Перспективы развития транспортной системы Дальнего Востока

Российская экономика
Перспективы развития транспортной системы Дальнего Востока

Динамика экономического, технологического и социального развития России сегодня и в перспективе в значительной степени определяется экономическим развитием стран АТР, особенно Китая и Индии. По прогнозам экспертов, именно экономика этих стран к 2020 году может составить около 1/4, а к 2030 году – около 1/3 мирового ВВП.

Реализация этих прогнозов будет означать образование нового глобального географического центра экономической мощи, что приведет к кардинальной трансформации грузопотоков. Включение портов Тихоокеанского бассейна в процесс либерализации торговли и инвестиций в этом регионе может дать им ряд преимуществ стратегического характера.

Андрей Городиштьян, руководитель ФГУ «АМП Приморского края»

Специалисты Министерства транспорта РФ прогнозируют к 2020 году увеличение спроса на Дальнем Востоке на перевалку в морских портах наливных грузов почти до 70 млн тонн, навалочных и насыпных грузов – до 90 млн тонн, генеральных и контейнерных грузов – до 17 млн и 19 млн тонн соответственно. Общая оценка грузовой базы Дальнего Востока через 6 лет может составить более чем 200 млн тонн, то есть возрасти примерно на 50% по отношению к нынешним показателям.

Сможет ли выдержать такую нагрузку транспортная система региона, часто страдающая от структурных перекосов? Да, если государство и бизнес уже сейчас начнут прорабатывать различные сценарии развития событий и на их основе разработают транспортные схемы доставки внешнеторговых грузов (товаров).

Почему так важно не упустить момент? Потому что сегодня экономическое присутствие России в АТР ограничивается поставками необработанного сырья, а также обслуживанием определенной части транзитных транспортных потоков между Европой и Азией. При этом со стороны азиатских стран есть заинтересованность сотрудничества с российскими предприятиями различного сектора. И если с умом подойти к делу, то Дальний Восток может  получить крупные инфраструктурные проекты, способные стать тем самым драйвером, который обеспечит активизацию экономики не только Дальневосточного региона, но и всей России.

Например, порт Восточный, имеющий прямой выход на Транссиб, БАМ и нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-2), за счет выгодного географического расположения (порт находится вблизи рекомендованных путей США – Юго-Восточная Азия, Китай) можно превратить в международный транспортный узел.

В Приморье в бухте Троицы началось строительство морского порта Зарубино, предусматривающее модернизацию Хасанского транспортного узла. Реализация этого стратегически важного для страны проекта позволит увеличить ежегодный грузооборот контейнеров до 13 млн TEU к 2020 году. Всего же планируемый грузооборот порта Зарубино — до 60 млн тонн грузов в год.

В том же районе сейчас осуществляется модернизация морского порта Посьет с целью создания на его базе современного угольного терминала, оснащенного передовым специализированным перегрузочным оборудованием. Это позволит увеличить грузооборот порта в 2014 году на 3 млн тонн. А в 2015 году на подходе к порту Посьет планируется образовать глубоководный канал, который позволит принимать крупнотоннажный флот грузоподъемностью до 70 тыс. тонн, а следовательно, увеличить грузооборот порта до 12 млн тонн в год.

На территории ЗАТО Фокино планируется строительство еще одного специализированного угольного терминала – Порт Вера. В настоящее время силами генерального проектировщика объекта ЗАО «Росинжиниринг» ведутся проектно-изыскательские работы, срок окончания которых – декабрь 2014 года. На терминале планируется обрабатывать суда дедвейтом от 40 до 150 тыс. тонн. А в бухте Суходол Приморского края планируется построить угольный терминал мощностью 20 млн тонн угля в год.

Морской порт Ванино совместно с морским портом Советская Гавань образуют единый транспортный узел, являющийся конечным пунктом БАМа. Создание портовой особой экономической зоны в морском порту Советская Гавань будет способствовать дополнительной загрузке международного транспортного коридора «Запад-Восток».

Одним из важнейших условий устойчивого развития экономики Сахалинской области является опережающее развитие транспортной инфраструктуры. Это особенно важно для выполнения программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР.

С каждым годом все больше международных компаний, заключая долгосрочные совместные контракты на обработку грузов, положительно оценивает улучшенное качество работы порта Владивосток. Но этому порту нужно улучшать логистику: необходимо совместить грузовые терминалы порта и железнодорожной станции и подчинить их одной управляющей инстанции.

Что касается морского порта Петропавловск-Камчатский, то грузы, доставляемые сюда транспортными судами, имеют своим конечным пунктом сам порт Петропавловск-Камчатский, то есть это товары, предназначенные для потребления в Камчатском крае. Грузооборот порта за 2013 год составил 2,73 млн тонн. Этот рынок, безусловно, имеет свою перспективу развития по мере промышленного развития Камчатского края. Но сказать хотелось бы не об этом, а о той нише транспортных перевозок, которую в силу географического расположения порта невозможно игнорировать. Речь идет о перевалке транзитных грузов на судах, следующих по Северному морскому пути (СМП). Считаю, что на этом направлении у порта есть блестящие шансы для развития.

Сегодня в каждом порту реализуются или находятся в стадии подготовки проекты, способные более тесно интегрировать Россию в транспортную экономику АТР. И поддержка государством портов Дальневосточного региона должна обеспечить им большую привлекательность в глазах инвесторов. Обновление портовой инфраструктуры требует серьезных финансовых вложений, и государство в этом случае может выступить гарантом надежности инвестиций. К тому же приоритетом в данном случае является развитие не просто отдельного порта, но целого транспортного узла, включающего авто- и железнодорожную инфраструктуру, складские мощности, подъездные пути и другие не менее важные компоненты. Только тогда можно получить ожидаемый эффект.

Пока же если сопоставить объемы перевозок на Дальнем Востоке с объемами грузов, проходящими через Суэцкий канал, то можно увидеть, что у нашей страны есть огромный неиспользованный ресурс. Если нам удастся «перехватить» грузопоток из стран АТР, то это и будет значительным успехом транспортной стратегии России на Дальнем Востоке.

 

Морские порты №4 (2014)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Матрос погиб в результате несчастного случая на траулере «Алиот»

Матрос погиб в результате несчастного случая на траулере «Алиот» На траулере МК-0245 «Алиот» в Баренцевом море при постановке трала, из-за обрыва крепления грузового...

Первую советскую АПЛ в феврале снова спустят на воду

Первую советскую АПЛ в феврале снова спустят на воду Первую советскую атомную подводную лодку (АПЛ) К-3 «Ленинский комсомол», которая будет сохра...

Российская экономика

Акции НМТП, «Совкомфлота» и ВТБ утверждены в плане приватизации на 2017 г. - Росимущество

Акции НМТП, «Совкомфлота» и ВТБ утверждены в плане приватизации на 2017 г. - Росимущество Пакеты акций ВТБ (10,9%), «Совкомфлота» (25% минус 1 акция) и «Новороссийско...

«Газпром» подписал контракт на строительство первой морской нитки «Турецкого потока»

«Газпром» подписал контракт на строительство первой морской нитки «Турецкого потока» «Газпром» подписал контракт на строительство первой морской нитки газопровода «Турецкого потока» с A...

Транспортная политика

Россия подписала соглашение о запуске автоперевозок по новому транспортному коридору

Россия подписала соглашение о запуске автоперевозок по новому транспортному коридору Россия, Китай и Монголия подписали трехстороннее соглашение о запуске регулярных грузовых автомобиль...

Азербайджан, Казахстан, Турция и Грузия подписали меморандум по развитию Транскаспийского маршрута

Азербайджан, Казахстан, Турция и Грузия подписали меморандум по развитию Транскаспийского маршрута Главы железнодорожных ведомств Азербайджана, Казахстана, Турции и Грузии подписали в Баку меморандум...

Морские порты

Порт Хамина-Котка за 11 месяцев увеличил перевалку грузов на 2,2%, до 12,11 млн тонн

Порт Хамина-Котка за 11 месяцев увеличил перевалку грузов на 2,2%, до 12,11 млн тонн Грузооборот порта Хамина-Котка (Финляндия) по итогам января-ноября 2016 года увеличился на 2...

Первый резидент cвободного порта Ванино построит угольный терминал мощностью 15 млн в год

Первый резидент cвободного порта Ванино построит угольный терминал мощностью 15 млн в год Представители АО «Корпорация развития Дальнего Востока» и ООО «Дальневосточный Ванинский порт» подпи...




Морской транспорт

Береговая охрана США отметила наградой группу компаний «Совкомфлот»

Береговая охрана США отметила наградой группу компаний «Совкомфлот» Береговая охрана США отметила группу компаний «Совкомфлот» наградой за участие в программе AMVER, ко...

Керченская переправа приостановила работу из-за сильного ветра

Керченская переправа приостановила работу из-за сильного ветра Паромы через Керченский пролив, который разделяет Крымский полуостров и остальную часть России, пере...

Речной транспорт

Заседание Общественного совета Обского речного бассейна прошло в Новосибирске

Заседание Общественного совета Обского речного бассейна прошло в Новосибирске 8 декабря в Новосибирске заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспор...

Невский завод завершил ходовые испытания девятого сухогруза проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод завершил ходовые испытания девятого сухогруза проекта RSD49 «Атамекен» Невский судостроительно-судоремонтный завод успешно завершил ходовые испытания девятого многоцелевог...

Ж/Д транспорт

РЖД готовы рассмотреть возможность перевозки грузов по МТК «Север-Юг» по сквозным ставкам

РЖД готовы рассмотреть возможность перевозки грузов по МТК «Север-Юг» по сквозным ставкам Президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров провел рабочую встречу с пре...

FESCO в партнерстве с «Евросибом» и Sinotrans запускают континентальный маршрут из Китая в Россию через Монголию

FESCO в партнерстве с «Евросибом» и Sinotrans запускают континентальный маршрут из Китая в Россию через Монголию Транспортная группа FESCO в партнерстве с российской группой «Евросиб» и китайской логистической ком...

Авто транспорт

Поручение президента об учете интересов МСП в тарифе «Платона» будет выполнено - Соколов

Поручение президента об учете интересов МСП в тарифе «Платона» будет выполнено - Соколов Поручение президента РФ Владимира Путина о том, чтобы уровень тарифа в системе «Платон» был сбаланси...

Минтранс России предложил создать отдельную рабочую комиссию по системе «Платон»

Минтранс России предложил создать отдельную рабочую комиссию по системе «Платон» Министерство транспорта России предложило создать отдельную рабочую комиссию по контролю над системо...

Аналитика

Транспортная политика

Морская доктрина как шанс возрождения великой морской державы

Морская доктрина как шанс возрождения великой морской державы Одно из главных событий лета – утверждение президентом РФ В. Путиным новой редакции Морской доктрины...

На направлении арктического развития

На направлении арктического развития Об исполнении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечен...

Морские порты

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Порт Темрюк: высокая безопасность – рост привлекательности

Порт Темрюк: высокая безопасность – рост привлекательности Морской порт Темрюк расположен на Таманском побережье Азовского моря при впадении в него реки Кубань...

Морской транспорт

Мировое судоходство и судостроение: состояние и перспективы

Мировое судоходство и судостроение: состояние и перспективы Морской транспорт России является составной частью международного судоходства, и тенденции мирового ...

Teekay Corporation: от Aframax к газовозам

Teekay Corporation: от Aframax к газовозам «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На третьем месте – Teekay Cor...

Ж/Д транспорт

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...

Как сократить простои грузовых вагонов в ожидании погрузки

Как сократить простои грузовых вагонов в ожидании погрузки Процесс обеспечения погрузки вагонами имеет большую зависимость от стохастических факторов. Наличие ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Способны ли выпускники морвузов работать в море?

Способны ли выпускники морвузов работать в море? С 1988 г. в МГУ им. адм. Г.И. Невельского на основе приказа Министерства морского флота СССР № 98 от...

«Cовкомфлот» и МГУ им. Невельского расширяют сотрудничество

«Cовкомфлот» и МГУ им. Невельского расширяют сотрудничество 3 сентября, в первый день работы Восточного экономического форума, состоялось торжественное подписан...

Грузовая база

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Россия поддержала мировое сокращение объемов нефтедобычи

Россия поддержала мировое сокращение объемов нефтедобычи Добыча нефти в России в 2015 году выросла до 534 млн тонн, поставив новый постсоветский рекорд. Эксп...

Безопасность мореплавания

Дело о крушении СПБУ «Кольская»

Дело о крушении СПБУ «Кольская» Почти четыре года назад, 18 декабря 2011 года, в Охотском море при буксировке затонула платформа «Ко...

Платформы в море: как избежать столкновений?

Платформы в море: как избежать столкновений? В №6 за 2014 год «Морской флот» писал об уроках катастрофы буровой платформы «Кольская», произошедше...

Севморпуть

Океан особого режима

Океан особого режима Особый правовой режим Арктики сложился исторически вследствие практики арктических государств: в теч...

Развитие Арктики: место регионов

Развитие Арктики: место регионов Пятый Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» прошел в Санкт-Петербурге с 7 по 9 декабря ...




Судостроение

Правительство не даст вывозить деньги за рубеж

Правительство не даст вывозить деньги за рубеж Первое в 2015 году заседание Морской коллегии при Правительстве РФ состоялось в конце марта в Москве...

«Звезда» должна засиять

«Звезда» должна засиять Застойные и забуксовавшие проекты в России чаще всего получается сдвинуть с места только в ручном ре...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...