Перспективы формирования национальных МТК в Приморском крае

Логистика
Перспективы формирования национальных МТК в Приморском крае

Одним из основных направлений сохранения и устойчивого развития экономики российского Дальнего Востока может стать освоение мировых рынков международных транзитных перевозок, так как через территорию региона проходят кратчайшие сухопутные, морские и воздушные пути, обеспечивающие сообщение Западной Европы со странами Северо-Восточной Азии (СВА) и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Иными словами, речь идет о реализации здесь транзитной функции приграничной территории ряда субъектов Российской Федерации через использование национальных и международных транспортных коридоров (НТК и МТК).

Так, например, сегодня есть все основания говорить о создании международного транспортного коридора «Харбин – о. Большой Уссурийский – Ванино» в Хабаровском крае. Это обеспечило бы прямой транспортный выход китайских грузов к морским портам Хабаровского края и сократило бы срок их доставки в Японию, США и Республику Корею минимум на 4-6 дней. Создание коридора возможно на основе формирования сквозного транзитного движения большегрузных контейнеров из северной части провинции Хэйлунцзян в порт Ванино и далее на основе регулярных контейнерных маршрутов.

А.И.Фисенко, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и финансы» ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского»

Как известно, непосредственно к границам Дальневосточного федерального округа (ДВФО) примыкает китайская провинция Хэйлунцзян, на которую приходится нагрузка порядка $60-65 млрд внешнеторгового оборота между Россией и Китаем, планируется, что к концу 2020 года он увеличится примерно до $100 млрд. Однако провозные способности провинции не могут обеспечить беспрепятственное перемещение внешнеторговых грузов и не отвечают растущим требованиям зарубежных рынков. Поэтому недостаточное развитие транспорта является сдерживающим фактором для экономики провинции.

Находясь в стадии быстрого экономического роста, Китай прилагает большие усилия для более ускоренного развития транспорта и его инфраструктуры. Особую надежду КНР возлагает именно на МТК как на необходимый элемент процесса интеграции страны в мировую экономику.

География распределения мировых контейнерных потоков показывает, что самыми большими в мире являются грузовые потоки из Азии в США и из Азии в Европу, при этом большую часть объема направляемых из Азии контейнерных грузов (порядка 84%) составляют грузы из Китая.

В северо-восточном регионе КНР их выходами на территорию России (в ДВФО) являются следующие МТК:

1) «Суйфэньхэ»: порты Находка/Восточный – Суйфэньхэ – Харбин – Маньчжурия – Забайкальск – Транссиб;

2) «Туманган»: порты Северной Кореи – Чаньчунь – Транссиб;

3) «Далянь»: Далянь – Харбин – Хэйхэ – Благовещенск – Транссиб;

4) «Тяньцзинь»: Тяньцзынь – Пекин – Эрлянь – Улан-Батор – Транссиб;

5) Западный транскорейский коридор: Пусан – Сеул – Пхеньян – Синыйджу – Шеньян – Харбин – Транссиб;

6) Восточный транскорейский коридор: Пусан – Раджин – Сонбон – Хасан – Транссиб.

Составная часть МТК «Восток – Запад»

Например, проектируемый контейнерный автомобильный переход «Харбин – о. Большой Уссурийский – Ванино» может рассматриваться как составная часть МТК «Восток – Запад». Низкая конкурентоспособность дальневосточного направления китайских внешнеторговых грузов по сравнению с их движением через южные порты страны определяется высокой загрузкой транспорта в этих районах Китая, вследствие чего грузы на подходах к портам и в портах задерживаются до одного месяца и более.

Поэтому стратегические цели развития МТК «Восток – Запад» в южной части ДВФО могут быть реализованы на основе следующих базовых положений:

1. Более полное и эффективное использование и дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры российского Дальнего Востока и формирование региональных логистических центров, включенных в региональную и международную интегрированную транспортно-логистическую сеть (Seamless Transport & Logistics Network), которую российской стороне еще только предстоит создать.

2. Интеграция Российской Федерации в АТР на основе развития традиционных (рыбная и лесная промышленность) и новых направлений промышленного и инновационного развития (нефтегазовая и обрабатывающая промышленность, судостроение, наука и инновации, туризм), и на этой основе – существенное увеличение объема грузовой базы региона, конкурентоспособной с грузовой базой стран АТР.

3. Создание для отечественных и иностранных инвесторов более привлекательных социально-экономических и финансовых условий работы с точки зрения формирования благоприятного таможенного и инвестиционного климата в регионе (большие надежды возлагаются в этой связи на реализацию концепта свободного порта Владивосток (СПВ).

Так, в частности, в проектируемом МТК «Харбин – о. Большой Уссурийский – Ванино» ключевое значение имеет Ванинский морской порт. В настоящее время его по праву называют главными морскими воротами Хабаровского края. Это – универсальный порт круглосуточного действия, входящий в первую десятку портов России по объемам грузопереработки, и крупный транспортный узел региона. В порту работают современные стивидорные компании, способные перерабатывать практически все виды грузов.

Введение в действие проектируемого транспортного коридора обеспечит дальнейшее развитие данного порта, во-первых, как контактной инфраструктуры интегрирования российского Дальнего Востока в АТР, во-вторых, как зоны интенсивного (инновационного) развития и, наконец, в-третьих, как территориальной системы опережающего экономического роста Хабаровского края и всего Дальнего Востока.

Стратегическую важность для интеграции России в АТР в настоящее время приобретает процесс развития Ванино - Советско-Гаванского промышленно-транспортного узла (ВСГПТУ). Для этого порты Ванино и Советская Гавань имеют все условия, в том числе: 1) наличие свободной земельной территории; 2) прямой выход на две независимые железнодорожные магистрали – Транссибирскую и Байкало-Амурскую; 3) наименьшее удаление до центральной части России и северных регионов Дальнего Востока, а по морскому пути – до Северо-Американского континента; 4) наличие автомобильной дороги Лидога – Ванино, обеспечивающей круглосуточную связь района с транспортными системами России; 5) наличие паромной переправы Ванино – Холмск, обеспечивающей сообщение Сахалинской области с материковой частью Дальнего Востока; 6) наличие статуса свободного порта у Ванино и ожидаемое получение такого статуса Совгаванью; 7) потенциальная возможность строительства мостового железнодорожного перехода на о.Сахалин (см. рис. 1).

Рис. 1. Постоянный железнодорожный переход на о.Сахалин (зеленый и красный пунктир – строящиеся и проектируемые железные дороги, синий пунктир – паромная переправа Ванино – Холмск и морские линии)

Как отметил 15 июня 2017 года в ходе прямой линии президент России Владимир Путин, стоимость моста на Сахалин по предварительным расчетам может составить 286 млрд рублей (без учета стоимости работ по строительству подъездных путей на острове и в Хабаровском крае; а с учетом этих затрат нынешняя стоимость составит порядка 525-645 млрд рублей).

Стоит отметить, что на сегодняшний день проработаны три варианта транспортных связей перевозки грузов из Центральной Европы и России в Японию. Так, экспортный вариант предусматривает более 25 млн тонн в год, транзит внутри страны и импорт – 4,7 млн тонн, а также транспортировка внутрироссийских грузов по территории страны в сообщении между материком и Сахалином по новой железнодорожной линии Селихино через пролив Невельского – 9 млн тонн. Правда, в связи с этим возникает целый ряд непростых и важных вопросов, в частности, по грузовой базе, по строительству и реконструкции Сахалинской железной дороги (включая переход на колею 1520 мм), по возможности и целесообразности строительства железнодорожного перехода на о. Хоккайдо (Япония) и других.

Основными потенциальными эффектами от реализации указанного проекта могут стать:

1. Комплексное развитие северных территорий о. Сахалин и Хабаровского края.

2. Рост экспортно-импортного, логистического и транзитного потенциала прибрежных зон указанных регионов.

3. Создание условий для реализации новых проектов по добыче полезных ископаемых, а также по созданию промышленных (промышленно-торговых) и портовых зон, в том числе по созданию территорий опережающего развития (ТОР) в регионах ДВФО и повышению эффективности их работы.

4. Повышение эффективности реализации других (связанных с этим) проектов, в том числе по развитию транспортно-логистической инфраструктуры Дальнего Востока с выходом на рынки стран АТР (в частности, Японии).

МТК «Приморье-1» и «Приморье-2»

Другое перспективное направление развития транспортно-логистической сети Дальнего Востока – это южная часть Приморского края с его МТК «Приморье-1» (Харбин – Суйфэньхэ – Гродеково – Владивосток/Восточный/Находка – порты стран АТР) и «Приморье-2» (Хуньчунь – Крас-кино – Посьет/Зарубино – порты АТР), ориентированные прежде всего на СПВ и ближайшие материковые государства – Китай, КНДР и Республику Корею.

По имеющимся у нас расчетам, создание и организация работы МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» потребует капиталовложений порядка 300 млрд рублей, привлечь которые планируется в том числе и за счет частных инвесторов, прежде всего китайских и корейских.

Наиболее многообещающие перспективы, на наш взгляд, имеет МТК «Приморье-2». Это связано в первую очередь с расширением мощностей порта в бухте Троицы (порт Зарубино) вблизи стыка трех границ (России, Китая и КНДР) и превращением его в крупный порт мощностью до 80-100 млн тонн грузов в год. В его составе планируются контейнерный, зерновой, глиноземный и универсальный терминалы. По имеющимся оценкам, около 60% загрузки порта обеспечит транзит из КНР и других азиатских стран.

Однако наибольший эффект, как нам представляется, может дать объединение (создание кольца) двух приморских МТК в единую систему (что даст возможность обеспечить более короткую маршрутизацию МТК) с их стыковкой в транспортном узле в районе поселка Славянка. Это сформирует основной сухопутный канал МТК, который может иметь и дополнительные потоки грузов.

В результате формирующаяся в настоящее время зона СПВ приобретет то, что ей крайне необходимо, – транзитную транспортную сеть. Дополнение этого подхода налоговыми, таможенными и административными преференциями может сделать выгодными судозаходы в СПВ для операторов мировых судоходных линий. В результате в Приморье появится реальная возможность создать на Дальнем Востоке международный порт-хаб, который очень нужен не только свободному порту Владивосток, но и всей России, так как он сможет связать многие международные магистральные и фидерные маршруты, включая и Северный морской путь. Базой его освоения на Дальнем Востоке, по нашему мнению, должен стать СПВ.

Важным представляется и тот факт, что создание кольца МТК в Приморском крае хорошо вписывается в проекты Евразийского экономического союза, китайского «Нового шелкового пути» и южнокорейского проекта «Евразийская инициатива». Большое значение при реализации такого проекта приобретает железнодорожный пограничный переход Хасан (РФ) – Туманган (КНДР) в порту Раджин (см. рис. 2).

Рис. 2. Пограничный переход Хасан (РФ) – Туманган (КНДР) в порту Раджин (КНДР) – Пхохан (Республика Корея)

Проект имеет три основные составляющие: 1) реконструкция объектов железнодорожной инфраструктуры участка ст. Хасан (РФ) – ст. Раджин (КНДР) – порт Раджин (КНДР); 2) капитальный ремонт 3 тоннелей: Манпхо (301 м), Унсан (490 м) и Унра (3850 м); 3) строительство грузового терминала в порту Раджин.

В результате реализации проекта предполагается, что пропускная способность железной дороги составит 15 пар поездов в сутки, что полностью покроет потребность в обеспечении объема контейнерных перевозок (порядка 200 тыс. TEU). Одновременно с этим прорабатывается возможность использования создаваемой инфраструктуры для перевалки контейнеров из Республики Кореи и других стран АТР с выходом на сеть российских железных дорог (в частности, Транссиб), а также российских грузов (и транзитных грузов других стран) в страны АТР.

Актуализация проекта Хасан (РФ) – Туманган (КНДР) – Пхохан (Республика Корея) и строительство постоянного железнодорожного перехода с материковой части России на о.Сахалин позволит России получить два выхода на рынки ближайших сопредельных государств АТР – Китая, КНДР, Республики Кореи и Японии: первый – через порт Хасан и второй – через о.Сахалин (см. рис. 3).

Рис. 3. Формирование восточного транспортно-логистического кольца и варианты выхода России на рынки АТР через «Восточные ворота»

Заметим, что совсем недавно руководство Японии в ответ на проект Китая «Новый шелковый путь» выразило намерение вложить более $110 млрд в транспортные проекты в Азии, которые будут напрямую конкурировать с ним, включая и железнодорожный переход с о.Сахалин на о.Хоккайдо (кратчайшее расстояние между островами – около 44 км).

В результате может быть создано так называемое «Восточное транспортно-логистическое кольцо» четырех стран Северо-Восточной Азии (см. рис. 3). Причем оно может стать не только транспортным, но и промышленно-энергетическим, а следовательно, в перспективе и научно-техническим, технологическим и социокультурным, что может обеспечить как кооперацию и сотрудничество в сфере промышленного производства и транспортировки продукции, так и интеграцию этих государств на более высоком технологическом (новый технологический уклад) и экономико-политическом уровне.

Очевидно, что успешная реализация указанных выше проектов будет в значительной степени зависеть не только от их экономической выгоды, но и от политических решений руководства государств-участников.

Морские порты №2 (2019)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

Moody’s подтвердило «стабильную» оценку базовой кредитоспособности Морского банка

Moody’s подтвердило «стабильную» оценку базовой кредитоспособности Морского банка Показатели качества активов улучшились

Рынок транспортно-логистических услуг приближается к отметке в 5,5 трлн долларов

Рынок транспортно-логистических услуг приближается к отметке в 5,5 трлн долларов Но в России наблюдается замедление темпов роста

Российская экономика

На 15% увеличился объем внешней торговли Дальнего Востока за девять месяцев

На 15% увеличился объем внешней торговли Дальнего Востока за девять месяцев Стали вывозить больше топлива и рыбы и ввозить автомобили и электромашины

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Транспортная политика

Государство может взять страховку арктических перевозок на себя

Государство может взять страховку арктических перевозок на себя Возможный срок оплаты рисков – 10 лет

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Морские порты

В два раза увеличили перевалку нефти в Махачкалинском торговом порту за девять месяцев

В два раза увеличили перевалку нефти в Махачкалинском торговом порту за девять месяцев Порт стал лидером Каспия по росту грузооборота

Севастопольский морской порт может остаться городским

Севастопольский морской порт может остаться городским Если будет достаточно прибылен




Морской транспорт

Катера, предназначенные для исследования Арктики, заложили под Саратовом

Катера, предназначенные для исследования Арктики, заложили под Саратовом Суда назвали в честь заслуженных гидрографов

Промысловое судно терпит бедствие под Мурманском

Промысловое судно терпит бедствие под Мурманском На винт намоталась сеть

Речной транспорт

Дно Ленского бассейна начнут снимать в 3D с нового судна

Дно Ленского бассейна начнут снимать в 3D с нового судна Углубление по науке

Модернизированный танкер назвали в честь ленского капитана

Модернизированный танкер назвали в честь ленского капитана Капитан М. Ф. Спиридонов работал на флоте около 60 лет

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Перспективы роста порта Шахтерск

Перспективы роста порта Шахтерск Морской порт Шахтерск является одним из самых динамично развивающихся портов Сахалинской области. За...

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...