Экономика России: кризис до 2017 года

Российская экономика
Экономика России: кризис до 2017 года

Экономические показатели говорят, что наша страна находится в затяжном кризисе, и непонятно, когда будет достигнуто дно. Эксперты спорят, насколько именно упадет ВВП по итогам года, но всем очевидно, что интервал – 3,5-5%.

Особенность нынешнего кризиса в том, что он идет из потребительского сектора, а не из банковского, как в 2008 году. Поэтому больше всего проседают отрасли, связанные с конечным потреблением, – прежде всего торговля и строительство. Другой важный момент – полное отсутствие защиты рубля со стороны ЦБ. Регулятор всерьез решил, что плавающий курс – лучшее лекарство для экономики.

Александра Васильцева

 

Производители нефти в одной «корзине»

Происходящее в российской экономике все меньше похоже на кризис 2009 года. Тогда неурядицы пришли из мировой финансовой системы (с ипотечного рынка США), охватили российские банки, а следом и реальный сектор. Падение мировых цен на нефть, скорее, служило фоном. Правильнее сказать, следствием: после коллапса финансовых рынков лопнул спекулятивный пузырь и на рынках сырьевых, вроде нефтяного. Провал был резким, но недолгим. Разворот цен произошел быстро. В середине лета баррель нефти Brent стоил дороже $140, в конце декабря – меньше $40, а в январе 2010-го – больше $80. Цены на «черное золото» были перегреты спекулянтами, но в мировой экономике объективно существовал высокий спрос на него.

Нынешний кризис имеет совсем другую природу. В мире наблюдается переизбыток нефти. Но никто из участников рынка – страны ОПЕК, Россия или США – не готовы сесть за стол и договориться о снижении добычи. Как метко выразился один из арабских дипломатов, ОПЕК сейчас напоминает корзину воздушного шара, падающую с огромной скоростью. Спастись можно, если хотя бы один из пассажиров пожертвует собой и выпрыгнет. Но каждый ждет, что это сделает кто-то другой.

В итоге Эквадор уже добывает нефть себе в убыток, глава «Роснефти» Игорь Сечин заявляет, что Москве неинтересно разговаривать с ОПЕК, а экономисты все чаще говорят, что циклу высоких нефтяных цен пришел конец. И уже не стоит ждать возвращения к $100 за Brent. Например, в августе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, проводя совещание по системным мерам в экономике, подчеркнул, что государству необходимо адаптироваться к реалиям $30-40 за баррель.

 

Назад в 1998-й

На что больше похожа сегодняшняя ситуация, так это на последствия дефолта 1998 года. За прошедшие шесть месяцев 2015 года, следует из данных Росстата, ВВП сократился на 3,5%, промышленное производство – на 2,7%, инвестиции в основной капитал – на 5,4%, оборот розничной торговли – на 8%, реально располагаемые доходы населения – на 3%, реально начисленная зарплата – на 8,8%.

Чем примечательны эти цифры? Прежде всего, они указывают: кризис идет не от банков, не от предприятий, а из потребительского сектора. Больше всего просели доходы населения и сферы, с этим связанные. Это оборот розничной торговли, как мы уже сказали, деятельность гостиниц и ресторанов (-6,3% в первом полугодии), операции с недвижимостью (-5,5%), финансовая деятельность (-5,5%). В то же время добыча полезных ископаемых прибавила 2,4%, а обрабатывающие производства потеряли только 2,8%.

Как заявил недавно в интервью РБК главный экономист ВЭБа Андрей Клепач, сокращение потребительского спроса в текущем году оказалось серьезнее, чем в кризисные 1998 и 2009 годы. «Это очень большой шок, – говорит экономист. – Причем если в 2009 году у нас доходы населения не сокращались в реальном выражении, то сейчас идет падение в реальном выражении и заработной платы, и доходов населения в целом. Уменьшился потребительский кредит».

Происходящее связано не только с низкими нефтяными ценами, но и с санкциями против России. Отсутствие доступа к зарубежным источникам финансирования, дешевым западным деньгам, приводит к сокращению зарплат и премий. Особенно это касается среднего класса, занятого в сфере услуг.

Чем примечателен кризис, развивающийся по модели – из потребительского в реальный сектор? Последовательностью отраслей, которые примут удар. Сейчас хуже всего представителям розничной торговли. Слабый спрос усугубляется еще и дешевым рублем, ведь многие товары (продукты, одежда, автомобили, бытовая техника) – импортные.

Следующей отраслью, вероятно, станет строительство. Оно тоже в значительной части завязано на конечных потребителей, физлиц. С начала года недвижимость, даже в рублевом эквиваленте, дешевеет. Помимо слабого спроса важную роль играет повышение ключевой ставки, сделавшей недоступными ипотечные кредиты. Сейчас благодаря программе господдержки ипотеки (субсидирование ставок) ситуация налаживается, но перспективы строительного рынка все равно туманные. По итогам первого полугодия 2015 года отрасль сократилась на 5,8%.

В транспортной отрасли кризис пока больше ощущается в сфере пассажирских перевозок. За январь-июль пассажирооборот сократился на 5,5% (больше всего, почти на 8% просели железнодорожные перевозки). Грузооборот за тот же период сократился только на 1,6%.

Впрочем, понятно, что кризис постепенно охватит все отрасли, в том числе далекие от конечного потребителя. Заканчивая аналогию с 1998 годом, можно сказать, что, к сожалению, рывка, который последовал за дефолтом, не будет. Так, А. Клепач, например, предрекает, что и после текущего кризиса доходы населения будут расти только на 2-3% в год.

 

Как долго продлится кризис?

В текущем августе Центробанк РФ опубликовал большое исследование. Специалисты – при помощи эксперта Международного валютного фонда – на основании математических формул рассчитали, какими будут последствия нефтяного шока для России. Под шоком подразумевалось падение стоимости барреля нефти Urals со $110 в первой половине 2014-го до $60 в первой половине 2015-го и до $55 в июне-августе. Кроме того, эксперты учли эффект от санкций.

Получилось, что за 2015 и 2016 годы ВВП России сократится на 4,2-4,8% относительно 2014 года. Причем до 3,7 пункта снижение придется на 2015 год. В 2017-м начнется восстановление экономики на уровне 1,5% в год.

Расчеты получились значительно более пессимистичными, чем, например, прогноз агентства Bloomberg. Там ожидают падения ВВП нашей страны на 3,6% в текущем году и рост на 1,8% за 2016-2017 годы.

Ближе к российским экспертам прогноз МВФ. В 2015 году экономике пророчат падение на 3,8%, а в 2016-м – на 1,1%. Восстановление начнется с 2017 года на уровне 1% ВВП.

Надо заметить, что пока пессимистичные прогнозы ближе к реальности. По итогам первого полугодия ВВП сократился на 3,5% (относительно первых шести месяцев прошлого года).

 

Рис.1. Валютные резервы растут. Объем валютных резервов России, млн долл.

 

2,5 трлн в год на «проедание»

Как власти России реагируют на экономический кризис? Недавно стало известно, что очередной бюджет страны будет сверстан на один год, а не три, как раньше (по двум последующим годам давались предварительные прогнозы). Прогнозируемая цена нефти – $50 за баррель. Документ будет внесен в Госдуму до 25 октября.

По предварительным данным, доходы бюджета 2016 года составят 12,5 трлн рублей, расходы – 15,2 трлн рублей. Дефицит в 2,7 трлн рублей будет финансироваться за счет Резервного фонда и заимствований. Ожидать беспечных трат и раздутых смет госпрограмм, как в предыдущие годы, точно не стоит – денег просто нет.

«Мы можем, конечно, написать, что мы займем в долг много-много денег, но на самом деле финансировать нечем: на внешних и внутренних рынках много не займешь, в Резервном фонде, если его потратить, к предвыборному году не останется ни копейки – это вряд ли власть допустит», – цитирует РБК аналитика Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Премьер-министр Дмитрий Медведев недавно пообещал повысить эффективность бюджетных расходов, а также экономить деньги «по всем фронтам». Одним из фронтов могут стать пенсии. Ранее предполагалась их индексация в 2016 году почти на 12%, затем было решено повысить максимум на 5%. Это позволит казне сэкономить чуть больше 400 млрд рублей.

Источник газеты «Ведомости» в правительстве РФ утверждает, что расходы бюджета оцениваются следующим образом: к концу 2018 года в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния должно суммарно остаться не менее 2 трлн рублей. По состоянию на 1 сентября 2015 года объем двух фондов составлял 9,6 трлн. Другими словами, в ближайшие три года власть не может позволить себе больше, чем средний дефицит бюджета – 2,5 трлн рублей в год. В 2016 году этот параметр уже не соблюдается, но все верят в улучшение ситуации в 2017 и 2018 годах.

 

Рубль без защиты

В начале года доллар стоил 56,2 рубля, евро – 68,4. Сейчас это 68,8 и 76,9 соответственно. Американская валюта подорожала на 22%, европейская – на 13%. Заметный скачок пришелся на август. Одной из причин – помимо катящихся вниз нефтяных цен – считается отказ Центробанка от поддержки курса рубля. Национальная валюта перешла в свободное плавание еще в ноябре 2014-го.

Впрочем, время от времени ЦБ все же проводит интервенции, причем в обе стороны. Например, регулятор активно скупал с рынка доллары в мае, пополнив валютные резервы на $1,1 млрд. Среди экономистов встречаются разные мнения о мотивации. Например, по словам бывшего руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам и председателя совета директоров МДМ Банка Олега Вьюгина, ЦБ счел, что рубль слишком переукрепился, и решил его ослабить. По состоянию на 20 мая официальный курс составлял 49,2 рубля за доллар, но после интервенций пошел вниз.

В то же время, когда курс рубля падает слишком быстро, ЦБ продает доллары, чтобы снизить их стоимость.

В последние месяцы регулятор не пытался играть на укрепление национальной валюты и не тратил резервы. Наоборот, за август они пополнились почти на $6 млрд. Из них $4,9 млрд пришлось всего на одну неделю – с 7 по 14 августа. В ЦБ сообщили, что резервы увеличились «преимущественно под воздействием положительной курсовой переоценки».

Примечательно, что все это происходило на фоне резкого падения рубля, и Центробанк даже не пытался за него вступиться, что явно говорит о том, что слабая национальная валюта вовсе не пугает российскую власть. Так же как не пугает ее растущая инфляция, сокращение доходов населения, повышение цен на продукты и товары, рост безработицы и т.п. На все это у нашей власти есть, как она, наверное, считает, высокие «рейтинги доверия» и один «мощный имидж».

 

Морские порты №6 (2015)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...