ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Транспортное дело России №10 (2010)Агеева Е.В., аспирант ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности»
В статье проведен анализ основных характеристик кластерной политики, показаны преимущества развития кластеров и обоснованы основные проблемы реализации кластерной политики в России.
Ключевые слова: кластер, кластерная политика, промышленность, конкурентоспособность
REALIZATION PROBLEMS OF CLUSTER POLITICIANS IN RUSSIA
Ageeva E., , the post-graduate student, Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry, GOU VPO
In article the analysis of the basic characteristics кластерной politicians is carried out, advantages of development кластеров are shown and the basic problems of realization кластерной politicians in Russia are proved.
Keywords: cluster, cluster policy, the industry, competitiveness
Кластеры все чаще рассматриваются в качестве объекта промышленной политики нового образца, главной целью которой выступает повышение конкурентоспособности страны, территории или отрасли и мощи страны в целом. Но, фактически, мощь создается на микроэкономическом уровне, способностью фирм создавать товары и услуги, пользующиеся устойчивым спросом, используя эффективные способы производства, распределения и потребления. Таким образом, эффективность предпринимательского сектора неразрывно переплетена с качеством местной бизнес среды: более производительные компании требуют, среди прочего, более квалифицированной рабочей силы, лучшей информированности, более эффективного управления, усовершенствованной инфраструктуры, “продвинутых” исследовательских институтов и поставщиков, более интенсивного конкурентного давления.
Принятие кластерной политики в качестве стратегического инструмента отраслевого или регионального развития требует соответствующих дефиниций. Хотя, на сегодняшний день можно констатировать высокую популярность кластерного подхода, до сих пор не найдено оптимального способа определения кластера.
Попытки дать однозначную формулировку понятия кластера вызывают множество проблем. И, как показывает опыт, целесообразно определять его как набор нескольких ключевых характеристик: географической концентрации и взаимосвязанности участников кластера, конкуренции между ними, критической массы малого и среднего бизнеса. Термин “кластерная политика” используется как общее название для различных способов поддержки инициатив по созданию и развитию сетевых объединений предприятий (кластеров). Как показывает практика современного экономического развития, наибольшей эффективности достигают экономические системы с высоким уровнем внутренней конкуренции. Конкурентная борьба – ключевой элемент концепции кластеров. Взаимообусловленность кластеров и конкуренции проявляется в нескольких направлениях. Соперничество внутри кластера приводит к повышению его эффективности, побуждает его участников к постоянному совершенствованию своей деятельности и инновационному поиску, а географическая близость членов кластера, в свою очередь, способствует усилению конкуренции.
Соперничество в кластерах тем более важно, поскольку ведется не только за потребителя, но и за ресурсы, и поддержку в региональном масштабе. Конкурентное давление в кластере усиливается вследствие «непрямой конкуренции и распространяется на фирмы, непосредственно не конкурирующие между собой.
Методы правительственного вмешательства в экономическое развитие, в настоящее время корректируются под воздействием выявленных «провалов» государства. К наиболее существенным из последних можно отнести издержки традиционных отраслевого и регионального подходов к экономической политике, а также несогласованность различных ветвей и уровней власти, что и объясняет перспективность реализации кластерного подхода.
По сути, кластерная политика объединяет промышленную политику, региональную политику, политику поддержки малого бизнеса, политику по привлечению иностранных и внутренних инвестиций, инновационную, научно-техническую, образовательную и другие политики. Реализация кластерной политики подразумевает комплекс мер преимущественно регулятивного характера, направленных на устранение препятствий, мешающих установлению взаимодействия и взаимозависимости между различными участниками кластера. Органы власти играют важную роль в процессах кластеризации. Государственная политика может быть необходима, чтобы усовершенствовать существующие кластеры или развить кластеры, находящиеся в стадии зарождения. Роль органов власти в развитии кластеров заключается как в создании инфраструктуры для деятельности кластера, так и в непосредственном воздействии на факторы конкурентоспособности. Существует множество инструментов, пригодных для реализации целей кластерной политики, однако, в силу уникального характера кластеров, вряд ли можно выделить какие-либо универсальные подходы.
В целом, выделяются пять наиболее общих типов кластерной политики:
- политика посредничества, направленная на создание условий для конструктивного диалога внутри кластера и усиление кооперации между его участниками;
- политика стимулирования спроса – формирование потребительских предпочтений в регионе, развитие родственных и поддерживающих секторов экономики, госзаказ;
- образовательная политика, целью которой выступает формирование необходимых компетенций в регионе;
- политика стимулирования внешних связей, заключающаяся в устранении торговых барьеров, защите прав интеллектуальной собственности, реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов;
- политика создания благоприятных структурных условий: макроэкономических, институциональных и др.
Однако, то, что кластеры сулят потенциальные выгоды, не может служить аргументом для безоговорочного принятия кластерной политики. Для выработки рекомендаций относительно ее реализации необходим детальный и беспристрастный анализ.
Проблемы, стоящие на пути осуществления кластерного подхода, можно разделить на две широкие категории: трудности, свойственные реализации кластерной политики как таковой, и проблемы, вытекающие из специфики социально-экономической обстановки в конкретном регионе. Основная особенность, осложняющая реализацию какой-либо кластерной политики, - это существенные различия, наблюдающиеся между кластерами в зависимости от их отраслевой принадлежности, местоположения и внутренней организации.
В настоящее время в качестве цели развития повсеместно декларируется конкурентоспособность, достигаемая путем создания определенных структурных условий. При этом заимствование успешных стратегий рассматривается как средство ускорения территориального развития и достижения его с наименьшими затратами.
Поэтому, среди наиболее острых проблем, стоящих перед разработчиками кластерной политики, является дилемма так называемых «лучших практик». К сожалению, в правительственных программах не всегда находит понимание то, что меры по развитию кластеров, доказавшие свою пригодность в одном случае, могут оказаться бесполезными или даже нежелательными – в другом. Отсюда вытекает необходимость оценки целесообразности использования тех или иных инструментов кластерной политики применительно к конкретно взятой ситуации. Кроме того, из практики преследования одних и тех же целей возникает другая фундаментальная проблема – повсеместное развитие кластеров с одной и той же специализацией. Воодушевленные широко известными “лучшими практиками”, власти фокусируются на инновационных кластерах, пытаясь повысить конкурентоспособность территории. Однако, поддерживая такие кластеры, правительства часто игнорируют вопрос о наличии реальных предпосылок для их образования.
Еще одна проблема – политизированность самого термина кластер. Многие регионы сегодня активно используют кластеры как современный, модный бренд. Нередки случаи, когда власти часто называют какую-либо промышленную структуру кластером, надеясь тем самым привлечь дополнительное внимание и инвестиции в регион. Данные виды кластеров характеризуются весомой поддержкой со стороны органов власти, предпочтение им отдается в основном по политическим основаниям, а не по результатам детального аналитического процесса. Основанием для стимулирования подобных кластеров является убеждение, что политические усилия в состоянии создавать кластеры на относительно неблагоприятной почве. Такие политически зависимые кластеры, как правило, не имеют не только критической массы, но и многих других источников конкурентных преимуществ, способствующих органическому развитию.
Помимо прочего, сложность реализации кластерной политики заключается в том, что она призвана объединять и взаимоувязывать интересы различных сторон, вовлеченных в процесс кластеризации, стимулировать их развитие с учетом разноплановых (порой противоречивых) интересов участников кластера. Следующий момент - специфические условия самой России, выявление которых наиболее проблематично вследствие недостаточной развитости кластерного подхода в стране. В этой связи, для определения основных ограничений успешной реализации кластерной политики в России целесообразно исходить из сравнительного анализа кластерных инициатив в странах с переходной и развитой экономикой, так текстильный кластер Ивановской области построен на примере Казахстана.
Правительство Ивановской области ставит перед собой задачу сохранения и развития потенциала текстильной отрасли региона и объединения взаимных интересов бизнес-сообществ для участия в проекте создания текстильного кластера, «текстильный кластер является пилотным проектом модернизации отечественной текстильной промышленности, которая не может быть конкурентоспособной без вмешательства и поддержки государства». Создание текстильного кластера предполагает наличие трех составляющих: добыча нефти (исходного сырья для всего процесса переработки), нефтепереработка (в результате которой получается полиэстер, полипропилен и нефтепродукты для выработки химволокна и нитей) и выпуск конечной продукции из этого синтетического волокна. Именно на третьем этапе и предполагается участие ивановских текстильных предприятий. Производство синтетических волокон не обязательно размещать в Ивановской области, задача региона - производство тканей с использованием синтетических волокон и пошив одежды из них.
Текстильное производство с использованием синтетического сырья - высокотехнологично, а потому создает значительную добавленную стоимость. Инновационно-производственный технопарк будет создан на базе регионального отраслевого комплекса «ТекстильПрофи-Иваново», он станет центром коммерциализации наукоемких технологий, будет обеспечивать организационно-техническое и правовое обеспечение внедрения их в производство. »Одним из условий успешной конкуренции с зарубежным текстилем является расширение ассортимента, внедрение смесовых групп, выпускаемых на основе продуктов нефтепереработки, оснащение предприятий отрасли современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим гибко реагировать на изменения потребительского спроса. Создание текстильного кластера - это задача стратегическая, реализуемая поэтапно, окончательное формирование кластера намечено на 2020 год. Идея основывается на 12 базовых проектах, стоимость реализации самого дешевого из них составляет $0,5 млн, самого затратного - $12 млн. Минэкономразвития РФ и правительством Ивановской области уже предприняты первые шаги по формированию текстильно-промышленного кластера в регионе
- компанией Gherzi Textil Organisation подготовлено исследование, в котором сформированы техническая схема и экономическое обоснование реализации проекта. В Ивановской области сосредоточено две трети российских производственных мощностей по выпуску хлопчатобумажных тканей, в текстильной промышленности занято около 50 тыс. человек, на ее долю приходится более 25% общего объема промышленной продукции. Предприятия ежегодно перерабатывают более 110 тыс. тонн хлопка и выпускают около 100 тыс. тонн пряжи (40% общероссийского объема пряжи).
Анализ показывает, что в последние годы интерес к развитию кластеров наиболее сильно возрос именно в странах с переходной экономикой. Число респондентов, отметивших применение кластерного подхода в своих государствах (из числа данной группы стран), возросло за период с 1999 по 2009 годы более чем в 7 раз. Подобный рост интереса к мерам по развитию кластеров не случаен, так как в переходных экономиках кластерные инициативы приводят к лучшим результатам практически по всем параметрам, оцениваемым в терминах организации и осуществления инициатив, а также экономического эффекта от их реализации. В месте с тем, необходимо отметить некоторые объективные трудности, стоящие на пути принятия и реализации кластерной политики в странах с переходной экономикой. Исследователями стокгольмского Центра стратегии и конкурентоспособности выделяются три основные группы организаторов кластерных инициатив: правительства, бизнес и сторонние «донорские» организации (международные фонды). Стоит отметить, что принятие на себя роли инициатора, как правило, сопровождается последующим финансированием проекта. Однако, странах с переходной экономикой органы власти занимают более пассивные позиции в отношении инициации процессов развития кластеров: кластерная политика осуществляется более чем в 2 раза реже, нежели в развитых странах (в этом аспекте страны с переходной экономикой выглядят даже хуже развивающихся стран). Кроме того, правительства в постсоциалистических странах играют самую скромную роль среди трех вышеприведенных групп инициаторов, а основное бремя ответственности за реализацию кластерных проектов ложится на бизнес. Между тем, как уже отмечалось выше, роль региональных органов власти в развитии кластеров велика, особенно на ранних этапах становления кластеров.
Дело в том, что многие экономические, инфраструктурные и другие тренды местности могут быть адекватно и своевременно выявлены только “изнутри”. Кроме того, малый и средний бизнес, занимающий основополагающее место в кластере, не в состоянии наладить эффективные контакты с правительством федерального уровня. В то же время, региональные и муниципальные власти обладают более свежей, полной и неискаженной информацией о деятельности конкретных предприятий, они способны и даже заинтересованы в налаживании конструктивных взаимоотношений с местным бизнес сообществом и прочими участниками кластера. Представители власти и бизнеса сообща способны более действенно противостоять локальным вызовам, решать общие проблемы.
К другим “узким” местам реализации кластерной политики в России и странах с переходной экономикой следует отнести:
- недостаточную развитость малого бизнеса, относительно худшие инфраструктурные и организационные условия;
- слабый уровень доверия между основными субъектами экономической деятельности, достигающий своего минимума во взаимоотношениях бизнеса и власти;
- рассмотрение факторных условий (в основном доступа к дешевым ресурсам) в качестве основного детерминанта успешности развития кластеров.
Концепция кластеров предоставляет необходимый в современных условиях механизм исследования и реализации стратегии промышленного развития, отличительными чертами и преимуществами которого выступают принятие в учет всеобъемлющей динамической конкуренции и увязывание проблем макроуровня с условиями функционирования конкретных предприятий. При этом кластерная политика заключается в создании условий для формирования и развития кластеров, но никак не в искусственном создании самих кластеров непосредственно. Каждый и регион характеризуются собственной уникальностью, которая имеет значение для их конкурентоспособности, поэтому возможные направления кластерной политики следует искать на стыке локальных и глобальных перспектив развития. Опыт других стран и территорий, несомненно, важен при определении целей и разработке механизмов реализации кластерной политики. Однако, при выборе тех или иных инструментов государственного вмешательства в экономическое развитие, необходимо учитывать специфические местные условия. Существует множество межрегиональных различий в стартовых позициях, экономической структуре и институциональных особенностях, поэтому то, что работает в одном регионе, не обязательно приемлемо или выполнимо в другом.
В этой связи, существует методика, позволяющая устанавливать количественные взаимосвязи между показателями эффективности субъектов кластера и факторами, определяющими их функционирование . Ее особенностью является комплексное экспертноэконометрическое исследование внешних и внутренних факторов деятельности компаний-участников кластеров. Представление условий функционирования кластеров в различных пространствах факторов позволяет более широко охватить множество ключевых управляемых параметров, а также рассматривать их как различные с точки зрения управления. Факторы, сформировавшие модели во внутренней среде, могут оказаться полезными руководству фирмучастников кластера, как при организации текущей деятельности компании, так и при разработке стратегии ее развития. Экзогенные параметры требуют большего внимания со стороны промышленных ассоциаций, союзов и других надфирменных образований, и, что самое важное, - местных органов власти. Реализация данного методического подхода позволила установить перспективные направления управленческих воздействий, способные сформировать основу будущей кластерной политики, оценить потенциал роста кластеров и их отдельных участников за счет регулирования выявленных параметров. Сформированный по результатам исследования перечень приоритетных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности высокотехнологичных кластеров (на примере Новосибирска), включает в себя:
- создание производственной инфраструктуры, необходимой для функционирования малого и среднего наукоемкого бизнеса, облегчение доступа малых инновационных предприятий к источникам финансирования;
- развитие сотрудничества между коммерческими и образовательными структурами в области подготовки персонала требуемой квалификации;
- расширение и углубление взаимодействий между субъектами кластера (в том числе между бизнесом и наукой), в особенности в области научно-исследовательского сотрудничества и продвижения товаров на рынок, что способствует экспансии местных товаров на внешние рынки и привлекает в регион более искушенных конкурентов, поставщиков и потребителей;
- развитие сопутствующих секторов экономики региона, особенно в сферах производства комплектующих и оказания услуг для нужд высокотехнологичной промышленности;
- создание совместных инновационно-технологических, маркетинговых и логистических центров;
- совершенствование институциональной среды (законодательных, сертификационных и др. условий, совершенствование системы стандартов), при этом особое внимание уделить дальнейшему исследованию выявленного неоднозначного влияния органов власти на эффективность функционирования наукоемкого бизнеса.
Таким образом, в условиях России, наряду с четко определенной позицией федерального центра относительно кластерной политики, представляется необходимым более активное участие местных органов власти. Чтобы кластерная политика не превратилась в очередной инструмент лоббирования политических и отраслевых интересов, она должна охватывать, по возможности, максимально широкий круг участников. При определении мероприятий, обеспечивающих ее реализацию, надлежит основываться на тщательном, непредвзятом анализе. Инициацию, как оценки, так и самой политики следует осуществлять, преимущественно, на региональном уровне.
Литература:
1. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В., Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров., С-П,2009
2. Материалы сайта Подкомитета ТПП РФ по развитию субконтрактации и кластерных технологий
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №10 (2010) |