Московский бассейн: Гарантированных габаритов стало больше - Морские вести России

Московский бассейн: Гарантированных габаритов стало больше

Речной транспорт

Общая протяженность внутренних водных путей Московского бассейна составляет 3842 км. По сравнению с навигацией 2012 года в 2013 году протяженность обслуживаемых водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов увеличилась на 22 км (внесен участок Рыбинского водохранилища Брейтово-убежище, центральный мыс). Кроме того, на отдельных сложных участках реки Оки по ходатайству Московского пароходства была введена освещаемая обстановка.

Об итогах навигации минувшего года, о тех мероприятиях, которые проводились для поддержания уровня безопасности плавания и габаритов судовых ходов, в интервью федеральной газете водного транспорта «Морские вести России» рассказал генеральный директор ФГУП «Канал имени Москвы» Анатолий Сокуренко.

«МВР»: Анатолий Анатольевич, возглавляемое вами предприятие – одно из самых крупных в отрасли, а водные пути его весьма и весьма насыщены флотом различного назначения: от грузовых судов до пассажирских, от лодок, гидроциклов до суперсовременных яхт. И все они ходят по каналу, рекам, водохранилищам, проходят шлюзование, пристают и отходят от причалов, т.е. пользуются и активно создаваемой вашим предприятием инфраструктурой водного пути. Соответственно и задачи, которые приходится решать каналу по содержанию путей, обеспечению гарантированных габаритов судовых ходов, освещаемой обстановке, безопасности судоходства. Какими силами и средствами сегодня оперирует ваше предприятие?

А. Сокуренко: На балансе ФГУП «Канал имени Москвы» числится 207 единиц флота. Работа технического флота в навигации 2012-2013 гг. позволила обеспечить безопасные условия для движения пассажирского и грузового транспортного флота. При этом состояние технического флота требует принятия мер по обновлению его состава.

В целях решения проблемы в период 2012-2013 гг. было построено для ФГУП «Канал имени Москвы» несколько единиц технического флота, а именно: два обстановочных теплохода класса «Р» («Путейский-22» и «Путейский-3» проекта 305) и два обстановочных теплохода класса «О» («Путейский-601» и «Путейский-602» проекта СВ2407).

Суда построены в рамках мероприятий «Обновление обслуживающего флота» подпрограммы «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)». Теплоходы оборудованы новейшими системами управления судовой энергетической установкой, устройствами для обслуживания судоходной обстановки на внутренних водных путях, современными средствами связи и навигации.

«МВР»: Каковы сравнительные данные по объему грузо- и пассажиропотока по внутренним водным путям, которые эксплуатирует ваше предприятие?

А. Сокуренко: Результаты текущей навигации демонстрируют уверенную динамику в сторону увеличения объема пассажиропотока и грузоперевозок по внутренним водным путям ФГУП «Канал имени Москвы» по отношению к 2012 г.

За навигацию количество перевезенных пассажиров увеличилось по сравнению с 2012 г.  на 24,1% (на 256 тыс. человек).

Объем перевезенных грузов за навигацию 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 10,8% (на 3398 тыс. тонн). Основу общего грузопотока в навигацию 2013 г. составили нерудные строительные материалы – 71,4% от всего объема грузопотока. Второе место по объему перевозок занимают нефтяные виды грузов – 19,2% от общего объема грузопотока.

«МВР»: В 2013 году принят к приемке объект «Реконструкция Рыбинского гидроузла» (I этап). Применялись ли инновационные технологии при реконструкции?

А. Сокуренко: Согласно распоряжению Федерального агентства морского и речного транспорта от 18.09.2013 о создании комиссии по приемке объекта «Реконструкция Рыбинского гидроузла» (I этап) (далее – Объект), в период с 03.10.2013 по 04.10.2013 состоялась комиссия по приемке Объекта в соответствии с требованиями стандартов, норм, правил и СНиП 3.01.04-87. Предъявленный к приемке объект «Реконструкция Рыбинского гидроузла» (I этап) ФГУП «Канал имени Москвы» после реконструкции выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, строительным нормам и правилам и государственным стандартам и вводится в действие. Реконструкция осуществлялась на основании федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.) подпрограммы «Внутренний водный транспорт», утверждённой постановлением Правительства РФ от 20.05.2008 № 377.

В межнавигационный период 2011-2012 гг. проведена уникальная операция по замене нижних ремонтных двустворчатых ворот одновременно на обеих камерах. Работы проводились под прикрытием временных плотин-перемычек, каждая из которых состояла из трех секций общей длиной 30 м и высотой 10 м. Поскольку временные перемычки были смонтированы в нише ремонтных ворот, створки ворот пришлось монтировать в закрытом положении без возможности их поворота, что потребовало большой точности при выставке осей вращения. Монтажно-демонтажные работы были проведены в зимний период в рекордно короткие сроки – всего за 2,5 месяца.

При изготовлении шандорных заграждений нижнего, верхнего бьефов, основного наполнения и перепуска были применены современные системы уплотнения на основе Р-образного резинового профиля, что позволило свести к минимуму фильтрацию при перекрытии водопропускных отверстий.

В рамках реконструкции насосной станции перепуска была не только произведена полная замена всего оборудования, но и установлена система автоматического дистанционного управления, позволяющая вести откачку камер шлюза или поддержание заданного уровня воды в водоводных галереях с главного пульта управления.

При реконструкции внутренних шпонок тип 7 впервые были применены современные резиновые гидрошпонки, которые заменили использовавшиеся до этого мастичные и битумные материалы. Это позволило сделать конструкцию надежной и, что особенно важно, ремонтопригодной. Появилась возможность замены отдельных участков без разборки всей шпонки и при отрицательных температурах.

Бетонные конструкции водоводных галерей подверглись сплошному ремонту сквозных трещин, существовавших со времен ввода сооружения в эксплуатацию. Причем для ремонта применялись последние разработки в сфере инъекции бетона – двухкомпонентные смолы, которые не только способны останавливать фильтрацию, но и обеспечивают соединение бетона в трещине.

«МВР»: ФГУП «Канал имени Москвы» является лидером отрасли по количеству эксплуатируемых гидротехнических сооружений. Какие мероприятия по реконструкции гидротехнических сооружений планируются в ближайшее время?

А. Сокуренко: На балансе предприятия находится 247 гидротехнических сооружений. В целях достижения уровня технического состояния сооружений предприятия в соответствии с установленными требованиями безопасности ФГУП «Канал имени Москвы» планирует вывести в течение 2014-2016 гг. девять гидротехнических сооружений из предаварийного состояния, а также провести комплекс работ по капитальному и текущему ремонту гидротехнических сооружений.

В соответствии с проектом «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры «Канала имени Москвы» планируется завершить строительство Кузьминского гидроузла в новом створе (II этап) в декабре 2015 года. В настоящее время сооружения и элементы этого гидроузла имеют техническое состояние «предаварийное» или «ограниченно работоспособное». С 2010 года в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.05.2008, проводились проектно-изыскательские работы по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры «Канала имени Москвы».

Одним из этапов проекта предусмотрено строительство на реке Оке гидроузла Кузьминск в новом створе. По результатам инженерных изысканий было определено место размещения гидроузла – на 3,00 км ниже существующего по течению р. Оки (на 750,30 км судового хода от устья р. Оки по лоцманской карте 2001 г.), вблизи н.п. Аксеново Рыбновского муниципального района Рязанской области.

При проектировании гидроузла Кузьминск вместо существующей конструкции плотины из ферм Пуаре будут установлены полноповоротные сегментные затворы, использование которых позволит исключить ручной труд.

С началом эксплуатации вновь построенного гидроузла будет выведен из эксплуатации действующий гидроузел 1912 года постройки.

В 2013 году завершены работы по устройству котлована водосбросной части плотины и шлюза, по погружению шпунта верхней и нижней головы шлюза, стен камеры шлюза. Доставлены готовые изделия с выполненной антикоррозионной обработкой в период навигации 2013 года на строительную площадку гидроузла Кузьминск, это сегментные затворы массой 155 т (6 шт.) и закладные части, шпунт в полном объеме массой 8000 т, затворы плоские скользящие массой 10,6 т (27 шт.).

На начало 2014 года выполнена разработка котлована нижней головы шлюза, устройство песчаной подготовки и бетонное основание; забетонирован флютбет верхней головы шлюза (все три яруса) до отметки 90,27; основание для устройства бетонной подготовки плотины, бетонная подготовка, битумная гидрошпонка, 1-й ярус армирования и бетонирование секций № 1, 2, 3, 4. Выполнено армирование секции № 4 (для бетонирования 2-го яруса). Ведутся работы по устройству песчаной отсыпки для строительства АХК. Размещены заказы и идет изготовление гидроприводов сегментных затворов шлюза и водосбросной плиты.

«МВР»: Какие мероприятия проводятся в области обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, находящихся в ведении ФГУП «Канал имени Москвы»?

А. Сокуренко: В рамках завершения Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте организовано проведение работ по оснащению 10 объектов транспортной инфраструктуры Тверского РГС современными инженерно-техническими средствами охраны транспортной безопасности. Проведена оценка уязвимости категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и разработан план по переводу охраны объектов предприятия, оснащённых современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в 2011-2012 годах, на способ оперативного дежурства (2013 год).

По обеспечению решения задач в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выполнены проектно-изыскательские работы по созданию локальных систем оповещения населения, попадающих в зону возможного катастрофического затопления для потенциально опасных объектов Рыбинского, Тушинского, Московского, Рязанского и Волжского районов гидротехнических сооружений – филиалов ФГУП «Канал имени Москвы». Оснащены 10 объектов транспортной инфраструктуры современными системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией: Мстинская плотина, Мстинская земляная дамба, Старо-Тверецкая, Верхне-Цнинская, Нижне-Цнинская, Кемецкая, Березайская, Вельевская, Верхневолжская плотины, дамба на реке Явонь Тверского РГС – филиала ФГУП «Канал имени Москвы».


Морские вести России №4, 2014 г.


Вернуться к разделу Речной транспорт