Экономика России: кризис до 2017 года

Российская экономика
Экономика России: кризис до 2017 года

Экономические показатели говорят, что наша страна находится в затяжном кризисе, и непонятно, когда будет достигнуто дно. Эксперты спорят, насколько именно упадет ВВП по итогам года, но всем очевидно, что интервал – 3,5-5%.

Особенность нынешнего кризиса в том, что он идет из потребительского сектора, а не из банковского, как в 2008 году. Поэтому больше всего проседают отрасли, связанные с конечным потреблением, – прежде всего торговля и строительство. Другой важный момент – полное отсутствие защиты рубля со стороны ЦБ. Регулятор всерьез решил, что плавающий курс – лучшее лекарство для экономики.

Александра Васильцева

 

Производители нефти в одной «корзине»

Происходящее в российской экономике все меньше похоже на кризис 2009 года. Тогда неурядицы пришли из мировой финансовой системы (с ипотечного рынка США), охватили российские банки, а следом и реальный сектор. Падение мировых цен на нефть, скорее, служило фоном. Правильнее сказать, следствием: после коллапса финансовых рынков лопнул спекулятивный пузырь и на рынках сырьевых, вроде нефтяного. Провал был резким, но недолгим. Разворот цен произошел быстро. В середине лета баррель нефти Brent стоил дороже $140, в конце декабря – меньше $40, а в январе 2010-го – больше $80. Цены на «черное золото» были перегреты спекулянтами, но в мировой экономике объективно существовал высокий спрос на него.

Нынешний кризис имеет совсем другую природу. В мире наблюдается переизбыток нефти. Но никто из участников рынка – страны ОПЕК, Россия или США – не готовы сесть за стол и договориться о снижении добычи. Как метко выразился один из арабских дипломатов, ОПЕК сейчас напоминает корзину воздушного шара, падающую с огромной скоростью. Спастись можно, если хотя бы один из пассажиров пожертвует собой и выпрыгнет. Но каждый ждет, что это сделает кто-то другой.

В итоге Эквадор уже добывает нефть себе в убыток, глава «Роснефти» Игорь Сечин заявляет, что Москве неинтересно разговаривать с ОПЕК, а экономисты все чаще говорят, что циклу высоких нефтяных цен пришел конец. И уже не стоит ждать возвращения к $100 за Brent. Например, в августе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, проводя совещание по системным мерам в экономике, подчеркнул, что государству необходимо адаптироваться к реалиям $30-40 за баррель.

 

Назад в 1998-й

На что больше похожа сегодняшняя ситуация, так это на последствия дефолта 1998 года. За прошедшие шесть месяцев 2015 года, следует из данных Росстата, ВВП сократился на 3,5%, промышленное производство – на 2,7%, инвестиции в основной капитал – на 5,4%, оборот розничной торговли – на 8%, реально располагаемые доходы населения – на 3%, реально начисленная зарплата – на 8,8%.

Чем примечательны эти цифры? Прежде всего, они указывают: кризис идет не от банков, не от предприятий, а из потребительского сектора. Больше всего просели доходы населения и сферы, с этим связанные. Это оборот розничной торговли, как мы уже сказали, деятельность гостиниц и ресторанов (-6,3% в первом полугодии), операции с недвижимостью (-5,5%), финансовая деятельность (-5,5%). В то же время добыча полезных ископаемых прибавила 2,4%, а обрабатывающие производства потеряли только 2,8%.

Как заявил недавно в интервью РБК главный экономист ВЭБа Андрей Клепач, сокращение потребительского спроса в текущем году оказалось серьезнее, чем в кризисные 1998 и 2009 годы. «Это очень большой шок, – говорит экономист. – Причем если в 2009 году у нас доходы населения не сокращались в реальном выражении, то сейчас идет падение в реальном выражении и заработной платы, и доходов населения в целом. Уменьшился потребительский кредит».

Происходящее связано не только с низкими нефтяными ценами, но и с санкциями против России. Отсутствие доступа к зарубежным источникам финансирования, дешевым западным деньгам, приводит к сокращению зарплат и премий. Особенно это касается среднего класса, занятого в сфере услуг.

Чем примечателен кризис, развивающийся по модели – из потребительского в реальный сектор? Последовательностью отраслей, которые примут удар. Сейчас хуже всего представителям розничной торговли. Слабый спрос усугубляется еще и дешевым рублем, ведь многие товары (продукты, одежда, автомобили, бытовая техника) – импортные.

Следующей отраслью, вероятно, станет строительство. Оно тоже в значительной части завязано на конечных потребителей, физлиц. С начала года недвижимость, даже в рублевом эквиваленте, дешевеет. Помимо слабого спроса важную роль играет повышение ключевой ставки, сделавшей недоступными ипотечные кредиты. Сейчас благодаря программе господдержки ипотеки (субсидирование ставок) ситуация налаживается, но перспективы строительного рынка все равно туманные. По итогам первого полугодия 2015 года отрасль сократилась на 5,8%.

В транспортной отрасли кризис пока больше ощущается в сфере пассажирских перевозок. За январь-июль пассажирооборот сократился на 5,5% (больше всего, почти на 8% просели железнодорожные перевозки). Грузооборот за тот же период сократился только на 1,6%.

Впрочем, понятно, что кризис постепенно охватит все отрасли, в том числе далекие от конечного потребителя. Заканчивая аналогию с 1998 годом, можно сказать, что, к сожалению, рывка, который последовал за дефолтом, не будет. Так, А. Клепач, например, предрекает, что и после текущего кризиса доходы населения будут расти только на 2-3% в год.

 

Как долго продлится кризис?

В текущем августе Центробанк РФ опубликовал большое исследование. Специалисты – при помощи эксперта Международного валютного фонда – на основании математических формул рассчитали, какими будут последствия нефтяного шока для России. Под шоком подразумевалось падение стоимости барреля нефти Urals со $110 в первой половине 2014-го до $60 в первой половине 2015-го и до $55 в июне-августе. Кроме того, эксперты учли эффект от санкций.

Получилось, что за 2015 и 2016 годы ВВП России сократится на 4,2-4,8% относительно 2014 года. Причем до 3,7 пункта снижение придется на 2015 год. В 2017-м начнется восстановление экономики на уровне 1,5% в год.

Расчеты получились значительно более пессимистичными, чем, например, прогноз агентства Bloomberg. Там ожидают падения ВВП нашей страны на 3,6% в текущем году и рост на 1,8% за 2016-2017 годы.

Ближе к российским экспертам прогноз МВФ. В 2015 году экономике пророчат падение на 3,8%, а в 2016-м – на 1,1%. Восстановление начнется с 2017 года на уровне 1% ВВП.

Надо заметить, что пока пессимистичные прогнозы ближе к реальности. По итогам первого полугодия ВВП сократился на 3,5% (относительно первых шести месяцев прошлого года).

 

Рис.1. Валютные резервы растут. Объем валютных резервов России, млн долл.

 

2,5 трлн в год на «проедание»

Как власти России реагируют на экономический кризис? Недавно стало известно, что очередной бюджет страны будет сверстан на один год, а не три, как раньше (по двум последующим годам давались предварительные прогнозы). Прогнозируемая цена нефти – $50 за баррель. Документ будет внесен в Госдуму до 25 октября.

По предварительным данным, доходы бюджета 2016 года составят 12,5 трлн рублей, расходы – 15,2 трлн рублей. Дефицит в 2,7 трлн рублей будет финансироваться за счет Резервного фонда и заимствований. Ожидать беспечных трат и раздутых смет госпрограмм, как в предыдущие годы, точно не стоит – денег просто нет.

«Мы можем, конечно, написать, что мы займем в долг много-много денег, но на самом деле финансировать нечем: на внешних и внутренних рынках много не займешь, в Резервном фонде, если его потратить, к предвыборному году не останется ни копейки – это вряд ли власть допустит», – цитирует РБК аналитика Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Премьер-министр Дмитрий Медведев недавно пообещал повысить эффективность бюджетных расходов, а также экономить деньги «по всем фронтам». Одним из фронтов могут стать пенсии. Ранее предполагалась их индексация в 2016 году почти на 12%, затем было решено повысить максимум на 5%. Это позволит казне сэкономить чуть больше 400 млрд рублей.

Источник газеты «Ведомости» в правительстве РФ утверждает, что расходы бюджета оцениваются следующим образом: к концу 2018 года в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния должно суммарно остаться не менее 2 трлн рублей. По состоянию на 1 сентября 2015 года объем двух фондов составлял 9,6 трлн. Другими словами, в ближайшие три года власть не может позволить себе больше, чем средний дефицит бюджета – 2,5 трлн рублей в год. В 2016 году этот параметр уже не соблюдается, но все верят в улучшение ситуации в 2017 и 2018 годах.

 

Рубль без защиты

В начале года доллар стоил 56,2 рубля, евро – 68,4. Сейчас это 68,8 и 76,9 соответственно. Американская валюта подорожала на 22%, европейская – на 13%. Заметный скачок пришелся на август. Одной из причин – помимо катящихся вниз нефтяных цен – считается отказ Центробанка от поддержки курса рубля. Национальная валюта перешла в свободное плавание еще в ноябре 2014-го.

Впрочем, время от времени ЦБ все же проводит интервенции, причем в обе стороны. Например, регулятор активно скупал с рынка доллары в мае, пополнив валютные резервы на $1,1 млрд. Среди экономистов встречаются разные мнения о мотивации. Например, по словам бывшего руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам и председателя совета директоров МДМ Банка Олега Вьюгина, ЦБ счел, что рубль слишком переукрепился, и решил его ослабить. По состоянию на 20 мая официальный курс составлял 49,2 рубля за доллар, но после интервенций пошел вниз.

В то же время, когда курс рубля падает слишком быстро, ЦБ продает доллары, чтобы снизить их стоимость.

В последние месяцы регулятор не пытался играть на укрепление национальной валюты и не тратил резервы. Наоборот, за август они пополнились почти на $6 млрд. Из них $4,9 млрд пришлось всего на одну неделю – с 7 по 14 августа. В ЦБ сообщили, что резервы увеличились «преимущественно под воздействием положительной курсовой переоценки».

Примечательно, что все это происходило на фоне резкого падения рубля, и Центробанк даже не пытался за него вступиться, что явно говорит о том, что слабая национальная валюта вовсе не пугает российскую власть. Так же как не пугает ее растущая инфляция, сокращение доходов населения, повышение цен на продукты и товары, рост безработицы и т.п. На все это у нашей власти есть, как она, наверное, считает, высокие «рейтинги доверия» и один «мощный имидж».

 

Морские порты №6 (2015)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...