«Золотая рыбка» Крыма

Российская экономика
«Золотая рыбка» Крыма

К 1990 г. рыбодобывающая отрасль СССР была не только образцово-показательной в своем развитии, она была передовой отраслью научно-технического прогресса страны. Министерство рыбного хозяйства смогло объединить в единый комплекс рыбодобывающую отрасль с рыбоперерабатывающими предприятиями (рыбозаводами, цехами, консервными комбинатами), транспортную составляющую с береговыми объектами (рыбными портами), обеспечив транспортировку, хранение, переработку морепродуктов и доставку готовой продукции потребителю.

Михаил Мореходов

Инфраструктура Министерства рыбного хозяйства СССР – это в первую очередь единый рыбохозяйственный комплекс, включающий рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий флот, от судов берегового лова до современных океанских судов, транспортный (рефрижераторный) флот, обеспечивающий доставку морепродуктов с промысла, рыбные порты с мощными холодильниками, обеспечивающими хранение морепродуктов с последующей отправкой их на переработку, сеть современных рыбозаводов, консервных комбинатов, баз по приему рыбопродукции, сеть магазинов «Океан» в глубине страны, которые обеспечивали реализацию продукции.

Рыбопромысловая инфраструктура также включала сеть различных фабрик по производству рыболовного оборудования как для рыболовецких колхозов, так и крупных управлений. Важно подчеркнуть, что в данной отрасли была выстроена очень четкая организационная система и система управления как по вертикали: министерство – рыбколхоз, министерство – рыбозавод, так и по горизонтали – добыча (продукции) – транспортировка – переработка – отправка (готовой продукции потребителю). В этот период потребление морепродуктов достигло 18-20 кг на душу населения, сегодня менее 4 кг.

Необходимо отметить, что 90% объема всей рыбной продукции в СССР обеспечивал отечественный рыбопромысловый флот. Ежегодно флотом Южного бассейна добывалось и перерабатывалось 600-700 тыс. тонн рыбы и других морепродуктов. Добывающий и перерабатывающий флот насчитывал около 200 судов, это не считая судов местного и прибрежного лова. Ведущую роль играли управления океанического лова Крыма. Что из себя представляли эти организации?

 

Объединение «Керчьрыбпром»

Было образовано Министерством рыбного хозяйства СССР в 1950 г. как Керченская база гослова. На начальном этапе управление располагало малотоннажным флотом и вело промысел в водах Азово-Черноморского бассейна. С 1965 г. управление начало получать крупнотоннажные суда БМРТ (большие морозильные рыболовные траулеры) с судостроительных заводов Николаева и Киева. Суда данного типа были способны вести лов рыбы в акватории Мирового океана. Одновременно был разработан проект и выделены средства на строительство рыбного порта и портовой инфраструктуры для базирования новых судов. В 1964 г. Керченская база гослова была переименована в КУОР (Керченское управление океанического рыболовства), а впоследствии в объединение «Керчьрыбпром». Руководил управлением Л.Г. Тимофеев. С 1964 по 1980 год на балансе управления было 48 судов типа «Тропик», «Атлантик», «Суператлантик», построенных на отечественных и зарубежных верфях, среди которых уникальное судно-фабрика, тунцелов «Красный луч», построенный в Японии и имеющий технологическую линию для производства консервов из тунца. Суда данного типа были построены по программе, разработанной Министерством рыбного хозяйства и утвержденной правительством. Строительство велось на судостроительном заводе Hitachi Zosen. Было заложено пять тунцеловных баз: «Ленинский луч» и «Светлый луч» для Находки, «Красный луч» для Керчи, «Яркий луч» и «Солнечный луч» для Калининграда. На каждой базе по шесть тунцеловных ботов. Данные фабрики внесли неоценимый вклад по поставкам готовой продукции (рыбные консервы из тунца) на внутренний рынок страны.

В объединении «Керчьрыбпром» работало 12 000 людей. Основные производственные фонды оценивались в $1,5 млрд. Сегодня объединения не существует, а в Керченский рыбный порт заходят грузовые, а не рыболовные суда.

 

Управление «Югрыбпромразведка»

Уникальнейшее предприятие ХХ столетия было создано в июле 1934 года на базе авиационной промразведки, которая обеспечивала поиск и отслеживала миграцию рыбных косяков хамсы в акватории Азовского моря и Керченском проливе. При АзЧерНИРО было создано морское поисковое подразделение «АзЧерпромразведка», которое занималось сбором сведений по биологии рыб, их миграциях, условиях среды обитания и выдачи промысловых рекомендаций рыбакам и штабу промысла.

В ноябре 1939 года «АзЧерпромразведка» была отделена от института и подчинена Главазчеррыбпрому (г. Краснодар). На баланс предприятия поступило 7 новых поисковых судов и 3 гидросамолета, штат расширился до 112 сотрудников.

С 1961 по 1969 год разведка вновь в составе АзЧерНИРО. Данный период совместной деятельности был настолько плодотворным и способствовал осуществлению громадного прорыва в исследовании Азово-Черноморского бассейна и Мирового океана. Научно-поисковый и исследовательский флот предприятия вышел в Индийский океан (1962 и 1964 гг.) для обеспечения промысла добывающих судов КУОР (г. Керчь). В 1964-1969 годах научные сотрудники института и инженерно-технические работники управления промразведки выполнили десятки поисковых и исследовательских экспедиций в Индийском океане и в водах Антарктики. Успешными были поиски и в Атлантическом океане, с 1965 года суда управления проводили исследования как в Северной, так и в Южной Атлантике.

За этот период учеными и рыбаками Керчи были обнаружены, изучены и переданы рыбной промышленности Советского Союза новые районы промысла: отмели Уэйдж и Агульяс; острова Крозе, Кергелен, Херд; банки Обь и Лена; подводные хребты – Мадагаскарский и Сейшело-Маскаренский в Индийском океане, Вавилова и Китовый в Атлантике. Объекты промысла – ставрида, скумбрия, солнечник, тунцы, меченосцы, акулы, морские караси, зубаны, летрины, лутьяны, нототении и другие рыбы, а также головоногие моллюски и ракообразные (омары, лангусты, креветки). Данные промыслы были успешно освоены рыбным флотом страны.

С марта 1970 года по приказу МРХ СССР «АзЧеррыбпромразведка» становится самостоятельным хозрасчетным управлением промысловой разведки и научно-исследовательского флота Южного бассейна «Югрыбпромразведка». На балансе управления находилось около 60 судов и 3000 человек плавсостава, 270 научных работников и специалистов по поиску и определению рыбных запасов в Мировом океане. Береговой состав составлял 700 человек. Керченское управление «Югрыбпромразведка» и Южный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии – ЮгНИРО (прежнее название АзЧерНИРО) вели совместную работу по открытию новых районов для рыбного промысла в водах Мирового океана.

Период 70-80-х годов прошлого столетия характеризовался наибольшим подъемом рыбной отрасли Советского Союза, и Южного бассейна в том числе. К середине 80-х годов мировая добыча морепродуктов составляла 70-75 млн тонн, при этом годовой вылов флотом СССР достигал 10-12 млн тонн при среднегодовом потреблении морепродуктов на душу населения 18-20 кг (одно из первых мест в мире). Именно в этот период проявилась наибольшая эффективность от совместной деятельности на Южном бассейне коллективов «Югрыбпромразведки», института ЮгНИРО (АзЧерНИРО) и производственных объединений Керчи, Севастополя и Одессы, Новороссийска и др. управлений.

ЮгНИРО – ведущая научная организация в СССР, ее вклад по разведке, открытию и освоению новых рыбных районов промысла неоценим. Сегодня управления «Югрыбпромразведка» не существует. Важно отметить, что руководству научно-исследовательского института «ЮгНИРО» удалось сохранить свою деятельность, однако востребованность в научных кадрах очень низка. Исследования в Мировом океане практически не ведутся, новые районы промысла не исследуются и не открываются. Очень важно правительству страны обратить серьезное внимание на проблемы этого уникального института, поддержать и помочь сохранить его научный и кадровый потенциал.

 

Управление океанического рыболовства «Атлантика»

В состав флота входило 40 крупнотоннажных океанских судов, береговые предприятия и береговая инфраструктура. Севастопольское управление тралового флота (1960-1967 гг.). С 1972 г. было образовано севастопольское государственное предприятие «Атлантика». Первыми были получены три судна БМРТ «Г. Жуковский», «Успенский», «Н. Островский». C 1962 г. начали поступать суда типа «Тропик», предназначенные для ведения промысла в экваториальных водах Атлантического океана. В 1966-1967 гг. управление пополнилось плавучими добывающими и перерабатывающими заводами типа «Наталия Павлова», «Мария Поливанова», «Анатолий Халин», способными обеспечить выпуск до 100 тыс. банок консервированной рыбной продукции и до 20 тонн мороженой продукции и рыбной муки в сутки.

На начало 1982 г. в управлении «Атлантика» промысловый флот насчитывал 57 судов. Это были современные, оснащенные по последнему слову техники суда. Уникальные приборы поиска позволили совершенствовать тактику лова, а радиолокационная аппаратура – обеспечить безопасность мореплавания, особенно в районах промысла. В 1990 г. флот управления насчитывал 40 крупных океанских судов. С 1992 г. в управлении «Атлантика» начали проводиться различные мероприятия по реструктуризации, которые привели к краху компании и флота.

 

Управление «Югрыбхолодфлот»

Специализированное подразделение в структуре Министерства рыбного хозяйства, задача которого состояла в доставке морепродуктов с промысла в рыбные порты страны. На балансе управления находилось 52 единицы транспортно-рефрижераторных судов. В конце 90-х годов это была крупнейшая транспортная компания в СССР, владеющая 60% всего рефрижераторного флота страны и 100% рефрижераторного флота Украины. Суда компании «Югрыбхолодфлот» обеспечивали стабильную работу всего рыбодобывающего и перерабатывающего флота. 

С 1994 по 2003 год большинство рефрижераторных судов компании «Югрыбхолодфлот» были отчуждены, в том числе и 7 лучших судов были выведены в панамскую офшорную компанию Status Shipping S.F. Как результат, уже к 2000 г. компания прекратила свое существование.

 

Заключение

Рыбодобывающие и транспортные компании Республики Крым, как и рыбной отрасли СССР, в неимоверной конкурентной борьбе смогли выйти на лидирующие мировые позиции, закрепиться и вести промысел в Мировом океане, обеспечить доставку морепродуктов с промысла, перерабатывать ее и поставлять потребителю. Рыбопромысловые компании занимали лидирующие позиции в мире, имея современный флот. Но главная составляющая – это высокопрофессиональный и высокообразованный кадровый потенциал, сумевший по достоинству оценить и грамотно эксплуатировать все то, что было создано руками народа. К сожалению, все исчезло, словно и не было.

Сегодня правительством РФ поставлена важная задача по возрождению рыбной отрасли страны в целом и флота в частности. Программа развития предусматривает строительство более 1000 рыболовных судов различных типов. Предстоит огромная работа не только по строительству флота, но и созданию управлений по эксплуатации построенных судов, а также развитию инфраструктуры, возрождению перерабатывающей отрасли, созданию центров приемки морепродуктов в глубине страны. Одним словом, необходимо вновь выстраивать эксплуатационную, организационную, кадровую и технологическую систему взаимодействия и связи. Надеемся, что наследие Крымского федерального округа будет по достоинству оценено и востребовано, а кадровый потенциал Крыма с высоким уровнем знаний и богатым опытом работы еще сможет забросить «невод» и поймать свою «ЗОЛОТУЮ РЫБКУ».

 

Из Досье «МВР»

Мореходов Михаил Афанасьевич, окончил: Одесское мореходное училище – судоводительский факультет, Горьковский институт инженеров водного транспорта – эксплуатационный факультет, Высшую партийную школу при ЦК КПУ – политолог.

Действительный член Петровской академии наук и искусств.

С 1970 по 1994 год работал в Дунайском морском пароходстве, Новороссийском морском пароходстве, греческой судоходной компании ЕММ, капитан дальнего плавания.

С 1994 года представитель иностранных компаний (руководитель проекта) на ведущих судостроительных заводах мира: HYUNDAI, SAMSUNG, DAEWOO, SAMHO, MIPO, STX – Ю. Корея. ONOMICHI, МITSUBISHI – Япония, DALIAN NEW SHIP – Китай, SPLIT – Хорватия, KONSTANTA – Румыния. Провел инспекции судостроительных заводов: SHINA, NOKDONG, HANJIN, IMP, SPP, C&HEAVY INDUSTRIES, SEKWANG, ORIENT – Ю. Корея, DALIAN SHIPYARD – Китай, OSHIMA SHIPYARD – Япония.

За период работы на судостроительных заводах принимал участие в строительстве 77 судов общим дедвейтом 4,3 млн тонн.

 

Морские вести России №1 (2015)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Траулер «Святой Николай» потерял ход в Охотском море

Траулер «Святой Николай» потерял ход в Охотском море СТР «Святой Николай» потерял ход в результате намотки снастей на винт. Для проведения работ по очист...

Советник по арктической политике Аляски: Аляска могла бы быть более развитым регионом, если бы осталась в России

Советник по арктической политике Аляски: Аляска могла бы быть более развитым регионом, если бы осталась в  России Аляска могла бы сегодня быть более развитым регионом, если бы находилась под управлением России, зая...

Российская экономика

РЖД и «Газпром» договорились о сотрудничестве по строительству Северного широтного хода

РЖД и «Газпром» договорились о сотрудничестве по строительству Северного широтного хода ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и «Газпром» заключили соглашение о совместной реализа...

ВЭБ изучит возможность участия в финансировании проекта Северный широтный ход

ВЭБ изучит возможность участия в финансировании проекта Северный широтный ход Внешэкономбанк (ВЭБ) может принять участие в финансировании строительства Северного широтног...

Транспортная политика

В правительстве пока не решили, в чьем ведении будет курирующая Севморпуть структура - Левитин

В правительстве пока не решили, в чьем ведении будет курирующая Севморпуть структура - Левитин В правительстве пока обсуждается вопрос, в чьем ведении будет структура, курирующая Северный морской...

Путин: РФ ведет работу по привлечению других стран к освоению ресурсов Арктики

Путин: РФ ведет работу по привлечению других стран к освоению ресурсов Арктики Россия заинтересована в привлечении к освоению Арктики ресурсов неарктических стран, работа уже нача...

Морские порты

Стивидоры Мурманска не устанавливали монопольные цены - ФАС

Стивидоры Мурманска не устанавливали монопольные цены - ФАС Федеральная антимонопольная служба в ходе расследования дела о завышении тарифов стивидорами не обна...

Минтранс рассчитывает, что порт Сабетта станет грузовым хабом для всех направлений

Минтранс рассчитывает, что порт Сабетта станет грузовым хабом для всех направлений Минтранс России рассчитывает, что порт Сабетта в ближайшее десятилетие станет крупнейшим грузовым ха...




Морской транспорт

Ледокольный танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» совершил первую швартовку в порту Сабетта

Ледокольный танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» совершил первую швартовку в порту Сабетта «Кристоф де Маржери», первый в мире ледокольный танкер для перевозки сжиженного природного газа (...

Церемония имянаречения танкера «Кристоф де Маржери» пройдет в Санкт-Петербурге в июне

Церемония имянаречения танкера «Кристоф де Маржери» пройдет в Санкт-Петербурге в июне Церемония имянаречения танкера ледового класса «Кристоф де Маржери», названного в честь погибшего гл...

Речной транспорт

Речной флот готовится принять новые пассажирские суда для круизного плавания - эксперт

Речной флот готовится принять новые пассажирские суда для круизного плавания - эксперт В Волжском государственном университете водного транспорта прошла открытая лекция Геннадия Егорова, ...

Первое судоремонтное предприятие начнет работать в Новосибирской области в 2017 году

Первое судоремонтное предприятие начнет работать в Новосибирской области в 2017 году Первое в Новосибирской области судоремонтное предприятие начнет работать в 2017 году на базе Новосиб...

Ж/Д транспорт

Прибыль «Первой грузовой компании» в 2016 г. выросла в 6,7 раза, до 12,6 млрд руб.

Прибыль «Первой грузовой компании» в 2016 г. выросла в 6,7 раза, до 12,6 млрд руб. Чистая прибыль «Первой грузовой компании» (ПГК, входит в холдинг UCL Владимира Лисина) по ро...

Погрузка зерна на сети РЖД в феврале 2017 года сократилась на 11,1%

Погрузка зерна на сети РЖД в феврале 2017 года сократилась на 11,1% Объем погрузки зерна на сети РЖД составил в феврале 2017 года 1,6 млн тонн, что ниже аналогичного пе...

Авто транспорт

Новая трасса между курортами Черноморья и Севкавказа разгрузит трассу Джубга-Сочи

Новая трасса между курортами Черноморья и Севкавказа разгрузит трассу Джубга-Сочи Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) анализирует варианты строительства новой трассы ...

Глава Минтранса считает логичным использовать инфраструктуру «Платона» для весогабаритного контроля

Глава Минтранса считает логичным использовать инфраструктуру «Платона» для весогабаритного контроля Министр транспорта РФ Максим Соколов считает логичным использование инфраструктуры системы взимания ...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Как снизить затраты на топливо

Как снизить затраты на топливо Моряки, заставшие времена советского морского флота, помнят, как стимулировались меры по экономии ра...

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Севморпуть

Связующее звено

Связующее звено Одной из наиболее выдающихся страниц освоения российского Севера можно назвать открытие Северного мо...

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...




Судостроение

В стране разворачивается строительство флота

В стране разворачивается строительство флота VI Международный форум «Морская индустрия России» прошел 17–19 мая 2016 года в Москве в выставочном ...

Арктический ледокол: перспективы строительства

Арктический ледокол: перспективы строительства Россия осваивает арктические просторы уже много десятилетий. В весенне-осенние периоды в Арктике нал...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...