Камский бассейн: На Камском направлении - Морские вести России

Камский бассейн: На Камском направлении

23.06.2014

Речной транспорт

Камский бассейн обслуживает экономически наиболее развитые и плотно заселенные районы европейской части России, у которых транспортно-экономические связи совпадают с направлением водных путей. Магистральные участки Камы и Белой входят в состав Единой глубоководной системы европейской части России, имеющие прямой выход к портам пяти морей. Используя суда класса «река-море» возможна бесперевалочная доставка грузов в порты Западной Европы. Бассейн имеет развитую речную сеть. В Каму впадает 20 судоходных притоков. И главный фактор – наличие грузов: удобрения, бумага, пиломатериалы, нефтепродукты, производство которых расположено в непосредственной близости от речных портов. Все эти факторы являются привлекательными как для грузоотправителей, так и для судоходных компаний, количество которых в навигацию 2013 года составило более 270.

Габариты пути выдержаны

О том, чем привлекательны и уникальны камские водные пути, какие особенности навигации 2013 года стоит отметить особенно, ведь в прошлом году в Камском бассейне перевезено более 20 млн тонн груза, в интервью газете «Морские вести России» рассказал руководитель ФБУ «Администрация «Камводпуть» Сергей Костарев.


«МВР»: Сергей Александрович, судя по предварительным итогам минувшей навигации, далась она нашим судоходным компания непросто. Хотя флот был подготовлен весьма достойно, в ряде регионов грузовая база оказалась недостаточной для его полномасштабной загрузки. Для этого есть ряд факторов, и один из основных в том, что железнодорожники по-прежнему отнимают у речников исторически сложившуюся номенклатуру грузов.

Но особенно трудно пришлось работникам водных путей. И причина в матушке-природе: несмотря на вроде бы снежную зиму, гидрологические условия на реках оказались более чем сложными – уже давно не хватает воды, происходит обмеление рек.

Как сложилась гидрология на Каме, какие выявились особенности и что делаете в этих условиях на бассейне? Насколько хватило флоту предъявленных к перевозкам грузов?

С. Костарев: Действительно, главной особенностью навигации 2013 года было продолжающееся с 2010 года маловодье. Низкие уровни, малая продолжительность весеннего половодья и быстрый переход к низким меженным уровням воды значительно ограничили период использования флота с максимальной и нормальной загрузкой.

Обратной стороной неблагоприятных гидрологических условий стало снижение заносимости перекатов, что позволило нам при минимальных за последние годы объемах дноуглубления не только обеспечить поддержание заданных габаритов судовых ходов, но и создать небольшой запас глубин.

В навигацию 2013 года после трехлетнего перерыва Росводресурсы приняли решение о восстановлении промежуточной отметки наполнения Нижнекамского водохранилища – 63,0 м. Это позволило при сокращении величины судоходных попусков через Воткинскую ГЭС сохранить на участке Сарапул – Камбарка гарантированную глубину 330 см в течение всей навигации и почти на 30 км сократить протяженность участка, на котором для караванного пропуска судов с большой осадкой необходимы повышенные навигационные попуски через Воткинский гидроузел.

Вторая половина навигации на Каме отличалась продолжительным маловодьем. В отличие от предыдущих трех лет практически не было летних и осенних дождевых паводков. Это привело к быстрому истощению водных ресурсов Камского и Воткинского водохранилищ, которые были сработаны ниже проектных уровней на величину до 80 см. Это исторически минимальные уровни с момента заполнения водохранилищ. В связи с этим с 17 августа до конца навигации величина судоходных попусков в нижний бьеф Воткинской ГЭС была снижена с 1300 до 1000 м3/с, глубины на «короле»» Чайковского шлюза и на участке Чейковский шлюз – Сарапул уменьшились на 50 см, а проходная осадка судов составила 260 см.

На реке Белой вторая половина навигации в отличие от последних четырех лет отличалась более высокой водностью за счет дождевых паводков, что позволило создать условия для успешного завершения навигации и возвращения флота к местам отстоя.

Для обеспечения безопасной и эффективной работы транспортного флота в условиях мелководья в Камском бассейне были осуществлены дополнительные мероприятия. Уточнялись схемы расстановки навигационного оборудования, усилен контроль за правильностью его расстановки и исправным содержанием. Больше внимания уделялось проверке чистоты судовых ходов. На реке Белой для этих целей эффективно использовался единственный пока в бассейне гидролокатор бокового обзора. Больше внимания уделялось качеству оперативной путевой информации судоводителям об условиях плавания на водных путях бассейна. С октября эта информация стала доступна пользователям сайта Камводпути в Интернете.

На лимитирующем судоходство участке реки Камы Чайковский шлюз – Сарапул протяженностью 70 км в период с 17 августа до 10 октября было организовано 9 продолжительных специальных судоходных попусков для обеспечения караванной проводки пассажирских и грузовых судов с большой осадкой, следующих с экспортными и импортными грузами.

«МВР»: В границах Камского бассейна находятся четыре судоходных района гидротехнических сооружений. Какие работы ведутся по повышению уровня безопасности шлюзов?

С. Костарев: Следует отметить, что все шлюзы Камского каскада имеют стандартные для Единой глубоководной системы размеры камер: 300 на 30 метров и способны пропустить все типы современных речных судов. Шлюзы построены в период 50-60-х годов прошлого столетия, но и сегодня вызывают интерес принятые в то время инженерные решения по их проектированию и строительству.

Пермский шлюз – 12-камерный, двухниточный, по 6 камер в каждой нитке.

Павловский шлюз – самый высоконапорный шлюз в Европе. За ним по величине напора следует Чайковский шлюз.

Крупномасштабные работы ведутся на всех шлюзах. Закончены аварийно-восстановительные работы на западной нитке Пермского района гидротехнических сооружений и судоходства после крупной аварии в 1994 году, когда из семи рабочих ворот пять было разрушено гружеными баржами толкаемого состава. Сделано много, но предстоит сделать еще больше – впереди реконструкция всего шлюза.

Ведутся работы по реконструкции Чайковского шлюза: произведена замена ремонтных ворот, затворов перепуска, элек трооборудования, кранового хозяйства, причальных стенок в верхнем и нижнем бьефах. В целом работы ведутся на 16 крупных объектах с общим объемом более 2,5 млрд рублей.

Капитальный ремонт проводится на Павловском, Пермском и Чайковском шлюзах.

Росморречфлотом поставлена четкая задача – к 2015 году уровень безопасности всех судоходных гидросооружений должен быть нормальным.

«МВР»: Как вы оцените ход навигации, каковы предварительные итоги, что нового появилось у камских речников в этом сезоне?

С. Костарев: Навигация 2013 года на Каме для всех участников транспортного процесса ввиду низких уровней воды в меженный период выдалась непростой. Но, несмотря на все трудности, договорные обязательства по перевозке грузов перевыполнены. Объем перевезенных грузов к соответствующему периоду прошлого года вырос на 8-10%. Увеличилось количество перевезенных пассажиров на 3%. В этом году после длительного перерыва возобновилась буксировка плотов с верховьев Камы до Перми. Есть предпосылки, что этот грузопоток сохранится и в навигацию 2014 года, и в будущем будет нарастать.

Успешно завершили навигацию работники ФБУ «Администрация «Камводпуть». На 7-8% больше прошлюзовано судов, при проектных уровнях воды выдержаны установленные программой габариты пути.

 

Переправный флот – слабое звено

Валерий Михеев, первый заместитель руководителя – капитан Камского бассейна ВВП ФБУ «Администрация «Камводпуть».

– Судовладельцам нашего бассейна в основном удалось справиться с поставленными задачами по перевозке грузов в условиях маловодной навигации 2013 года. Но, к сожалению, в текущем году не удалось избежать транспортных происшествий.

На сегодняшний день в Камском бассейне взято на учет четыре транспортных происшествия. Это два случая посадки судов на мель (состав т/х «Урал-26» и состав т/х «Сергей Чавайн») и два случая ударов судов (состав т/х «Урал-10» и состав т/х «ОТА-888»). Все случаи Волжским УГМРН Ространснадзора квалифицировались как инциденты. Причины транспортных происшествий – невыполнение командным составом судов требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства. В результате транспортных происшествий пострадавших и загрязнения окружающей среды не было. В расследовании активное участие принимали наши инспекторы госпортконтроля.

В навигацию 2013 года инспекторами государственного портового контроля Камского бассейна проведена 1121 инспекторская проверка, выявлено 2881 нарушение обязательных требований, в 72 случаях суда были задержаны до устранения выявленных нарушений обязательных требований. Особое внимание было уделено контролю за работой пассажирского флота и судов, работающих на переправах. По результатам проверок можно отметить, что состояние пассажирских транзитных судов в большинстве своем удовлетворительное, экипажи имеют дипломы и квалификационные свидетельства в соответствии с занимаемыми должностями, чего нельзя сказать о судах, работающих на переправах. При проверках переправных судов выявлялось, что суда не имели действующих документов Российского Речного Регистра, флотом управляли лица, не имеющие действующих документов на право управления. Так, 15.05.2013 проверен т/х «СП-2», работающий на линии Добрянка – Лябово на реке Каме, – отсутствовали действующие документы Российского Речного Регистра. 25.05.2013 были проверены суда, работающие на линии Троица – поселок Ильича на реке Сылве, т/х «К-1199» и т/х «Капитан». На обоих судах отсутствовали действующие документы Российского Речного Регистра, а теплоходом «К-1199» управлял матрос. 04.06.2013 проверен т/х «Дорожник», работающий на переправе в Верхне-Чусовских городках, – отсутствовали действующие документы Российского Речного Регистра. 24.06.2013 проверен т/х «СП-16», работающий на линии Оса – Монастырка на реке Каме, – отсутствовали действующие документы Российского Речного Регистра.

Все перечисленные суда были задержаны до устранения выявленных несоответствий, материалы проверок переданы в правоохранительные органы и Волжское УГМРН Ространснадзора для привлечения виновных лиц к административной ответственности. После устранения несоответствий суда были повторно проверены и задержания сняты, за исключением т/х «К-1199». В начальный период навигации 2014 г. нашими инспекциями особое, пристальное внимание будет уделено работам переправных судов, и хочется верить, что те недостатки в работе, которые были в 2013 г., судовладельцами и экипажами судов будут устранены в 2014 г.

В завершающий период навигации 2013 г. судовладельцам Камского бассейна предложено разработать мероприятия по обеспечению безопасности судоходства, в которых были бы определены условия работы при неблагоприятных гидрометеорологических явлениях и интенсивном льдообразовании. С нашей стороны через диспетчерский аппарат службы регулирования судов с помощью информационных систем государственного портового контроля и КИИС «MoPe» постоянно контролируется и мониторится движение судов в Камском бассейне, особенно судов, у которых в формуле класса судна Российского Речного Регистра отсутствует класс «лед». Судовладельцы таких судов дополнительно информируются о ледовой обстановке.

В межнавигационный период службой портового контроля планируются встречи с судовладельцами и судоводителями для обсуждения проблем обеспечения безопасности судоходства, разбора транспортных происшествий в Камском и Волжском бассейнах внутренних водных путей, а также участие в работе курсов повышения квалификации командного состава судов.


Морские вести России №15, 2013 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Контейнерные перевозки 2025:Ancheng рекомендует
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

11.12.2024

Транспортная политика

21.11.2024

Транспортная политика

24.10.2024

Транспортная политика