ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Транспортное дело России №10 (2010)Кулумбегов А.О., соискатель МАДИ
В статье обоснована необходимость определения оптимальной воспроизводственной структуры капитальных вложений в развитие дорожного хозяйства и предложены принципы и критерии ее расчета.
Ключевые слова: оптимизация воспроизводства, структура капитальных вложений, дорожное хозяйство.
PRINCIPLES AND CRITERIA OF OPTIMIZATION REPRODUCTION STRUCTURES OF CAPITAL INVESTMENTS IN A ROAD ECONOMY
Kulumbegov A., The competitor, MADI
In article necessity of definition optimum reproduction structures of capital investments in development of a road economy is proved and principles and criteria of its calculation are offered.
Keywords: reproduction optimization, structure of capital investments, a road economy
В условиях хронического дефицита средств, выделяемых на развитие автодорожной инфраструктуры в нашей стране, весьма актуальной является проблема их распределения по видам воспроизводства дорожных сооружений, т.е. на их новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание.
В связи с этим часто возникает вопрос, а нужно ли в условиях финансово-экономического кризиса заниматься всеми видами воспроизводства сооружений или от каких-то из них можно отказаться. Этот вопрос, по нашему мнению, является чисто риторическим, так как необходимость не только указанных видов простого, но и расширенного воспроизводства дорожных сооружений для России не вызывает никаких сомнений. Действительно, до настоящего времени в большинстве регионов страны отсутствует сложившаяся опорная сеть автомобильных дорог с твердым покрытием (что не позволяет отказаться от строительства новых сооружений), а постоянно растущая на них интенсивность движения приводит к довольно быстрому моральному и физическому износу построенных дорожных сооружений (что требует постоянной их реконструкции и капитального ремонта).
Вместе с тем, не только в текущем кризисном периоде, но и в предыдущие довольно благоприятные для экономики России годы наметилась явно выраженная тенденция снижения размеров финансирования работ по строительству и реконструкции всех видов дорожных сооружений. Не вдаваясь в причины возникновения такой тенденции, постараемся в данной работе рассмотреть, насколько она оправдана с позиции рационального хозяйствования.
В настоящее время в умах многих руководителей дорожных администраций укоренилась такая точка зрения, если денег на воспроизводство дорог выделяется недостаточно, то в первую очередь надо заниматься их содержанием и ремонтом. Чего уж думать о строительстве новых дорог, если существующие дороги находятся в плачевном состоянии; нужно в первую очередь обеспечить их нормальное функционирование и сохранность. Такая позиция подкрепляется и тем неопровержимым фактом, что денег на содержание и ремонт дорог нужно значительно меньше, чем на новое строительство или реконструкцию.
На первый взгляд, кажется, что с такой точкой зрения нельзя не согласиться, поскольку нормальное функционирование и сохранность существующего дорожного фонда является первостепенными задачами дорожников. Но при этом обязательно возникает вопрос, а можно ли успешно решать эти задачи, занимаясь только простым воспроизводством дорожных сооружений.
Ответ на этот вопрос может быть только отрицательный. Ведь нормальное функционирование дорог подразумевает их соответствие по несущей и пропускной способности все возрастающим требованиям автомобильного транспорта, обеспечить которые можно только за счет реконструкции существующих, либо за счет строительства новых дорог. В свою очередь обеспечение проектной долговечности и высокой работоспособности дорог принципиально невозможно без ликвидации путем проведения реконструкции или капитального ремонта последствий их функционального износа, обусловленного постоянным ростом осевых нагрузок автотранспортных средств и интенсивностью их движения.
Кроме того, ориентация на более дешевые виды простого воспроизводства сооружений в условиях даже хронического дефицита финансовых ресурсов не всегда оказывается верной. Ведь эффективность того или иного вида воспроизводства дорог должна оцениваться не только по произведенным затратам, но и по полученным результатам. А можно ли в таком случае с уверенностью говорить, что в период финансового кризиса ремонт дорожных сооружений является более целесообразным видом воспроизводства, чем, например, их новое строительство.
По нашему мнению, нельзя. Дело в том, что во многих ситуациях реальные соотношения в социально-экономических (общественных) эффектах, получаемых соответственно от расширенного и простого воспроизводства дорожных сооружений, могут существенно превышать фактические соотношения в затратах на их осуществление. Для иллюстрации таких ситуаций рассмотрим два наиболее наглядных примера, связанных с обоснованием вида воспроизводственных мероприятий на автодорожных мостах.
Но сначала попробуем установить, а насколько существенной является разница между затратами на отдельные виды воспроизводства этих наиболее сложных и ответственных сооружений на автомобильных дорогах.
Среднестатистические соотношения в показателях затрат на все виды воспроизводства мостовых сооружений по данным отделения мостов ФГУП «РОСДОРНИИ» приведены в табл. 1. Они свидетельствуют о том, что если стоимость возведения моста условно принять за единицу, то, например, затраты на его капитальный ремонт в 1,54 раза, а затраты на годовое содержание в 66,7 раза будут ниже, чем стоимость его нового строительства.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №10 (2010) |