http://pedant.ru/remont-apple/iphone/zamena-displeya?object=6 Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Экономика России: кризис до 2017 года

Российская экономика
Экономика России: кризис до 2017 года

Экономические показатели говорят, что наша страна находится в затяжном кризисе, и непонятно, когда будет достигнуто дно. Эксперты спорят, насколько именно упадет ВВП по итогам года, но всем очевидно, что интервал – 3,5-5%.

Особенность нынешнего кризиса в том, что он идет из потребительского сектора, а не из банковского, как в 2008 году. Поэтому больше всего проседают отрасли, связанные с конечным потреблением, – прежде всего торговля и строительство. Другой важный момент – полное отсутствие защиты рубля со стороны ЦБ. Регулятор всерьез решил, что плавающий курс – лучшее лекарство для экономики.

Александра Васильцева

 

Производители нефти в одной «корзине»

Происходящее в российской экономике все меньше похоже на кризис 2009 года. Тогда неурядицы пришли из мировой финансовой системы (с ипотечного рынка США), охватили российские банки, а следом и реальный сектор. Падение мировых цен на нефть, скорее, служило фоном. Правильнее сказать, следствием: после коллапса финансовых рынков лопнул спекулятивный пузырь и на рынках сырьевых, вроде нефтяного. Провал был резким, но недолгим. Разворот цен произошел быстро. В середине лета баррель нефти Brent стоил дороже $140, в конце декабря – меньше $40, а в январе 2010-го – больше $80. Цены на «черное золото» были перегреты спекулянтами, но в мировой экономике объективно существовал высокий спрос на него.

Нынешний кризис имеет совсем другую природу. В мире наблюдается переизбыток нефти. Но никто из участников рынка – страны ОПЕК, Россия или США – не готовы сесть за стол и договориться о снижении добычи. Как метко выразился один из арабских дипломатов, ОПЕК сейчас напоминает корзину воздушного шара, падающую с огромной скоростью. Спастись можно, если хотя бы один из пассажиров пожертвует собой и выпрыгнет. Но каждый ждет, что это сделает кто-то другой.

В итоге Эквадор уже добывает нефть себе в убыток, глава «Роснефти» Игорь Сечин заявляет, что Москве неинтересно разговаривать с ОПЕК, а экономисты все чаще говорят, что циклу высоких нефтяных цен пришел конец. И уже не стоит ждать возвращения к $100 за Brent. Например, в августе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, проводя совещание по системным мерам в экономике, подчеркнул, что государству необходимо адаптироваться к реалиям $30-40 за баррель.

 

Назад в 1998-й

На что больше похожа сегодняшняя ситуация, так это на последствия дефолта 1998 года. За прошедшие шесть месяцев 2015 года, следует из данных Росстата, ВВП сократился на 3,5%, промышленное производство – на 2,7%, инвестиции в основной капитал – на 5,4%, оборот розничной торговли – на 8%, реально располагаемые доходы населения – на 3%, реально начисленная зарплата – на 8,8%.

Чем примечательны эти цифры? Прежде всего, они указывают: кризис идет не от банков, не от предприятий, а из потребительского сектора. Больше всего просели доходы населения и сферы, с этим связанные. Это оборот розничной торговли, как мы уже сказали, деятельность гостиниц и ресторанов (-6,3% в первом полугодии), операции с недвижимостью (-5,5%), финансовая деятельность (-5,5%). В то же время добыча полезных ископаемых прибавила 2,4%, а обрабатывающие производства потеряли только 2,8%.

Как заявил недавно в интервью РБК главный экономист ВЭБа Андрей Клепач, сокращение потребительского спроса в текущем году оказалось серьезнее, чем в кризисные 1998 и 2009 годы. «Это очень большой шок, – говорит экономист. – Причем если в 2009 году у нас доходы населения не сокращались в реальном выражении, то сейчас идет падение в реальном выражении и заработной платы, и доходов населения в целом. Уменьшился потребительский кредит».

Происходящее связано не только с низкими нефтяными ценами, но и с санкциями против России. Отсутствие доступа к зарубежным источникам финансирования, дешевым западным деньгам, приводит к сокращению зарплат и премий. Особенно это касается среднего класса, занятого в сфере услуг.

Чем примечателен кризис, развивающийся по модели – из потребительского в реальный сектор? Последовательностью отраслей, которые примут удар. Сейчас хуже всего представителям розничной торговли. Слабый спрос усугубляется еще и дешевым рублем, ведь многие товары (продукты, одежда, автомобили, бытовая техника) – импортные.

Следующей отраслью, вероятно, станет строительство. Оно тоже в значительной части завязано на конечных потребителей, физлиц. С начала года недвижимость, даже в рублевом эквиваленте, дешевеет. Помимо слабого спроса важную роль играет повышение ключевой ставки, сделавшей недоступными ипотечные кредиты. Сейчас благодаря программе господдержки ипотеки (субсидирование ставок) ситуация налаживается, но перспективы строительного рынка все равно туманные. По итогам первого полугодия 2015 года отрасль сократилась на 5,8%.

В транспортной отрасли кризис пока больше ощущается в сфере пассажирских перевозок. За январь-июль пассажирооборот сократился на 5,5% (больше всего, почти на 8% просели железнодорожные перевозки). Грузооборот за тот же период сократился только на 1,6%.

Впрочем, понятно, что кризис постепенно охватит все отрасли, в том числе далекие от конечного потребителя. Заканчивая аналогию с 1998 годом, можно сказать, что, к сожалению, рывка, который последовал за дефолтом, не будет. Так, А. Клепач, например, предрекает, что и после текущего кризиса доходы населения будут расти только на 2-3% в год.

 

Как долго продлится кризис?

В текущем августе Центробанк РФ опубликовал большое исследование. Специалисты – при помощи эксперта Международного валютного фонда – на основании математических формул рассчитали, какими будут последствия нефтяного шока для России. Под шоком подразумевалось падение стоимости барреля нефти Urals со $110 в первой половине 2014-го до $60 в первой половине 2015-го и до $55 в июне-августе. Кроме того, эксперты учли эффект от санкций.

Получилось, что за 2015 и 2016 годы ВВП России сократится на 4,2-4,8% относительно 2014 года. Причем до 3,7 пункта снижение придется на 2015 год. В 2017-м начнется восстановление экономики на уровне 1,5% в год.

Расчеты получились значительно более пессимистичными, чем, например, прогноз агентства Bloomberg. Там ожидают падения ВВП нашей страны на 3,6% в текущем году и рост на 1,8% за 2016-2017 годы.

Ближе к российским экспертам прогноз МВФ. В 2015 году экономике пророчат падение на 3,8%, а в 2016-м – на 1,1%. Восстановление начнется с 2017 года на уровне 1% ВВП.

Надо заметить, что пока пессимистичные прогнозы ближе к реальности. По итогам первого полугодия ВВП сократился на 3,5% (относительно первых шести месяцев прошлого года).

 

Рис.1. Валютные резервы растут. Объем валютных резервов России, млн долл.

 

2,5 трлн в год на «проедание»

Как власти России реагируют на экономический кризис? Недавно стало известно, что очередной бюджет страны будет сверстан на один год, а не три, как раньше (по двум последующим годам давались предварительные прогнозы). Прогнозируемая цена нефти – $50 за баррель. Документ будет внесен в Госдуму до 25 октября.

По предварительным данным, доходы бюджета 2016 года составят 12,5 трлн рублей, расходы – 15,2 трлн рублей. Дефицит в 2,7 трлн рублей будет финансироваться за счет Резервного фонда и заимствований. Ожидать беспечных трат и раздутых смет госпрограмм, как в предыдущие годы, точно не стоит – денег просто нет.

«Мы можем, конечно, написать, что мы займем в долг много-много денег, но на самом деле финансировать нечем: на внешних и внутренних рынках много не займешь, в Резервном фонде, если его потратить, к предвыборному году не останется ни копейки – это вряд ли власть допустит», – цитирует РБК аналитика Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Премьер-министр Дмитрий Медведев недавно пообещал повысить эффективность бюджетных расходов, а также экономить деньги «по всем фронтам». Одним из фронтов могут стать пенсии. Ранее предполагалась их индексация в 2016 году почти на 12%, затем было решено повысить максимум на 5%. Это позволит казне сэкономить чуть больше 400 млрд рублей.

Источник газеты «Ведомости» в правительстве РФ утверждает, что расходы бюджета оцениваются следующим образом: к концу 2018 года в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния должно суммарно остаться не менее 2 трлн рублей. По состоянию на 1 сентября 2015 года объем двух фондов составлял 9,6 трлн. Другими словами, в ближайшие три года власть не может позволить себе больше, чем средний дефицит бюджета – 2,5 трлн рублей в год. В 2016 году этот параметр уже не соблюдается, но все верят в улучшение ситуации в 2017 и 2018 годах.

 

Рубль без защиты

В начале года доллар стоил 56,2 рубля, евро – 68,4. Сейчас это 68,8 и 76,9 соответственно. Американская валюта подорожала на 22%, европейская – на 13%. Заметный скачок пришелся на август. Одной из причин – помимо катящихся вниз нефтяных цен – считается отказ Центробанка от поддержки курса рубля. Национальная валюта перешла в свободное плавание еще в ноябре 2014-го.

Впрочем, время от времени ЦБ все же проводит интервенции, причем в обе стороны. Например, регулятор активно скупал с рынка доллары в мае, пополнив валютные резервы на $1,1 млрд. Среди экономистов встречаются разные мнения о мотивации. Например, по словам бывшего руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам и председателя совета директоров МДМ Банка Олега Вьюгина, ЦБ счел, что рубль слишком переукрепился, и решил его ослабить. По состоянию на 20 мая официальный курс составлял 49,2 рубля за доллар, но после интервенций пошел вниз.

В то же время, когда курс рубля падает слишком быстро, ЦБ продает доллары, чтобы снизить их стоимость.

В последние месяцы регулятор не пытался играть на укрепление национальной валюты и не тратил резервы. Наоборот, за август они пополнились почти на $6 млрд. Из них $4,9 млрд пришлось всего на одну неделю – с 7 по 14 августа. В ЦБ сообщили, что резервы увеличились «преимущественно под воздействием положительной курсовой переоценки».

Примечательно, что все это происходило на фоне резкого падения рубля, и Центробанк даже не пытался за него вступиться, что явно говорит о том, что слабая национальная валюта вовсе не пугает российскую власть. Так же как не пугает ее растущая инфляция, сокращение доходов населения, повышение цен на продукты и товары, рост безработицы и т.п. На все это у нашей власти есть, как она, наверное, считает, высокие «рейтинги доверия» и один «мощный имидж».

 

Морские порты №6 (2015)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Минэкономразвития России согласилось с тезисами Резолюции участников Форума СИ МБФ 2017

Минэкономразвития России согласилось с тезисами Резолюции участников Форума СИ МБФ 2017 Департамент стратегического развития и инноваций Минэкономразвития рассмотрел предложения собранные ...

Морякам с арестованного в ОАЭ судна могут вернуть паспорта на этой неделе

Морякам с арестованного в ОАЭ судна могут вернуть паспорта на этой неделе Ситуация с 7 моряками с арестованного в порту Шарджа в Объединенных Арабских Эмиратах судна «Кристал...

Российская экономика

Дворкович допустил снижение налога на дивиденды для китайских участников «Ямал СПГ»

Дворкович допустил снижение налога на дивиденды для китайских участников «Ямал СПГ» Россия готова рассмотреть вопрос о снижении налога на прибыль с дивидендов для китайских партнеров «...

На ВФМС в Сочи представили проект бурового судна, способного передвигаться без ледокола

На ВФМС в Сочи представили проект бурового судна, способного передвигаться без ледокола Специалисты Крыловского государственного научного центра спроектировали буровое судно для работ в Ар...

Транспортная политика

Зерновики, портовики и моряки обсудили в Росморречфлоте оптимизацию экспортной логистики

Зерновики, портовики и моряки обсудили в Росморречфлоте оптимизацию экспортной логистики Задачи оптимизации экспортной логистики и механизмов сотрудничества зерновиков и транспортников на б...

Для предотвращения и ликвидации разливов нефтепродуктов в Арктике будут создаваться специальные фонды – глава Минприроды

Для предотвращения и ликвидации разливов нефтепродуктов в Арктике будут создаваться специальные фонды – глава Минприроды Для предотвращения и ликвидации разливов нефтепродуктов в Арктике будут создаваться специальные ликв...

Морские порты

В Морском порту Санкт-Петербург состоялась ежегодная экскурсия для детей портовиков «Все на борт!»

В Морском порту Санкт-Петербург состоялась ежегодная экскурсия для детей портовиков «Все на борт!» В рамках реализации программы социальной ответственности АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП С...

Главгосэкспертиза одобрила проект дноуглубительных работ в порту Тамань

Главгосэкспертиза одобрила проект дноуглубительных работ в порту Тамань Проект, получивший положительное заключение Главгосэкспертизы России, предусматривает семь этапов дн...




Морской транспорт

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе завершено строительство рабочего катера «Адис»

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе завершено строительство рабочего катера «Адис» 14 октября 2017 года в г. Петрозаводске на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе завершилась...

За первую навигацию лайнер «Князь Владимир» перевез более 5 тыс. пассажиров

За первую навигацию лайнер «Князь Владимир» перевез более 5 тыс. пассажиров Круизный лайнер «Князь Владимир» вернулся в родной порт города Сочи, завершив недельным рейсом перву...

Речной транспорт

Якутский речной порт продан Осетровскому порту

Якутский речной порт продан Осетровскому порту Якутский речной порт продан, его новым хозяином стал Осетровский речной порт. Новый владелец также п...

Суд не стал расширять объем обеспечительных мер для акционеров АО «Порт Пермь»

Суд не стал расширять объем обеспечительных мер для акционеров АО «Порт Пермь» ФАС пытается признать недействительными ряд сделок, в рамках которых контроль над стратегическим пре...

Ж/Д транспорт

Шувалов поручил определить условия конкурентных процедур по продаже доли РЖД в «Трансконтейнере»

Шувалов поручил определить условия конкурентных процедур по продаже доли РЖД в «Трансконтейнере» Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил определить условия конкурентных процедур по продаже доли Р...

Запрет продления срока службы маневровых локомотивов создаст новый рынок и дополнительную нагрузку на экономику

Запрет продления срока службы маневровых локомотивов создаст новый рынок  и дополнительную нагрузку на экономику По оценкам Института проблем естественных монополий вступление в силу требований Таможенного Союза п...

Авто транспорт

Грузоперевозчики в сентябре зарегистрировали свыше 9 тыс. большегрузов в системе «Платон»

Грузоперевозчики в сентябре зарегистрировали свыше 9 тыс. большегрузов в системе «Платон» Количество зарегистрированных в системе «Платон» транспортных средств массой более 12 тонн за сентяб...

Строители завершат работу над пролетами авточасти Крымского моста в 1-м квартале 2018 г.

Строители завершат работу над пролетами авточасти Крымского моста в 1-м квартале 2018 г. Строители планируют в первом квартале 2018 года перекрыть пролетами все опоры автодорожной части Кры...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...