Магия слова как способ обучения и воздействия - Морские вести России

Магия слова как способ обучения и воздействия

09.03.2023

Образование

Магия слова как способ обучения и воздействия

Фото: ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Чтение лекций в системе образования – это целенаправленный процесс, который позволяет упорядочить информацию и преобразовать ее в знания. От качества читаемых лекций зависит результат обучения. При этом слова, произносимые лектором, способны приобретать магическую окраску.

Магия слова – это вербальный способ воздействия на сознание человека с целью повлиять на его восприятие действительности. Правильно подобранные сочетания слов, тембр голоса, жесты, мимика и интонация говорящего способны изменить поведение и намерения другого человека. С древних времен известно, что в совокупности с ритуальными и обрядовыми действиями сила слова многократно увеличивается. Другими словами, по совокупности всех качеств, Учитель должен быть незаурядной личностью.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств судовождения имени профессора Е.Л. Смирнова ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Долгий путь становления

Путь становления от учителя к Учителю долог и тернист. Уместно вспомнить древних спартанцев, которые в трудной ситуации последовали совету оракула и поставили во главе своего войска школьного учителя Тиртея, способного владеть силой зажигательного слова. Тиртей шел впереди войска, пел воинам воодушевляющие гимны. Воспрянув духом, спартанцы одержали победу.

На магию слова опираются все религии и верования, театр и в том числе добротное образование. К.С. Станиславский прославился как педагог, произнося своим студентам знаменитую фразу: «Не верю». Фраза применялась как режиссерский прием. В эту короткую фразу он вкладывал всю полноту несоответствия игры актера, наигранность жизненных ситуаций. В сравнительно короткое время спектакля актеры должны были раскрыть характеры своих героев и вызвать ответные чувства, которые повлияют на дальнейшую судьбу зрителей.

В столь непростые времена – а для России все времена были непростыми – роль школьного учителя-актера (в самом хорошем смысле) возрастает многократно.

Отдавая дань уважения школьным учителям, Отто Бисмарк говорил: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». Аналогичных воззрений придерживался Уинстон Черчилль: «Школьным учителям принадлежит власть, о которой премьер-министр может только мечтать». Так-то оно так, да вот только учитель при этом должен стать авторитетом для учеников. А это дано не каждому.

Современный учитель должен быть способным преодолевать дебри Интернета. Но об этом должно позаботиться государство. Профессия учителя должна вновь стать престижной, а иначе крах. Как писал Н.К. Рерих: «Государство, которое забыло про учителя, не имеет будущего».

Шаги делаются, но не в том направлении. Очередную инициативу президента В. Путина о необходимости развития мышления у школьников стремительно подхватили, но люди, в своем большинстве далекие от образования. Пора бы избавиться от тех, для кого любой ветер – попутный.

Грядет очередная реформа в образовании, и коснется она всех. Морское образование не является исключением, тем более что ИМО объявило уровень навыков чтения лекций критическим.

Сегодня на телевидении выступают с лекциями именитые ученые, но и среди них подлинных ораторов немного. Ораторское искусство сейчас востребовано как никогда, и именно в школе. Учащиеся должны слышать живую речь учителя, и у них не должно закрадываться чувство – «не верю». Верю, а еще лучше – верую, должно сопровождать ученика в безбрежном пространстве познания. Новые познания должны вызывать все новый и новый интерес к знаниям. Для этого следует в технических вузах, возможно в форме факультативов, ввести гуманитарные дисциплины, способствующие расширению мировоззрения. Естественно-научные знания в сочетании с гуманитарными знаниями будут способствовать личностному росту и формированию гармоничной личности. Недопустимо ограничивать знания только рамками стандарта профессии. Тем более что морские профессии располагают к этому. Морские науки требуют от учащихся любопытства, а точнее требовали. Современные средства навигации выступают в роли «черного ящика», выдающего готовые решения. С одной стороны, это благо, а с другой – зло. Благо – повышение безопасности мореплавания; зло – использование готовых данных, без понимания способов их получения ведет к атрофическим изменениям головного мозга, и, более того, при отказах или вмешательстве извне в работу современной техники вряд ли современные специалисты будут способны воспользоваться старыми, классическими способами определения места судна. Это пора признать как провал в системе образования.

В определенной степени учитель должен владеть эффектом Пигмалиона. Часто успех в образовании может зависеть от того, как эффективно стимулируют раскрытие потенциала учащихся.

Стандарт учителя

Термин «лекция» принадлежит к числу терминов, для которых нет, да и не может быть однозначного, исчерпывающего определения. Лекции присуще многообразие форм и формулировок. Одно из определений, данных в словаре, гласит: «Лекция (лат. lectio – чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит ее анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения (курсив автора. – Н. Григорьев).

Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.

Так, или почти так, «казенным языком плаката» определяется процесс таинства включения учащихся в процесс познания.

Важное замечание. Сегодня учащиеся не способны анализировать информацию и излагать ее в конспективной форме. Причин две. Первая – для трансформирования слов лектора в конспективную форму необходимо иметь хорошо развитый понятийный аппарат и находиться в фоновом пространстве диалога. Аудиальное восприятие (устную речь лектора) необходимо в сжатое время переформатировать в письменную. Из опыта можно сказать, что конспект, а если быть более точным, пометки в виде ключевых слов, следует пересматривать в самое ближайшее время после прослушивания лекции, чтобы восполнять «пробелы». Если этого не делать, то по прошествии некоторого времени информация «деформируется».

Как заметил со свойственной ему проницательностью Леонардо да Винчи: «Человек обычно смотрит, но не видит, слушает, но не слышит, трогает, но не чувствует, ест, но не ощущает вкуса, двигается, не осознавая этого физически, вдыхает, не распознавая ни запаха, ни аромата, и говорит, не думая».

Дайте посмотрим правде в глаза, а правда такова: «плодородной почвы» для современного высшего (особенно технического) образования – нет. Система школьного образования оставляет желать лучшего.

Вторая причина – требуется время для перехода от одной формы деятельности к другой. Вот тут-то и нужны паузы. В театре пауза – это мастерство. Пауза нужна для осмысления происходящего.

Лекция – это живой процесс в форме диалога между учителем и учеником, даже в том случае если говорит только учитель. Ответная реакция учеников – это их глаза. Но когда лектор читает лекцию сам себе, отвернувшись к доске, то о каком диалоге может идти речь?

Лекцию следует воспринимать как творческий процесс, лучше, если лекция построена в форме реального диалога. Вопросы, особенно в неожиданной постановке, привлекают и концентрируют внимание. Периодическое «встряхивание» аудитории полезно, так как дает возможность преподавателю выяснить слабые места предыдущей подготовки, будь то школьная либо вузовская на предыдущих курсах или в смежных дисциплинах. Вопросы создают паузы, когда воображение учеников и преподавателя свободно от догм, предписанных стандартом. При этом паузы дают возможность посмотреть на содержание лекции с другого ракурса. Как известно, процесс обучения лучше проходит в расслабленном состоянии. Это легко проверить. Нужно попробовать решать математическую задачу, одновременно поднимая стул за одну ножку.

Современное образование внушает серьезные опасения. Н.К. Рерих в статье «Гомункулус» пишет о человекоподобном существе, выращенном в колбе путем химических реакций (гомункулус – от лат. человечек – центральный персонаж трагедии И.В. Гете «Фауст»).

Современное поколение молодых людей под воздействием перманентных реформ в сфере образования уподоблено взращиванию гомункулусов, выращенных в «колбах» Интернета, когда, мимикрируя под идеи свободы, создается несвобода, которая порождает безответственность за мысли и поступки. В то время как, по Н.А. Бердяеву: «Свобода ведет к ответственности. Несвобода все делает безответственным».

«И еще одно «необщее место». Со стыдом вспомним о том, о чем поистине необходимо вспомнить, и признаемся. В воспитании детей все еще забыто развитие творчества. Сперва стараются внушить ребенку массу условных понятий, преподают полный курс страха. Затем его ознакомят со всеми домашними ссорами. Потом покажут те криминальные фильмы, где зло так изобретательно и блестяще, а добро так бездарно и тускло. Затем ребенку даются учителя, которые, к сожалению, часто не испытывая любви к своему предмету, повторяют из него мертвую букву» [Рерих Н.К. Гомункулус].

В фильме режиссера М. Туманишвили «Авария» – дочь мента» учительница истории (актриса Любовь Соколова) «обрушивает на головы учащихся» – в идейно выдержанном формате – стандартные фразы о Великой Отечественной войне совершенно бесстрастным голосом. Ученики слушают, исключительно обеспокоенные предстоящим экзаменом. По фильму, события происходят в 1987 году, начало перестройки. Страна пребывает в состоянии стагнации, возникшей в результате дефицита продовольственных товаров, и утраты моральных устоев. Над страной довлеет смутное ожидание перемен. Назревает смена общественно-экономических формаций.

Постперестроечные времена вполне в духе того, что описал Н.К. Рерих: «Потом покажут детям все пошлые заголовки ежедневной прессы. Затем ребенка окунут в так называемый спорт, чтобы молодая голова привыкла ощущать удары и разбитые члены. Итак, сперва займут все время юноши, дадут ему наиболее пошлые и извращенные формулы. А потом он, засоренный и заржавленный, может начинать творить.

Это одно из глубоких преступлений. К любой машине люди бережливее относятся, нежели к ребенку. Еще бы, за машину заплачены «всесильные» деньги. Ее нельзя запылить или залить грязью. А за детей деньги не платят». Все это было, было в 1990 году. Есть и сейчас. Мы живет в этом прошлом и поныне.

Наша слепота проявляется во всем. «Мы больше не видим природы, для нас существует только местность, местность, пригодная для атаки или обороны…», писал Эрих Мария Ремарк, поскольку «канцелярские наполеоны неистребимы» [На Западном фронте без перемен].

Лекция – это спектакль

Иногда приходится слышать, что преподавать – это просто. Из раза в раз, из года в год в год он рассказывает одно и то же. Это справедливо по отношению к преподавателю-ремесленнику. Другое дело, когда преподавание становится искусством.

Обратимся к классику: «В нашем искусстве многое делается в порядке импровизации на одну и ту же тему, прочно зафиксированную. Такое творчество дает свежесть и непосредственность исполнению» [Станиславский К.С. Работа актера над собой].

Хороший лектор импровизирует, читая лекции на одну и ту же тему в разных потоках. При проведении консультаций по этой же самой теме вполне допустимо отходить от лекционного изложения. Во время консультации у лектора появляется возможность представить иной вариант вывода, видение проблемы в ином ракурсе. Что, вне всякого сомнения, позволяет выйти за рамки паттерна и тем самым показать многогранность темы. Так, например, известно более 400 способов доказательства теоремы Пифагора. Столь значительное число доказательств теоремы способно возбудить мыслительные процессы даже у нерадивых учеников, но для этого учитель должен быть во всеоружии. Стимулируя интерес к читаемой дисциплине, можно прибегать к добровольному творчеству, а именно предлагать изготовить наглядные пособия. Стимулом служит дополнительный балл на экзамене. Но, как отмечено многолетней практикой, за изготовление наглядных пособий берутся те, у кого нет проблем с учебой, т.е. отличники.

Но способен ли псевдолектор, который читает лекции по чужому конспекту, к импровизации? Весьма сомнительно. «Сканирование» около генерального направления читаемой дисциплины ему неподвластно. Псевдолектор ограничен шорами стандарта. А как писал Уильям Купер: «Разнообразие является самой сутью жизни, придавая ей аромат». И эта ограниченность сводит его усилия на нет. Для учеников дисциплина делается скучной и неинтересной. Мыслительные механизмы учащихся «ржавеют».

А между тем: «Мышление – это тяжелый труд; многие люди боятся его как такового. Податливость, покорность, готовность следовать рекомендациям <…> люди становятся зависимыми от других» [Траут Джек. Сила простоты].

Напичканные же паттернами, учащиеся перестают мыслить, и функции творчества отмирают за ненадобностью. А ведь именно способность мыслить является основой благополучия и обороноспособности страны. На практике судоводители, «расслабленные» обилием современных средств навигации, не способны к выполнению действий, требующих включения мыслительных процессов, обеспечивающих безопасность мореплавания альтернативными средствами.

Заметим, как и прежде, судовождение должно сочетать в себе науку и искусство, именно искусство навигации делает профессию моряка привлекательной.

В Федеральном законе РФ № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» сказано о стандарте учителя. Но стандарт учителя не создается законами и указами правительств – стандарт закладывается от рождения. Да, задатки нужно совершенствовать и развивать. Способности «стандартного учителя» ограничены штампами.

Совсем другое дело – Учитель, он наполняет слово смыслом и энергией, и при этом слово становится Логосом, причем сам Логос обретает форму знания, а не паттерна, который применим только для стандартных ситуаций.

Вот что по этому поводу писал апостол Павел: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания – тем же Духом; иному вера – тем же Духом; иному дары исцелений – тем же Духом; иному – чудотворения, иному – пророчество, иному – различение духов, иному – разные языки, иному – истолкование языков. Все же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» [Апостол Павел. 1 Кор. 12: 8–11].

Из приведенного текста видно, что учителем может быть не каждый – здесь нужен дар. Но и этого мало. В главе 13 апостол Павел продолжает: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» [1 Кор. 13: 1–2].

Из чего следует, что, помимо дара, нужно любить сам процесс преподавания и иметь терпение к нерачительности учеников.

В результате получим не один стандарт Учителя, а ровно столько, сколько эти учителя создадут хороших методик.

В современных условиях, когда материальные ценности довлеют над духовными, преподавать становится сложнее. Юношам и девушкам, мечтающим прославиться в шоу-бизнесе или преуспеть на чиновничьем поприще, чужды вопросы высших материй. Главный принцип – все и сразу, здесь и сейчас. Явление не новое, но именно сегодня оно расцвело бурным цветом.

Не стоит удивляться, что современная система образования способствует тому, что некоторые преподаватели уподобились философии петуха – «главное прокукарекать, а рассвет пусть не наступает». Услуга-то оказана, какие могут быть претензии?

Плохо, очень плохо, когда во время занятий (по умолчанию) учащиеся занимаются посторонними делами, лишь бы не мешали стандартному течению лекции. Сегодня это уже стало нормой. Мобильные телефоны, если придерживаться мнения А. Фурсенко в отношении образовательного процесса, несут больше информации, чем учитель. Видимо, поэтому мобильный телефон на занятиях стал неотъемлемым атрибутом.

Рекуррентность в учебном процессе

Метод рекуррентности (возвращение, повторение) в учебном процессе занимает важное место. Чтение лекции по принципу nonstop приводит к нарастанию «снежного кома непонимания». Читаемая дисциплина становится все менее понятной, когда наслаиваются новые пласты информации на уже преподнесенную информацию, а не на знания, которые должны быть усвоены ранее. Должны были быть усвоены, но не усвоены. Конечно, в идеале учащиеся, прослушав лекцию, должны просмотреть конспект через некоторое непродолжительное время, чтобы задать вопросы перед следующей лекцией. Преподавателю следует начинать очередное занятие с вопросов по предыдущему материалу. Если позволяют условия и численность аудитории, то задать вопросы, чтобы уловить степень освоения материала.

Парадокс современного образования

Парадокс состоит в том, что наблюдается значительный разрыв между усвоением теории и применением теоретических знаний на практике. Часто алгоритм выполнения лабораторной работы учащимися излагается правильно, но просьба продемонстрировать на приборе порядок действий не свидетельствует о способности применения заученного алгоритма на практике. Смысловая направленность теоретической интерпретации лекции исчезает («интерпретация [от лат. interpretatio – разъяснение, (ис)толкование] в широком смысле – фундаментальная операция мышления, придание смысла любым проявлениям духовной деятельности человека, объективированным в знаковой или чувственно-наглядной форме. Интерпретация – основа любого процесса коммуникации, в ходе которого приходится истолковывать намерения и действия людей, их слова и жесты, элементы знаковых систем»).

При проведении занятий следует уделять особое внимание употреблению новых терминов. Термины следует не просто вводить в лекционный курс, но желательно пояснять этимологию слова. Например, термин «гироскоп» происходит от двух греческих слов: гиро – вращение и скопейн – вижу. То есть гироскоп измеряет угловую скорость основания, на котором он установлен. В дальнейшем следует об этом напоминать, т.е. прибегать к рекуррентности.

Неправильно, когда рекуррентность сконцентрирована только в одной дисциплине. Преподавателю следует обращать внимание и на Целое. Нет просто судовождения – есть ПРОЦЕСС СУДОВОЖДЕНИЯ, который включает в себя все другие дисциплины, которые подключаются к нему (процессу судовождения) по мере необходимости: «Только единое может видеть целое как есть». А Единое – это и есть безопасность мореплавания.

Интрига

Используя в лекции заранее подготовленные слайды с полным текстом лекционного материала, что вполне допустимо, преподаватель оказывается в «колее». Другое дело, если слайд содержит только изобразительную часть лекции, причем само изображение «нарастает» по ходу лекции. Полезно использовать принцип step by step, который позволяет следить за ходом рассуждений преподавателя, дающего пояснение своих действий, а лучше, если последующее действие возникает в ходе диалога. При этом преподаватель должен создать интригу («интрига (фр. intrigue, от лат. intrico – «запутываю») – социальные взаимодействия, основанные на тайных желаниях, слабостях и зависимостях характера человека, ведущие к получению желаемого результата»).

Например, прежде чем сказать, какую фигуру представляет собой магнитный экватор, задать вопрос – о форме (фигуре) магнитного экватора. Чаще всего – по аналогии с географическим экватором – говорят, что это круг. Интрига состоит в том, что магнитные массы неравномерно распределены в земной коре, в результате чего возникает магнитное склонение и магнитные аномалии. Развивая тему, уместно задать вопрос об известных магнитных аномалиях.

Подобные вопросы вызывают интерес (в аудитории возникает оживление) и служат переключению внимания.

Установление диалога

Для установления диалога с аудиторией потребуются дополнительные усилия. Сделать это непросто. На первом занятии следует оговорить форму проведения занятий, которая должна быть продумана и понята слушателями. Следует заключить нечто вроде джентльменского соглашения. Постараться убедить учащихся задавать вопросы по ходу лекции. При этом не стесняться задавать даже «глупые» вопросы. Опыт показывает, что «глупые» вопросы чаще всего оказываются отнюдь не такими уж и глупыми. Зато у лектора появляется возможность вовлечь в диалог всю аудиторию, что очень полезно, так как возникают доверительные отношения. В идеале – синергия. В современных условиях запущенности школьного образования аудитория слушателей должна быть небольшой. Совладать с большой аудиторией весьма сложно даже опытному лектору.

Следует иметь в виду, что некоторым преподавателям удобнее отвечать на вопросы в конце лекции. Безусловно, это право лектора. Главное – результат.

Основой успешного ведения занятий является методика. Как сказал математик Джордж Полиа: «Хороших методик ровно столько, сколько хороших учителей». И это справедливо – путь в хорошие учителя лежит через свою личную методику. Знать и изучать чужие методики нужно и полезно, при всем этом у каждого преподавателя должна сформироваться своя персональная методика. Стандарта учителя, как это предписывает Федеральный закон РФ № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» – нет и быть не должно. Вся ценность учителя – в его неповторимости. Он, и только он способен создать и донести свой уникальный опыт воспроизведения знаний ученикам в доступной и понятной форме.

По сути, хороший учитель – это актер, но не просто актер, актер-импровизатор, следящий за реакцией аудитории и готовый в любой момент направить русло лекции в ином, более доступном направлении. Порою приходится упрощать изложение темы, пусть даже это упрощение опускается до примитивизма, до метафоры. Главное, чтобы цель была достигнута. Можно, как говорил В. Маяковский, «…стихами лить из лейки иль кропить, набравши в рот…», но если аудитория не воспринимает высокопарные научные термины, то все усилия могут оказаться напрасными.

Данная статья не является каноном для подражания. Накопленный за сорок пять лет опыт преподавания появился не вдруг, ему предшествовали годы исканий, сомнений и разочарований. Мало хорошо знать содержание читаемой дисциплины, нужно иметь запас знаний, которые сопрягаются с другими дисциплинами. Привлекать познания из гуманитарных областей. Все это позволяет создавать фоновый диалог. Роль фонового диалога сегодня существенно возросла, ведь основой фонового диалога служат прежние знания, полученные, а если быть более точным, которые должны были получить в школе. Соприкасаясь с вопросами школьных знаний, впору прийти в уныние. Надо признать, что школьные знания носят весьма поверхностный характер. Это признают все. Вины школьных учителей в этом нет. Виновата система образования, навязанная стране в 1990-е годы. И только благодаря упорству немногих еще сохранились «островки» подлинного образования, но их так мало.

Чтение лекций в вузе предполагает неоднократные встречи с аудиторией. Поэтому первая лекция – краеугольный камень успеха читаемого курса. Первое впечатление самое сильное. Начинать лекцию следует энергично, напористо, излагая факты истории возникновения научной дисциплины. Ее прошлое и нынешнее состояние в ряду прочих дисциплин, формирующих потенциал будущего специалиста. При этом порою приходится рушить стереотипы, сложившиеся у не вполне компетентных и недобросовестных или вовсе некомпетентных людей, случайно оказавшихся в отрасли, увы, имя им – легион.

Задача преподавателя, приступающего к чтению курса лекций, заключается как минимум в том, чтобы заинтересовать, а в идеале очаровать новой дисциплиной. И, что особенно важно, не вызвать неприязни к своей личности.

Полезно изложить свои требования в части, касающейся дисциплины во время занятий. Это особенно касается пользования мобильными телефонами во время лекции: сегодня это бич образования. Борьба против этого должна вестись непримиримая. В качестве аргумента можно употребить слова Сенеки: «Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность» [Сенека. Письма к Луцилию. Письмо 1].

Преподаватель имеет право на защиту от посягательств на его личное время со стороны нерадивых учащихся. Эту нерадивость и вольность породил пресловутый ФЗ № 273 «Об образовании…», провозгласивший подушевое финансирование в вузах.

Новые горизонты образования

Во время лекции следует пояснять этимологию терминов. Например, термин «девиация» происходит от двух греческих слов: де – в стороне – и виа – дорога. Плохо, когда мы оказались в стороне от дороги. Можно быстро прибежать, но не туда.

Пресловутая Болонская система образования обещала быстрое и качественное образование – это пример девиантного применения чуждой методики. Отказ России от Болонской системы образования – это запоздалое признание ущербности западного образования.

24 мая 2022 года министр науки и высшего образования России В. Фальков сделал заявление: «Будущее за нашей собственной, уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента». Все так, но уникальность не растет на грядке сама по себе – требуется селекция. «Процесс пошел», но по-прежнему в числе реформаторов просматриваются те, кто продвигал Болонскую систему.

Реформирование потребует новых денежных субсидий. Работа может длиться годами, если к работе по реформированию будут привлечены специалисты, далекие от образования.

Как и прежде, бытует мнение, что наличие на кафедре конспектов лекций способно обеспечить полноту знаний по читаемым дисциплинам. Уже приходилось слышать от чиновников, что любой преподаватель кафедры должен читать лекции, используя конспект своего коллеги в случае необходимости. Действительно, «услуга» будет оказана, но обеспечит ли она полноту знаний, это уходит на задний план.

Чтобы овладеть вниманием аудитории и удерживать его, лектор должен уметь импровизировать в зависимости от ситуации. На этот счет нобелевский лауреат Г. Селье рекомендует: «Включайте в лекцию лишь «сливки» своих познаний, оставляя себе для маневра широкое и безопасное поле накопленных знаний – тот резерв, куда вы могли бы отступить либо под воздействием собственной речи, либо руководствуясь реакцией аудитории» [Селье Г. От мечты к открытию].

Краеугольным камнем современного образования является лектор. Судя по тем лекторам, которые вещают с телеэкранов, таковых мало. Знаниям, порою глубоким, не пробиться через препоны косноязычия. Свободный доступ к Интернету уводит роль лектора на задний план. А когда лекция превращается в скучное времяпрепровождение, то тянутся к мобильным телефонам. Использование мобильных телефонов во время лекции должно восприниматься преподавателем как личное оскорбление. Помимо затраченного времени, отведенного на лекцию, преподавателю приходится тратить уже свое личное время на дополнительные консультации и пересдачи зачетов и экзаменов. Не стоит скрывать и нечистоплотность, которая все больше распространяется среди учащихся. Курсант-задолжник бросает обвинение трем преподавателям: «Вы меня плохо учили». Тут же ему предъявляют учет посещаемости занятий (преподаватель, помимо журнала, ведет еще и свой учет). Немало не смущаясь, он оправдывается, что его затаскали по комиссиям и ему некогда было посещать занятия. И вновь пресловутый Федеральный закон РФ № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – о подушевом финансировании, не будь этой статьи, его бы давно отчислили, а так приходится изыскивать меры воздействия. Тратить время, которое могло бы быть потрачено на тех, кто хочет и кому интересно учиться.

Другой аспект: учитывая нынешний провал в школьном образовании, лектору нужно все больше спускаться на уровень популяризации. Но это требует также способности маневрировать, руководствуясь реакцией аудитории. Не каждый преподаватель способен переходить с одного уровня изложения материала на другой, более понятный. Такое не по плечу преподавателю-однодневке.

При чтении лекций полезно прибегать к метафорам, они нередко способствуют пониманию темы, вот только нужно убедиться, что метафоры понятны учащимся. Как выяснилось, при чтении лекций по девиации магнитных компасов, большинство курсантов не знают, что означает выражение «клин вышибают клином». Речь же шла о компенсаторах девиации из «твердого» и «мягкого» в магнитном отношении железа, т.е. подобное компенсируется подобным.

В учебном процессе должна присутствовать здравая доля логической постепенности. В этой связи уместно привести слова А. Фурсенко из его интервью, данного газете «Аргументы и факты» в бытность министром образования.

«АиФ»: «Что ни год – реформа образования. Дважды два четыре раньше преподавали неправильно?»

А. Фурсенко: «Не в этом дело. Жизнь стала другая. Еще недавно главным носителем знаний был учитель. Сегодня любой пятиклассник порой знает больше педагога, потому что у него есть Интернет, телевизор с огромным количеством каналов. Поразить его знанием невозможно. Учитель должен стать наставником, проводником в мире информации. Он должен строить урок примерно так: ребята, вы можете знать в десять раз больше меня, но я вам объясню, чего стоит это знание и как им правильно пользоваться».

Иного мнения придерживается д. ф.-м. н. профессор Г. Малинецкий: «Система образования должна передавать знания, которые добывают ученые. Педагогическая наука создает методики, позволяющие делать это наилучшим образом. Активная работа ученых в образовательном пространстве естественна: именно они представляют, как изменились наши знания, что является главным, а что – второстепенным. К сожалению, в ходе реформ научные организации и большинство исследователей были отстранены от решения образовательных проблем федерального уровня.

Споры в этой области кончились – развал стал очевиден. В частности, международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) его наглядно показала. В этой программе, призванной выявить уровень образования 15-летних школьников, проверяются знания по математике, физике и естественным наукам, а также качество чтения на родном языке. В 2000-х годах наши школьники занимали место в третьем десятке, сейчас – в четвертом. Первые места занимают ребята из стран, где не на словах, а на деле осуществляется научно-технический прорыв: Китая, Южной Кореи, Сингапура, Финляндии.

Ситуация в большинстве вузов и университетов такова, что в них стремятся дать высшее образование тем, кто не имеет среднего. Хаос с трудоустройством лишает ребят важного стимула для хорошей учебы. Представляется вполне естественным связать перемены, необходимые для отмены пагубных реформ последних десятилетий, и курс на вывод отечественного образования на мировой уровень с прорывом, который планируется совершить в России [Малинецкий Г.Г. Изборский клуб. Пространство разума. 26 июня 2021 года].

Слова Г. Малинецкого хорошо иллюстрирует анекдот из Интернета.

«Пациент у психолога:

– Мне кажется, что меня никто не понимает: пустые глаза, равнодушие на лице и абсолютное нежелание слушать.

– А чем вы занимаетесь?

– Преподаю квантовую физику в университете».

Пример прорыва в системе образования был совершен в России после Октябрьской Революции, когда страна вырвалась из сплошной неграмотности на передовые позиции. Все дальнейшие успехи СССР в наукоемких отраслях этому свидетельство. У. Черчилль так охарактеризовал эти успехи: «Сталин принял Россию с сохой, а сдал с ядерной бомбой».

Оценка труда ученых

«Однако в настоящее время чиновники оценивают деятельность ученых и научных организаций по числу работ в неком списке журналов и по тому, какие из них упомянуты в базах данных Scopus и Web of Science. Ученых призывают не решать задачи, а создавать информационный шум и без устали выпускать поток статеек в заданных журналах. Это абсурд! Мы должны не работать, а имитировать, что у нас отличная наука.

Президентом ясно сформулировано, что «наш главный враг – отсталость». Очевидный способ бороться с этой отсталостью – оторваться от западного поводка в научной сфере» [Малинецкий Г.Г. Изборский клуб. Пространство разума. 26 июня 2021 года].

Полезность публикации статей в журналах из списка Scopus и Web of Science весьма сомнительна. Если даже и будет статья опубликована, то в большинстве случаев все ограничивается принципом: сам пишешь – сам читаешь. Наивность цитирования очевидна. Статьи должны публиковаться в отраслевых журналах, где есть хоть какая-то надежда, что их прочитают специалисты отрасли.

Кадровая катастрофа в сфере образования является наиболее насущной в России – здесь уже не отставание, а провал. За истекшие тридцать лет сфера образования претерпела жесточайшую пертурбацию. И если после Октябрьской Революции еще оставались кадры старой школы, то сегодня ряды учителей-новаторов изрядно поредели. Эквилибристика с инновационным образованием (демонстрация слайдов с текстами лекции) результата не дала. Нет инновации там, где отсутствует живое Слово.

Полезно знать и понимать, что Интернет на сегодняшний день не является цельноорганизованным информационным пространством. Часто говорят, что Интернет – это помойка. Не следует воспринимать это как выпад против всей системы. Для грамотного пользования Интернетом требуется прежде всего самодисциплина со стороны пользователя. В противном случае к поискам подключается прокрастинация («прокрастинация – в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам»).

А. Фурсенко, будучи доктором физико-математических наук, должен бы понимать, что освоить физику по Интернету невозможно даже любознательному школьнику, тем более любому.

Преподаватель нужен здесь и сейчас, а не где-то удаленно. Пандемия наглядно продемонстрировала ущербность дистанционного обучения. Теперь эта форма обучения используется как крайняя мера.

Знания – это упорядоченная информация, пригодная для практического применения. И только пройдя через горнило практики, информация обретает статус полноценного знания.

Информацию, почерпнутую из Интернета, можно уподобить груде строительных материалов, которые свалили в общую кучу, и из этой груды нужно сложить пазл, который и будет называться строением. Причем при применении одних и тех же материалов чертежи, строения будут отличаться. Так же будут отличаться и полученные знания. Это наглядно продемонстрировала квантовая физика, когда выяснилось, что нет единого понимания терминов среди ученых.

Магия Слова

Магия Слова – это особая тема. В Евангелии от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В синодальном переводе «логос» переведено как «слово». Хотя между этими понятиями есть существенная разница, которая – в кратком изложении – заключается в том, что «слово» ориентируется на существительные: стол, дерево… «Логос» же включает в себя глубинные процессы психики, которые, усиленные голосовыми вибрациями и интонацией, воздействуют на мышление человека, на его поведение. Роджер Бэкон считал, что при переводах Библии была нарушена «предельная грамматика и утеряно Слово: изначальное творческое дыхание, или дух Бога» [Чёртон Тобиас. Гностическая философия. От древней Персии до наших дней].

Заключение

В учебные заведения нужно вернуть Слово, живое Слово, а для этого следует взращивать Учителя, способного эти слова не просто произносить, но и одухотворять.

Н.К. Рерих писал: «Преступление противу знания самое тяжкое. После него молчит милосердие».

Пророческие слова, но наше «милосердие» не знает границ, и именно поэтому процветает невежество в сфере российского образования.

Морской флот №6 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ