«Золотая рыбка» Крыма

Российская экономика
«Золотая рыбка» Крыма

К 1990 г. рыбодобывающая отрасль СССР была не только образцово-показательной в своем развитии, она была передовой отраслью научно-технического прогресса страны. Министерство рыбного хозяйства смогло объединить в единый комплекс рыбодобывающую отрасль с рыбоперерабатывающими предприятиями (рыбозаводами, цехами, консервными комбинатами), транспортную составляющую с береговыми объектами (рыбными портами), обеспечив транспортировку, хранение, переработку морепродуктов и доставку готовой продукции потребителю.

Михаил Мореходов

Инфраструктура Министерства рыбного хозяйства СССР – это в первую очередь единый рыбохозяйственный комплекс, включающий рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий флот, от судов берегового лова до современных океанских судов, транспортный (рефрижераторный) флот, обеспечивающий доставку морепродуктов с промысла, рыбные порты с мощными холодильниками, обеспечивающими хранение морепродуктов с последующей отправкой их на переработку, сеть современных рыбозаводов, консервных комбинатов, баз по приему рыбопродукции, сеть магазинов «Океан» в глубине страны, которые обеспечивали реализацию продукции.

Рыбопромысловая инфраструктура также включала сеть различных фабрик по производству рыболовного оборудования как для рыболовецких колхозов, так и крупных управлений. Важно подчеркнуть, что в данной отрасли была выстроена очень четкая организационная система и система управления как по вертикали: министерство – рыбколхоз, министерство – рыбозавод, так и по горизонтали – добыча (продукции) – транспортировка – переработка – отправка (готовой продукции потребителю). В этот период потребление морепродуктов достигло 18-20 кг на душу населения, сегодня менее 4 кг.

Необходимо отметить, что 90% объема всей рыбной продукции в СССР обеспечивал отечественный рыбопромысловый флот. Ежегодно флотом Южного бассейна добывалось и перерабатывалось 600-700 тыс. тонн рыбы и других морепродуктов. Добывающий и перерабатывающий флот насчитывал около 200 судов, это не считая судов местного и прибрежного лова. Ведущую роль играли управления океанического лова Крыма. Что из себя представляли эти организации?

 

Объединение «Керчьрыбпром»

Было образовано Министерством рыбного хозяйства СССР в 1950 г. как Керченская база гослова. На начальном этапе управление располагало малотоннажным флотом и вело промысел в водах Азово-Черноморского бассейна. С 1965 г. управление начало получать крупнотоннажные суда БМРТ (большие морозильные рыболовные траулеры) с судостроительных заводов Николаева и Киева. Суда данного типа были способны вести лов рыбы в акватории Мирового океана. Одновременно был разработан проект и выделены средства на строительство рыбного порта и портовой инфраструктуры для базирования новых судов. В 1964 г. Керченская база гослова была переименована в КУОР (Керченское управление океанического рыболовства), а впоследствии в объединение «Керчьрыбпром». Руководил управлением Л.Г. Тимофеев. С 1964 по 1980 год на балансе управления было 48 судов типа «Тропик», «Атлантик», «Суператлантик», построенных на отечественных и зарубежных верфях, среди которых уникальное судно-фабрика, тунцелов «Красный луч», построенный в Японии и имеющий технологическую линию для производства консервов из тунца. Суда данного типа были построены по программе, разработанной Министерством рыбного хозяйства и утвержденной правительством. Строительство велось на судостроительном заводе Hitachi Zosen. Было заложено пять тунцеловных баз: «Ленинский луч» и «Светлый луч» для Находки, «Красный луч» для Керчи, «Яркий луч» и «Солнечный луч» для Калининграда. На каждой базе по шесть тунцеловных ботов. Данные фабрики внесли неоценимый вклад по поставкам готовой продукции (рыбные консервы из тунца) на внутренний рынок страны.

В объединении «Керчьрыбпром» работало 12 000 людей. Основные производственные фонды оценивались в $1,5 млрд. Сегодня объединения не существует, а в Керченский рыбный порт заходят грузовые, а не рыболовные суда.

 

Управление «Югрыбпромразведка»

Уникальнейшее предприятие ХХ столетия было создано в июле 1934 года на базе авиационной промразведки, которая обеспечивала поиск и отслеживала миграцию рыбных косяков хамсы в акватории Азовского моря и Керченском проливе. При АзЧерНИРО было создано морское поисковое подразделение «АзЧерпромразведка», которое занималось сбором сведений по биологии рыб, их миграциях, условиях среды обитания и выдачи промысловых рекомендаций рыбакам и штабу промысла.

В ноябре 1939 года «АзЧерпромразведка» была отделена от института и подчинена Главазчеррыбпрому (г. Краснодар). На баланс предприятия поступило 7 новых поисковых судов и 3 гидросамолета, штат расширился до 112 сотрудников.

С 1961 по 1969 год разведка вновь в составе АзЧерНИРО. Данный период совместной деятельности был настолько плодотворным и способствовал осуществлению громадного прорыва в исследовании Азово-Черноморского бассейна и Мирового океана. Научно-поисковый и исследовательский флот предприятия вышел в Индийский океан (1962 и 1964 гг.) для обеспечения промысла добывающих судов КУОР (г. Керчь). В 1964-1969 годах научные сотрудники института и инженерно-технические работники управления промразведки выполнили десятки поисковых и исследовательских экспедиций в Индийском океане и в водах Антарктики. Успешными были поиски и в Атлантическом океане, с 1965 года суда управления проводили исследования как в Северной, так и в Южной Атлантике.

За этот период учеными и рыбаками Керчи были обнаружены, изучены и переданы рыбной промышленности Советского Союза новые районы промысла: отмели Уэйдж и Агульяс; острова Крозе, Кергелен, Херд; банки Обь и Лена; подводные хребты – Мадагаскарский и Сейшело-Маскаренский в Индийском океане, Вавилова и Китовый в Атлантике. Объекты промысла – ставрида, скумбрия, солнечник, тунцы, меченосцы, акулы, морские караси, зубаны, летрины, лутьяны, нототении и другие рыбы, а также головоногие моллюски и ракообразные (омары, лангусты, креветки). Данные промыслы были успешно освоены рыбным флотом страны.

С марта 1970 года по приказу МРХ СССР «АзЧеррыбпромразведка» становится самостоятельным хозрасчетным управлением промысловой разведки и научно-исследовательского флота Южного бассейна «Югрыбпромразведка». На балансе управления находилось около 60 судов и 3000 человек плавсостава, 270 научных работников и специалистов по поиску и определению рыбных запасов в Мировом океане. Береговой состав составлял 700 человек. Керченское управление «Югрыбпромразведка» и Южный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии – ЮгНИРО (прежнее название АзЧерНИРО) вели совместную работу по открытию новых районов для рыбного промысла в водах Мирового океана.

Период 70-80-х годов прошлого столетия характеризовался наибольшим подъемом рыбной отрасли Советского Союза, и Южного бассейна в том числе. К середине 80-х годов мировая добыча морепродуктов составляла 70-75 млн тонн, при этом годовой вылов флотом СССР достигал 10-12 млн тонн при среднегодовом потреблении морепродуктов на душу населения 18-20 кг (одно из первых мест в мире). Именно в этот период проявилась наибольшая эффективность от совместной деятельности на Южном бассейне коллективов «Югрыбпромразведки», института ЮгНИРО (АзЧерНИРО) и производственных объединений Керчи, Севастополя и Одессы, Новороссийска и др. управлений.

ЮгНИРО – ведущая научная организация в СССР, ее вклад по разведке, открытию и освоению новых рыбных районов промысла неоценим. Сегодня управления «Югрыбпромразведка» не существует. Важно отметить, что руководству научно-исследовательского института «ЮгНИРО» удалось сохранить свою деятельность, однако востребованность в научных кадрах очень низка. Исследования в Мировом океане практически не ведутся, новые районы промысла не исследуются и не открываются. Очень важно правительству страны обратить серьезное внимание на проблемы этого уникального института, поддержать и помочь сохранить его научный и кадровый потенциал.

 

Управление океанического рыболовства «Атлантика»

В состав флота входило 40 крупнотоннажных океанских судов, береговые предприятия и береговая инфраструктура. Севастопольское управление тралового флота (1960-1967 гг.). С 1972 г. было образовано севастопольское государственное предприятие «Атлантика». Первыми были получены три судна БМРТ «Г. Жуковский», «Успенский», «Н. Островский». C 1962 г. начали поступать суда типа «Тропик», предназначенные для ведения промысла в экваториальных водах Атлантического океана. В 1966-1967 гг. управление пополнилось плавучими добывающими и перерабатывающими заводами типа «Наталия Павлова», «Мария Поливанова», «Анатолий Халин», способными обеспечить выпуск до 100 тыс. банок консервированной рыбной продукции и до 20 тонн мороженой продукции и рыбной муки в сутки.

На начало 1982 г. в управлении «Атлантика» промысловый флот насчитывал 57 судов. Это были современные, оснащенные по последнему слову техники суда. Уникальные приборы поиска позволили совершенствовать тактику лова, а радиолокационная аппаратура – обеспечить безопасность мореплавания, особенно в районах промысла. В 1990 г. флот управления насчитывал 40 крупных океанских судов. С 1992 г. в управлении «Атлантика» начали проводиться различные мероприятия по реструктуризации, которые привели к краху компании и флота.

 

Управление «Югрыбхолодфлот»

Специализированное подразделение в структуре Министерства рыбного хозяйства, задача которого состояла в доставке морепродуктов с промысла в рыбные порты страны. На балансе управления находилось 52 единицы транспортно-рефрижераторных судов. В конце 90-х годов это была крупнейшая транспортная компания в СССР, владеющая 60% всего рефрижераторного флота страны и 100% рефрижераторного флота Украины. Суда компании «Югрыбхолодфлот» обеспечивали стабильную работу всего рыбодобывающего и перерабатывающего флота. 

С 1994 по 2003 год большинство рефрижераторных судов компании «Югрыбхолодфлот» были отчуждены, в том числе и 7 лучших судов были выведены в панамскую офшорную компанию Status Shipping S.F. Как результат, уже к 2000 г. компания прекратила свое существование.

 

Заключение

Рыбодобывающие и транспортные компании Республики Крым, как и рыбной отрасли СССР, в неимоверной конкурентной борьбе смогли выйти на лидирующие мировые позиции, закрепиться и вести промысел в Мировом океане, обеспечить доставку морепродуктов с промысла, перерабатывать ее и поставлять потребителю. Рыбопромысловые компании занимали лидирующие позиции в мире, имея современный флот. Но главная составляющая – это высокопрофессиональный и высокообразованный кадровый потенциал, сумевший по достоинству оценить и грамотно эксплуатировать все то, что было создано руками народа. К сожалению, все исчезло, словно и не было.

Сегодня правительством РФ поставлена важная задача по возрождению рыбной отрасли страны в целом и флота в частности. Программа развития предусматривает строительство более 1000 рыболовных судов различных типов. Предстоит огромная работа не только по строительству флота, но и созданию управлений по эксплуатации построенных судов, а также развитию инфраструктуры, возрождению перерабатывающей отрасли, созданию центров приемки морепродуктов в глубине страны. Одним словом, необходимо вновь выстраивать эксплуатационную, организационную, кадровую и технологическую систему взаимодействия и связи. Надеемся, что наследие Крымского федерального округа будет по достоинству оценено и востребовано, а кадровый потенциал Крыма с высоким уровнем знаний и богатым опытом работы еще сможет забросить «невод» и поймать свою «ЗОЛОТУЮ РЫБКУ».

 

Из Досье «МВР»

Мореходов Михаил Афанасьевич, окончил: Одесское мореходное училище – судоводительский факультет, Горьковский институт инженеров водного транспорта – эксплуатационный факультет, Высшую партийную школу при ЦК КПУ – политолог.

Действительный член Петровской академии наук и искусств.

С 1970 по 1994 год работал в Дунайском морском пароходстве, Новороссийском морском пароходстве, греческой судоходной компании ЕММ, капитан дальнего плавания.

С 1994 года представитель иностранных компаний (руководитель проекта) на ведущих судостроительных заводах мира: HYUNDAI, SAMSUNG, DAEWOO, SAMHO, MIPO, STX – Ю. Корея. ONOMICHI, МITSUBISHI – Япония, DALIAN NEW SHIP – Китай, SPLIT – Хорватия, KONSTANTA – Румыния. Провел инспекции судостроительных заводов: SHINA, NOKDONG, HANJIN, IMP, SPP, C&HEAVY INDUSTRIES, SEKWANG, ORIENT – Ю. Корея, DALIAN SHIPYARD – Китай, OSHIMA SHIPYARD – Япония.

За период работы на судостроительных заводах принимал участие в строительстве 77 судов общим дедвейтом 4,3 млн тонн.

 

Морские вести России №1 (2015)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Достоверная информация в полном объеме будет представлена в публикации журнала «Морские порты России» (№7)

Достоверная информация в полном объеме будет представлена в публикации журнала «Морские порты России» (№7)

Координационный совет обсудил экологические проблемы реки Дон

Координационный совет обсудил экологические проблемы реки Дон Участники заседания решили продолжить научное изучение проблем бассейна Дона

Российская экономика

План по дедолларизации российской экономики не будет публичным – замглавы Минфина

План по дедолларизации российской экономики не будет публичным – замглавы Минфина Правительственный план по дедолларизации российской экономики находится по грифом «Для служебного по...

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России Негативный эффект регуляторной деятельности демонстрирует и ситуация в рыбной отрасли, одной из важн...

Транспортная политика

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры Комплексный план разработан во исполнение одного из пунктов указа президента РФ от 7 мая «О национал...

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере Стороны намерены расширять сотрудничества в транспортной сфере, в том числе путем создания новых и м...

Морские порты

Контейнерооборот портов Дальневосточного бассейна вырос на 15,2%, до 1,3 млн. TEU

Контейнерооборот портов Дальневосточного бассейна вырос на 15,2%, до 1,3 млн. TEU Контейнерооборот портов Дальневосточного бассейна по итогам января – сентября 2018 года составил 1,2...

Контейнерооборот портов Балтийского бассейна РФ вырос на 11,2%, до 1,9 млн. TEU

Контейнерооборот портов Балтийского бассейна РФ вырос на 11,2%, до 1,9 млн. TEU Большой порт Санкт-Петербург, в частности, нарастил перевалку контейнеров на 12,2%, до 1,6 млн. ...




Морской транспорт

«Красное Сормово» получило право производить оборудование для атомных энергетических установок

«Красное Сормово» получило право производить оборудование для атомных энергетических установок Стратегическим партнером ПАО «Завод «Красное Сормово» выступает АО «ОКБМ им. И.И. Африкантова».

Завершены аварийно-спасательные работы по помощи т/х «Nila»

Завершены аварийно-спасательные работы по помощи т/х «Nila» Проведенные аварийно-спасательные работы позволили предотвратить затопление судна и груза, а также н...

Речной транспорт

Движение паромов на переправе Салехард - Лабытнанги в ЯНАО приостановлено из-за метели

Движение паромов на переправе Салехард - Лабытнанги в ЯНАО приостановлено из-за метели Специалисты ожидают, что в ближайшее время погода наладится и перевозка пассажиров возобновится.

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях Благовещенский судостроительный завод разместит у себя половину флота Амурского ГПЗ, еще четыре морс...

Ж/Д транспорт

Реализация проекта ж/д-линии Братислава-Вена может начаться до конца года

Реализация проекта ж/д-линии Братислава-Вена может начаться до конца года В феврале 2018 года РЖД и «Австрийские железные дороги» подписали соглашение, предусматривающее разв...

ВТБ может получить долю Fesco в «Трансконтейнере» за долги

ВТБ может получить долю Fesco в «Трансконтейнере» за долги По данным РБК, пакет перейдет банку за долги, после чего ВТБ продаст его стратегическому инвестору.

Авто транспорт

Госдума приняла закон о вычетах по НДС для концессий в автодорожной сфере

Госдума приняла закон о вычетах по НДС для концессий в автодорожной сфере Закон вступит в силу через месяц после опубликования, но не раньше первого числа нового налогового п...

Вопрос строительства моста взамен разрушенного в Приамурье решат в ускоренном режиме

Вопрос строительства моста взамен разрушенного в Приамурье решат в ускоренном режиме В настоящий момент власти рассматривают варианты включения реализации проекта в одну из федеральных ...

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Особенности работы службы капитана порта Архангельск

Особенности работы службы капитана порта Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад, в 1584 ...

Морской транспорт

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Green Award дал высокую оценку СКФ

Green Award дал высокую оценку СКФ Компания SCF Management Services (Dubai), отвечающая за техническое управление флотом группы...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

История крейсеров

История крейсеров Первый русский военный корабль «Орел» был построен по проекту голландского судостроителя Ванбуковена...

Писатель и моряк

Писатель и моряк В столичном киноконцертном зале «Россия» на Пушкинской площади в пятницу, 13 июля, в день 90-летия с...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...