Не допустить срывов, обеспечить развитие - Морские вести России

Не допустить срывов, обеспечить развитие

09.08.2023

Севморпуть

Не допустить срывов, обеспечить развитие

Фото: social.council.gov.ru

В Совете Федерации участники Совета по развитию Дальнего Востока, Арктики и Антарктики обсудили актуальные вопросы обеспечения национальных интересов в Арктической зоне страны. По сути, речь шла о том, чтобы не допустить срывов запланированного и обеспечить устойчивое развитие этого макрорегиона страны.

По словам зампредседателя СФ Галины Кареловой, в последние годы удалось добиться существенного роста инвестиционной привлекательности Арктической зоны, в том числе благодаря созданию льготных условий для бизнеса и социально ориентированных инициатив. Например, с 2020 года мерами поддержки воспользовались около 600 резидентов. Соответственно, ожидается привлечение инвестиций в размере более 800 млрд рублей и создание 23 тыс. новых рабочих мест.

– Реализация данных возможностей требует интенсивного развития транспортно-логистического комплекса, и одним из ключевых вопросов остается создание целостной системы северного завоза, – считает Г. Карелова.

Для этого при содействии СФ подготовлен и внесен в Госдуму законопроект «О северном завозе», принятый в первом чтении. Сенатор выразила надежду на скорейшее принятие этой важной законодательной инициативы. Она уверена, что надежное снабжение северных районов напрямую связано с развитием Севморпути, для чего в августе 2022 года Правительством РФ утвержден план развития СМП до 2035 года. Вице-спикер СФ акцентировала внимание на необходимость заблаговременного обеспечения всех пунктов плана соответствующим финансированием и соблюдения установленных сроков.

Цели ясны, обязательства приняты

Как сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, по плану развития Севморпути до 2035 года предусмотрены 152 мероприятия.

В том числе строительство 10 ледоколов, 141 грузового судна и судов обеспечения, строительство и модернизация 14 портов и терминалов, запуск 12 спутников на орбиту, строительство 4 корпусов ФМБА и 4 подразделений МЧС. На их реализацию направят 1,791 трлн рублей.

План также закрепил обязательства инвесторов по обеспечению грузопотока по СМП. К 2024 году компании должны обеспечить объем перевозок 80 млн тонн, к 2030-му – 216 млн тонн. И что важно, эти цели должны быть достигнуты в заявленные сроки в полном объеме, а если кто не выполнит взятые обязательства, должен понести ответственность, вплоть до самой жесткой.

– Реализация плана принесет экономике страны к 2035 году более 16 трлн рублей налогов и почти 28 трлн рублей добавленной стоимости, а каждый рубль, вложенный государством, принесет 10-кратную отдачу, – заявил министр. И пояснил, что для обеспечения бесперебойного снабжения районов Крайнего Севера и сокращения стоимости доставки грузов разработан и внесен в Госдуму проект федзакона «О северном завозе». Также «предполагаем в рамках готовящихся поправок [ко второму чтению] внести «Росатом» как единого морского оператора», – сказал он.

Характеризуя законопроект, А. Чекунков отметил, что он предполагает создание правовых и организационных основ северного завоза, распределение полномочий между уровнями власти, определение координатора северного завоза, а также на федеральном уровне внедрение единого механизма планирования. Кроме того, в законе, в частности, предлагается закрепить понятия «территории северного завоза», «территории с ограниченными сроками завоза грузов», а перечень таких территорий утвердит Правительство РФ на основании предложений высших должностных лиц регионов.

Также законопроект предполагает создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС «Северный завоз»). Система обеспечит обработку и анализ информации о северном завозе, мониторинг движения грузов и своевременное выявление рисков возникновения сбоев в поставках. Оператором новой информсистемы может выступать как непосредственно Минвостокразвития, так и подведомственная ему организация.

Проекты строительства и реконструкции

В свою очередь, замминистра транспорта РФ Александр Пошивай рассказал о реализации мероприятий в Арктической зоне, курируемых министерством. Среди них 13 проектов строительства и реконструкции портовых терминалов.

Так, реконструкция инфраструктуры в порту Мурманск обеспечит увеличение мощности на 4 млн тонн. В Кольском заливе ведется строительство угольного терминала Лавна проектной мощностью 18 млн тонн. В рамках Мурманского транспортного узла также планируется строительство терминала для перевалки минеральных удобрений Тулома мощностью 4 млн тонн.

В этом году предусмотрено завершить строительство СПГ-терминала в губе Ура совокупной мощностью 21,1 млн тонн в год. На терминале будут переваливать газовый конденсат с судов арктического класса, следующих из порта Сабетта.

Также в Мурманском порту реализуется проект создания перегрузочного комплекса в районе Семиостровского рейда мощностью 12,5 млн тонн. Здесь будет обрабатываться груз с месторождений Варандейского кластера, Паяхской и Восточно-Таймырской группы.

В целях развития транзитного потенциала СМП реализуются мероприятия по созданию Западного транспортного логистического узла. Проектом предусмотрено создание контейнерного терминала в Мурманской области мощностью 8,4 млн тонн до 2026 года.

В рамках развития порта Нарьян-Мар в районе поселка Красное Ненецкого автономного округа ООО «Русхимком» планируется строительство морского терминала по перевалке метанола и стабильного газового конденсата мощностью 2,25 млн тонн к 2027 году.

На архипелаге Новая Земля будет построен морской терминал мощностью 280 тыс. тонн в год в составе горно-обогатительного комплекса на базе месторождения Павловское.

– По результатам реализации проектов развития портовой инфраструктуры перевалочные мощности в Западной Арктике увеличатся с текущих 92 млн до 154 млн тонн в год, – сообщил замминистра.

Замминистра добавил, что на основании предложений от Архангельской области также был разработан проект распоряжения о реализации Комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла на период до 2035 года. План направлен на развитие морской портовой и подъездной инфраструктуры, обновление ледокольного флота и обеспечение безопасности судоходства в акватории.

Ключевое мероприятие плана – создание глубоководного района морского порта Архангельск. В настоящее время проект распоряжения готовится к внесению в Правительство РФ. Инвестор формулирует параметры.

Параллельно реализуются проекты в Восточной Арктике, где особое внимание уделяется обеспечению северного завоза. В 2022 году завершено строительство паромно-пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана в поселке Угольные Копи. Ведется проектирование реконструкции причала № 7 в порту Анадырь. Кроме того, в 2022 году завершено проектирование реконструкции терминала Беринговский, которая позволит увеличить перевалочную мощность на 1,5 млн тонн.

– Также реализуется проект по строительству комплекса для перевалки СПГ в Камчатском крае, который позволит сократить маршрут и число судов-газовозов ледового класса, необходимых для обеспечения поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, – сообщил А. Пошивай.

Параллельно реализуются мероприятия по увеличению пропускной способности рек в Арктике.

– В границах Арктической зоны РФ расположены участки внутренних водных путей протяженностью 13 397 км. Для поддержания судовых габаритов здесь ежегодно проводятся дноуглубительные работы в объеме около 1 млн куб. м, – сообщил он. И добавил, что особое внимание уделяется сокращению лимитирующих судоходство участков в Ленском бассейне как наиболее оживленном.

– Запланировано дноуглубление на 62 участках – Яне, Колыме и Лене, которой уделим особое внимание. При этом произойдет сокращение протяженности лимитирующих участков почти на 5200 км», – уточнил замминистра.

По его словам, также планируется, что с 2023 по 2025 год для Администрации Ленского бассейна будут построены четыре земснаряда, в том числе производительностью до 4 тыс. куб. м в час.

В Печорском бассейне реализуется проект по обеспечению круглосуточного движения судов за счет установки средств навигационной обстановки с освещением и сокращения лимитирующих участков на дистанции в 1013 км.

– Данные мероприятия позволят сократить лимитирующую часть в общей сложности на 6165 км, что увеличит пропускную способность арктических рек почти на 4 млн тонн», – сообщил А. Пошивай.

В завершение замминистра пояснил, что в рамках мер по обеспечению безопасности заканчивается строительство объектов для ГМССБ на Севморпути и реконструкция объектов инфраструктуры базы техобслуживания «Морспасслужбы».

– Вопрос строительства аварийно-спасательных судов стоит остро и находится на контроле Правительства РФ. Нам необходимо обеспечить безопасность на всей акватории СМП. Для этого необходимо 54 судна, в настоящий момент у нас есть восемь. В 2024 году необходимо завершить строительство 16 судов. 15 построим, одно «сдвигаем» на год. Вся программа, которая предполагает до 2030 года строительство 30 судов, корректируется из-за проблем отечественного судостроения. Тем не менее поставленная задача будет выполнена. А в случае необходимости мы передислоцируем суда из других регионов, – заявил А. Пошивай.

Круглогодичный Севморпуть

Заместитель директора Дирекции СМП «Росатома» Максим Кулинко рассказал о развитии арктической магистрали. По его словам, согласно федпроектам «Развитие Северного морского пути» и «Северный морской путь – 2030» госкорпорация обеспечит до 2024 года грузопоток по СМП 80 млн тонн и создание портовых перевалочных мощностей 83 млн тонн.

А вот для обеспечения дальнейшего планирования, согласно поручению первого заместителя председателя Правительства РФ Андрея Белоусова, «Росатом» оформил интеграцию всех мероприятий инициативы социально-экономического развития РФ, предусмотренных федпроектами «Развитие Северного морского пути» и «Северный морской путь – 2030» в одном федпроекте – «Круглогодичный Севморпуть». И проект этот уже находится на согласовании в Правительстве РФ.

Так, согласно новому документу, к 2030 году грузопоток по СМП должен возрасти до 150 млн тонн в год, пропускная способность портов будет увеличена, а круглогодичное судоходство на СМП будут обеспечивать как минимум 13 ледоколов. Главная же его задача – обеспечение круглогодичной безопасной навигации по арктической магистрали, в первую очередь в восточном направлении.

Он добавил, что для этого ведется большая работа по созданию цифровой экосистемы Севморпути. Задача – к началу 2025 года полностью предоставить весь набор цифровых сервисов для всех судоводителей.

Кроме того, Росморречфлот и МЧС работают над созданием аварийно-спасательной системы. За счет специализированного флота, вертолетного звена и центров спасения планируется покрыть полностью весь СМП.

– Чтобы за 2-3 суток в любой точке Северного морского пути человека можно было снять и доставить для оказания медицинской помощи, – заключил М. Кулинко.

Заключение

В рамках проекта рекомендаций Совета по развитию Дальнего Востока, Арктики и Антарктики К. Долгов отметил, что законопроект о нулевом НДС на услуги судоремонта завис после первого чтения в Госдуме, а также предложил уделить внимание высокому износу докового хозяйства.

Он добавил, что продолжается работа по окончательному решению всех нюансов, которые сегодня препятствуют разработке Африкандского месторождения редкоземельных металлов Мурманской области.

– И важнейшая для Арктики цифровая повестка – настаиваем на скорейшем устранении цифрового неравенства в Арктике, в том числе за счет обеспечения устойчивой мобильной связи в малых населенных пунктах и развития государственно-частного партнерства в сфере ИТ и связи, – заявил он.

С точки зрения А. Чекункова, в последние годы был создан «хребет» для социально-экономического развития Арктики до 2035 года – это план развития Севморпути и федеральные проекты.

– Их реализация превратит Арктику в двигатель для российской экономики. Но для этого необходимо тщательно контролировать исполнение всех поставленных планов, задач и мероприятий, – считает министр.

Морские вести России №8 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ