- Морские вести России

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ТУРИСТСКОРЕКРЕАЦИОННОМ КЛАСТЕРЕ

Транспортное дело России №10 (2010)

Морозова Ю.Ю., аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита, ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма и курортного дела»

В данной статье рассмотрены особенности процесса управления организациями туристского бизнеса в туристско-рекреационном кластере. Предложены основные этапы и цикл процесса управления в кластере. Обоснована необходимость создания кластерного взаимодействия для формирования системы управления организациями туристского бизнеса.

Ключевые слова: механизм управления, организации туристского бизнеса, туристско-рекреационный кластер, идентификация, прогнозирование.

 

THE MECHANISM OF ORGANIZATIONS MANAGEMENT IN THE TOURISTRECREATIONAL CLUSTER

Morozova Y., postgraduate student of Accounting and Auditing Department of Sochi State University for Tourism and Recreation

The article deals with the peculiarities of the process of tourist industry organizations management in tourist-recreational cluster. The main stages and management process cycle are offered in the cluster. The necessity of cluster interaction creation for developing the system of tourist industry organizations management is proved.

Keywords: management mechanism, tourist industry organizations, tourist-recreational cluster, identification, forecasting activity.

 

Основной задачей органов управления в туристско-рекреационном кластере является эффективное осуществление управляющих воздействий на организации туристского бизнеса, которые в данном случае выступают в качестве объекта управления.

В соответствии с универсальной схемой процесса управления, разработанной в кибернетике, субъект управления вырабатывает управляющее воздействие (какие-либо команды, сигналы), которые передаются объекту управления[3].

Управление организациями туристского бизнеса осуществляется на уровне государства, региона, кластера, отрасли и хозяйствующего субъекта.

Субъектами управления являются органы управления, действующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления организациями туристско-рекреационного бизнеса. Внутренние органы управления действуют на микроуровне, то есть непосредственно в организациях. Внешние органы управления действуют на федеральном, региональном и муниципальном уровне[1].

Объектом управления являются организации туристского бизнеса, процессы их функционирования и развития в кластере.

Как объект управления эта сфера представляет собой социально-экономические системы, являющиеся элементами систем более высокого иерархического уровня.

Следовательно, предпосылкой обеспечения эффективного управления функционированием и развитием организаций является их исследование, основанное на принципах системного анализа.

Представляется обоснованным использование следующего алгоритма для проведения такого исследования:

- характеристика общесистемных и индивидуальных свойств исследуемой системы;

- выявление функций системы, являющейся системообразующим фактором;

- определение входов (ресурсов) системы;

- изучение структуры системы как совокупности образующих ее взаимосвязанных элементов;

- определение выходов системы, то есть конечного продукта ее деятельности;

- характеристика цели системы и ее воздействия на протекающие в системе процессы;

- определение критериев эффективности с точки зрения функционирования системы в целом, а также ее элементов.

Организации туристского бизнеса в туристско-рекреационном кластере представляют собой:

- территориально обусловленные системы, привязанные к конкретному региону, на территории которого они функционируют;

- открытые системы, тесно взаимодействующие с внешней средой;

- большие системы со сложной организацией, внутренняя среда которых включает ряд подсистем.

Таким образом, на наш взгляд, организации туристского бизнеса в кластере как объект управления представляют собой большие открытые территориально обусловленные социально-экономические системы, образующие в совокупности главную систему кластера.

С учетом вышеизложенного, построим модель сферы туризма и рекреации как системы, функционирующей в туристско-рекреационном кластере (рис. 1).

Функционирование организаций туристского бизнеса, как и любых систем, подчиняется определенным законам.

Рассмотрим особенности процесса управления организациями туристского бизнеса в туристско-рекреационном кластере с позиций внешних по отношению к ним органов управления.

Управление должно выстраиваться в рамках определенной логики взаимодействия функций, обусловленной последовательностью процесса управления, который состоит из следующих этапов.

На первом этапе процесса управления необходимо осуществление следующих управленческих функций:

- идентификация туристско-рекреационного кластера, анализ текущего состояния организаций туристского бизнеса и выявление факторов, определяющих возможности управления;

- прогнозирование, сравнение альтернативных вариантов, выбор лучших из них и планирование, включающее постановку целей управления, определение направлений развития;

- формирование механизма управления, принятие решений о способах достижения поставленных целей.

Процесс управления невозможен без четкой его организации, действия механизма управления, которое осуществляется на втором этапе и обеспечивает выполнение планов и программ посредством координации, то есть упорядочения, согласования и регламентирования действий исполнителей, а также формирования организационных структур управления. Также важна мотивация, исходящая из движущих ими интересов и мотивов поведения[4].

На третьем этапе процесса управления действуют такие функции управления, как мониторинг, контроль и оценка эффективности функционирования организаций туристского бизнеса, с помощью которых поддерживается обратная связь между субъектом и объектом управления[3,6].

На заключительном, четвертом этапе управления осуществляются функции регулирования, направленные на оптимизацию функционирования организаций туристского бизнеса путем устранения отрицательных отклонений, а также закрепления и поощрения положительных результатов[2,5].

Таким образом, субъект целенаправленно воздействует на объект управления посредством функций, логическая взаимосвязь которых образует замкнутый цикл управления (рис. 2).

При формировании системы управления первостепенное значение имеет проблема выявления целесообразной степени воздействия на объект управления, которая определяется условиями, влияющими на деятельность организаций туристского бизнеса, а также объемом ресурсов всех видов, которые могут быть использованы в процессе воздействия.

Управление в данном случае характеризуется тем, что управляющие воздействия, как правило, носят опосредованный характер, поскольку органы власти обычно не в состоянии непосредственно воздействовать на собственников туристского бизнеса, но в то же время они могут создать условия, которые повысят их деловую активность.

Реализация полномочий органов в области управления предполагает соблюдение ряда требований:

- соответствие заданным извне условиям функционирования кластера;

- взаимодействие с системами управления более высокого уровня;

- соответствие специфическим характеристикам кластера;

- обеспечение разработки всех элементов процесса управления большими системами (определение целей, задач, методов, приоритетов развития, структур управления);

- адаптивность к изменениям в объекте управления.

Все это существенно усложняет процесс управления, вызывая необходимость координации большого количества связей, относящихся к компетенции различных органов власти, и использования новых организационных форм управления развитием организаций туристского бизнеса.

Поскольку туристско-рекреационный кластер является по отношению к отдельным организациям туристского бизнеса системой более высокого порядка, деятельность отдельных организаций, должна быть ориентирована на достижение целей функционирования и развития кластера в целом, встроена в соответствующие целевые приоритеты.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №10 (2010)