Порт Шахтерск: модернизация и быстрое развитие

Морские порты
Порт Шахтерск: модернизация и быстрое развитие

Морской порт Шахтерск расположен на западном побережье острова Сахалин, в заливе Гаврилова, в Углегорском районе Сахалинской области, где добывается 55% всего островного угля. Площадь акватории порта составляет 12,42 кв. км. В порту 28 причалов общей протяженностью 2113 пог. метров. В основном порт производит погрузку угля, добываемого на разрезе «Солнцевский», в период активной навигации с марта по декабрь.

За свою долгую историю порт Шахтерск испытал многое: был одним из главных градообразующих предприятий в советское время, пережил упадок 90-х годов прошлого столетия и даже банкротство в 2012 году. В настоящее время порт с его терминалами Бошняково и Углегорск является единственным портом на Сахалине, специализирующимся на отгрузке угля, и активно развивается под управлением ООО «Восточная горнорудная компания», экспортируя островной уголь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Игорь Милешин, и.о. капитана морского порта Шахтерск, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

 

Новый этап развития

Страницы своей новой истории порт Шахтерск открыл в 2012 году, когда новый собственник, ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК), начал масштабные преобразования в порту и на его терминалах. Компания разработала стратегию развития порта и инвестиционную программу, делающие упор на модернизацию инфраструктуры порта, обновление парка механизации и портофлота, внедрение новых технологий погрузки.

Предпринятые усилия дали ожидаемые результаты уже в первый год: в 2013 году грузооборот порта Шахтерск составил 2,08 млн тонн, в 2014 году – уже 2,8 млн тонн, за пять месяцев текущего года отгружено более 887 тыс. тонн угля.

В рекордные сроки был построен угольный терминал, реконструирован склад для штабелирования угля – теперь он способен накапливать более 300 тыс. тонн. Транспортная линия была обновлена новым перегрузочным оборудованием – судопогрузочной машиной, ленточными транспортерами шириной 1,5 метра и бункером вместимостью 35 кубометров. Дальнейшая модернизация погрузочной линии позволила увеличить скорость транспортировки угля до 2,6 тонны в час. Парк механизации пополнился четырьмя двенадцатикубовыми грейферами, четырьмя фронтальными погрузчиками, двумя бульдозерами и мобильным краном «Либхерр».

Флот порта Шахтерск усилился двумя теплоходами дедвейтом 3,5 тыс. тонн и двумя судами дедвейтом 1,8 тыс. тонн для рейдовой загрузки сухогрузов. В апреле 2014 года флот порта пополнился судном-площадкой, построенным в Севастополе.

В настоящее время на внешний рейд порта Шахтерск встают крупнотоннажные суда грузоподъемностью до 60 тыс. тонн (до модернизации линии погрузки порт принимал сухогрузы грузоподъемностью только до 30 тыс. тонн). После проведения дноуглубительных работ на подходном канале будет возможна постановка под подгрузку  судов грузоподъемностью до 80 тыс. тонн.

Таким образом, если несколько лет назад порт отгружал за сутки несколько тысяч тонн угля, сейчас это делается за час благодаря модернизации.

 

Модернизация продолжается

На сегодняшний день порт Шахтерск имеет самые высокие по Сахалинской области показатели  показатели отгрузки угля. Ископаемые запасы разреза «Солнцевский», разрабатываемого компанией ВГК, составляют более 250 млн тонн угля. Постоянное наращивание темпов и объемов добычи требует столь же динамичного развития порта.

В 2014 году компания добыла 2,4 млн тонн твердого топлива, почти весь объем прошел через порт Шахтерск. В 2015 году ВГК намерена увеличить рейдовую перевалку угля до 3,5 млн тонн в год, а в перспективе довести ее до 10 млн тонн. И новая стратегия развития позволяет осуществить такие масштабные планы.

Растет флот порта и парк механизации: в этом году был куплен перегружатель грузоподъемностью 13 тыс. тонн и два буксира, взяты в аренду две баржи грузоподъемностью по 8 тыс. тонн каждая (их прибытие в порт ожидается в начале июля из порта Владивосток).

С сентября прошлого года началось производство дноуглубительных работ в акватории порта (к сожалению, в настоящее время они временно приостановлены, это связано с техническими трудностями). Намечено строительство в порту Шахтерск нового терминала с выносной эстакадой до 185 метров и глубиной подходного канала до 10,3 метра, что позволит обрабатывать крупнотоннажные суда. Проект проходит этап финансово-экономического обоснования для последующего проектирования, в случае получения положительного заключения государственных экспертиз и выделения необходимого финансирования его реализация начнется в 2017 году.

Одновременно будет строиться транспортная магистраль, соединяющая порт с угольным разрезом: пока уголь доставляется в порт грузовым автотранспортом, что сказывается негативно на скорости доставки и экологии района. С вводом в эксплуатацию транспортной магистрали будет обеспечено бесперебойное поступление угля с месторождения на портовые склады в необходимом количестве, а также снизится нагрузка на дороги общего пользования и улучшится экологическая обстановка в районе.

Перспективы развития имеют также терминалы Бошняково и Углегорск порта Шахтерск. С 2012 года в Бошняково была обновлена кранцевая защита северной, южной и восточной причальных стенок. На ближайшие три года запланирован капитальный ремонт северного и южного молов, защищающих внутреннюю гавань терминала от штормов. Планируется также полное обновление парка перегрузочной техники терминала.

На терминале Углегорск модернизация началась еще в 2010 году, тогда стивидорная компания «Порт Углегорский» сделала серьезные капиталовложения, приобретя пять восьмикубовых грейферов и четыре самоходных плашкоута. ВГК расширила площадь складирования угля, модернизировала инфраструктуру терминала, осуществив ремонт автобоксов, бытовых помещений, котельной и водопровода, проведя благоустройство территории терминала. Параллельно на терминале Углегорск велась утилизация старого флота: отслуживший свой срок «металлолом», захламлявший ковш и мешавший погрузке, был поднят и утилизирован. В настоящее время осуществляется проектирование комплекса по перегрузке угля, строительство которого намерена осуществить на терминале в 2015-2016 годах.

Также разрабатывается проектно-сметная документация на производство дноуглубительных работ для поддержания необходимых глубин в акватории порта Шахтерск на период до 2018 года.

 

Обеспечение безопасности мореплавания

Основа безопасности мореплавания в акватории порта – безукоснительное соблюдение положений российских и международных морских кодексов, содержание в надлежащем состоянии аварийно-спасательных средств, радионавигационного оборудования и средств связи, гидротехнических сооружений, а также четкое взаимодействие со стивидорными компаниями, осуществляющими эксплуатацию причалов.

Всем этим занимается Служба капитана порта. И следует отметить, что с начала своей новой истории развития порт Шахтерск работает безаварийно, благодаря слаженной работе инспекторов портового контроля, профессионализму судоводителей, лоцманов и берегового персонала. Флот порта Шахтерск с каждым годом увеличивается, внутренние и внешние рейды принимают суда гораздо большего тоннажа, чем несколько лет назад.

До настоящего времени Службе капитана порта удавалось успешно вести слежение за движением судов в акватории порта, обеспечивая безаварийную работу. Но техническое оснащение главной службы порта давно устарело и также требует модернизации.

Однако, планы по оснащению порта Шахтерск современной системой управления движением судов (СУДС) пока на стадии обсуждения. Как сложится ситуация в дальнейшем – неизвестно, можно сказать одно: порт давно нуждается в СУДС, ее установка позволит повысить уровень обеспечения безопасности в акватории порта и на подходах к нему при неизменном росте интенсивности судоходства в порту.

 

Государственная поддержка и бизнес-моделирование

Реконструкция и успешное развитие порта Шахтерск, постоянное наращивание грузооборота и морских перевозок было бы невозможно без поддержки государства. Модернизация порта включена в Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года. Под руководством Росморречфлота и при финансовом участии ФГУП «Росморпорт» в порту Шахтерск и на его терминалах были реконструированы гидротехнические сооружения, установлены защитные сооружения и новые средства навигационного оборудования, ведется строительство причалов и дноуглубительные работы.

Для обеспечения безопасности мореплавания Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» в порту создана лоцманская служба, осуществляющая проводку судов к угольным причалам. В 2014 году расширены границы акваторий порта Шахтерск и терминала Углегорск, готовится проект расширения границ акватории терминала Бошняково.

В этом году планируется переоборудовать пункт пропуска через государственную границу РФ. Современное оснащение этого объекта позволит существенно сократить время оформления судов и грузов пограничными и таможенными органами, а значит, и снизить себестоимость перевозки угля за счет сокращения времени стоянки и пути.

Успешной реализацией своих проектов ВГК во многом обязана и сотрудничеству с ведущими инжиниринговыми и консалтинговыми компаниями. Для разработки новой концепции порта Шахтерск были привлечены крупнейшая в мире консалтинговая компания McKinsey и ее подрядчик – голландская компания Royal Haskoning, специализирующаяся на работах по проектированию, строительству и организации морских портов. Специалисты Royal Haskoning провели исследования в порту Шахтерск и прилегающей акватории. Рассматривались вопросы наиболее оптимальной модернизации и дальнейшей эксплуатации порта. Также перед компанией была поставлена задача определения путей снижения нагрузки на окружающую среду и на автомобильные дороги Углегорского района.

Перспективы для угольщиков и портовиков Углегорского района увеличиваются. Сегодня сахалинский уголь востребован странами Азиатско-Тихоокеанского региона, на рейды порта Шахтерск заходят сухогрузы из Китая, Японии, Южной Кореи – в месяц более пяти судов. Контракты с этими странами долгосрочные. Возможно, в ближайшее время откроется и новый заграничный рынок: в начале июня судно «Астор Трейдер 2» с грузом сахалинского угля отправилось из порта Шахтерск в Индию.

В настоящее время Служба капитана порта готова всеми мерами способствовать развитию стивидорного и морского бизнеса в порту Шахтерск.

 

Морские порты №4 (2015)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...