Мировая конкуренция с использованием экологии
09.01.2014
Транспортная политика
25 апреля в Москве в бизнес-отеле «Бородино» прошла конференция «Экологические нормы IMO: корректируем стратегии», организованная журналом «Морской флот» при поддержке росморречфлота Минтранса России, Союза российских судовладельцев и ассоциации судоходных компаний. В конференции приняли участие представители Федерального агентства морского и речного транспорта, администраций морских портов, ФГУП «Росморпорт», судоходных, судостроительных, бункеровочных, нефтяных компаний, производителей СПГ, а также производителей оборудования для водного транспорта и общественных организаций.
Конференция поставила перед участниками вопросы, вытекающие из принятых Международной морской организацией (IMO) более жестких экологических требований к морскому транспорту и судовому топливу. В частности, как отразятся на бизнесе судовладельцев, бункеровщиков и производителей топлива радикальные изменения нормативов загрязняющих выбросов при работе судовых двигателей? Готовы ли судоходные компании и производители бункеровочного топлива к переходу на более качественное топливо или СПГ? Какие меры необходимы для сохранения и укрепления позиций России на мировом рынке бункеровки и морских перевозок в свете новых экологических требований IMO? Одним из основных на конференции стало выступление начальника управления эксплуатации портов и флота ФГУП «Росморпорт» Сергея Дадыки.
В ходе конференции Сергей Дадыка, начальник Управления эксплуатации портов и флота «Росморпорта», выступил с докладом на тему «Производственная деятельность ФГУП «Росморпорт» в условиях ужесточения международных требований IMO». Вначале он отметил, что «Росморпорт» является крупнейшим системообразующим предприятием портовой отрасли и что его главными задачами являются содействие развитию морской транспортной инфраструктуры России, повышению конкурентоспособности российских морских портов путем эффективной эксплуатации, содержания и развития закрепленного за предприятием федерального имущества в морских портах, оказание услуг по обеспечению безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним, участие в реализации федеральных целевых программ развития морского транспорта Российской Федерации.
Хозяйственную деятельность предприятие ведёт в 16 субъектах Российской Федерации и в структуре имеет 16 филиалов. В хозяйственном ведении «Росморпорта» находятся свыше 3200 объектов, в том числе свыше 1800 объектов недвижимого имущества. Имущественный комплекс предприятия включает в себя гидротехнические сооружения, системы обеспечения безопасности мореплавания, суда, природоохранное оборудование.
ФГУП «Росморпорт» оперирует 187 единицами флота, из которых – 29 ледоколов, 33 буксира, 16 природоохранных судна, 36 лоцманских и 14 судов дноуглубительного и технического флота, а также 59 прочих судов портофлота (лоцмейстерские и обстановочные суда, рейдовые, служебно-разъездные и промерные катера). Все суда предприятия поднадзорны Российскому морскому регистру судоходства, Российскому речному регистру или ГИМС, имеют соответствующие свидетельства по предотвращению загрязнения окружающей среды.
В районе контроля выбросов SOx в Балтийском море в эксплуатации, с учетом пополнения и списания флота в 2013-2014 годах, находятся 45 судов. Из них подпадает под требования правила 5 «Освидетельствования и проверки» 18 судов, а под правило 6 «Выдача Международного свидетельства о предотвращении загрязнения воздушной среды» только 2 судна (ледоколы «Москва», «Санкт-Петербург»), уже имеющие соответствующие свидетельства.
Далее Сергей Дадыка рассказал об экологической политике ФГУП «Росморпорт», исполнении предприятием международных требований в области экологии, дал оценку состояния отрасли в связи с принятием новых более жестких требований IMO в отношении судового топлива, а также влиянии принимаемых мер на конкурентоспособность российских портов и судоходных компаний.
Экологическая политика ФГУП «Росморпорт»
Придавая приоритет вопросам безо-пасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды с судов на предприятии внедрена «политика ФГУП «Росморпорт» в области безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды».
Политика предусматривает достижение генеральных целей, реализуемых в системе безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, нормируемых Международной конвенцией МАРПОЛ-73/78.
В процессе производственной деятельности предприятие предпринимает меры, обеспечивающие соблюдение национальных нормативных правовых актов и международных норм по безопасности судоходства и предотвращению загрязнения окружающей среды с судов, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт».
Это касается, прежде всего, выполнения требований МАРПОЛ-73/78, Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации, Наставления по предотвращению загрязнения с судов, Руководства по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, Правил по предотвращению загрязнения с судов и других документов, регламентирующих организационную работу по охране морской среды от загрязнений.
Шкала требований МАРПОЛ
С 1 января 2015 года вступает в силу Приложение VI MARPOL 73/78 по вопросу ограничения выбросов продуктов сгорания в атмосферу, которое определяет предел содержания серы в судовом топливе на уровне 0,1%. В данном приложении, в частности, перечислены морские бассейны и так называемые районы SECA (Sox Emission Control Areas) – зоны контроля за выбросами соединений серы, где, в первую очередь, контролируются выбросы оксидов серы и где установлены ограничения на ее содержание в судовом топливе.
Зонами SECA стали акватории Северного и Балтийского морей, пролива Ла-Манш, прилегающие к Западному и Восточному побережьям Северной Америки, а также к Карибским островам.
К 2015 году в зонах SECA содержание серы в топливе должно быть снижено с 1,5% до 0,1% (почти на 90%).
График ввода лимитов содержания серы в топливе
Приложение VI МАРПОЛ 73/78 |
ЕC Директива Совета N 99/32/ЕС | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Район |
Год |
Год | ||||
2010 |
2012 |
2015 |
2020 |
2000 |
2008 | |
Районы контроля выбросов (SECA) |
1,0% |
- |
0,1% |
- |
0,2% |
0,1% |
Весь мир |
4,5% |
3,5% |
- |
0,5% |
|
|
Также в Приложении VI MARPOL (Правило 13 «Окислы азота») району Балтийского моря придаётся статус «района контроля выбросов окислов азота с судов» (NOx Emission Control Area – NECA).
Уровень выбросов окислов азота с судов, построенных 1 января 2016 года или после этой даты и эксплуатирующихся в пределах районов контроля выбросов NOx, должен соответствовать стандартам Уровня 3, установленным указанным приложением к Конвенции.
Динамика изменения норм вредных выбросов для судовых двигателей
Период действия |
Выброс окислов азота, г/кВтч при номинальной частоте вращения (n), об/мин | ||
---|---|---|---|
Меньше 130 |
130-2000 |
Больше 2000 | |
01.01.2000-01.01.2011 (Уровень 1) |
17,0 |
45* n -0,2 |
9,8 |
01.01.2011-01.01.2016 (Уровень 2) |
14,4 |
44* n -0,23 |
7,7 |
После 01.01.2016*(Уровень 3) |
3,4 |
9* n -0,2 |
2,0 |
* В зонах контролируемых выбросов. |
Планы «Росморпорта» в свете новых требований МАРПОЛ
ФГУП «Росморпорт» в повседневной деятельности реализует и планирует к реализации в ближайшей перспективе следующие меры:
Первое и основное – закупка современных сортов топлива.
Ежегодно ФГУП «Росморпорт» использует около 55-60 тыс. тонн топлива. Примерно в равных долях закупается дизельное и сорта мазутного топлива. Закупки топлива для нужд предприятия проводятся на конкурсной основе, при этом предъявляются жёсткие требования к его качеству.
В настоящее время качество топлива для производителей регламентируется решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». Указанный Технический регламент полностью отражает требования МАРПОЛ к качеству судового топлива, производимого и закупаемого на территории Таможенного союза.
ФГУП «Росморпорт» закупает топливо для судов с содержанием серы в дизельном топливе не более 0,2 %, в мазуте – не более 1 % (при нормативе содержания серы 1,5%).
В последние годы наблюдается тенденция к снижению вредных выбросов с судов, что связано с закупкой качественного топлива, жёсткой системой контроля потребления и техническим состоянием судовых энергетических установок.
На предприятии введены обязательные для исполнения требования по процедурам приемки бункерного топлива, хранения проб и накладных, как того требуется Дополнением V Правила 18.3 Приложения VI.
Второе – нормирование потребление ГСМ. Инструментальные методы установления норм потребления топлива главными и вспомогательными механизмами позволили сократить плановые, а впоследствии, и фактические объемы расходуемого топлива на служебно-вспомогательном (неледокольном) флоте в среднем на 12%. На 2013-2014 годы намечена работа по уточнению нормативов потребления ГСМ на ледокольном флоте. Ожидается, что нормы также будут сокращенны на 10-12%.
Для сравнения, в 2011 году объем закупленного топлива составил 60 тыс. тонн; на 2013 год запланирован суммарный объем закупок различных сортов топлива 55 тыс. тонн. На 2015 год в результате работы по установлению обоснованных нормативов потребления должны выйти на суммарный объем закупаемого топлива примерно 50 тыс. тонн. Естественно, на рост объемов потребления всегда будет влиять фактор ввода в эксплуатацию нового флота, прежде всего ледокольного.
Третье – ответственный судовой техменеджмент с упором на:
- своевременное техническое обслуживание, ремонт и регулировка судовых энергетических установок, направленное, в том числе, на обеспечение максимально эффективного использования топлива;
- межсезонный отстой судов с подключением к береговому электропитанию.
Четвертое – грамотный коммерческий менеджмент, позволяющий ограничивать объемы потребления судового топлива с низким содержанием серы только в пределах районов контроля. При формировании планов коммерческой эксплуатации ледоколов необходимо учитывать, что девиация в районы работ, например, в Арктике, потребует пересечения зон контроля выбросов в Балтийском и Северном морях для ледоколов, дислоцированных в Санкт-Петербурге. Следовательно, необходимо предусматривать в планах переходов рубежи использования «конвенционного» (дистиллятного) и «неконвенционного» топлива.
Пятое – ФГУП «Росморпорт» при выборе направлений проектирования судов и принятии решений о строительстве учитывает передовые достижения в области строительства аналогичных типов судов в мировой практике. Особое внимание уделяется внедрению технологий, которые обеспечивают высокие стандарты экологичности проектируемых и строящихся судов, экономичность двигателей и возможность использования различных видов топлива, современных способов и систем очистки выхлопных газов.
ФГУП «Росморпорт» запланировано к постройке и приобретению до 2015 года за счет различных источников финансирования 34 судна.
Наиболее значимые проекты – строительство 4 ледоколов в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)», подпрограммы «Морской транспорт» (общий объем инвестиций 20,3 млрд рублей). Все строящиеся ледоколы будут соответствовать требованиям конвенции МАРПОЛ 73/78. Особенное внимание уделяется судам с районом эксплуатации в Балтийском море.
Однозначных технических решений пока нет
ФГУП «Росморпорт» получил предварительные итоги НИР уважаемых специализированных научно-проектных организаций, посвященных проблеме сокращения вредных веществ в выхлопных газах.
Вывод одной из них: «…Только комбинированная двухступенчатая схема очистки выхлопных газов обеспечивает оптимальные условия для удаления оксидов серы из отработавших газов (за счет дозирования NaOH) и для удаления оксидов азота (либо сатурацией воздуха, поступающего в двигатель, либо рециркуляцией сухого отработавшего газа). Кроме того, схема дополнена отделением каталитической очистки отработавших газов от оксидов азота <…> раствором мочевины <…>, (что) <…> является необходимой дополнительной стадией».
В другой проработке утверждается, что бесспорным решением является технология селективного каталитического восстановления окислов азота аммиаком, выделяющимся при термическом разложении водного раствора мочевины.
Таким образом, если основным способом сокращения окислов серы в выхлопных газах является использование низкосернистого топлива (альтернативные технические решения применяются в случае использования топлив менее качественных по своему составу), то для сокращения выбросов окислов азота однозначных и надежных решений пока нет.
Естественно, ФГУП «Росморпорт» завершит проработку и выбор способов, обеспечивающих ограничение выброса окиси азота до требуемого уровня на строящихся ледоколах. Что касается действующих судов, то решение об их переоснащении планируется принимать, получив опыт эксплуатации данных систем на новых ледоколах.
О факторах неготовности к исполнению требований МАРПОЛ
В свете новых требований к судам, направленным на предотвращение загрязнения окружающей среды и ограничение выбросов серы, полагаем целесообразным провести предварительный анализ влияния новых требований Конвенции МАРПОЛ на российский судоходный сектор.
В настоящее время судовладельцы не в состоянии выполнить в полной мере всех требований Конвенции в силу следующих причин:
- переоборудование судовых энергетических установок на использование СПГ требует значительных финансовых затрат. В морских портах России отсутствует общедоступная инфраструктура для бункеровки СПГ. Также отсутствуют отечественные нормативы по размещению газовых терминалов вблизи портов;
- применение на судах установок каталитической очистки выхлопных газов также сопряжено с определёнными трудностями. Основная масса производимого оборудования каталитической очистки влияет на остойчивость судна, поэтому для некоторых типов судов, особенно для пассажирского флота, установка скруббера невозможна. К тому же приличный вес оборудования – порядка 500 т – отбирает полезный объем у грузоподъемности судна. Все это в совокупности ставит на очистном оборудовании увесистый знак вопроса;
- отсутствие на территории России производителей биотоплива не даёт возможности применять его вместо тяжёлых сортов топлива на судах.
Заключение
Введение новых правил приведет к росту стоимости перевозки грузов и может спровоцировать переориентирование грузовладельцев на другие порты и виды транспорта, притом, что водный транспорт является одним из наиболее экологичных. По различным оценкам, объем судоходства на порты Балтики может сократиться на 25-30%, а для портов Российской Федерации, как наиболее отдаленных от морских путей, на которые не распространяются требования Приложения VI,
падение объемов грузоперевозок может составить до 50% (за 2012 год 99% экспортно-импортные грузы, каботаж+транзит 1%).
ФГУП «Росморпорт» считает, что при введении новых требований по охране окружающей среды должен быть найден баланс между безопасностью, экономикой и техническими возможностями.
В этой связи поддерживаем инициативы АСК, Минтранса России, направленные на подготовку обращения в IМО с обоснованием необходимости переноса сроков вступления в силу требований по содержанию серы в судовом топливе в районах SECA, как минимум, на 5 лет, а также не назначения Балтийского моря районом контроля выбросов окислов азота до появления более совершенных технологий и необходимой инфраструктуры.
Морские порты №5 (2013)