Необычный рейс в ноябре - Морские вести России

Необычный рейс в ноябре

08.06.2023

Из истории флота

Россия обязана иметь в Арктике мощное судоходное предприятие

Фото: Выгрузка на п/с «Солнечная» на Северной Земле. 1972 год

Более 50 лет назад состоялся экспериментальный рейс дизель-электрохода «Гижига» Мурманского морского пароходства в интересах Норильского ГМК. Этот бросок русских моряков в неизведанное сквозь полярную мглу Арктики положил начало круглогодичной навигации по Севморпути и вошел в героическую историю освоения ледовых трасс от русских первопроходцев до наших дней.

В том рейсе отважных на борту судна был и наш постоянный читатель Игорь Джохадзе, который прислал в редакцию статью о том, как это событие осветили 9 декабря 1970 года в издаваемой тогда пароходством газете «Арктическая звезда», предварив таким письмом:

«Уважаемая редакция журнала «Морской флот»! Высылаю вам бережно хранимую мною статью об экспериментальном рейсе д/э «Гижига», как пример того, насколько значима была работа Мурманского морского пароходства. Я работал помощником капитана на «Гижиге», участвовал в первом рейсе продленной навигации в порт Дудинка в 1970 году.

Мой старший брат Валентин Джохадзе более 40 лет проработал в Мурманском пароходстве. Последним его судном был «Капитан Данилкин», где он служил капитаном.

С тяжелыми чувствами наблюдаю за тем, что делают с этой заслуженной морской транспортной компанией и ее коллективом. По моему мнению, компанию можно было бы сохранить и оживить. Это имеет смысл, учитывая бурное развитие нефтегазовых и других промышленных проектов в Арктике, для развития которых необходим морской транспортный флот.

Сегодня, после разгрома легендарного арктического пароходства в Мурманске, в северо-западной части России осталась только одна более-менее крупная судоходная компания – Северное морское пароходство в Архангельске. Этого явно недостаточно, и это недопустимо. Россия обязана иметь в Арктике мощное судоходное предприятие», – уверен наш читатель, ветеран отрасли и патриот морского флота.

Газета «Арктическая звезда», 9 декабря 1970 года

«Много в нашем пароходстве судоводителей, не один десяток лет отдавших плаваниям в суровых водах Арктики, не раз пробивавшихся сквозь, казалось бы, непроходимые льды и всегда становившихся победителями в схватках со стихией. В их числе и капитан дальнего плавания Вячеслав Николаевич Маков.

Двадцать один год работает он в нашем пароходстве. Пришел сюда после окончания Архангельского мореходного училища. Начинал матросом, затем был штурманом. Заочно окончил ЛВИМУ. Долгое время работал капитаном на знаменитом ледокольном пароходе «Дежнев». На «Гижиге» Вячеслав Николаевич с приемки, точнее – скоро два года.

Он обладает хорошим судоводительским опытом, широкими знаниями, пользуется большим уважением у экипажа. Успешно справляется капитан и с партийным поручением – руководит семинаром по изучению работы В.И. Ленина «Государство и революция».

За заслуги в развитии морского флота страны Вячеслав Николаевич Маков награжден знаком «Почетному работнику Министерства морского флота».

Экипажу дизель-электрохода «Гижига» под командованием этого опытного капитана, замечательного человека выпала честь совершить необычный рейс. В ноябре, когда уже давным-давно закончилась арктическая навигация, предстояло доставить груз в Дудинку. Ничего подобного не было за всю историю освоения Арктики.

Готовились к рейсу моряки, готовились ученые. В плавании приняли участие научные работники Института Арктики и Антарктики (ААНИИ), ЦНИИМФа, инженеры Норильского горно-металлургического комбината.

Каковы условия плавания в это время, насколько удобно и пригодно для перевозки руды судно этого типа, как отражается на состоянии и качестве груза перевозка его морским путем, что покажет экономический расчет? В рейсе получены определенные ответы на все эти вопросы.

...Груз предстояло взять в Кандалакше и Архангельске. В первом порту погрузка, по словам моряков, произведена отлично, а вот архангельские портовики могли бы закончить грузовые операции на сутки раньше, подвела организация труда.

Вот уже на борту лоцман, но... из-за плохой навигационной обстановки пришлось потерять почти сутки. Как только туман чуть-чуть рассеивался, судно осторожно двигалось вперед, но видимость ухудшалась, и «Гижига» вынуждена была стоять.

Наконец-то Двина позади. В работе все дизели, скорость 15–16 узлов. Молодцы – члены машинной команды, подготовились к плаванию безукоризненно. А ведь пришлось не так-то просто.

С началом рейса совпал и срок моточистки двигателя. Требует это определенного времени (несколько сотен человеко-часов) и вывода судна из эксплуатации.

Члены машинной команды, руководимой главным механиком Е.И. Верещагиным, понимали, что нужно найти выход из положения. И решили выполнить работу во время стоянки судна под погрузкой. Всех сплачивало одно стремление – успеть, справиться, сделать все, что требуется, безупречно. И успели.

Когда понадобилось ввести в действие все двигатели, был введен и тот, моточистку которого к этому времени закончили.

Второй механик Владимир Иванович Муратов и другие механики и электромеханики, старший моторист, коммунист Геннадий Лукин, награжденный юбилейной медалью старший моторист А.И. Цветков, мотористы Г.И. Лачев и Василий Рига, старший электрик Виктор Неумоин и еще многие члены машинной команды несли вахту в этом рейсе обычную и в то же время особо ответственную.

Все шло отлично до встречи со льдами. Здесь судно сразу же взяли под проводку мощные ледоколы. Скорость движения уменьшилась, потребовалось очень напряженное внимание несущих вахту и на мостике и в машинном отделении.

Кромешная тьма полярной ночи, снежные заряды, льды – все осложняло плавание.

А вот оценка самих моряков: будничная, обычная работа.

– Не было и сомнения, что справимся с заданием, – рассказывает второй механик В.И. Муратов, – не то время, о котором, например, речь идет речь в книге Г.К. Григорьева «Дороги идут в Арктику». И суда у нас теперь мощнее, и оснащение их лучше, и люди, кроме энтузиазма, опыт немалый имеют.

– Рейс сложный, ответственный, – сказал капитан В.Н. Маков, – но бывали и потруднее...

...Тяжелые льды пройдены, по Енисею «Гижига» идет в сопровождении ледоколов «Капитан Воронин» и «Капитан Белоусов». А около суток по реке судно шло самостоятельно.

И вот торжественная встреча в Дудинке. На причале множество людей, здесь состоялся митинг, на котором моряков горячо приветствовали и благодарили за доставку груза представители общественности города. Нa митинг прибыли А.Ф. Колониченко – первый секретарь Таймырского окружного комитета партии (КПСС – Коммунистической партии Советского Союза. – Прим. ред.), В.Г. Миргунов – первый секретарь Дудинского горкома КПСС, А.Г. Кизим – начальник порта Дудинка.

Несколько дней в Дудинке, пока судно выгружалось и принимало груз, пролетели незаметно. Моряков принимали как дорогих гостей, они совершили экскурсию по городу, побывали на Норильском горно-металлургическом комбинате, встречались с трудящимися города. На судне побывали ученики восемнадцати классов городских школ.

Поднялась сильнейшая пурга (с мостика носа судна не было видно), когда «Гижига» покидала Дудинку, но не впервой бороться со стихией морякам. Недаром не видят они в этом героизма: мужество, смелость, отличное знание дела, точный расчет – все это стало нормой для покорителей Арктики – моряков нашего пароходства.

Вячеслав Николаевич Маков очень тепло отзывается о многих членах экипажа «Гижиги» – старшем помощнике капитана В.И. Шестопалове, плотнике М.К. Мартынове, матросах первого класса А.И. Розанове и А.С. Боброве.

Обязанности второго помощника капитана на судне известны. На его ответственности размещение груза. Капитан дал самую высокую оценку работе второго штурмана В.А. Шугара.

Четвертый помощник капитана следит за состоянием навигационных приборов. Всего несколько месяцев в этой должности недавно окончивший ЛВИМУ комсомолец Игорь Джохадзе. Дело свое он знает превосходно, нашел свое место в коллективе, активно участвует в общественной жизни. В том, что локаторы и другие приборы работали в экспериментальном рейсе безупречно, – заслуга Игоря Джохадзе. А насколько важна была идеальная их работа в этом рейсе, понятно каждому.

Не обошел добрым словом капитан и повара Владимира Гончарова. Этот рейс для кока на «Гижиге» был первым, но все моряки успели оценить его искусство в приготовлении вкусных и питательных завтраков, обедов и ужинов. Безупречно работают уборщицы Р.О. Подымникова и А.А. Львова. Имя первой из них занесено на Доску почета судна, вторая на «Гижиге» всего год, а ей уже присвоено звание ударника коммунистического труда.

3 декабря, на сутки раньше завершив экспериментальный рейс, с грузом норильской руды дизель-электроход «Гижига» прибыл в порт приписки. В Мурманске моряков, успешно справившихся с заданием, ждала торжественная встреча, а еще в пути они получили радиограмму министра морского флота Т.Б. Гуженко, который поздравил их с победой.

На борту судна состоялся митинг. Со словами приветствия обратились к морякам и.о. начальника пароходства С.Н. Кузнецов и секретарь Ленинского райкома партии С.Ф. Лисицинский.

Капитан дизель-электрохода «Гижига» В.Н. Маков от имени экипажа поблагодарил за теплоту и сердечность встречи. Моряки справились с заданием, преодолев полярную ночь, пургу, тяжелые льды и сорокаградусные морозы, и готовы вновь выйти в любое плавание, каким бы трудным оно ни было.

Из радиограммы т. Гуженко, министра морского флота СССР

– На дизель-электроход «Гижига», тов. Макову!

Горячо поздравляю всех участников, организаторов экспериментального рейса дизель-электрохода «Гижига» с успешным завершением основной части программы эксперимента. Желаю экипажам судов, коллективам портов, а также других организаций и предприятий, принимавших участие в проведении эксперимента, дальнейших трудовых успехов в выполнении плана 1970 года, принятых обязательств в честь XXIV съезда КПСС.

Морской флот №6 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ