Еще один вариант ТТС для Арктики



Решение использовать транспортно-технологическую схему (ТТС) вывоза на экспорт природного газа (NG) с месторождений полуострова Ямал принято с учетом строительства в порту Сабетта завода по сжижению NG и использования танкеров-газовозов вместимостью 170 тыс. кубометров сжиженного газа (LNG) усиленного ледового класса. В связи с этим необходимо оценить возможность круглогодичной работы в двухметровых льдах Обской губы и Карского моря судов дедвейтом около 85 тыс. тонн, длиной 300 м, шириной 50 м, с осадкой до 11,7 м.

Виталий ЗБАРАЩЕНКО, начальник Главфлота  Минморфлота и заместитель министра Морского флота СССР  в 1982-1988 гг

 

НЕУЧТЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Практически непреодолимые проблемы навигационного характера и огромные расходы на дноуглубление в Обской губе достаточно убедительно обоснованы специалистами ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова. К этому необходимо добавить ограниченное время для проведения дноуглубительных работ (2-3 месяца в год), что может растянуть их на годы, и непроизводительное использование дополнительных инвестиций в конструкцию газовозов, связанных с плаванием в Арктике, так как время нахождения судна во льдах будет составлять незначительную долю кругового рейса. При этом себестоимость перевозок будет формировать очень высокие транспортные расходы (ставки фрахта) для грузовладельцев, и в случае необходимости привлечения этих судов на другие направления перевозок они окажутся просто неконкурентоспособными.

Кроме того, при разработке ТТС для вывоза NG из арктических газовых провинций следует учитывать современные тенденции в развитии транспортных технологий на газовом рынке. В условиях постоянно ужесточающейся конкуренции в борьбе за снижение транспортных расходов использование на магистральных направлениях LNG-танкеров вместимостью 170 тыс. кбм можно назвать вчерашним днем. На перевозках уже задействованы танкеры Q-max, Q-Flex вместимостью 266-210 тыс. кбм. Перспектива – танкеры вместимостью до 350 тыс. кбм со значительно сниженной себестоимостью перевозок и удельной (на единицу грузовместимости) стоимостью постройки.

Для условий Арктики оптимальной является магистрально-фидерная ТТС с использованием фидерных судов-челноков класса Аrc7 в ледовых регионах плавания и LNG-танкеров максимально допустимой грузовместимости на магистральных направлениях вне льда в течение всего года.

Но для рассматриваемого груза – природного газа – этот вариант осложняется необходимостью строительства дополнительного чрезвычайно дорогого завода по сжижению газа в порту перевалки. Если невозможно создать достаточно безопасную и приемлемую по себестоимости технологию перегрузки сжиженного газа с фидерных челноков на магистральные газовозы, целесообразно рассмотреть проект транспортной технологии для NG не в сжиженном состоянии, а в максимально сжатом до 250 атмосфер с помощью судовых или береговых компрессоров (CNG).

При этом если одна тонна сжиженного газа занимает объём около 2 кубометров, то одна тонна сжатого NG до 250 атмосфер занимает объём около 7 кубометров и требует соответствующей этому давлению прочности резервуаров. Такими резервуарами могут быть танк-контейнеры из современных сверхпрочных материалов граффити в форме цилиндра (диаметр около 2,7 м, толщина стенок 6 см, длина около 22 м), что соответствует габаритам железнодорожного транспорта. Внутренний объём такого контейнера составляет около 106 кубометров, а вес NG в контейнере – около 15 тонн при давлении 250 атмосфер и весе самого контейнера около 22 тонн.

Указанные выше характеристики оборудования (контейнеров) формируют загрузку фидерного челнока-газовоза, максимального по размерам для ледового плавания в рассматриваемом районе. Его размеры при дедвейте около 45 тыс. тонн: длина 250 м, ширина 40 м, осадка 10,7 м, грузоподъёмность 41 тыс. тонн, в том числе оборудование 24,2 тыс. тонн (1100 газовых танк-контейнеров) и груз CNG 16,5 тыс. тонн.

Чрезвычайно низкий КПД использования дедвейта фидерного судна компенсируется возможностью отказа от строительства дорогостоящего завода по сжижению газа в арктическом порту Сабетта с передислокацией строительства завода в более благоприятные климатические условия, доступные для захода магистральных газовозов без ледового класса.

Кроме этого, разработка и внедрение рассматриваемой ТТС позволит использовать её и на других газовых месторождениях в Арктике без прокладки подводных трубопроводов и использования объединённого комплекса по сжижению газа, доставляемого фидерными челноками непосредственно из мест добычи NG на шельфе (Штокмановское месторождение) или из магистральных трубопроводов на побережье (Сабетта, Харасавэй). В этом случае появится возможность рассматривать проекты будущих магистральных газовозов с осадкой до 20-25 метров, вместимостью до 350 тыс. кубометров LNG.

 

ОЦЕНКА ПРОВОЗНОЙ СПОСОБНОСТИ ГАЗОВОЗОВ

При интенсивности грузовых работ в порту Сабетта 16 500 т в сутки и такой же при выгрузке в порту Териберка круговой рейс фидерного газовоза с 20%-ным запасом времени составит 10 суток. Таким образом, за 36 круговых рейсов за год каждое судно перевезёт 594 тыс. тонн CNG. При круглогодичной работе на линии Сабетта – 965 миль – Териберка десяти фидерных газовозов будет обеспечена перевозка около 6 млн тонн CNG. Такая интенсивность судоходства будет постоянно поддерживать канал в припайных льдах Обской губы, так как по ледовому каналу ежесуточно будут проходить два судна. Помощь ледоколов портофлота понадобится только при развороте на 90 градусов фидерного газовоза на выходе из порта Сабетта.

Для ограниченной акватории рейда, используемого для разворота танкеров, могут быть рассмотрены решения по смягчению ледовой обстановки за счёт утилизации тепла систем охлаждения различных энергетических комплексов в порту Сабетта, вплоть до использования ветровых электрогенераторов. Как пример – обеспечение полной незамерзаемости канала Чернавода – Констанца за счёт использования отвода в акваторию канала вод охлаждения АЭС, находящейся поблизости.

Провозная способность магистрального газовоза (вместимость 180 тыс. кбм LNG, дедвейт 85 тыс. тонн и грузоподъёмность 81 тыс. тонн) составит около 2 млн тонн в год при круговом рейсе Териберка – 1682 мили – Роттердам 15 суток с 25%-ным запасом времени, стоянках в портах по 2 суток и скорости 19 узлов. Для вывоза 6 млн тонн NG первой очереди газового комплекса на магистральной линии Териберка – Западная Европа необходима работа трёх стандартных газовозов вместимостью по 180 тыс. кубометров (без ледового класса).

Приемлемый уровень рентабельности предлагаемой ТТС может быть достигнут, если отечественная промышленность освоит производство газовых танк-контейнеров по цене до $50 тыс. за контейнер. Опыт аналогичных работ есть при изготовлении топливных баков для транспортных ракет космического комплекса. Наиболее сложной представляется работа по выбору или даже созданию сверхпрочных и сравнительно лёгких материалов для газовых танк-контейнеров, пригодных для высоких давлений, и разработка автоматизированной, безопасной системы грузовых операций.

Строительство фидерных газовозов на ССЗ в Санкт-Петербурге или Северодвинске даст возможность обеспечить независимость отечественного экспорта от иностранных покупателей NG и позволит развивать национальные отрасли судостроения и машиностроения. Энергетические установки фидерных газовозов должны работать на природном газе или атомном топливе, что исключит зависимость от мировых цен на бункерное топливо (мазут, дизтопливо), а в случае строительства атомоходов создаст предпосылки для масштабного внедрения в практику коммерческого судоходства атомной энергетики.

Так как освоение газовых месторождений в Арктике является общенациональной проблемой, принятие окончательных решений о выборе оптимального решения по стратегии транспортных технологий по транспортному обслуживанию уже разведанных и будущих газовых провинций является прерогативой государства, а не отдельных, даже очень крупных компаний («Газпром», «Новатэк», «Ямал СПГ»).

 

Морской флот №6 (2012)



Новости

Лента новостей

Волонтеры «Ростерминалугля» поздравили ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Героев Отечества

Волонтеры «Ростерминалугля» поздравили ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Героев Отечества Ответственно и почетно

70 млрд руб ожидает выручить ОСК от реализации гражданских заказов в 2019 году

70 млрд руб ожидает выручить ОСК от реализации гражданских заказов в 2019 году От военного экспорта еще больше

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

306 млрд рублей могут направить на развитие внутренних водных путей до 2025 года

306 млрд рублей могут направить на развитие внутренних водных путей до 2025 года Утроенный транзит между Петербургом, Астраханью и Ростовом на Дону, строительство и ремонт гидроузло...

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства Для этого предлагается создать отдельное федеральное учреждение

Морские порты

Реконструкцию пограничного пункта пропуска в порту Оля оценила Межведомственная комиссия

Реконструкцию пограничного пункта пропуска в порту Оля оценила Межведомственная комиссия Ранее президент удивился тому, что порт до сих пор работает не на полную мощность

Как и обещали: прокуратура остановила работу угольного терминала в Находке

Как и обещали: прокуратура остановила работу угольного терминала в Находке Из-за нарушений экологических норм




Морской транспорт

Морспасслужбе передали первый серийный ледокольный буксир проекта MPSV12

Морспасслужбе передали первый серийный ледокольный буксир проекта MPSV12 Уникальная осадка, удивительная функциональность

Так близко, но так далеко: буксир на Сахалине выбросило на мель в нескольких метрах от берега

Так близко, но так далеко: буксир на Сахалине выбросило на мель в нескольких метрах от берега Спасатели пытаются выгрузить с судна 28 тонн горючего

Речной транспорт

В Волжском бассейне завершена навигация 2019 года

В Волжском бассейне завершена навигация 2019 года Госзадание выполнено

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб.

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб. Не зря платили взносы

Ж/Д транспорт

Минэкономразвития предлагает «привязать» цену ж\д перевозок к загрузке направлений

Минэкономразвития предлагает «привязать» цену ж\д перевозок к загрузке направлений Как в «Убере»

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...