«Начальник моря» - Морские вести России

«Начальник моря»

02.08.2018

Капитаны российского флота

«Начальник моря»

Бурное развитие Норильского горно-металлургического комбината требовало расширения устойчивых, регулярных транспортных связей. С этой целью 19 мая 1970 года Коллегия Минморфлота приняла решение провести в ноябре-декабре 1970 года экспериментальный рейс Архангельск – Дудинка – Мурманск. Главными исполнителями эксперимента стали моряки, экипажи дизель-электрохода «Гижига», ледоколов «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин», «Мурманск» и атомного ледокола «Ленин», а также гидрографы, летчики, синоптики, гидрологи. А объединил всех Штаб морских операций, возглавляемый Брониславом Семеновичем Майнагашевым. По его словам, он прямо-таки физически ощутил тяжесть возложенной на него ответственности и предстоящей работы.

Но ведь недаром называли его «Начальником моря» – именно так, а не иначе расшифровывая его позывные «НМ».

Эдуард Вересоцкий, заслуженный работник транспорта РФ, почетный работник морского флота, почетный полярник, капитан дальнего плавания

Рейс-эксперимент

Много позже Валерий Кравец в предисловии к книге «Легендарный поход «Гижиги» писал: «Экспериментальный рейс дизель-электрохода «Гижиги» в конце 1970 года стоит в ряду славных дел XX века по изучению и освоению трассы Севморпути, последствия которого сказались сразу же. Год спустя в Дудинку пришел уже целый караван транспортных судов, преодолев в условиях полярной ночи тяжелые льды. Так начиналась круглогодичная навигация, значение которой трудно переоценить».

На грани постоянного риска

Между тем в биографии Майнагашева был еще более плодотворный и фантастически напряженный период деятельности – восемь лет работы, с 1963 по 1971 год, в качестве заместителя начальника пароходства по ледокольному флоту – начальника морских операций западного района Арктики.

В это время страна приступила к широкой промышленной разработке и добыче полезных ископаемых Сибири. Путь к ним лежал через северные моря. Новая должность Майнагашева фактически выдвигала его на передний край борьбы за овладение богатствами Сибири и Севера.

Коллектив под руководством Бронислава Семеновича обеспечивал плавание по трассе Северного морского пути сотен судов разных пароходств, перегон кораблей ВМФ, речных и рыболовецких судов, доставку газотурбин из Ленинграда для строившейся на Енисее Саяно-Шушенской ГЭС и многих других крупногабаритных грузов. Почти десятилетие на грани постоянного риска, часто смертельного, когда приходилось летать на самолетах и вертолетах над торосами и айсбергами в полярную ночь, пургу и мороз для определения безопасного маршрута плавания судов во льдах.

Майнагашев сам выбрал свой путь. Он родился вдали от моря – в Новосибирске, а в 1950 году после окончания Ленинградского высшего арктического морского училища им. адмирала С.О. Макарова был направлен в Ленинградское морское агентство Главсевморпути. С 1955 года он работал в Мурманском арктическом пароходстве на ледорезе «Литке» вначале старпомом, а в 29 лет получил диплом капитана дальнего плавания и ушел в рейс на «Литке» капитаном. Спустя еще три года Бронислав Семенович поднялся на капитанский мостик новейшего по тому времени дизель-электрохода «Куйбышевгэс». В это самое время автора этих строк избрали секретарем комитета комсомола Мурманского пароходства. Дизель-электроход «Куйбышевгэс» был нашим подшефным комсомольско-молодежным судном. Всегда мы его встречали и провожали в рейсы, устраивали с экипажем совместные вечера и концерты в клубе моряков или на судне. Той дружеской, доброжелательной атмосфере, которая царила среди экипажа судна, во многом способствовал его капитан. Меня всегда поражали неутомимая энергия, проявлявшаяся у него во всем, уважительное отношение к людям, такт, скромность и дисциплинированность. Было приятно встречаться с этим красивым, обаятельным человеком. Помню, что с большим уважением к нему относились начальник пароходства Иван Дмитриевич Данилкин, секретарь парткома Николай Викторович Вакорин, сотрудники управления и, конечно, моряки. За пять лет работы на дизель-электроходе «Куйбышевгэс» Бронислав Семенович помимо Арктики совершил рейсы во многие порты мира на всех континентах земли.

Главный капитан флота

В 1971 году Майнагашева переводят в Москву на должность заместителя начальника администрации Северного морского пути. В этой должности он уже руководил действиями западного и восточного штабов морских операций в Арктике. Продолжались бесконечные командировки, полеты на самолетах и вертолетах над просторами Арктики.

В августе 1977 года во время похода атомного ледокола «Арктика» к полюсу Б.С. Майнагашев ежедневно анализировал обстановку и совместно с В.И. Тихоновым докладывал руководителям страны о ходе экспедиции.

Поход атомохода «Арктика» положил начало интенсивному развитию высокоширотного судоходства. В мае 1978 года Майнагашев возглавил высокоширотный трансарктический рейс дизель-электрохода «Капитан Мышевский» под проводкой атомного ледокола «Сибирь». Рейс проходил в сложных ледовых условиях, но завершился благополучно. Льды закончились в Чукотском море у мыса Сердце-Камень. Далее «Капитан Мышевский» последовал самостоятельно. В 1979 году Б.С. Майнагашев был назначен начальником Главной морской инспекции и утвержден членом Коллегии Министерства морского флота. Через несколько лет его утвердили председателем Всесоюзного объединения мореплавания и аварийно-спасательных работ В/О «Мореплавание». Майнагашев стал главным капитаном огромного гражданского флота всех морских отраслей. Никогда ранее в стране не существовало такой должности со столь всеобъемлющими функциями. Но Брониславу Семеновичу было не привыкать к напряженному графику.

Работа в центре чередовалась с бесконечными командировками в пароходства или за рубеж для участия в деятельности международных морских организаций. Нередко он был и гостем Арктики.

Его высокий профессионализм проявился осенью 1983 года, когда крайне тяжелая обстановка сложилась в Чукотском море. Тогда 22 транспортных судна оказались прижатыми северным ветром к береговым припайным льдам, а теплоход «Нина Сагайдак» был раздавлен льдами и погиб. В порт Певек с широкими полномочиями от Министерства морского флота и руководства страны прибыл в качестве начальника штаба по спасению флота Б.С. Майнагашев. С большим напряжением работали вдоль побережья Чукотского моря атомоходы «Арктика», «Сибирь», «Ленин», ледоколы «Адмирал Макаров», «Ермак», «Ленинград», «Владивосток», «Капитан Сорокин», «Капитан Хлебников». Майнагашев предложил оригинальный способ вывода судов – «единым кулаком ледокольных сил». Это была одна из выдающихся баталий во льдах Арктики. Все суда были выведены на чистую воду.

Цепью страшных трагедий грянул 1986 год. Чернобыль, кораблекрушения теплохода «Михаил Лермонтов», парохода «Адмирал Нахимов». Совет Министров СССР освободил от должности Майнагашева и несколько других руководителей Министерства морского флота. На заседании Политбюро, когда Майнагашеву предоставили слово, он четко доложил о работе В/О «Мореплавание», а когда Горбачев сделал замечание: «Ближе к теме», – Майнагашев не стушевался и ответил: «А я и говорю по теме, не перебивайте меня, Михаил Сергеевич». И на этот раз мужество не покинуло его.

Плавал до самой пенсии

Вскоре Бронислав Семенович уехал в Мурманск, вновь поднялся на капитанский мостик атомохода и ушел в Арктику.

Пять лет он плавал капитаном на атомных ледоколах «Арктика», «Таймыр» и «Вайгач». И даже достигнув пенсионного возраста, не ушел от дел. С 1992 года руководство Республики Хакасия назначило его первым заместителем постоянного представителя Республики Хакасия при Президенте Российской Федерации, а с 1994 года – постоянным представителем в ранге заместителя председателя Совета Министров Республики Хакасия. С 1996 года Б.С. Майнагашев работал помощником члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представителя Верховного Совета Республики Хакасия.

Адмиральский мундир Б.С. Майнагашева украшают самые высокие награды Родины. Он является почетным полярником, почетным работником морского флота, заслуженным работником транспорта РФ. Его трудовой путь отмечен многими почетными наградами смежных отраслей – Министерства обороны, Военно-морского флота, Министерства речного флота, Министерства цветной металлургии.

Морской флот №4-6 (2011)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ