Изменения, которых ждали - Морские вести России

Изменения, которых ждали

04.07.2021

Обзор отрасли

Заметки на полях конференции «Бункерное топливо – 2021: СНГ и глобальные рынки»

Фото: пресс-служба «Газпромнефть Марин Бункер»

В Москве 19 февраля состоялась международная онлайн-конференция «Бункерное топливо – 2021: СНГ и глобальные рынки». К трансляции присоединились партнеры из 26 стран: России, Великобритании, Казахстана, США, Японии и других. Участники конференции затрагивали целый ряд проблем – это и ужесточение экологических норм, и общее снижение деловой активности из-за пандемии, и нестабильность цен, что повлекло за собой изменение бункерного рынка. Однако большую часть этих изменений ключевые игроки ждали давно. Соответственно, изменения прошли в плановом порядке. И конечно значительная часть обсуждений касалась альтернативных видов топлива, которые, несмотря на весь скептицизм, находят применение.

Владислав Букин

Структура рынка и ковид

Прошлый 2020 год для бункерного рынка был в какой-то мере переломным. С 1 января вступили в силу новые требования конвенции MARPOL по запрету использования топлива с содержанием серы более 0,5%. Если ранее такие ограничения касались зон мореплавания SECA (Балтийское, Северное море и пролив Ла-Манш), то теперь требования покрывают всю территорию международного судоходства.

Новые законы изменили структуру рынка судовых топлив. Высокосернистый мазут (HSFO) ушел на второй план, и его заменил низкосернистый (VLSFO). Доля HSFO упала с прошлых 70% до 15–20% в зависимости от региона страны. Однако темные сорта топлива по-прежнему востребованы, в первую очередь со стороны судов, оснащенных скрубберными установками. Например, такой спрос был в Приморском крае (540 тыс. т), в портах Черного моря (80 тыс. т) и на Балтике (330 тыс. т).

Рис. 1. Переход на малосернистый мазут VLSFC

По словам старшего корреспондента издания «Argus Российский мазут» Яны Шереметьевой, которая на конференции представила подробный анализ бункерного рынка России в 2020 году, реализация всех видов топлива на российском рынке упала на 30%. При этом цены на VLSFO снизились в два раза, до $365/т. Наиболее заметно продукт подешевел в конце апреля – начале мая из-за локдауна в портах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Европы.

«Если в 2019 году объем продаж всех видов бункерного топлива составлял чуть более 8 млн тонн, то в 2020 году он снизился на 30%, до 63 млн тонн», – сказала Яна Шереметьева. Больше всего падение коснулось портов Приморского края. Из-за повсеместного локдауна и снижения деловой активности в первой половине года в регион не стали заходить корейские и китайские суда.

ОПЕК, перераспределение и падение цен

В апреле-мае 2020 года страны ОПЕК+ согласовали новую версию сделки о сокращении добычи нефти. Объем сокращения составил 9,7 млн барр./сутки – цифра для мирового рынка углеводородов существенная. Бункерный рынок отреагировал на сделку сокращением производства и некоторым дефицитом топлива, который был особенно ощутим во второй половине года в портах Балтийского и Северного морей.

Еще один фактор, который косвенным образом повлиял на сокращение объемов продаж бункерного топлива, – перераспределение топлива. Некоторые поставщики посчитали, что часть регионов более перспективны в плане продаж, в то время как частью можно «пожертвовать».

Слабый спрос потянул за собой и падение цен. Наибольшее снижение стоимости пришлось на апрель-май. Тогда самое востребованное топливо можно было приобрести по цене 190$ за тонну (для сравнения: в начале года цена составляла 605$).

Ситуация начала выравниваться с начала лета, когда открылись границы и в порты стали заходить китайские и корейские суда. В результате на конец декабря 2021 года в Приморском крае стоимость тонны самого популярного топлива достигла 360$.

Рис. 2. Приморский край под ударом пандемии

Аналогичная картина была и в портах Черного моря, где к середине мая цена тонны топлива достигла 100–110$ за тонну. К концу 2020 года повышение было незначительным и достигло 125$ за тонну.

Рис. 3. Скидка к Европе поддержала спрос на Черном море

Столь привлекательные цены потянули за собой и повышенный спрос, что обеспечило серьезные объемы реализации. По итогам года во всех портах Краснодарского края трейдеры реализовали более 1,8 млн тонн топлива, что сопоставимо с показателями 2019 года.

А вот Балтика испытала некоторый дефицит топлива. После открытия границ рост цен здесь обгонял общемировой именно из-за дефицита, который был наиболее ощутим осенью и зимой. В итоге в портах Балтийского моря было реализовано около 2 млн тонн всех видов бункерного топлива, что на 20% меньше, чем в 2019 году.

Рис. 4. Дефицит топлива на Балтике

В портах Мурманской и Архангельской области из-за небольшой емкости, долгой и дорогой доставки продукта VLSFO появился намного позже. Однако сразу же это топливо стало пользоваться повышенным спросом, что отразилось на высоких ценах (рост цен на VLSFO по итогам года в этом регионе намного обогнал общероссийский).

Такие высокие цены не способствовали привлечению иностранных покупателей, и по итогам года этот регион понес самые большие убытки. В результате трейдеры продали всего 100 тысяч тонн всех видов бункерного топлива. Тогда как годом ранее эта цифра была более 900 тысяч тонн.

Нетрадиционное топливо

Сравнение различных видов судового топлива представил член совета директоров, почетный казначей IBIA Найджел Драффин. По его словам, наибольший интерес среди альтернативных видов топлива сейчас наблюдается к метану. Его использование на рынке в виде СПГ в качестве судового топлива уже хорошо заметно.

Также ведется серьезная работа по использованию биодизеля для заправки судов, находящихся во внутренних водах отдельных стран. Однако биотопливо еще не используется на длительных морских маршрутах. По мнению эксперта, применение СПГ в сегменте бункеровки в будущем ограничится 10–15% от общего спроса.

При этом пока СПГ используется вблизи портов, где это топливо есть. Также из-за того, что сейчас активизируются контейнерные перевозки на СПГ-судах, компании стараются развивать инфраструктуру для бункеровки этим топливом. Здесь оказывает влияние только капиталоемкость построения логистики, доставки, политическая воля и доступность самого СПГ.

Что касается метанола, то с доступностью у этого топлива все намного лучше, однако пока этот сегмент еще не привлек достаточного интереса со стороны крупных судоходных компаний. Соответственно, нет еще достаточных и подкрепленных инициатив на государственном уровне.

Продолжил тему представитель компании «Газпромнефть Марин Бункер» Ефим Сучков, который рассказал об использовании СПГ в качестве альтернативного вида топлива. Он, в частности, отметил, что за два с небольшим года газотопливный флот увеличился почти на 50%, а количество судов-бункеровщиков СПГ – в три раза.

Экономика и декарбонизация

В повестке конференции четко прослеживалось две линии. Российская затрагивала вопросы стабилизации цен на традиционные светлые и темные сорта топлив, тогда как европейские спикеры раскрывали темы уменьшения углеродного следа.

Проекты по внедрению экологически чистых топлив – это уже не пустые разговоры. Инфраструктура под использование СПГ, метанола, аммиака водорода, электричества строится, выходят на работу суда, развиваются и сами технологии.

В ответ на скептические заявления о том, что внедрение «зеленых топлив» убьет экономику, есть контраргумент о том, что массовое производство водорода и аммиака позволит снизить стоимость этих видов топлива. Будет ли оно дешевле традиционных нефтепродуктов – большой вопрос: смотря для кого?

Для России или Ближневосточных стран с их запасами углеводородов вряд ли, а вот для Европы надо считать. Вот только у морского судоходства понятие границ весьма размыто. И две линии развития здесь применить никак не получится. Успокаивает одно – пока вопрос о применении «зеленого» топлива ребром не ставится. И пока без традиционных видов топлив – никуда.  

Морской флот №2 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ