«Золотая рыбка» Крыма
09.08.2015
Российская экономика
К 1990 г. рыбодобывающая отрасль СССР была не только образцово-показательной в своем развитии, она была передовой отраслью научно-технического прогресса страны. Министерство рыбного хозяйства смогло объединить в единый комплекс рыбодобывающую отрасль с рыбоперерабатывающими предприятиями (рыбозаводами, цехами, консервными комбинатами), транспортную составляющую с береговыми объектами (рыбными портами), обеспечив транспортировку, хранение, переработку морепродуктов и доставку готовой продукции потребителю.
Михаил Мореходов
Инфраструктура Министерства рыбного хозяйства СССР – это в первую очередь единый рыбохозяйственный комплекс, включающий рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий флот, от судов берегового лова до современных океанских судов, транспортный (рефрижераторный) флот, обеспечивающий доставку морепродуктов с промысла, рыбные порты с мощными холодильниками, обеспечивающими хранение морепродуктов с последующей отправкой их на переработку, сеть современных рыбозаводов, консервных комбинатов, баз по приему рыбопродукции, сеть магазинов «Океан» в глубине страны, которые обеспечивали реализацию продукции.
Рыбопромысловая инфраструктура также включала сеть различных фабрик по производству рыболовного оборудования как для рыболовецких колхозов, так и крупных управлений. Важно подчеркнуть, что в данной отрасли была выстроена очень четкая организационная система и система управления как по вертикали: министерство – рыбколхоз, министерство – рыбозавод, так и по горизонтали – добыча (продукции) – транспортировка – переработка – отправка (готовой продукции потребителю). В этот период потребление морепродуктов достигло 18-20 кг на душу населения, сегодня менее 4 кг.
Необходимо отметить, что 90% объема всей рыбной продукции в СССР обеспечивал отечественный рыбопромысловый флот. Ежегодно флотом Южного бассейна добывалось и перерабатывалось 600-700 тыс. тонн рыбы и других морепродуктов. Добывающий и перерабатывающий флот насчитывал около 200 судов, это не считая судов местного и прибрежного лова. Ведущую роль играли управления океанического лова Крыма. Что из себя представляли эти организации?
Объединение «Керчьрыбпром»
Было образовано Министерством рыбного хозяйства СССР в 1950 г. как Керченская база гослова. На начальном этапе управление располагало малотоннажным флотом и вело промысел в водах Азово-Черноморского бассейна. С 1965 г. управление начало получать крупнотоннажные суда БМРТ (большие морозильные рыболовные траулеры) с судостроительных заводов Николаева и Киева. Суда данного типа были способны вести лов рыбы в акватории Мирового океана. Одновременно был разработан проект и выделены средства на строительство рыбного порта и портовой инфраструктуры для базирования новых судов. В 1964 г. Керченская база гослова была переименована в КУОР (Керченское управление океанического рыболовства), а впоследствии в объединение «Керчьрыбпром». Руководил управлением Л.Г. Тимофеев. С 1964 по 1980 год на балансе управления было 48 судов типа «Тропик», «Атлантик», «Суператлантик», построенных на отечественных и зарубежных верфях, среди которых уникальное судно-фабрика, тунцелов «Красный луч», построенный в Японии и имеющий технологическую линию для производства консервов из тунца. Суда данного типа были построены по программе, разработанной Министерством рыбного хозяйства и утвержденной правительством. Строительство велось на судостроительном заводе Hitachi Zosen. Было заложено пять тунцеловных баз: «Ленинский луч» и «Светлый луч» для Находки, «Красный луч» для Керчи, «Яркий луч» и «Солнечный луч» для Калининграда. На каждой базе по шесть тунцеловных ботов. Данные фабрики внесли неоценимый вклад по поставкам готовой продукции (рыбные консервы из тунца) на внутренний рынок страны.
В объединении «Керчьрыбпром» работало 12 000 людей. Основные производственные фонды оценивались в $1,5 млрд. Сегодня объединения не существует, а в Керченский рыбный порт заходят грузовые, а не рыболовные суда.
Управление «Югрыбпромразведка»
Уникальнейшее предприятие ХХ столетия было создано в июле 1934 года на базе авиационной промразведки, которая обеспечивала поиск и отслеживала миграцию рыбных косяков хамсы в акватории Азовского моря и Керченском проливе. При АзЧерНИРО было создано морское поисковое подразделение «АзЧерпромразведка», которое занималось сбором сведений по биологии рыб, их миграциях, условиях среды обитания и выдачи промысловых рекомендаций рыбакам и штабу промысла.
В ноябре 1939 года «АзЧерпромразведка» была отделена от института и подчинена Главазчеррыбпрому (г. Краснодар). На баланс предприятия поступило 7 новых поисковых судов и 3 гидросамолета, штат расширился до 112 сотрудников.
С 1961 по 1969 год разведка вновь в составе АзЧерНИРО. Данный период совместной деятельности был настолько плодотворным и способствовал осуществлению громадного прорыва в исследовании Азово-Черноморского бассейна и Мирового океана. Научно-поисковый и исследовательский флот предприятия вышел в Индийский океан (1962 и 1964 гг.) для обеспечения промысла добывающих судов КУОР (г. Керчь). В 1964-1969 годах научные сотрудники института и инженерно-технические работники управления промразведки выполнили десятки поисковых и исследовательских экспедиций в Индийском океане и в водах Антарктики. Успешными были поиски и в Атлантическом океане, с 1965 года суда управления проводили исследования как в Северной, так и в Южной Атлантике.
За этот период учеными и рыбаками Керчи были обнаружены, изучены и переданы рыбной промышленности Советского Союза новые районы промысла: отмели Уэйдж и Агульяс; острова Крозе, Кергелен, Херд; банки Обь и Лена; подводные хребты – Мадагаскарский и Сейшело-Маскаренский в Индийском океане, Вавилова и Китовый в Атлантике. Объекты промысла – ставрида, скумбрия, солнечник, тунцы, меченосцы, акулы, морские караси, зубаны, летрины, лутьяны, нототении и другие рыбы, а также головоногие моллюски и ракообразные (омары, лангусты, креветки). Данные промыслы были успешно освоены рыбным флотом страны.
С марта 1970 года по приказу МРХ СССР «АзЧеррыбпромразведка» становится самостоятельным хозрасчетным управлением промысловой разведки и научно-исследовательского флота Южного бассейна «Югрыбпромразведка». На балансе управления находилось около 60 судов и 3000 человек плавсостава, 270 научных работников и специалистов по поиску и определению рыбных запасов в Мировом океане. Береговой состав составлял 700 человек. Керченское управление «Югрыбпромразведка» и Южный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии – ЮгНИРО (прежнее название АзЧерНИРО) вели совместную работу по открытию новых районов для рыбного промысла в водах Мирового океана.
Период 70-80-х годов прошлого столетия характеризовался наибольшим подъемом рыбной отрасли Советского Союза, и Южного бассейна в том числе. К середине 80-х годов мировая добыча морепродуктов составляла 70-75 млн тонн, при этом годовой вылов флотом СССР достигал 10-12 млн тонн при среднегодовом потреблении морепродуктов на душу населения 18-20 кг (одно из первых мест в мире). Именно в этот период проявилась наибольшая эффективность от совместной деятельности на Южном бассейне коллективов «Югрыбпромразведки», института ЮгНИРО (АзЧерНИРО) и производственных объединений Керчи, Севастополя и Одессы, Новороссийска и др. управлений.
ЮгНИРО – ведущая научная организация в СССР, ее вклад по разведке, открытию и освоению новых рыбных районов промысла неоценим. Сегодня управления «Югрыбпромразведка» не существует. Важно отметить, что руководству научно-исследовательского института «ЮгНИРО» удалось сохранить свою деятельность, однако востребованность в научных кадрах очень низка. Исследования в Мировом океане практически не ведутся, новые районы промысла не исследуются и не открываются. Очень важно правительству страны обратить серьезное внимание на проблемы этого уникального института, поддержать и помочь сохранить его научный и кадровый потенциал.
Управление океанического рыболовства «Атлантика»
В состав флота входило 40 крупнотоннажных океанских судов, береговые предприятия и береговая инфраструктура. Севастопольское управление тралового флота (1960-1967 гг.). С 1972 г. было образовано севастопольское государственное предприятие «Атлантика». Первыми были получены три судна БМРТ «Г. Жуковский», «Успенский», «Н. Островский». C 1962 г. начали поступать суда типа «Тропик», предназначенные для ведения промысла в экваториальных водах Атлантического океана. В 1966-1967 гг. управление пополнилось плавучими добывающими и перерабатывающими заводами типа «Наталия Павлова», «Мария Поливанова», «Анатолий Халин», способными обеспечить выпуск до 100 тыс. банок консервированной рыбной продукции и до 20 тонн мороженой продукции и рыбной муки в сутки.
На начало 1982 г. в управлении «Атлантика» промысловый флот насчитывал 57 судов. Это были современные, оснащенные по последнему слову техники суда. Уникальные приборы поиска позволили совершенствовать тактику лова, а радиолокационная аппаратура – обеспечить безопасность мореплавания, особенно в районах промысла. В 1990 г. флот управления насчитывал 40 крупных океанских судов. С 1992 г. в управлении «Атлантика» начали проводиться различные мероприятия по реструктуризации, которые привели к краху компании и флота.
Управление «Югрыбхолодфлот»
Специализированное подразделение в структуре Министерства рыбного хозяйства, задача которого состояла в доставке морепродуктов с промысла в рыбные порты страны. На балансе управления находилось 52 единицы транспортно-рефрижераторных судов. В конце 90-х годов это была крупнейшая транспортная компания в СССР, владеющая 60% всего рефрижераторного флота страны и 100% рефрижераторного флота Украины. Суда компании «Югрыбхолодфлот» обеспечивали стабильную работу всего рыбодобывающего и перерабатывающего флота.
С 1994 по 2003 год большинство рефрижераторных судов компании «Югрыбхолодфлот» были отчуждены, в том числе и 7 лучших судов были выведены в панамскую офшорную компанию Status Shipping S.F. Как результат, уже к 2000 г. компания прекратила свое существование.
Заключение
Рыбодобывающие и транспортные компании Республики Крым, как и рыбной отрасли СССР, в неимоверной конкурентной борьбе смогли выйти на лидирующие мировые позиции, закрепиться и вести промысел в Мировом океане, обеспечить доставку морепродуктов с промысла, перерабатывать ее и поставлять потребителю. Рыбопромысловые компании занимали лидирующие позиции в мире, имея современный флот. Но главная составляющая – это высокопрофессиональный и высокообразованный кадровый потенциал, сумевший по достоинству оценить и грамотно эксплуатировать все то, что было создано руками народа. К сожалению, все исчезло, словно и не было.
Сегодня правительством РФ поставлена важная задача по возрождению рыбной отрасли страны в целом и флота в частности. Программа развития предусматривает строительство более 1000 рыболовных судов различных типов. Предстоит огромная работа не только по строительству флота, но и созданию управлений по эксплуатации построенных судов, а также развитию инфраструктуры, возрождению перерабатывающей отрасли, созданию центров приемки морепродуктов в глубине страны. Одним словом, необходимо вновь выстраивать эксплуатационную, организационную, кадровую и технологическую систему взаимодействия и связи. Надеемся, что наследие Крымского федерального округа будет по достоинству оценено и востребовано, а кадровый потенциал Крыма с высоким уровнем знаний и богатым опытом работы еще сможет забросить «невод» и поймать свою «ЗОЛОТУЮ РЫБКУ».
Из Досье «МВР» Мореходов Михаил Афанасьевич, окончил: Одесское мореходное училище – судоводительский факультет, Горьковский институт инженеров водного транспорта – эксплуатационный факультет, Высшую партийную школу при ЦК КПУ – политолог. Действительный член Петровской академии наук и искусств. С 1970 по 1994 год работал в Дунайском морском пароходстве, Новороссийском морском пароходстве, греческой судоходной компании ЕММ, капитан дальнего плавания. С 1994 года представитель иностранных компаний (руководитель проекта) на ведущих судостроительных заводах мира: HYUNDAI, SAMSUNG, DAEWOO, SAMHO, MIPO, STX – Ю. Корея. ONOMICHI, МITSUBISHI – Япония, DALIAN NEW SHIP – Китай, SPLIT – Хорватия, KONSTANTA – Румыния. Провел инспекции судостроительных заводов: SHINA, NOKDONG, HANJIN, IMP, SPP, C&HEAVY INDUSTRIES, SEKWANG, ORIENT – Ю. Корея, DALIAN SHIPYARD – Китай, OSHIMA SHIPYARD – Япония. За период работы на судостроительных заводах принимал участие в строительстве 77 судов общим дедвейтом 4,3 млн тонн. |
Морские вести России №1 (2015)