РОЛЬ ЭНЕРГОСБЫТОВЫХ КОМПАНИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЛИНГА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Транспортное дело России №12 (2010)Федоров Д.Ю., заместитель генерального директора ОАО «Энергосбытовая компания Московской области»
В статье рассматривается роль энергосбытовых компаний в реализации процедура контроллинга энергосбережения как функции поддержки управления инновациями в области повышения энергоэффективности экономики на уровне регионов. Предлагается модель процедуры контроллинга энергосбережения, в которой энергосбытовые компании выполняют информационную и аналитическую функции, а также позволяют выявить основные направления реализации инноваций.
Ключевые слова: энергосбережние, энергосбытовые компании, инновации
ROLE OF THE COMPANIES CONCERNING WITH MARKETING TO ELECTRIC POWERS IN REALIZATION OF THE PROCEDURE OF CONTROLLING SPARE POWER RESOURCE ON REGIONAL LEVEL
Fedorov D., Deputy General Director, Retail supplier of Moscow Region JSC
In article is considered role of the companies concerning with marketing to electric powers in realization of the procedure of controlling spare power resource as functions of support of control innovation in the field of increasing of energy efficiency of the economy at a rate of region. It Is offered model of the procedure of controlling spare power resource, in which companies concerning with marketing to electric powers execute information and analytical function.
Keywords: spare power resource, the companies concerning with marketing to electric powers, the innovation
Одними из важнейших направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации является демонополизация и развитие конкуренции в сфере сбыта электрической энергии. В результате реформирования электроэнергетики из состава энергокомпаний были выделены энергосбытовые компании, которые начали свою деятельность как самостоятельные предприятия, ставшие правопреемниками АО-энерго в отношении договоров энергоснабжения и поставки электрической энергии потребителям. В настоящее время основными функциями энергосбытовых компаний являются заключение договоров энергоснабжения с промышленными, бюджетными и бытовыми потребителями электроэнергии; проведение энергетических обследований (энергоаудита) предприятий и отдельных объектов, направленных на повышение их энергоэффективности и энергосбережение; реализация проектов по повышению энергоэффективности, в том числе на основе энергосервисных контрактов, разработка, организация и проведение энергосберегающих мероприятий. Также к числу основных направлений деятельности энергосбытовых компаний относятся диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической энергии; оказание услуг по организации коммерческого учета электрической энергии, контроль снятия показаний, в том числе контроль за безучетным и бездоговорным потреблением электроэнергии.
Энергосбытовые компании можно рассматривать как важнейшие составляющие системы информационного обеспечения энергосбережения, т.к. они в силу специфики своей деятельности располагают наиболее детализированной информацией о производителях и потребителях электроэнергии, которая является одним из важнейших энергоресурсов с одной из самых высоких уровней эксэргии. Так, например, доля затрат на электроэнергию в структуре тарифов на водоснабжение и водоотведение составляет по разным Субъектам РФ около 27 – 39%. Потери электрической энергии при ее передаче по сетям, относящимся к единой национальной электрической системе, составляют в среднем по стране 11% (в странах ЕС – не более 4 – 5%). Очевидно, что информация о производителях, потребителях энергоресурсов и предприятиях, осуществляющих их передачу может, быть использована региональными органами власти при разработке и контроле реализации стратегий энергосбережения [1].
В целом информационное обеспечение процессов энергосбережения на уровне регионов осуществляется в настоящее время достаточно эффективно. При этом существенным недостатком системы информационного обеспечения энергосбережения является отсутствие инфраструктуры и целостных организационно-экономических моделей распространения инноваций в области энергосбережения, а также системы контроля энергосбережения на этапах разработки и реализации соответствующих мероприятий [2]. Эффективная организация процессов энергосбережения, в свою очередь, невозможно без гибкой системы контроля потребления энергоресурсов, в том числе с целью определения перспективных направлений реализации энергосберегающих инноваций. Необходимость активизации инновационной деятельности в данной области обусловлена тем, что потенциал энергосбережения в стране достаточно велик и составляет 40-45% от суммарного объема потребления энергии. Реализация такого потенциала представляется возможной только на основе внедрения инноваций и перехода энергетики и промышленности на новые энергосберегающие технологии и оборудование. Инновации в области энергосбережения могут затрагивать также процессы организации обслуживания потребителей и учета потребления электроэнергии на основе применения новых информационных технологий, направленных на оптимизацию процессов взаимодействия энергосбытовой компании с потребителями. В этой связи энергосбытовые компании могут осуществлять специализированные функции информационной поддержки деятельности региональных органов власти по формированию информационной инфраструктуры реализации процессов энергосбережения и построению организационных структур распространения инноваций в области энергосбережения в регионе.
Представляется, что энергосбытовые компании должны стать важнейшим звеном системы контроллинга, выполняющей функции поддержки управления энергосбережением на региональном уровне [2]. Энергосбытовые компании могут выполнять в процессе контроллинга информационную и аналитическую функции. Это показано на рисунке 1.
Рис. 1. Модель процедуры контроллинга энергосбережения
Как видно из рисунка 1, энергосбытовые компании получают от потребителей электроэнергии, генерирующих компаний и электросетевых компаний информацию об объемах выработки, потребления и потерь электроэнергии, качестве энергоснабжения и т.д. В целях формализации процедур сбора и предоставления данной информации энергосбытовым компаниям целесообразно осуществлять энергетические обследования предприятий – потребителей электроэнергии, генерирующих объектов, осуществлять организацию коммерческого учета электроэнергии. При этом результаты энергоаудита предлагается оформлять в виде энергетических паспортов предприятий и других объектов, в стандартные формы которых могут быть внесены дополнения, характеризующие в частности инновационный потенциал исследуемых объектов в области энергосбережения и другие данные, которые могут быть использованы на этапе анализа процедуры контроллинга энергосбережения.
Представляется, что осуществлять процедуру контроллинга энергосбережения на уровне региона должны региональные органы власти
– департаменты по энергетике и энергосбережению при поддержке различных инновационных центров и других объектов инновационной инфраструктуры региона [3]. Таким образом, энергосбытовые компании в описываемой процедуре контроллинга выполняют функции сбора и систематизации информации, а также ее предварительного анализа. На основе этих данных региональные органы власти проводят более полный анализ потенциала энергосбережения и инновационного потенциала в регионе, в результате которого выявляются те участки в цепи «производство-потребление электроэнергии», где возможно и необходимо внедрение инноваций. Эта информация передается потребителям электроэнергии, генерирующим и электросетевым компаниям. Далее с учетом возможностей указанных субъектов осуществляется формирование альтернатив и выбор инновационных решений. С данным этапом связано составление прогнозного топливно-энергетического баланса региона, который можно рассматривать как инструмент контроллинга энергосбережения. В структуру прогнозного топливно-энергетического баланса региона в таком случае должны быть внесены изменения с учетом принятых к реализации инновационных проектов в области энергосбережения.
Региональные органы власти осуществляют управление реализацией выбранных инновационных проектов при непосредственном участии инновационных центров и других элементов региональной инновационной инфраструктуры. Необходимо отметить, что энергосбытовые компании также могут участвовать в процессе реализации инноваций наряду с потребителями электроэнергии, генерирующими и сетевыми компаниями, т.к. инновации в области энергосбережения могут затрагивать процессы организации обслуживания потребителей и учета потребления электроэнергии на основе применения новых информационных технологий, направленных на оптимизацию процессов взаимодействия энергосбытовой компании с потребителями. Контроль реализации инновационных проектов позволяет выявить отклонения фактических целевых показателей проектов от плановых. На этой основе осуществляется анализ причин возникновения отклонений и принятие корректирующих решений. При этом информационную поддержку данного этапа процедуры контроллинга также могут осуществлять энергосбытовые компании.
Таким образом, деятельность энергосбытовых компаний в рамках контроллинга энергосбережения на уровне регионов позволяет формализовать процедуры составления отчетности о производстве и потреблении электроэнергии и систематизировать содержащуюся в ней информацию. Это значительно повышает объективность принимаемых на уровне регионального управления решений по энергосбережению, и в том числе по реализации инновационного потенциала региона в данной области.
Следует отметить, что интеграция информационных ресурсов участников цепи «производство-потребление электроэнергии» (в первую очередь, связанных с движением сквозных потоков энергорсурсов) позволит повысить эффективность реализации комплексных энергосберегающих инновационных проектов.
Литература:
1. Михайлов С.А., Дли М.И., Балябина А.А. Виды региональных стратегий энергосбережения // Интеграл – 2008. – № 4(42). – С. 76 – 78.
2. Дли М.И., Михайлов С.А., Балябина А.А. Контроллинг процессов энергосбережения на региональном уровне // Контроллинг – 2010. – № 2(35). – С. 74 – 79.
3. Какатунова Т.В. Организация взаимодействия субъектов инновационной среды региона // Регионология – 2010 – №3 – С. 144-148.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №12 (2010) |