Через препятствия с улыбкой! - Морские вести России

Через препятствия с улыбкой!

08.08.2018

Капитаны российского флота

Через препятствия с улыбкой!

Высшая награда ОАО «Новошип» – Золотой знак – заняла место на кителе капитана Михаила Бабенко рядом с нагрудными знаками «Почетный работник морского флота» и «Почетный работник транспорта России».

Серафима Шукшина, менеджер по связям с общественностью ОАО «Новошип»

Судьба этого моряка – пример того, как вопреки обстоятельствам нужно стремиться к своей мечте. В свое время в ленинградскую среднюю мореходку его не взяли – на медкомиссии сказали: «Ты слишком маленький, пей парное молоко». Последовал совету и через два года поступил в Одессе. Когда, окончив судоводительский факультет ОВИМУ с отличием, Михаил был снова «забракован» медкомиссией – теперь по зрению и не получил распределения на флот, он все равно продолжал думать о море.

– В 1971 году я пришел в Новороссийский порт диспетчером портофлота, – рассказывает М. Бабенко. – Конечно, не об этом я мечтал с детства. Всегда видел себя штурманом благодаря книгам и фильмам о море, где штурвал был в руках у сильных и смелых людей, побывавших в самых дальних уголках земли. Жаль, что теперь о моряках почти не пишут и хорошее кино снимают редко.

«Раз капитаном мне стать не судьба, буду метить в министры морфлота», – решил Михаил и поступил в Одесский институт инженеров морского флота на эксплуатационный факультет. В это время он работал в службе портов Новороссийского морского пароходства. Став ближе к морю, Бабенко решил обратиться к начальнику пароходства Оресту Сыченикову с просьбой направить его на флот пятым помощником – помхозом. «Давай попробуем», – сказал Сычеников. С этой фразы началась морская карьера Михаила Бабенко.

– Смелость города берет, – смеется капитан. – Первым моим пароходом был «Федор Полетаев» из серии «итальянцев». На медкомиссии упорно выносили «приговор»: «Годен в очках». Это означало, что в штурманы меня не возьмут. Но мне так хотелось работать судоводителем, что капитаны стали неофициально привлекать меня к несению вахт. Лишь через десять лет, когда благодаря технической модернизации флота Министерство здравоохранения понизило требования к судоводителям, я смог получить повышение. В том, что я дошел до капитанской должности, – заслуга капитанов-наставников Петракова и Косилова. Слово в мою пользу сказал и сам Геннадий Федченко, чем я очень горжусь.

Следующие десять лет Бабенко работал капитаном на 28-тысячнике «Московский фестиваль». Когда судну было 22 года, оно имело по 8-9 одобрений, и никто на вид не давал ему больше 15 лет. Капитан считает: все благодаря тому, что удалось сформировать постоянный экипаж, настоящую команду.

– Времена сильно изменились. Теперь требуется больше контроля над людьми, нужно воспитывать доверие друг к другу. Сейчас на судах каждый живет в своей скорлупе. Раньше сама жизнь требовала от нас «коллективизма», работа строилась на доверии и поддержке. Наверное, дело в воспитании. В Союзе нам все время внушали, что нельзя отделяться от коллектива, и это срабатывало. В рейсе люди с удовольствием общались, проводили вместе свободное время. Безусловно, организаторская деятельность была дополнительной нагрузкой для капитана, но и интенсивность работы судов была ниже, и документы отнимали меньше времени. Сегодня требования выше, а работа более напряженная, но капитаны старой закалки пытаются время от времени расшевелить людей. Конечно, советские методы у молодежи не вызывают большого энтузиазма, но некоторые элементы тех морских традиций приживаются вполне хорошо. Например, в моих экипажах мы отмечали проход экватора. Потом красочные грамоты с печатью Нептуна моряки возили как талисманы среди серьезных документов.

Михаил Бабенко уверен, что у каждого судна есть если не душа, то индивидуальность. Отчасти она закладывается на верфи, но в основном это заслуга экипажа. В руках моряков пароход будто превращается в живое существо, меняет настроение, реагирует на хорошее отношение к себе. К слову сказать, на счету капитана Бабенко нет ни одной аварии, а ведь приходилось работать в самых разных условиях, в том числе во льдах. На «Московском фестивале» он возил нефть из Баренцева моря на Роттердам, в Белом море швартовался к бочкам в порту Витино, когда там еще не было причала, грузился в Кольском заливе с лихтеров.

– Однажды на «Московском фестивале» мы погрузились в Финляндии (тогда мы в порту замерзли, буксирам пришлось обкалывать лед) и пошли в Канаду. Вход в залив Святого Лаврентия уже был закрыт льдом. Лед был сплошной, но сравнительно тонкий, и мы прошли то поле без ледокола. Дальше в узкости постоянно работал ледокол, и мы продолжили путь в битом льду. Когда «Московский фестиваль» покинул порт Монреаль, его корпус был отполирован до блеска…

Михаил хоть и относит себя к морякам старой закалки, использует любую возможность углубить свои профессиональные знания. Иногда он обращается к молодым морякам с вопросами – чтобы добавить им уверенности в себе.

– Нельзя отрицать, что в нашей отрасли за последнее время были и перемены к лучшему. Революция в техническом оснащении только чего стоит! Кроме того, были приняты новые положения морских конвенций, кодексов, систем управления, особенно связанных с обеспечением безопасности мореплавания. Для районов сложного и интенсивного судоходства были разработаны и внедрены системы разделения движения судов. Значительно возрос уровень обслуживания судов в портах захода. Кажется, все это должно было облегчить задачу капитана, но фактически нагрузки даже выросли, учитывая интенсивность работы и тот объем знаний, которым ты должен обладать.

За что дают золотые знаки? Капитан Бабенко предложил свой вариант ответа:

– Я думаю, что для всех моряков одинаково важно трезвое и позитивное отношение к своей профессии. Не нужно думать, что море – это не навсегда. Время все расставит по местам, и, перефразируя известное высказывание о том, что плох тот солдат, который не хочет стать генералом, скажу: плох тот матрос, который не хочет стать капитаном. Нужно всегда идти к большой цели, и тогда никто не сможет упрекнуть тебя в несостоятельности, недобросовестности и легкомыслии. Все мы несовершенны (и море это только подчеркивает), но честный и порядочный человек на любой должности должен оставаться Человеком. И чаще улыбаться – так легче преодолевать препятствия.

Морской флот №1 (2012)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ