia/land/564/
3) Третьякова Т.Н.Основы курортного дела. – М.: Академия, 2008.
4) .В. Путин провел в Геленджике заседание президиума Государственного совета по перспективам развития туризма в России / РИА «АРБИТР» [Электронный ресурс]. – Электронные данные – М., сор. 2002-2011. – Режим доступа: http://www.ria-arbitr.ru/ anons.htm?id=9011
5) Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело. – М.: ЮнитиДана, 2006.
6) Бирюкова Н.Б. Инновационные аспекты управления системой здравоохранения современной России. Национальная практика и международный опыт. – М.: Экслибрис-Пресс, 2007.
7) Лебедев А.А., Гончарова М.В., Серебрянский О.Ю., Лебедев Н.А. Инновации в управлении медицинскими организациями.
– М.: Литтерра, 2010.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №12 (2010) |