«Тольяттиазот» заручился поддержкой государства - Морские вести России

«Тольяттиазот» заручился поддержкой государства

15.06.2017

Морские порты

Правительство РФ включило проект строительства перегрузочного комплекса ОАО «Тольяттиазот» в морском порту Тамань в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта. Соответствующее распоряжение 17 сентября 2016 года подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Строительство комплекса по перевалке 2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида в год до недавнего времени было заморожено по независящим от предприятия причинам. Однако в прошлом году руководством «Тольяттиазота» было принято решение о возобновлении проекта в первую очередь для снижения зависимости отечественных химических предприятий от внешнеполитической ситуации.

Максим Перевалов

Тольяттиазот – одно из крупнейших предприятий химической промышленности России, входит в десятку крупнейших мировых производителей аммиака. Производственные мощности компании позволяют выпускать более 3 млн тонн аммиака и 960 тыс. тонн карбамида в год. Предприятие обеспечивает примерно 11% мирового экспорта аммиака. По итогам 2015 года прибыль ОАО «Тольяттиазот» составила 21,7 млрд рублей, выручка – более 63 млрд.

Большую часть экспортных объемов аммиака предприятие отгружает через украинский порт Одесса, куда продукт поступает по аммиакопроводу Тольятти – Одесса протяженностью более

2 тыс. км, построенному еще в советские времена. В начале 2000-х годов «Тольяттиазот» приступил к реализации проекта строительства терминала в российском порту Тамань. Но по независящим от предприятия причинам проект был заморожен.

Между тем сложившаяся в последние годы обстановка на Украине заставила руководство предприятия изучить возможности ввода новых путей для поставок продукции за рубеж. В прошлом году компанией было принято решение о возобновлении строительства единственного в России комплекса по перевалке аммиака в первую очередь для снижения зависимости отечественных химических предприятий от внешнеполитической ситуации.

Летом этого года стало известно еще об одном инфраструктурном проекте, связанном с «Тольяттиазотом», – строительстве ветки аммиакопровода в обход Украины по территории Воронежской области до терминала в Тамани. Вопрос о реализации проекта поднимался на встрече президента РФ Владимира Путина с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным. По итогам встречи губернатор сообщил, что президент поручил рассмотреть возможные варианты реализации проекта. «Украинская сторона ставила дополнительные условия, и за два года цена перекачки увеличилась более чем в три раза», – прокомментировал глава региона.

По информации «Тольяттиазота», на данном этапе ответвление от аммиакопровода – не проект, а только обсуждение возможности. Основной приоритет компании – запуск перегрузочного комплекса в порту Тамань с расчетом на имеющуюся железнодорожную инфраструктуру: на первых порах аммиак по трубопроводу будет идти до города Россошь Воронежской области, там перегружаться в железнодорожные цистерны и направляться в порт Тамань.

На сегодня Минтранс России уже утвердил сетевой план-график, предусматривающий в том числе включение грузопотоков будущего терминала «Тольяттиазота» в схему развития Таманского транспортного узла в части железнодорожной составляющей. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 11.07.2016 г. №5011п-П9 утверждена дорожная карта развития до 2020 года морских портов в Азово-Черноморском бассейне, также предусматривающая размещение перегрузочного комплекса.

Одним из последних шагов, определяющих стратегический статус проекта для российского государства и обеспечивающих его дальнейшее прохождение, стало подписание 17 сентября 2016 года председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым распоряжения о внесении изменений в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта, которым в данную схему включен проект строительства перегрузочного комплекса ОАО «Тольяттиазот» в морском порту Тамань.

По проекту грузооборот комплекса составит 2 млн тонн аммиака и 3 млн тонн карбамида в год. В его состав войдут три основных блока – гидротехнический комплекс по приему судов дедвейтом до 50 тыс. тонн, береговой терминал перевалки аммиака и сыпучих грузов, а также различные вспомогательные сооружения. Общий объем инвестиций, который «Тольяттиазот» планирует вложить в проект, составит более $300 млн, причем компания рассчитывает построить перегрузочный комплекс исключительно за счет собственных средств, без привлечения бюджетных денег.

В соответствии с дорожной картой завершение строительства и ввод терминала в эксплуатацию планируется осуществить до 2020 года.

Объект постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 г. №485 включен в подпрограмму «Морской транспорт» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», в рамках которой реализуется весь проект «Создание сухогрузного района в морском порту Тамань».

В настоящее время «Тольяттиазот» совместно с «Ленморниипроектом» ведет работы по приведению ранее разработанной проектной документации в соответствие с действующими строительными нормами: до середины 2017 года запланировано обследование технического состояния объектов незавершенного строительства, в течение 2017 года будут проведены инженерные изыскания и выполнена корректировка проектной документации, до конца 2017 года планируется прохождение государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы.

В компании подтвердили готовность ОАО «Тольяттиазот» к строгому выполнению обязательств в рамках реализации стратегического проекта в порту Тамань, зафиксированных распоряжениями Правительства РФ, документами Минэкономразвития, Минфина, Минтранса, Росморречфлота и ФГУП «Росморпорт». Также в компании выразили надежду на эффективное взаимодействие с администрацией Краснодарского края, которое будет способствовать своевременной реализации проекта, обеспечит значительные налоговые поступления в краевой бюджет и благоприятно скажется на социально-экономической обстановке Темрюкского района.

Морские порты №8 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

21.11.2024

Транспортная политика

24.10.2024

Транспортная политика