- Морские вести России

Бюллетень новостей №27 (57) 2013

Издательство

МОРСКИЕ ВЕСТИ РОССИИ

www.morvesti.ru

представляет:

 

БЮЛЛЕТЕНЬ НОВОСТЕЙ

№27(57) 2013 год

со 9 по 15 ноября 2013

 

Главные темы:

-        М. Соколов провел совещание по итогам выполнения плана деятельности Минтранса

-        Госдума РФ приняла в первом чтении поправки к законам о железнодорожном транспорте

-        Сроки реализации ЛУКОЙЛом проекта на Каспии могут сорваться из-за проблем с ОСК

-        Грузооборот морских портов РФ за 10 мес. увеличился на 3,7% - до 488,7 млн т.

-        Установлены запретные для плавания районы в акватории Черного моря

-        Сомалийские пираты превратились в корпорацию и заработали порядка $400 млн

-        «Роснефть», Газпромбанк и ОСК утвердили план создания консорциума, который получит контроль над верфями на Дальнем Востоке

-        Управляющая компания порта «Тамань» отклонила инвестмеморандум проекта и будет заказывать новый

-        Уход грузов с ж/д на автотранспорт может дестабилизировать систему грузоперевозок в России

-        Правительство РФ приняло финплан и инвестпрограмму РЖД на 2014-2016 годы в объеме свыше 1,2 трлн рублей

-        РЖД могут компенсировать 16 млрд рублей в связи с неиндексацией тарифов

 

ВЛАСТЬ

Комитет Госдумы РФ по транспорту создаст рабочую группу по экспертной работе с законопроектами в сфере грузоперевозок

Координационный совет по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при Комитете Госдумы по транспорту принял решение создать рабочую группу по экспертной работе с законопроектами, регулирующими правоотношения в области транспортных перевозок.

Соответствующее решение было принято участниками Координационного совета на состоявшемся сегодня в Госдуме РФ заседании.

В соответствии с решением Координационного совета, рабочей группе поручено до 1 ноября 2013 года провести экспертное исследование законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и подготовить соответствующие предложения Комитету Госдумы по транспорту.

«У нас множество законопроектов сейчас уже на выходе, в том числе не только указанный  законопроект, но и  закон о транзитных перевозках, а также ряд других нормативов и поправок, которые мы уже подготовили, и которые еще будем готовить», - подчеркнул, выступая на Координационном совете, заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.

 

М. Соколов провел совещание по итогам выполнения плана деятельности Минтранса

Министр транспорта РФ Максим Соколов провел провел совещание по итогам выполнения плана деятельности министерства за 3-й квартал 2013 г.

План деятельности министерства транспорта РФ на 2013-2018 гг. направлен на решение задач, поставленных в указах президента России от 7 мая 2012 г. и Основных направлениях деятельности правительства России на период до 2018 г. План деятельности минтранса России включает 10 целей, по которым установлены целевые значения индикаторов. Для мониторинга исполнения плана установлены годовые значения показателей и определены ключевые события. Инструментами достижения целей плана на период до 2018 г. являются государственная программа «Развитие транспортной системы», включающая две федеральных целевых программы и восемь подпрограмм, а также 16 государственных программ, в которых министерство и подведомственные ему служба и агентства являются соисполнителями или участниками.

На совещании было отмечено, что практически по всем позициям ожидается достижение плановых показателей. Не в полном объеме ожидается выполнение планового значения показателя «Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (сельские дороги), км». Это обусловлено перераспределением средств федерального бюджета в размере 3 млрд. рублей в резервный фонд правительства РФ для последующего предоставления межбюджетных трансфертов субъектам РФ на ликвидацию последствий  крупномасштабного наводнения в регионах Дальнего Востока. В результате объем субсидий в 2013 г. вместо предусмотренных 7,1 млрд. рублей составит 4,1 млрд. рублей. Данная мера позволит восстановить дороги в регионах, пострадавших от паводка.

Прирост производственной мощности морских портов, предусмотренный государственной программой «Развитие транспортной системы» составит 30 млн. тонн, что соответствует запланированному значению. Доля судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности, имеющих неудовлетворительный уровень, составит 19,8%, что также соответствует Плану.

В 2013 г., в соответствии с планом, предусматривается ввод 6 взлетно-посадочных полос. Одним из важнейших направлений деятельности минтранса России является развитие региональных перевозок на воздушном транспорте. В результате реализации мероприятий в текущем году объем межрегиональных перевозок ожидается в размере более 8 млн. пассажиров.

Реализация цели «Транспортное обеспечение крупных спортивно-массовых мероприятий международного уровня» характеризуется важнейшими ключевыми событиями. В июне 2013 г. была обеспечена готовность объектов транспортной инфраструктуры и реализация мероприятий по транспортному обслуживанию XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. Введены в эксплуатацию 67 объектов транспортной инфраструктуры, из них 10 транспортных развязок, 20 объектов улично-дорожной сети, 4 станции метрополитена, 24 железнодорожные платформы; организована интермодальная перевозка пассажиров от международного аэропорта «Казань» до железнодорожного вокзала г. Казани; осуществлена реконструкция международного аэропорта «Казань»; реализованы мероприятия по транспортному обслуживанию гостей и участников Универсиады в г. Казани.

 

Определены полномочия госорганов для обеспечения требований Конвенции о труде в морском судоходстве

16 ноября вступает в силу постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 996 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве».

Этим постановлением установлены полномочия отдельных федеральных органов исполнительной власти для обеспечения соблюдения требований Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.  Полномочия определены в отношении Минтранса России, Росморречфлота, Минтруда России, Минздрава России, МИДа России, ФМС России, Роспотребнадзора.

Так, например, Минтранс России будет осуществлять обеспечение соблюдения требований данной Конвенции, предусмотренных правилами 1.3 «Подготовка и квалификация», 2.3 «Продолжительность рабочего времени и времени отдыха», 2.4 «Право на отпуск», 2.6 «Компенсации морякам в случае утраты или затопления судна», 2.7 «Укомплектование судов экипажами», 2.8 «Карьерный рост, повышение квалификации и возможностей для занятости моряков», 4.2 «Ответственность судовладельцев», 5.1 «Обязанности государства флага» и 5.2 «Обязанности государства порта».

 

Госдума РФ приняла в первом чтении поправки к законам о железнодорожном транспорте

Депутаты Госдумы РФ на пленарном заседании 12 ноября 2013 года приняли в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (об уточнении порядка перевозки порожнего подвижного состава, вопросов нахождения порожнего подвижного состава на инфраструктуре железнодорожного транспорта).

Как сообщили в пресс-службе Минтранса РФ, законопроект представил официальный представитель правительства Российской Федерации статс-секретарь – заместитель министра транспорта России Сергей Аристов.

«За» проголосовали 339 депутатов.

«Основная цель законопроекта – адаптация к новым условиям работы железнодорожного транспорта с учетом опыта применения указанных федеральных законов за истекшее десятилетие», - отметил представитель пресс-службы.

По его словам, предлагаемые законопроектом изменения направлены на решение следующих проблем:

-        внести изменения в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в части актуализации понятия «оператор железнодорожного подвижного состава», которое учитывает сложившуюся практику деятельности операторов железнодорожного подвижного состава;

-        устранить существующий в настоящее время правовой пробел, связанный с организацией процесса перевозки порожних вагонов. В Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации в настоящее время урегулирован только вопрос перевозки грузов;

-        ввести обязанность предоставления вагонов для воинских перевозок и перевозок в условиях военного времени, а также порядок возмещения расходов на эти вагоны;

-        ввести плату за использование инфраструктуры при занятии ее частным вагоном без перевозочных документов. Данная корректировка связана с произошедшими в железнодорожной отрасли за период реализации структурной реформы изменениями и носит юридико-технический характер – меняется получатель платежа  (с перевозчика на владельца инфраструктуры). Размер платы за простой будет регулироваться государством и устанавливаться ФСТ России. Законопроектом также прописаны случаи, когда владельцы вагонов и грузоотправители освобождаются от платы за простой вагонов.

-        «Результатом принятия законопроекта станет совершенствование отношений субъектов, участвующих в перевозочном процессе, что, в свою очередь, обеспечит реализацию задач, предусмотренных Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте», - подчеркнули в пресс-службе Минтранса РФ.

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

ФАС разрешила ООО «РусАлТранс» приобрести ООО «Причал»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ удовлетворила ходатайство ООО «РусАлТранс» (входит в холдинг РУСАЛ ) о приобретении 100% долей в уставном капитале ООО «Причал».

Как сообщил представитель департамента по связям с общественностью холдинга РУСАЛ Леонид Богомолов, никакой коммерческой составляющей в этой сделке нет.

«Это сугубо техническая сделка внутри группы. ООО «Причал» – это компания, оказывающая стивидорные услуги различным подразделениям РУСАЛа», – подчеркнул Леонид Богомолов.

 

Сроки реализации ЛУКОЙЛом проекта на Каспии могут сорваться из-за проблем с ОСК

Сроки реализации крупнейшей российской частной нефтяной компанией ЛУКОЙЛ проекта месторождения имени Филановского на Каспийском море могут сорваться из-за проблем с контрактом с «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК), сообщает газета «КоммерсантЪ».

Ввод каспийского месторождения имени Филановского в эксплуатацию запланирован ЛУКОЙЛом на конец 2015 года - начало 2016 года. Извлекаемые запасы нефти месторождения по категории С1+С2 составляют 153,1 миллиона тонн, газа по категории С1+C2 - 32,2 миллиарда кубометров.

Источники издания рассказали, что в конце октября глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов обратился к президенту РФ Владимиру Путину с письмом, в котором просит дать указания ОСК и правительству вовремя сдать ЛСП-1 (ледостойкую стационарную платформу), которая обеспечит добычу на Каспии.

ЛСП-1, контракт на строительство которой ЛУКОЙЛ заключил с ОСК, предназначена для бурения и эксплуатации скважин. Глава нефтяной компании в письме отмечает, что темпы реализации этого проекта вызывают сомнения «в части осуществления их в установленные сроки» - апрель-май 2014 года. В связи с этим Алекперов просит «устранить отставание и не допустить срыв сдачи ЛСП-1».

По словам источников «Коммерсанта», знакомых с ситуацией, задержка с реализацией ЛСП-1 возникла из-за того, что ОСК «вовремя не предоставила банкам обеспечение по аккредитивам, с помощью которых финансировались закупки оборудования у поставщиков». Они отметили, что сейчас долг перед поставщиками составляет порядка 1,5-2 миллиардов рублей, но к весне 2014 года может увеличиться до 4 миллиардов.

 

РЖД, POSCO и Hyundai Merchant Marine подписали меморандум о сотрудничестве

ОАО «РЖД», сталелитейная компания POSCO, Корпорация железных дорог Кореи и Hyundai Merchant Marine Co., Ltd по итогам российско-корейских переговоров на высшем уровне подписали меморандум о сотрудничестве.

Как говорил помощник главы российского государства Юрий Ушаков, в ходе переговоров предполагалось обсудить перспективы трехсторонних инициатив с участием России, Южной Кореи и КНДР, в частности, уже реализуемый РЖД проект объединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги. К участию в нем планировалось привлечь и южнокорейскую сторону.

Источник знакомый с планируемым к подписанию документом пояснял агентству «Прайм», что речь идет о меморандуме по возможному включению Южной Кореи в проект Хасан-Раджин.

Совместный проект РЖД и железных дорог КНДР по реконструкции участка магистрали от российской станции Хасан до северокорейского порта Раджин реализуется в соответствии с договоренностями, достигнутыми в 2000 году лидерами двух стран. В рамках проекта помимо реконструкции железнодорожных путей, был построен грузовой терминал, рассчитанный на перевалку 4 миллионов тонн угля в год.

 

Чистая прибыль Moller-Maersk в III квартале выросла на 23,4%

Прибыль датской транспортной и нефтедобывающей компании Moller-Maersk Group по итогам третьего квартала 2013 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,4% - до 6,35 миллиарда датских крон (1,13 миллиарда долларов), сообщается в пресс-релизе компании.

Прибыль в пересчете на одну обыкновенную акцию составила 1,45 кроны (0,26 доллара) против 1,17 кроны в третьем квартале 2012 года.

Выручка Moller-Maersk Group за отчетный период снизилась на 5,9% - до 82,06 миллиарда крон (14,73 миллиарда долларов). Аналитики ожидали выручку в размере 80,87 миллиарда крон.

По итогам девяти месяцев текущего года чистая прибыль Moller-Maersk Group снизилась на 10,3% - до 14,84 миллиарда крон (2,66 миллиарда долларов). Прибыль на акцию уменьшилась до 3,39 кроны (0,6 доллара) с 3,79 кроны годом ранее.

Выручка за январь-сентябрь составила 242,32 миллиарда крон (43,49 миллиарда долларов), что на 5,8% меньше, чем за тот же период 2012 года.

A.P. Moller-Maersk Group основана в 1904 году, штаб-квартира - в Копенгагене. Группе принадлежит 40 контейнерных терминалов по всему миру, в большинстве в совместном владении с портовыми администрациями; также она владеет рядом крупнейших в мире судов-контейнеровозов. Помимо этого, группа в ограниченном объеме занимается добычей нефти и природного газа, судостроением, ей принадлежит сеть супермаркетов, почтовая компания.

 

СУДОХОДСТВО

Установлены запретные для плавания районы в акватории Черного моря

Приказом Минтранса России от 14.10.2013 № 315 в целях усиления мер безопасности, связанных с подготовкой и проведением зимних игр 2014 года в Сочи, установлены запретные для плавания районы в акватории Черного моря, включающие акваторию морского порта Сочи.

Ограничения, связанные с установлением запрета на стоянку и передвижение всех судов, в том числе маломерных, будут действовать в период с 00:00 7 января 2014 года до 24:00 21 марта 2014 года по местному времени.

Исключения в запрете на стоянку и передвижение установлены по отношению к судам, привлеченным в установленном порядке к мероприятиям, связанным с проведением зимних игр 2014 года и обеспечивающим их безопасность, судам с необходимыми для обеспечения зимних игр грузами, а также судам, владельцы которых в установленном порядке имеют право на посещение объектов зимних игр. Кроме того, запрет не будет распространяться на:

-        буксиры и суда, предназначенные для доставки лоцмана на борт судна и снятия лоцмана с борта судна;

-        суда портового флота, предназначенные для снятия с судов нефтесодержащих смесей, сточных вод, мусора;

-        суда, предназначенные для доставки бункерного топлива, пресной воды, специальные спасательные суда и суда для оказания экстренной медицинской помощи.

 

Сомалийские пираты превратились в корпорацию и заработали порядка $400 млн

Пиратство остается основной проблемой для судов, проходящих через Африканский Рог, полуостров на востоке континента, хотя количество инцидентов резко упало с 2011 года, когда началась регулярное патрулирование опасных вод силами ВМФ нескольких стран мира.

Сомалийские пираты и их коллеги с Африканского Рога получили за последние семь лет около $400 миллионов за счет финансирования рабства, торговли оружием, наркотиками и легализацию этих средств через бизнес-инвестиции, говорится в докладе Управления ООН по наркотикам и преступности и Всемирного банка по пиратству в Джибути, Эфиопии, Кении, Сейшельских Островах и Сомали.

Документ основан на интервью с учреждениями по борьбе с преступностью, бывшими пиратами, чиновниками, банкирами и анализе инвестиций, сделанных несколькими десятками пиратских финансистов.

По оценкам Всемирного банка пиратство обходится мировой экономике в $18 млрд. в год с постоянно увеличивающимися торговыми издержками.

Для местной экономики это путь в пропасть, так как пиратство в Восточной Африке привело к падению доходов от туризма и рыбалки. Денежные переводы снизились с тех пор, как банки отказались проводить эти операции.

Финансирование пиратских экспедиций остается весьма доступным занятием: самые простые стоят несколько сотен долларов, а большие экспедиции с участием нескольких судов могут стоить до $30 тысяч и требуют профессионального финансирования. Оно приходит через бывших полицейских и военных или государственных служащих, торговцев катом, рыбаков и бывших пиратов.

Типичная пиратская операция имеет от трех до пяти инвесторов. Некоторые из них предоставляют кредиты другим. Некоторые финансисты, особенно в сомалийской диаспоре, имеют мало наличности внутри Сомали, но владеют значительными финансовыми ресурсами за рубежом и пользуются отмыванием денег, чтобы отправить средства в Сомали.

Во время операции пираты развязно и неистово тратят деньги. Процентные ставки по займам высоки, рыночная цена на кат на корабле втрое выше, что поднимает цены на побережье. «С пиратством все стало дороже», - жалуется рыбак, ставший пиратом.

Некоторые местные жители (в том числе бывшие пираты) предлагают сегодня свои услуги потенциальным и фактическим жертвам пиратства, например, в качестве консультантов и переговорщиков. Некоторые из этих «компаний» открыто рекламируют свои услуги.

Пират-пехотинец, который делает всю грязную работу на судах, как правило, получает от $30 до $75 тысяч с корабля и бонус в размере до $10 тысяч, если он принес с собой свое оружие или лестницу, это примерно 0,01% - 0,025% от размера среднего выкупа. Средний выкуп составляет $2,7 млн.

Пираты-финансисты находятся в центре сети пиратства, они «денежные воры в законе», инвесторы и бенефициары пиратства. В среднем они забирают от 30% до 50% от общего выкупа.

Бандиты постоянно жуют наркотик - кат, и простым пиратам часто предоставляется натуральный кредит катом во время операции.

Другие вычеты включают еду и штрафы за плохое поведение, например, плохое обращение с экипажем, что часто влечет за собой штраф в $5 тысяч и увольнение. Это многовековая традиция восходит к Джону Филлипсу, пирату XVIII века, который считал, что изнасилование пленной женщины должно караться смертью.

Для отмывания денег пираты ищут законного сомалийского импортера, готового использовать иностранные деньги финансиста и оплатить их поставки , а также возместить возврат наличных.

Этот же прием иногда используется, чтобы передать выкуп из Сомали. Денежные средства перевозят контрабандой через границы региона или передают через посредников.

Всемирный банк считает, что Джибути, Кения и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) стали основными пунктами транзита и конечными пунктами назначения большей части награбленного.

Исследователи пришли к выводу, что выкуп за судно «Помпеи», захваченное в 2012 году, был переправлен в Джибути, а затем в банки в Дубае.

 

Открылась зимняя навигация в порту Архангельск

Зимняя навигация 2013-2014 годов в акватории морского порта Архангельск открывается 10 ноября 2013 года с 00:00 мск. Об этом сообщает пресс-служба Росморпорта.

Отмечается, что к началу навигации Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» в полном объеме выполнил требуемый комплекс подготовительных мер.

В частности, служба лоцманских проводок Архангельского филиала полностью готова к выполнению лоцманских проводок судов, которым разрешается осуществлять судозаходы в морской порт Архангельск в период зимней навигации.

Архангельским филиалом в морском порту установлены буи круглогодичного использования, обеспечен своевременный перевод техники на зимний режим эксплуатации, на удаленных объектах филиала создан необходимый запас топлива.

Все портовые ледоколы Архангельского филиала прошли необходимые плановые ремонты и полностью готовы к выполнению ледокольных проводок судов, следующих в/из морской порт Архангельск, а также при их плавании в акватории Белого моря, о сроках начала которых в морском порту Архангельск и в Белом море капитаном морского порта Архангельск будет объявлено дополнительно.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

«Роснефть», Газпромбанк и ОСК утвердили план создания консорциума, который в 2014 году получит контроль над верфями на Дальнем Востоке

«Роснефть», Газпромбанк и ОСК утвердили план создания консорциума, который к сентябрю 2014 года получит контроль над верфями на Дальнем Востоке. По сведениям «Коммерсанта», большинство активов достанется им дешево, основные вложения потребуются для верфи «Звезда».

Но и эти деньги инвесторы ждут от государства: 100 млрд рублей они хотят занять у ВЭБа, а еще 27,5 млрд рублей получить из бюджета.

«Роснефть» и Газпромбанк создадут паритетное СП ЗАО «Современные технологии судостроения» (СТС), консорциум получит почти все дальневосточные предприятия ОСК, которые сейчас входят в ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС). До конца года СП получит 75% минус две акции ДЦСС в доверительное управление и переизберет его совет директоров. К середине 2014 года СП выкупит пакет у ОСК. «Золотую» акцию получит Росимущество. Сделка пройдет в несколько этапов.

«Основной объем финансирования потребуется консорциуму на строительство новых мощностей «Звезды», которые будут выполнять гражданские заказы»,— говорит один из источников. По его словам, стоимость новой верфи, которая должна быть построена до 2018 года, составляет около 111 млрд рублей.

Но тратить собственные средства на проект консорциум не намерен. Около 100 млрд рублей он планирует привлечь в ВЭБе, причем выделение 40 млрд рублей должно быть одобрено уже в 2013 году. Эти деньги должны пойти на рефинансирование кредита Газпромбанка, который уже открыл кредитную линию. Остальные 60 млрд рублей консорциум надеется получить от ВЭБа в 2015 году. Еще 27,5 млрд рублей бюджетных средств могут быть выделены в рамках госпрограммы «Развитие судостроения» до 2030 года.

Консорциум надеется, что после выхода на проектную мощность предприятия ДЦСС будут производить продукцию на 15 млрд рублей в год. «Звезда» должна строить платформы, газовозы, суда снабжения и другую технику для шельфа. Якорным заказчиком будет «Роснефть», которая планирует до 2030 года заказать 106 платформ и более 200 судов обеспечения. Также заказы ждут от «Совкомфлота», который в перспективе может войти в консорциум

 

«Северная верфь» модернизирует мощности под шельфовые проекты

Судостроительный завод «Северная верфь», входящий в Объединенную судостроительную корпорацию, в 2014 году начнет реализацию проекта по модернизации своих мощностей и строительству большого сухого дока, сообщил 14 ноября генеральный директор предприятия Александр Ушаков.

«Мы построим большой сухой док, в первую очередь – под шельфовые проекты. Его длина составит 400 метров, ширина – 70 метров. Проектирование начнется в следующем году», - сказал он.

По словам главы предприятия, параллельно с этим будут осуществляться работы по модернизации существующих мощностей. «Мы будет модернизировать мощности под строительство миноносцев, крейсеров, несущих кораблей. А также под газовозы и ледоколы», - уточнил Ушаков.

 

На судостроительные заводы Астрахани пришли иностранные менеджеры

На судостроительных предприятиях Астраханской области началась стажировка менеджеров иностранных компаний. Обучение специалистов из Нидерландов, Норвегии, Франции и Японии проводится в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров.

Инициатором стажировки выступил губернатор региона Александр Жилкин.

Выбор судостроительной тематики определен тем, что в Астраханской области сформирован мощный судостроительно-судоремонтный комплекс из 10 предприятий, корабелы региона имеют опыт создания судов различной сложности, в том числе в кооперации с иностранными партнерами. Ведущие астраханские верфи полностью загружены заказами, работает новый завод по бетонированию трубопроводов, строится уникальная нефтесервисная база компании «Шлюмберже». На базе судостроительного комплекса вскоре появится особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Астрахань». Она даст возможность активнее развивать смежные отрасли – производство радионавигационного, судового, электрооборудования, судовых систем, создавать конструкторские бюро. «Инициатива поддержана  на федеральном уровне, сейчас мы ведем активную работу по привлечению в проект мировых  компаний», - сообщил вчера на открытии стажировки заместитель председателя Правительства Астраханской области, министр промышленности, транспорта и природных ресурсов региона Сергей Кржановский.

Обучение иностранных менеджеров, организованное Астраханским ресурсным центром, продлится неделю. Практическая часть пройдет на ведущих верфях – Астраханском судостроительном производственном объединении (входит в Группу Компаний «Каспийская Энергия»), заводах «Лотос» и «Красные Баррикады».

Также в программе – круглые столы по управлению проектами, региональной поддержке малого и среднего предпринимательства, подготовке кадров для судостроительных работ, семинар по развитию гражданского судостроения и созданию в Астраханской области судостроительного кластера, посещение ведущих региональных вузов, встреча с бизнес-сообществом.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Грузооборот морских портов РФ за 10 мес. увеличился на 3,7% - до 488,7 млн т.

Грузооборот морских портов РФ за 10 месяцев 2013 года увеличился на 3,7% по сравнению с показателем за аналогичный период 2012 года и составил 488,7 млн тонн. Об этом сообщила Ассоциация морских торговых портов (АСОП).

Объем перевалки наливных грузов вырос на 6,6% и составил 277,3 млн т, в том числе сырой нефти - 173 млн т (+5,3%).

Объем перевалки сухогрузов сохранился на уровне прошедшего года и составил 211,4 млн тонн, в том числе: угля - 84,8 млн тонн (+14,9%), грузов в контейнерах - 36,9 млн тонн (+4%), минеральных удобрений - 10,6 млн тонн (+19,5%), руды - 6,3 млн тонн (+3,7%). Объем перевалки черных металлов сократился до 18,3 млн тонн (падение на 17,5%), зерна - до 13,4 млн тонн (падение на 37,2%), лесных грузов - до 3,7 млн тонн (снижение на 27,5%).

Экспортных грузов перегружено 381,7 млн тонн, что на 2,5% больше показателя за аналогичный период прошлого года, импортных грузов - 38,5 млн тонн (рост на 3%), транзитных - 38,8 млн тонн (+9,1%), каботажных - 29,7 млн тонн (+14,5%).

 

Управляющая компания порта «Тамань» отклонила инвестмеморандум проекта и будет заказывать новый

Предварительный инвестмеморандум создания сухогрузного порта Тамань, подготовленный «Первой инфраструктурной компанией» (InfraONE), не принят заказчиком - управляющей компанией «РМТ Тамань». Об этом сообщил ИТАР-ТАСС гендиректор «РМП-Тамань» Игорь Русу.

«В том виде, в каком подготовлен инвестмеморандум, он принят не будет, - сказал он. - Приведенные предложения по структуре проекта являются неприемлемыми и не утверждены заказчиком».

По его словам, предложенные варианты структуры проекта - организационной, правовой и финансовой - «не соответствуют техническому заданию и трудно реализуемы». По мнению заказчика, исполнителем предложены неоптимальные и неопробированные нигде в мире варианты.

Учитывая график реализации проекта, в ноябре 2013 года будет проведен новый конкурс по выбору независимого консультанта для разработки организационной и финансовой модели проекта, добавил Русу.

«У нас есть свое мнение и свои предложения по структуре проекта, но для такого проекта необходима работа независимых квалифицированных экспертов, - пояснил гендиректор управляющей компании. - Необходимость привлечения независимого консультанта отражена в соответствующем поручении правительства».

Работа по определению оптимальной организационно-правовой схемы и разработке финансовой модели проекта должна быть завершена к середине 2014 года, сказал Русу.

Текущий консультант, как сообщал ИТАР-ТАСС ранее, подготовил документ, в котором предложил создать консорциум инвесторов, работающий по принципу концессии. Концессионер, предлагала InfraONE, построит и инфраструктуру, и терминалы, привлекая инвестиции с долгового рынка. Это противоречило ранее высказанным предложениям замминистра транспорта Виктора Олерского.

«Сегодня по закону о морских портах причалы могут быть как государственными, так и частными. Есть два варианта. Либо это концессия, но я не уверен, что это будет правильно, либо средства должна изыскать управляющая компания», - говорил он ранее. По его словам, если инвесторы будут участвовать в строительстве объектов федерального имущества, может возникнуть конфликт интересов, при котором концессионер будет навязывать свои условия стивидорным компаниям, предполагающим работать на причалах.

Строительство сухогрузного района порта Тамань потребует привлечения заемного финансирования в размере более 150 млрд рублей при общей стоимости проекта более 250 млрд рублей, следует из предварительного инвестмеморандума, подготовленного компанией «Первая инфраструктурная» (InfraOne) по заказу управляющей компании «РМП-Тамань» (дочернее предприятие «Росморпорта» и краснодарских властей). Документ есть в распоряжении ИТАР-ТАСС. Инвестиции участников проекта окупятся за 9 лет.

Порт должен быть построен до 2020 года. В бюджете предусмотрено на эти цели только 76 млрд рублей (около 2 млрд рублей уже израсходовано на работы по землеустройству территорий). Остальные деньги должны быть привлечены за счет внебюджетных источников.

Общие капитальные затраты по проекту составляют 255,6 млрд рублей. В качестве одной из мер господдержки предполагается возврат НДС на сумму около 26,5 млрд рублей.

Основные капзатраты на собственно портовую инфраструктуру оцениваются в более чем 95 млрд рублей. Из них самые значительные - создание причалов (более 30 млрд рублей), волнозащитных сооружений (около 25 млрд рублей) и подготовка акватории (более 16,5 млрд рублей).

Еще 70 млрд рублей нужны на инженерные сети и транспортную инфраструктуру - внутри порта и вне его. В частности, общепортовая автодорога оценивается в более чем 13 млрд рублей, железная дорога - в 45,3 млрд рублей. Но предполагается, что внешнепортовая инфраструктура будет создаваться за счет инвестпрограмм Росавтодора и ОАО «Российские железные дороги».

Около 98 млрд рублей необходимы для создания грузовых терминалов. Всего их будет 10 (каждый по 2 очереди) - по два контейнерных, угольных, минеральных удобрений и по одному - зерновой, стали, серный, терминал по перевалке железной руды.

Дефицит бюджетных средств и необходимость привлечения внебюджетных источников требуют применения сложных конструкций государственно-частного партнерства (ГЧП), говорится в предварительном инвестмеморандуме.

InfraOne при поддержке юридической экспертизы фирмы Vegas Lex рассмотрела пять возможных инвестмоделей реализации проекта. В shot-list вошли два варианта единой концессии (простой и сложный консорциум) и вариант с множественностью конкурсов и контрактов жизненного цикла. Наиболее эффективной признана модель концессии со сложным консорциумом, при которой все гидротехнические сооружения порта и внутрипортовая инфраструктура, включая терминалы, создаются в рамках единой концессии. При этом отбор участников консорциума и роль лидера в нем берет на себя управляющая компания.

Такая модель предполагает, что концессия будет заключена на 25 лет и под нее будет создана специальная проектная компания (уставный капитал более чем в 40 млрд рублей сформируется из взносов акционеров, в том числе потенциальных операторов терминалов). Проектная компания должна привлечь более 150 млрд рублей с долгового рынка, построить и передать в госсобственность гидротехнические сооружения и причалы, а также построить грузовые терминалы (предполагается, что они станут собственностью консорциума, могут быть проданы или сданы в аренду заинтересованным операторам). После окончания строительства концессионер получит право эксплуатации построенных объектов.

Со своей стороны государство в лице концедента внесет в концессию капитальный грант 8 млрд рублей, а до 2020 года выплатит в качестве платы концедента более 42 млрд рублей. В целом за 25 лет концессии плата концедента по проекту составит почти 216 млрд рублей.

При реализации такой модели простой срок окупаемости проекта в целом составит в среднем 9 лет (для акционеров консорциума - почти 7 лет), дисконтированный срок - около 14 лет. Внутренняя норма доходности по проекту - 16,25% (23,7% для акционеров; 9,46% для бюджета). Индекс прибыльности - 1,19 (для акционеров - 1,31, для бюджета - 1,14).

При выборе наиболее эффективных инвестмоделей, как говорится в документе, учитывались такие факторы, как коммерческая и бюджетная эффективность, риски по нарушению сроков создания портовых объектов, надежность финансовых потоков, соответствие денежных потоков возможностям фондирования и покрытия затрат на этапе эксплуатации, наличие конфликта интересов участников проекта, вероятность нарушения синхронизации процессов по запуску проекта и сетевого плана-графика проекта и другие.

Предварительный инвестмеморандум подготовлен для потенциальных участников проекта, в том числе профильных компаний, финансовых институтов, банков, НПФ, частных инвесторов. Предполагается, что модель реализации проекта должна быть утверждена до конца 2013 года, после чего будет подписано рамочное соглашение - так называемое «Таманское соглашение» - всеми участниками проекта, в том числе частными инвесторами в терминалы.

Потенциальные участники строительства терминалов, согласно предварительному инвестмеморандуму, - «Газпром экспорт», МКХ «ЕвроХим», «Уралкалий», UCL Holding, СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Металлоинвест», «Объединенная зерновая компания», Cargill, «Русал», Global Ports.

 

Совет директоров НМТП согласовал концепцию развития до 2018 года

Совет директоров ОАО «Новороссийский морской торговый порт»  (НМТП) одобрил концепцию развития компании до 2018 года, объем инвестиций в бизнес группы за пять лет составит 30,9 миллиарда рублей, сообщает в понедельник газета «КоммерсантЪ».

В то же время источники издания отметили, что документ «носит предварительный характер». В 2014 году планируется инвестировать 4,8 миллиарда рублей, в 2015-2016 годах - 7,4 миллиарда и 9,6 миллиарда рублей соответственно.

«Инвестиционное обеспечение на 2014 год - это наши средства. На 2015 год и в дальнейшем - пока сказать тяжело. Возможно, потребуются заемные средства, этот вопрос будет детально проработан в начале 2014 года», - сказал генеральный директор НМТП Юрий Матвиенко в интервью «Коммерсанту», отвечая на вопрос об источниках привлечения инвестиций.

Инвестиции будут направлены, в частности, на расширение контейнерных терминалов в портах Новороссийска и Балтийска, комплексную реконструкцию нефтерайона Шесхарис, строительство в Новороссийске комплекса по перевалке минеральных удобрений и обновление флота.

При этом источники газеты, близкие к совету директоров компании, сообщили, что объем инвестиций и параметры модернизации нефтерайона Шесхарис так и не были утверждены, поскольку до сих пор обсуждается необходимость полномасштабной реконструкции Шесхариса.

ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

Уход грузов с ж/д на автотранспорт может дестабилизировать систему грузоперевозок в России

Ориентация государства на поддержку автотранспорта в ущерб железнодорожному и водному может привести к значительному росту расходов грузовладельцев и увеличению нагрузки на автодорожную сеть.

Об этом сообщил руководитель департамента исследований ж/д транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук, выступая на международной конференции «Металлургия и грузоперевозки», организованной журналом «Металлоснабжение и сбыт».

По словам эксперта, в последнее время произошла трансформация структуры перевозок черных металлов: с 2004-2012 гг. производство выросло на 16,6 млн тонн (+9,4%), при этом объем железнодорожных перевозок черных металлов сократился на 0,5 млн тонн (-0,4%). Таким образом, весь прирост производства черных металлов стал перевозиться автотранспортом.

Владимир Савчук указал, что основные причины выбора автоперевозок в ущерб железнодорожным – высокий уровень сервиса, более короткий срок доставки грузов, гибкая тарифная система, возможность доставки «от двери до двери». При этом автотранспорт сильно зависим от дорожных заторов, наносит гораздо больший ущерб окружающей среде, а содержание автодорожной инфраструктуры полностью находится на плечах государства.

Несмотря на все достоинства, автотранспорт не способен полностью заменить железнодорожный. Докладчик отметил, что если в перевозках на расстояние до 1000 км преимуществом обладает автотранспорт, то зона перевозок от 1000 до 3000 км является зоной межвидовой конкуренции, более 3000 км – зоной превалирования железнодорожных перевозок.

К примеру, из Москвы в Вологду состав, груженный строительными лесоматериалами, будет идти 7 суток (540 км), в то время как фура преодолеет меньшее расстояние (480 км) значительно быстрее – 8-10 часов. Стоимость такой автомобильной перевозки сопоставима с железнодорожной – 1130 руб./т и 816,7 руб./т соответственно. Железнодорожная перевозка этого же груза из Москвы в Новосибирск будет более чем в 3,5 раза дешевле автомобильной, хотя и займет 12 суток, в то время как автомобильная – 3,6 суток. Расчет по другим направлениям были также представлены в презентации эксперта.

Владимир Савчук отметил, что если судить по базовому сценарию транспортной стратегии РФ до 2030 года, то выбор государства в пользу развития автотранспорта уже сделан. В частности, новых автодорог федерального значения планируется построить в 5,4 раза больше, чем железных, а также выделить автотранспорту в 5,3 раза больше государственных средств.

Столь неравномерное распределение государственных преференций может привести (по «базовому» варианту Транспортной стратегии РФ до 2030 г.) к:

-        значительному увеличению грузового автомобильного трафика (по оценкам ИПЕМ, около 110-130 млн тонн грузов перейдут с железнодорожных и водных на автомобильные перевозки, что составляет 6 млн. автомобилерейсов в год);

-        росту расходов грузовладельцев (к 2030 году грузовладельцы, воспользовавшиеся автотранспортом вместо железнодорожного и водного, заплатят на 300 млрд руб. в год больше; совокупные расходы увеличатся на 28% до 1,7 руб./т-км).;

-        как следствие - недостаточности уже запланированных затрат на развитие автодорожной сети с учетом переключения части грузов с других видов транспорта.

 

РЖД

Правительство РФ приняло финплан и инвестпрограмму РЖД на 2014-2016 годы в объеме свыше 1,2 трлн рублей

Правительство приняло инвестиционную программу и финансовый план ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы. Объем инвестпрограммы РЖД на 2014-2016 годы составляет свыше 1,2 трлн рублей, в том числе в 2014 году - 395,6 млрд рублей, в 2015 году - 415,2 млрд рублей, в 2016 году - 438,4 млрд рублей.

Как рассказал министр транспорта РФ Максим Соколов, на реализацию государственных проектов РЖД будет направлено 418 млрд рублей. Он добавил, что эта сумма составляет 33 проц от общего объема инвестпрограммы монополии и включает как средства господдержки, так и заемные средства.

При этом, отметил Соколов, общий объем государственной поддержки программ РЖД, включая средства Фонда национального благосостояния и средства, направляемые в уставный капитал компании в рамках текущего бюджетного цикла, составит 352 млрд рублей, в том числе средства бюджета Москвы в размере 15,5 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД в 2014 году прогнозируется на уровне 100 млн рублей. Однако, как сообщил Соколов, такой результат может быть достигнут при окончательном решении вопроса о 16 млрд рублей дохода, который может быть получен от индексации тарифов на порожний пробег вагонов или на перевозку нефтяных грузов.

 

РЖД могут компенсировать 16 млрд рублей в связи с неиндексацией тарифов

Власти изучат вопрос о компенсации ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) 16 млрд рублей в связи с неиндексацией тарифов на нефтеналивные грузы и порожние вагоны, сообщил журналистам министр транспорта Максим Соколов по итогам заседания правительства РФ по вопросу инвестпрограммы и финплана РЖД на 2014-2016 годы.

«В соответствии с протокольным решением нам придется доработать этот вопрос и определиться окончательно с источником компенсации этих выпадающих доходов - или это тариф, причем в рамках тарифной политики самой компании, или это будут какие-то другие источники. Мы определимся в самое ближайшее время», - пояснил министр.

Ранее президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин попросил правительство о дополнительной господдержке компании.

Выступая на заседании правительства, посвященного рассмотрению инвестпрограммы и финансового плана РЖД на 2014-2016 годы, он, в частности, заявил о необходимости предоставить РЖД субсидию в размере 26 млрд рублей «с соразмерным замещением расходов на реконструкцию БАМа и Транссиба из средств ФНБ или бюджета».

Кроме того, Яккунин попросил правительство оказать содействие в получении 50 млрд рублей путем выпуска инфраструктурных облигаций в 2014 году в адрес Внешэкономбанка. Он напомнил, что в 2013-2015 году предусмотрен выпуск инфраструктурных облигаций в объеме 100 млрд рублей ежегодно, однако, «в связи с недавними изменениями пенсионной системы вопрос о выкупе облигаций на 50 млрд рублей еще не решен», сказал Якунин.

Как сообщалось ранее объем выпуска инфраструктурных облигаций РЖД в 2013 году был увеличен со 100 млрд рублей до 150 млрд рублей.

Вместе с тем Якунин попросил правительство принять решение о повышении тарифов на перевозку нефтяных грузов в 2014 году, что было предусмотрено в плане Минэкономразвития по сохранению финансовой устойчивости естественных монополий.

Ранее сообщалось, что железнодорожная монополия предложила повысить тариф на перевозку нефти и нефтепродуктов на 6% с начала 2014 года, однако, это предложение пока не нашло поддержки в профильных министерствах.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм, АТН и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

 

Подписаться на газету и журналы издательств «Морские вести России» можно:

 

Через редакцию

Телефоны: (495) 366-62-55, (495) 365-47-22

Подписка: (495) 365-47-22 podpiska@morvesti.ru.

 

Или через подписное агентство

Подписной индекс в каталоге Агентства «Роспечать» для России, стран СНГ

газета «Морские вести России»

32565

журнал «Морские порты»

47766

журнал «Морской флот»

70550

журнал «Международный экспедитор»

47767

журнал «Транспортное дело России»

36871

журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы»

79423

 

Отраслевой издательский центр «Морские вести России» это:

Федеральная газета водного транспорта «Морские вести России» - наиболее авторитетное издание, освещающее деятельность морского и речного флота России. Выпускается с 1996 года издательством «Морские вести России». Учредитель - Союз российских судовладельцев. Подписавшись на газету «Морские вести России» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли!

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» выходит с 1997 года Журнал «Морские порты» - это профессиональный информационный источник о состоянии, проблемах и перспективах развития морских портов и стивидорного бизнеса РФ. Его издатель - Ассоциация морских торговых портов (АСОП), выходит при поддержке Росморречфлота и ФГУП «Росморпорт». Подписавшись на журнал «Морские порты» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли!

Деловой журнал «Международный экспедитор» выходит с 1998 года Его издатель – Ассоциация российских экспедиторов. Журнал отвечает на вопросы транспортно-экспедиторской деятельности во всем их многообразии. Подписавшись на журнал «Международный экспедитор» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли!

Журнал российского судоходства «Морской флот» основан в 1886 году и с 2011 года выпускается  издательством «Морские вест и России». Учредитель журнала - Союз российских судовладельцев. Подписавшись на журнал «Морской флот» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли!

«Морвести.Ру» – информационный интернет ресурс отраслевого издательского центра «Морские вести России». Всегда свежие новости, эксклюзивная аналитика на сайте Morvesti.Ru

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в список изданий ВАК. Выходит 6 раз в год.

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы». Выходит с 2010 года 6 раз в год.

 

Специальные проекты издательства:

Федеральный отраслевой справочник «Морские порты России 2012». Издательство подготовило 5-й юбилейный выпуск, который можно приобрести в редакции. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме одни раз в два года

Отраслевая Книга Почета «Люди нашей отрасли - 2012», второй выпуск, подготовлен по поручению ФА «Росморречфлот». Первый выпуск Книги состоялся в 2009 году. Книга выходит в режиме один раз в три года. 

Федеральный отраслевой справочник «Речные порты и внутренние водные пути 2013».

В 2013 году, по поручению Росморречфлота, редакция приступила к  подготовке  2-го выпуска справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году Справочник выходит в режиме один раз в два года.

NB! Издательство завершает прием заявок на размещение деловой, рекламной информации, а также на подписку справочника «Речные порты и внутренние водные пути 2013». Выход справочника планируется в ноябре 2013 года.

Заявки принимаются по адресу morvesti@morvesti.ru

Отраслевой Бюллетень информации. С 2010 года  издательство ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. Бюллетень рассылается в еженедельном режиме.

Издательство принимает заявки на производство буклетов, книг, брошюр и пр.

 


Возврат к списку