Главная цель – обеспечить комфорт и мобильность - Морские вести России

Главная цель – обеспечить комфорт и мобильность

06.10.2023

Судостроение

Главная цель – обеспечить комфорт и мобильность

Фото: пресс-служба Госдумы

В последнее время все чаще высокие руководители обращают личное внимание на тот или иной сектор промышленности страны. Думается, это связано с рядом причин, где и актуализировавшееся понимание важности технологического суверенитета, который, как вдруг оказалось, проспали и потому до него не только по-прежнему далеко, но и обеспечить его возможно только, если делаешь из своего и у себя. И не искать в условиях геополитического противостояния замены западного поставщика на восточного.

Вот и председатель Госдумы Вячеслав Володин, а также руководители фракций и председатели профильных комитетов посетили площадку АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева» (ЦКБ по СПК) в Нижегородской области. Рабочая поездка в регион связана с проведением выездного совещания Совета нижней палаты парламента по развитию речного пассажирского транспорта.

Во встрече также приняли участие губернатор региона Глеб Никитин и полпред Президента РФ в Поволжском федеральном округе Игорь Комаров.

 

Возродить пассажирское сообщение

 

В. Володин заявил, что недавние поручения президента России по развитию речного судоходства – один из приоритетов работы нижней палаты парламента, и «уже этой осенью будут приняты законы в этой части».

По словам председателя Госдумы, возрождение внутрирегионального и межрегионального пассажирского речного сообщения сделает передвижение людей более комфортным и доступным по цене, ведь километр перевозки на судне на 15% дешевле, чем по железной дороге, и на 25% – чем на автомобиле.

– Наша страна имеет огромные преимущества, ведь мы – второе государство в мире по количеству рек, которые соединяют большие и маленькие города, поселки и села, – сказал он. И добавил: «Нам необходимо возрождать пассажирское речное сообщение не только в бассейне Волги, но и на других реках страны».

В регионах России, где расположены водные пути, создается 90% ВВП и проживает 80% населения. В каждом из российских городов-миллионников есть хотя бы одна крупная водная артерия.

Не ушел Володин и от проблем водного транспорта, отметив, что на сегодняшний день их в отрасли накопилось немало:

– отсутствует выстроенная маршрутная сеть речных пассажирских перевозок между городами. Для жителей волжских регионов это особенно важный вопрос;

– средний возраст пассажирских судов – 38 лет. Более 65% речного флота выработали нормативный срок эксплуатации. Потребность отрасли составляет более 500 судов;

– зависимость от импортных комплектующих, нехватка запчастей для ремонта систем навигации и оборудования;

– общий износ речных портов и причалов составляет 55-70%. Многие из них были построены в 50-60-х годах;

– кадровый дефицит судоводителей и ряда других профессий. Несмотря на выпуск профильными образовательными учреждениями более 9 тыс. специалистов в год, это не закрывает потребности отрасли.

 

Регионам – доступные цены на флот

 

В ходе поездки В. Володин и депутаты ознакомились с ходом строительства судов на подводных крыльях серий «Метеор» и «Валдай» на площадке АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева».

– Заказы дали возможность [предприятию] ожить, поэтому вам нужно поверить в себя и заниматься созданием этих судов. С регионами нужно напрямую работать, как с тем же Санкт-Петербургом, надо взаимодействовать и с Самарой, и с Саратовом, и с Волгоградом, и с другими волжскими городами, – заявил он.

По его словам, важно, чтобы при этом цена «Метеоров» и «Валдаев» была доступной для регионов. «Вы можете делать больше, конвейер запустить, и у вас будет не пять, а десять судов. Но для этого должна быть другая себестоимость», – отметил В. Володин.

– Чтобы регионы Волжского бассейна могли осуществлять пассажирские перевозки от областных центров до городов на берегу, им нужно по пять-шесть таких судов, – добавил председатель ГД.

И подчеркнул, что «надо отрабатывать эти программы, а мы со своей стороны будем делать все возможное для поддержки, потому что, если взять Астраханскую область, Волгоградскую, Саратовскую, Самарскую, Нижегородскую, Ульяновскую – у нас только на Волге 16 регионов, – каждый из них с удовольствием заказал бы пять-шесть «Метеоров» или «Валдаев» для того, чтобы внутри регионов осуществлять перевозки, соединив областной центр с городами области».

И продолжил: «Необходимо изучить, какая будет себестоимость в случае, если мы получим заказ на производство «Валдаев», допустим, на пять лет вперед. С тем чтобы, с одной стороны, снизить себестоимость, с другой – сделать все, чтобы предприятие устойчиво, рентабельно работало. Главная цель – создав отечественный продукт, обеспечить гражданам комфорт и мобильность».

 

Опыт Нижегородской области

 

В. Володин поинтересовался у гендиректора ЦКБ по СПК Сергея Итальянцева, чем суда нового поколения отличаются от прежних, которые производили еще в Советском Союзе. С. Итальянцев отметил, что у новых «Метеоров» изменена крыльевая система, благодаря чему сокращается расход топлива. Кроме того, добавил он, улучшен комфорт пассажиров, а также условия управления для экипажа.

Уже в беседе с журналистами С. Итальянцев отметил, что пассажирские места на новых судах отделены от машинного отделения техническими, это дополнительно обеспечивает шумозащиту. «Очень хорошая система кондиционирования, большое остекление», – объяснил он.

Об опыте взаимодействия с предприятием участникам рабочей поездки рассказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Так он сообщил, что область уже приобрела пять СПК «Валдай 45Р». Запланированы и поставки новых «Метеоров». Глава региона отметил уникальность продукции ЦКБ.

– Многие пытаются повторить, но идеально не получается. Только здесь есть эти накопленные компетенции, это реально сложный, высокотехнологичный продукт, – отметил Г. Никитин.

На что председатель Госдумы заметил, что «нижегородскому предприятию необходимо стремиться к тому, чтобы все комплектующие судов были отечественными». К сожалению, уточнил он, пока локализация составляет 75%, но надо сделать так, чтобы этот показатель достиг 90% и более.

 

Морской флот №4 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ