- Морские вести России

Бюллетень новостей №16 (46) 2013

Издательство

МОРСКИЕ ВЕСТИ РОССИИ

www.morvesti.ru

представляет:

 

БЮЛЛЕТЕНЬ НОВОСТЕЙ

№16(46) 2013 год

с 24 по 30 августа 2013

 

Главные темы:

-        Президент Путин: Для освоения шельфов потребуется 512 новых судов

-        Правительство России утвердило проект актуализированной транспортной стратегии РФ до 2030 года

-        Минтранс внес изменения в нормы безопасности на ВВП России

-        «Совкомфлот» в I полугодии получила $14,5 млн убытка против прибыли год назад

-        FESCO в I полугодии получила 427 млн руб прибыли против убытка год назад

-        Выручка группы НМТП за 1 полугодие 2013 г. за 6 месяцев снизилась до $467 млн

-        Правительство выделит средства на строительство двух атомных ледоколов

-        Д. Медведев наделил Морскую коллегию полномочиями в сфере судостроения

-        Минтранс намерен уволить директора Омского порта

-        Снижение сборов не сделает порт Архангельска конкурентоспособней - мнение

-        Находкинский морской рыбный порт могут признать банкротом

 

ВЛАСТЬ

Путин: Для освоения шельфов потребуется 512 новых судов

Роснефти, Газпрому и Совкомфлоту для освоения шельфовых месторождений потребуется 512 судов до 2030 года, заявил в пятницу президент России Владимир Путин, также он заявил о необходимости предъявлять более высокие требования к менеджменту Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

«Сегодня крупнейшие российские компании - Роснефть, Газпром и Совкомфлот - формируют солидный перспективный портфель заказов, рассчитанный до 2030 года. Речь идет о судах, которые потребуются при освоении шельфовых месторождений при активном использовании Северного морского пути», - сказал Путин.

Заявление было сделано в пятницу на совещании по развитию судостроения.

По предварительным оценкам, до 2030 года этим компаниям потребуется 512 судов на общую сумму 6,5 трлн рублей, добавил президент.

Также Путин заявил о необходимости предъявлять более высокие требования к менеджменту ОСК.

«Необходимо предъявить более высокие требования к менеджменту корпорации, внедрить современную систему корпоративного и проектного управления», - сказал президент.

Путин констатировал, что российское гражданское отечественное судостроение проигрывает в конкуренции иностранным партнерам. Он отметил, что многие делают выбор в пользу иностранной продукции, в частности, из Китая, Кореи и других стран.

«Контрактные условия у этих производителей строго зафиксированы и выполняются, и никто при этом не ссылается на "объективные трудности и обстоятельства», - добавил Путин.

Он подчеркнул, что «такую практику - строгую контрактную технологическую дисциплину, безусловно, нужно внедрять нашим судостроителям».

Президент призвал российских судостроителей создавать технологические альянсы с ведущими мировым производителями, расширять линейку продукции, осваивать новые типы судов.

«Необходимо расширять линейку продукции, осваивать новые типы судов, прежде всего, такие как контейнеровозы и газовозы, которые потребуются в ближайшее время, перенимать зарубежный опыт и создавать технологические альянсы с ведущими мировыми производителями», - сказал Путин на совещании по развитию гражданского судостроения.

В качестве примера такого сотрудничества он привел строительство на Дальнем Востоке современной верфи крупнотоннажных судов «Звезда», которая должна быть построена к 2018 году. Он попросил доложить ему на совещании, как идет реализация этого проекта.

Путин также считает необходимым разработать удобные лизинговые схемы для поддержки продаж отечественных гражданских судов, включая экспорт.

«Здесь нам нужны по настоящему эффективные инструменты, которые могли бы стимулировать сбыт российской продукции, удобные лизинговые схемы», - сказал президент.

 

Правительство России утвердило проект актуализированной транспортной стратегии РФ до 2030 года

Правительство России утвердило проект актуализированной транспортной стратегии РФ до 2030 года. Как заявил сегодня на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев, проект принят с условием, что его окончательная версия будет утверждена после принятия бюджета России на 2014-2016 годы.

Предложение о переносе окончательного утверждения внес предложение зампред правительства Аркадий Дворкович, передает корреспондент ИА «Морвести.Ру».

«Предлагаю зафиксировать положение, что окончательное утверждение Транспортной стратегии должно состоятся после внесения в Госдуму проекта федерального бюджета. Иначе у нас будет нестыковка по финансированию», - сказал вице-премьер. 

«Также следует предусмотреть наличие взаимных обязательство между правительством,  регионами с одной стороны и инвесторами или потребителями с другой. Это могут быть гарантированные объемы перевозок или долгосрочные тарифы. Только в таком случае есть возможность заинтересовать инвестора», – добавил Аркадий Дворкович.

Выступая с докладом о проекте стратегии, министр транспорта Максим Соколов отметил, что суммарный грузооборот российских портов в 2012 году достиг 567 млн тонн, что на 40% больше чем в СССР в 1989 году. Покрытие водных путей электронными картами составило 44 тыс. км, что позволяет широко использовать навигационную систему ГЛОНАСС на водном транспорте.

«В то же время, нужно признать, что транспортная система в своем нынешнем состоянии не может удовлетворить нужды растущей экономики, – продолжил Максим Соколов. –  И обновленная стратегия разработана с учетом роли и места транспорта в экономике страны. С учетом принятых в последнее время решений по развитию московского транспортного узла, БАМа, Транссиба и ЦКАД, фактический вариант развития транспортной системы от базового, минимального сдвигается в сторону инновационного».

«Надеемся, что реализация стратегии будет проходить в варианте отличном от базового и смещенном в сторону инновационного. Но, поскольку всегда остается вариативность развития, предлагаем к утверждению вариант стратегии, содержащий и нижнюю планку развития, и перспективную, инновационную. Прошу поддержать проект актуализированной транспортной стратегии», - сказал министр.

Инновационный вариант предусматривает на период действия стратегии (2010-2030 годы) выделение 106,446 трлн рублей, в том числе из федерального бюджета - 31,384 трлн рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 21,353 трлн рублей, из внебюджетных источников - 58,709 трлн рублей (в Минтрансе не смогли оперативно разъяснить несоответствие в цифрах).

Базовый (консервативный) вариант предполагает инвестирование в транспортную систему 70,594 трлн рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе из федерального бюджета - 19,893 трлн рублей, из бюджетов субъектов и местных бюджетов - 15,139 трлн рублей, из внебюджетных источников - 35,562 трлн рублей.

В итоге реализации стратегии подвижность населения возрастет, согласно инновационному варианту, более чем до 15,5 тыс пассажирокилометров на одного человека в год (в 2,4 раза выше показателя 2010 года), по базовому варианту - до 13,3 тыс пасс/км на человека.

Доля пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, минуя аэропорты Московского авиаузла, увеличится к 2030 году по обоим вариантам до 37% (в 2010 году - 27,9%). Число погибших за год в ДТП в расчете на 10 тыс автомобилей сократится по инновационному варианту на 63%, по базовому варианту - на 38%. Также ожидается сокращение выброс вредных веществ в атмосферу от разных видов транспорта в размере от 24 до 53%.

Коммерческая скорость продвижения партий товаров автомобильным транспортом в межрегиональном и международном сообщении возрастет по инновационному варианту до 1100 км/сутки, по базовому варианту - до 750 км/сутки, а железнодорожным транспортом (контейнерные перевозки) - по инновационному варианту до 800-1700 км/сутки, по базовому варианту до 665-1520 км/сутки.

Предполагается, что в ходе реализации стратегии будет создана сеть высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий для связи крупнейших агломераций страны (по инновационному варианту).

 

Минтранс внес изменения в нормы безопасности на ВВП России

28 августа в Омске заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский провел совещание по вопросу обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях РФ. В совещании приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Касьянов, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, а также руководители и капитаны речных бассейнов Росморречфлота, территориальных органов Ространснадзора, представители судоходных компаний, отраслевых ассоциаций, администрации Омской области и субъектов РФ, расположенных в Обь-Иртышском бассейне.

Участники совещания обсудили вопросы контроля и надзора на речном транспорте в контексте чрезвычайного происшествия, произошедшего на реке Иртыш 17 августа, когда в результате столкновения теплохода «Полесье-8» с грузовой баржей шесть человек погибли.

На совещании руководитель Обь-Иртышводпути и руководитель Обь-Иртышского Госморречнадзора доложили об обстоятельствах аварии скоростного т/х «Полесье-8» и результатах работы комиссии по расследованию аварии. Затем участники совещания обсудили меры по усилению безопасности судоходства.

Существующие системы контроля на реке были признаны достаточными, и все участники дискуссии согласились, что уровень ответственности следует повышать в самих судоходных компаниях, а также совершенствовать в них систему управления в части обеспечения безопасности судоходства.

Помимо этого, обсуждались вопросы кадрового обеспечения отрасли. Сегодня они становятся все более актуальным для речного транспорта.

Виктор Олерский отметил, что вопрос безопасности судоходства крайне актуален. В стране сто тысяч километров внутренних водных путей, более 30 тысяч единиц речного транспорта. «Давать оценку причин катастрофы пока преждевременно, но однозначно можно сказать о важности человеческого фактора», - сказал В. Олерский. По его словам, Минтранс будет настаивать на смене руководства Омского речного порта.

А. Касьянов сообщил, что в 2013 г. Госморречнадзором выявлено 520 нарушений, касающихся правил плавания на внутренних водных путях. Было применено административное воздействие в виде штрафов на сумму 403 тысячи рублей. «Это составляет в среднем 780 рублей за одно нарушение, что значительно ниже штрафов, налагаемых за нарушение правил дорожного движения. Такие меры не могут быть действенным механизмом регулирования», - отметил руководитель Ространснадзора. По его мнению, важно, чтобы сами судоходные компании уделяли должное внимание системам управления безопасности, не ограничиваясь формальным подходом.

А. Давыденко сообщил, что на каждое крупное чрезвычайное происшествие приходится до 200 тысяч мелких нарушений, которые выявляют контролирующие органы. Чтобы свести к минимуму риск новых речных трагедий, Минтранс и Росморречфлот намерены пересмотреть сам подход к организации пассажирских перевозок. Будет создан единый реестр капитанов и судоводителей. Для решения кадровых проблем Минтранс направит в Минобороны предложение о введении отсрочек для молодых речников.

По итогам совещания принято решение о внесении изменений в ряд нормативных правовых актов, направленных на повышение безопасности плавания пассажирских судов и повышения ответственности и квалификации командного состава судов. В частности, внесены предложения о внесении изменений в положение о минимальном составе экипажа судна внутреннего водного транспорта, о дипломировании членов экипажей судов. Кроме того, отмечена необходимость разработки и совершенствования программ подготовки и повышения квалификации экипажей скоростных судов, выработки нового целевого факт

 

Поправки к закону «О транспортной безопасности» могут вступить в силу осенью 2013 года

Законопроект о внесении изменений в федеральный закон 16-ФЗ «О транспортной безопасности», подготовленный министерством транспорта РФ, должен вступить в силу осенью текущего года. Об этом сообщил на пресс-конференции в Москве представитель департамента транспортной безопасности и специальных программ министерства транспорта РФ Евгений Ночкин.

«Поправки в федеральный закон «О транспортной безопасности» позволят сформировать подразделения транспортной безопасности и закрепят за ними полномочия и обязанности. Таким образом, система транспортной безопасности заработает в полной мере. Это касается объектов, где она уже сформирована, а там, где она еще не готова технически - мы продолжим ее формирование», - сказал Евгений Ночкин. Он подчеркнул, что «законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Планируется, что осенью он вступит в силу».

Евгений Ночкин также отметил, что в настоящее время комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, которая стартовала в 2010 году, «не может быть реализована в полном объеме ввиду недостаточной нормативной базы».

«Мы оснастили транспортные объекты техническими средствами безопасности, но работать на них некому», - сказал представитель Минтранса РФ.

Другой участник пресс-конференции, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Владимир Черток, высказал мнение, что для повышения безопасности на транспорте и сокращения количества происшествий необходимо ужесточить требования по подготовке сотрудников транспортной отрасли, а также усилить контроль и повысить штрафы за нарушения.

«Порядка 80% всех чрезвычайных происшествий на транспорте связаны с человеческим фактором. Мы практически не видим отказов техники, мы видим прямое влияние людей, которые не в полной мере исполняют свои обязанности, либо нарушают правила. Государство не может  приставить к каждому капитану или водителю инспектора, нам необходимо выстроить определенную систему. Она должна включать набор требований и орган, который следит за их исполнением и наказывает нарушителей», - сказал он.

Владимир Черток также подчеркнул, что наказания за нарушения должно быть более жестким, чем нынешние штрафы, которые составляют 500-1000 рублей.

«Такие штрафы создают  ощущение безнаказанности у сотрудников транспортной отрасли и приводят к тяжелым последствиям», - отметил заместитель руководителя Ространснадзора.

Он добавил, что «предложения об ужесточении мер и о разработке новых требований уже внесены в правительство. Думаю, решения будут приняты в ближайшее время, и мы увидим позитивные результаты».

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

«Совкомфлот» в I полугодии получила $14,5 млн убытка против прибыли год назад

Чистый убыток ОАО «Совкомфлот» (СКФ) по международным стандартам финансовой отчетности в январе-июне 2013 года составил $14,5 млн против прибыли в размере $51 млн за аналогичный период прошлого года.

Валовая выручка компании за отчетный период уменьшилась на 14% до 628,4 млн долларов, показатель EBITDA снизился на 20% и составил 193,5 млн долларов.

Причинами падения, по словам финансового директора «Совкомфлота» Николая Колесникова, стали сохраняющаяся низкая рыночная конъюнктура и слабая доходность конвенционального флота.

«Доходы общества оставались на устойчивом уровне благодаря тому, что более 60% флота работало по средне- и долгосрочным контрактам и не было подвержено волатильности спотового рынка, а также благодаря наличию существенного объема законтрактованной выручки будущих периодов в размере 5 млрд долларов», - приводятся в сообщении слова Колесникова.

В свою очередь, гендиректор «Совкомфлота» Сергея Франк отметил, что в течение первого полугодия ситуация на танкерных рынках продолжала оставаться «крайне сложной». «Пятый год подряд мировая судоходная отрасль находится в состоянии рецессии. Танкерный индекс Clarksea снизился еще на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, продемонстрировав самый низкий уровень за последние двадцать лет», - сказал Франк.

С другой стороны, по его словам, на рынке наблюдаются определенные признаки улучшения ситуации, в частности, «некоторое оживление в сегменте танкеров-продуктовозов. Это может свидетельствовать о том, что «дно» рынка пройдено. «Учитывая это, мы смотрим на 2014 год с осторожным оптимизмом и ожидаем начала постепенного восстановления фрахтовых рынков», - добавил Франк.

За отчетный период в состав флота СКФ вошли 4 новых судна общим дедвейтом 0,3 млн тонн. Два многофункциональных ледокольных судна снабжения добывающих платформ («Витус Беринг» и «Алексей Чириков») приступили к выполнению работ в рамках долгосрочного контракта с оператором проекта «Сахалин-1» - компанией Exxon Neftegaz Ltd. Кроме того, СКФ заключил ряд соглашений с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и группой «Газпром» о резервировании слотов под строительство газовозов серии Gaz Ice и увеличении российского участия в строительстве этих судов.

Также группа приняла в первом полугодии текущего года решение продать девять танкеров, в том числе три танкера-химовоза, два танкера-продуктовоза Handysize, и четыре танкера-продуктовоза класса MR.

По состоянию на конец июня 2013 года флот группы компаний СКФ состоял из 159 судов (включая флот СП с мировыми лидерами нефтегазовой отрасли и ведущими трейдерскими компаниями) общим дедвейтом более 12 млн тонн. В судостроительной программе СКФ - 8 судов общим дедвейтом свыше 1 млн тонн.

 

FESCO в I полугодии получила 427 млн руб прибыли против убытка год назад

Группа FESCO за первое полугодие 2013 года получила чистую прибыль по МСФО в размере 427 миллионов рублей против убытка в 1,8 миллиарда рублей за аналогичный период прошлого года.

Выручка группы за отчетный период сократилась на 3% - до 17,3 миллиарда рублей. Валовая прибыль до учета амортизации составила 5,07 миллиарда рублей (сокращение на 13,4%), прибыль от операционной деятельности - 1,6 миллиарда рублей против убытка в 1 миллиард рублей в прошлом году.

Убыток по курсовым разницам увеличился в 2,7 раза - до 405 миллионов рублей, процентные расходы составили 1,7 миллиарда рублей (рост в 1,9 раза). Административные расходы сократились на 6,5% - до 2,1 миллиарда рублей.

Дебиторская задолженность группы составила на конец июня 6,6 миллиарда рублей (рост на 15,6% по сравнению с концом 2012 года), кредиторская задолженность - 4,8 миллиарда рублей (рост на 8,5%).

Показатель рентабельность по EBITDA увеличился на 1,1 процентный пункт - до 17,8%. В портовом дивизионе показатель EBITDA увеличился на 15,5% - до 44,8 миллиона долларов, рентабельность по EBITDA снизилась на 7,8 процентных пункта - до 40,8%.

В железнодорожном дивизионе EBITDA снизилась на 43,2% - до 53,1 миллиона долларов. Рентабельность по EBITDA снизилась на 12,6 процентных пункта - до 37,7%. В линейно-логистическом дивизионе EBITDA увеличился на 33% - до 17,6 миллиона долларов, рентабельность по EBITDA увеличилась на 0,8 процентных пункта - до 5,4%.

При этом CAPEX группы сократился на 45,8% - до 25,2 миллиона долларов. Балансовые денежные средства группы составили на конец июня 191 миллион долларов, совокупный долг – 1,15 миллиарда долларов, а чистый долг 959 миллионов долларов.

Выручка в портовом дивизионе выросла на 37,5% - до 109,9 миллиона долларов, в железнодорожном – снизилась на 24,2% - до 140,9 миллиона долларов, в линейно-логистическом дивизионе увеличилась на 15,1% - до 327,6 миллиона долларов, в морском дивизионе снизилась на 61,7% - до 28,7 миллиона долларов.

В состав FESCO входит «Трансгарант», «Русская тройка», «Дальрефсервис», ОАО «Владивостокский морской торговый порт», ОАО «Владивостокский контейнерный терминал» и пакет акций «Трансконтейнера» (около 20%). Основной акционер FESCO - группа «Сумма» Зиявудина Магомедова (32,5% акций группы), GHP Group принадлежит 23,8%, TPG - 17,4% акций.

 

Выручка группы НМТП за 1 полугодие 2013 г. за 6 месяцев снизилась до $467 млн.

Группа НМТП опубликовала на своем официальном веб-сайте финансовые результаты за 1 полугодие 2013 г. Согласно этим данным выручка за 6 месяцев текущего года снизилась до 467 млн долл. по сравнению с 541 млн долл. за аналогичный период годом ранее.

Грузооборот группы за период с января по июнь 2013 года составил 72,1 млн. тонн против 81,6 млн. тонн за аналогичный период прошлого года.

Основное отставание по объемам перевалки пришлось на сырую нефть и зерно: на 9,3 млн. тонн и 3,7 млн тонн меньше, чем за шесть месяцев прошлого года соответственно. Такая динамика обусловлена перераспределением объемов нефти между различными экспортными направлениями на фоне снижения экспорта нефти из РФ, а также фактическим отсутствием экспорта зерна в первой половине года по причине неурожая в 2012 году и высоких внутренних цен на зерно.

С другой стороны, существенный рост – на 40,5% или 3,7 млн тонн - показала перевалка нефтепродуктов, в том числе за счет роста объемов на ООО «ПТП» и на мазутном терминале ООО «НМТ», запущенном в 2012 году как совместный проект с нефтетрейдинговой компанией.

Таковы основные факторы, которые оказали существенное влияние на формирование выручки группы в отчетном периоде.

В отчетном периоде консолидированная выручка группы НМТП составила 467,8 млн долларов США против 541,1 млн долларов в первом полугодии 2012 г. Основу доходов группы составляет выручка от оказания стивидорных услуг, которая за первое полугодие 2013 года составила 362,9 млн долларов США против 434,9 млн долларов за сравнимый период прошлого года.

Основное влияние на изменение стивидорной выручки оказали изменения грузооборота сырой нефти и зерна, что привело к сокращению выручки от перевалки этих грузов на 24,9 млн долларов и 61,8 млн долларов относительно 6 месяцев 2012 года соответственно. Рост перевалки нефтепродуктов привел к увеличению выручки по этому грузу на 18,6 млн долл. Разнонаправленная динамика выручки по прочим грузам и услугам обусловила сокращение стивидорной выручки еще на 3,9 млн долларов США.

Выручка от дополнительных портовых услуг, услуг флота, прочих услуг и судоремонта изменилась не существенно.

В отчетном периоде группа показала хороший уровень управления издержками. Себестоимость продаж, а также коммерческие, общехозяйственные и административные расходы остались фактически на уровне первого полугодия 2012 года, несмотря на индексацию заработной платы, проведенную с начала года в рамках нового коллективного договора.

EBITDA группы за шесть месяцев 2013 года составила 251,6 млн долларов США против 318,6 млн долл. за аналогичный период прошлого года. Основным фактором сокращения EBITDA стало снижение выручки от стивидорной деятельности, отрицательный эффект от которого на EBITDA составил 66 млн долларов.

Прибыль от операционной деятельности в отчетном периоде составила 209 млн долл., по сравнению с 280,5 млн долл. в первом полугодии 2012 г.

На формирование результата по чистой прибыли положительное влияние оказали такие факторы, как снижение финансовых расходов и увеличение процентных доходов по депозитам и выданным займам на 17,8 млн долл. и 8 млн. долл., соответственно, а также отражение в учете отложенных налоговых доходов в размере 21,8 млн долл., связанных, в основном, с переносом налоговых убытков по курсовым разницам на будущие периоды.

Основным фактором снижения чистой прибыли стал убыток по курсовым разницам, начисляемым на активы и обязательства группы в иностранной валюте, в размере 129,2 млн. долларов, в результате ослабления курса рубля к доллару с 30,4 руб. на 31-12-2012 до 32,7 руб. на 30-06-2013.

Чистая прибыль группы за 1 полугодие 2013 г. составила 13,9 млн. долл. США.

 

Чистая прибыль ВМТП в I полугодии сократилась на 34%

Чистая прибыль группы «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП, входит в транспортную группу FESCO) по МСФО в I полугодии 2013 года сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 34% - до 532,6 миллиона рублей, говорится в отчетности компании.

Выручка порта составила 3,5 миллиарда рублей, увеличившись более чем в 2 раза. Операционная прибыль сократилась на 20% по сравнению с январем-июнем 2012 года и составила 488,6 миллиона рублей, нераспределенная прибыль на конец июня составила 6,38 миллиарда рублей.

Долгосрочные обязательства компании на конец первого полугодия составили 1,37 миллиарда рублей (снижение на 9% по сравнению с концом 2012 года), краткосрочные - 1,315 миллиарда рублей (рост в 2,8 раза по сравнению с концом 2012 года).

Выручка от оказания стивидорных услуг выросла в 2,2 раза - до 2,66 миллиарда рублей, от обслуживания судов - увеличилась на 6,3%, до 193,9 миллиона рублей. Административные расходы компании составили за отчетный период 226,8 миллиона рублей (рост на 18%).

 

СУДОХОДСТВО

FESCO может передать арендуемые у РФ ледоколы в ведение «Росморпорта»

ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, головная компания группы FESCO) обсуждает передачу ледоколов, арендуемых у РФ, в ведение ФГУП «Росморпорт», говорится в сообщении предприятия по итогам рабочей поездки и.о. гендиректора ФГУП Андрея Тарасенко во Владивосток.

Согласно сайту FESCO, группа эксплуатирует четыре ледокола «Адмирал Макаров», «Капитан Хлебников», «Красин» и «Магадан». Ледоколы являются собственностью Российской Федерации и находятся в аренде у ДВМП.

«Росморпорт» также сообщил, что на встречах обсуждались вопросы совместного участия ФГУП и ООО «Порт «Вера» в строительстве и эксплуатации угольного терминала в районе мыса Открытый в Уссурийском заливе проектной мощностью 20 миллионов тонн в год, а также выбора площадки под строительство данного угольного терминала.

Тарасенко провел встречу с руководством ряда судостроительных и судоремонтных предприятий Приморского края по вопросам возможного размещения заказов «Росморпорта» по строительству флота для нужд филиалов предприятия в тихоокеанском регионе.

 

Транспортную блокаду Курил прорвет «Полярис»

Второй теплоход соединит Сахалин и Курильские острова, об этом заявил губернатор Александр Хорошавин на встрече с участниками молодежного форума «Острова». В ближайшие дни делегация правительства области выезжает для покупки нового судна под названием «Полярис».

Теплоход «Полярис» будет ходить на линии Сахалин — Курилы. По словам губернатора, новое судно будет лучше и современнее теплохода «Игорь Фархутдинов», которое в настоящий момент является единственным перевозчиком по морскому пути до Курильского архипелага. Кроме этого, Александр Хорошавин отметил, что дополнительный рейс на острова позволит организовывать экскурсии на Курилы.

Напомним, что недавно пущенный по маршруту Корсаков – Кунашир – Итуруп дизель-электроход «Сахалин-8» временно не выполняет рейсы на Курилы. Таким образом, остается только теплоход «Игорь Фархутдинов», который ходит на Кунашир раз в неделю, вместимость его всего 150 человек и билеты проданы на много дней вперед.

По мнению сахалинских депутатов Светланы Ивановой и Евгения Лотина, сегодня нужно решать вопрос, ориентируясь на морской путь. И именно второй паром мог бы спасти положение. Так же считает и член Совета Федерации Жанна Иванова, которая сообщила, что сложная схема доставки людей на Курилы требует второго теплохода.

Чтобы все-таки частично решить проблему плохой погоды на Курилах и сделать так, чтобы и самолеты летали чаще, необходимо ввести в эксплуатацию специальную навигационную систему аэропорта Менделеево, утверждают в авиакомпании «САТ».

Напомним, что только недавно закончилась «транспортная блокада» Южно-Курильска – самолеты не летали с 8 по 20 августа. Рейсов в обе стороны ожидали 430 человек. Тогда в единственный погожий день люди не смогли попасть домой, поскольку сотрудники кунаширского аэропорта отдыхали. В настоящее время причины длительной задержки курильчан на Сахалине проверяются Минтрансом области.

 

Енисейское пароходство перевезло 2 млн 600 тыс тонн грузов

Грузовая навигация Енисейского пароходства продолжается согласно плану. По сравнению с ситуацией 2012 года, уровень воды в Енисее достаточный для нормальной, бесперебойной работы судов.

Весь флот пароходства сосредоточен на перевозке грузов по линии Красноярск-Дудинка для ОАО «ГМК» Норильский никель», который ежегодно дает пароходству гарантированные объемы. Таким образом, «Норильский никель» остается заказчиком номер один для Енисейского пароходства. В этом году пароходством запланировано перевезти для Норильского промышленного района 1 млн 900 тыс тонн грузов.

Отметим, что грузоперевозки для предприятий группы «ГМК «Норильский никель» составляют более 50% всего объёма грузов пароходства. Для Норильского комбината речники ежегодно доставляют соду, кокс, соль, металл, лес, строительные грузы.

На сегодняшний день, Енисейским пароходством уже перевезено 2 миллиона 600 тысяч тонн грузов, что составляет 75 процентов от запланированного на навигацию 2013 года. Плановая цифра – 3,5 миллиона тонн.

 

Низкий уровень Лены создает трудности для доставки грузов в Якутии

Доставка материалов для строительства воздушной линии (ВЛ) Ленск – Пеледуй из-за низкого уровня воды в реке Лена находится под угрозой.

На сайте администрации говорится, что на Лене в районе участка Усть-Кут – Змеиново сохраняются низкие уровни воды – на 20–40 см ниже проектных отметок. При этом, напоминают власти региона, навигация на реке закрывается во второй декаде октября.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

Правительство выделит средства на строительство двух атомных ледоколов

Правительство выделит бюджетные инвестиции на строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов, соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

Контракт по строительству первого атомного ледокола нового поколения уже был подписан с ООО «Балтийский завод - Судостроение». Строительство трех атомных ледоколов в 2012-2015 годах должно было обойтись бюджету РФ в 51,8 миллиарда рублей. Строительство первого уже началось, и финансирование было согласовано до 2014 года. По остальным двум вопрос решен не был. Стоимость первого ледокола по контракту с ФГУП «Атомфлот» составляла 36,96 миллиарда рублей.

«Постановлением, разработанным во исполнение решения президента РФ предусматривается выделение бюджетных инвестиций на строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов в 2014-2020 годах с распределением финансирования по годам, а также определяется государственный заказчик и заказчик (застройщик) в отношении строительства атомных ледоколов», – говорится в сообщении.

Сейчас на трассах Северного морского пути работают 5 атомных ледоколов. Но уже к 2020-м годам ожидается наступление так называемой «ледокольной паузы». В связи с выработкой ресурса и окончанием срока службы действующих атомных ледоколов к началу 2021 года в эксплуатации останется только один ледокол - «50 лет Победы». Последними из ледоколов советской постройки «покинут строй» атомные ледоколы с малой осадкой «Таймыр» и «Вайгач». Их срок службы заканчивается в 2017 году.

В целях своевременной замены действующего атомного ледокольного флота, обеспечения бесперебойной проводки судов на трассах Северного морского пути, круглогодичной перевозки грузов необходимо построить и ввести в эксплуатацию к 2021 году три универсальных атомных ледокола, в том числе головной ледокол не позднее 2017 года, первый и второй серийные - в 2019 и 2020 годах соответственно.

 

Д. Медведев наделил Морскую коллегию полномочиями в сфере судостроения

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, утвердившее новое положение о Морской коллегии при правительстве РФ.

На коллегию теперь возлагается дополнительная функция по координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций в области судостроения и создания морской техники.

К основным задачам Морской коллегии также отнесены вопросы обеспечения безопасности мореплавания и судоходства, развития систем их навигационно-гидрографического и поисково-спасательного обеспечения, а также сохранения объектов морского культурного наследия. Также меняется формат работы коллегии: предусматривается создание президиума Морской коллегии для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с выполнением государственных программ и федеральных целевых программ в области судостроения.

«Таким образом, коллегия будет способна в оперативном режиме координировать деятельность всех заинтересованных органов и организаций по выполнению государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ в области гражданского судостроения и создания морской техники, а также подготовки прогнозных объемов производства судостроительными предприятиями продукции судостроения и морской техники», - отметили в правительстве. Реализация этих новелл позволит создать механизм контроля за выполнением судостроительных программ, всестороннего учета интересов заказчиков при создании новых современных судов и морской техники, а также усовершенствует меры, направленные на государственную поддержку судостроения и связанных с ним иных отраслей промышленности.

 

На СНСЗ заложен шестой буксир-толкач проекта 81

На ОАО «СНСЗ» (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию») осуществлена закладка буксира-толкача пр.81. заводской номер №815 является шестым судном в серии из шести судов, поставляемых в рамках контракта с ООО «П.ТрансКо», заключенного в феврале 2013 года.

Отличительной особенностью судна является фрикционное сцепное устройство типа Articoupler KVC3545 фирмы Taisei Engineering Consultant Inc (Япония), допускающую значительную взаимную качку буксира и баржи, что позволяет использовать барже-буксирный состав в ближней морской зоне, а также сокращает процедуру сцепки-расцепки барже-буксирного состава до 30 секунд. В качестве рулевого устройства предусмотрены две полноповоротные винторулевые колонки (ВРК), управление которыми осуществляется из ходовой рубки. Благодаря винторулевым колонкам буксиры обладают высокой маневренностью и просты и удобны в управлении.

Буксир-толкач проекта 81 с азимутальным принципом движения имеет полное водоизмещение 365 тонн, длину 25 м, ширину 10 м. Судно предназначено для толкания и кратковременной (аварийной) буксировки барж проекта 82 полным водоизмещением около 5200 т. со скоростью 10 узлов. Судно спроектировано в соответствии с требованиями к классу Российского Речного Регистра класса М3.0 (лед 10) А.

Сдача всех 6-и судов серии запланирована до июня 2014 года. Финансирование проекта осуществляется ООО «Газпромбанклизинг» по лизинговой схеме.

 

ПОРТЫ

Минтранс намерен уволить директора Омского порта

Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский заявил, что его ведомство будет настаивать на увольнении генерального директора ОАО «Омский речной порт» Василия Данилова. Привлечь топ-менеджера к уголовной ответственности за крушение теплохода «Полесье-8» вряд ли получится.

Ход расследования причин катастрофы на Иртыше разбирался на сегодняшнем совещании в правительстве Омской области, куда пригласили крупных федеральных чиновников, – замминистра транспорта Олерского и руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Александра Давыденко. Москвичи жестко раскритиковали состояние дел в Омском речпорту.

– То, что мы получили, – это последствия, мы к этому шли. Мы знали, что такое Омский речпорт сегодня, состояние дел в компании. Я в первую очередь говорю об отношении к безопасности, – отметил Виктор Олерский.

Чиновник сообщил, что Минтранс будет настаивать на смене руководства предприятия.

– У нас, если не ошибаюсь, 25,5% акций в Омском речпорту, поэтому мы свое предложение будем делать, – подчеркнул замминистра транспорта. – А что в такой ситуации остается делать?

При этом Виктор Олерский дал понять, что привлечь топ-менеджеров речпорта к уголовной ответственности вряд ли получится. Ходатайствовать об этом министерство точно не будет.

Александр Давыденко также добавил, что несколько лет назад в Омске уже был случай, подобный ЧП с теплоходом «Полесье-8». Тогда у капитана пассажирского судна случился инсульт, и корабль столкнулся с берегом. По счастливой случайности никто не пострадал.

– На каждое такое крупное ЧП приходится по 200 тысяч мелких нарушений, которые выявляют контролирующие органы, – признался Давыденко.

 

Снижение сборов не сделает порт Архангельска конкурентоспособней - мнение

Впервые за свою историю Федеральная служба по тарифам (ФСТ) снижает ставки портовых сборов. Эта исключительная мера направлена на повышение конкурентоспособности порта Архангельск и инициирована лично президентом. Впрочем, участники рынка сомневаются, что снижение ставок поможет переманить грузоперевозчиков из других северных портов – Мурманска и Санкт-Петербурга.

В конце мая Владимир Путин поручил Федеральной службе по тарифам (ФСТ) рассмотреть обращение губернатора Архангельской области Игоря Орлова о снижении ставок портовых сборов морского порта Архангельск. К концу августа ФСТ подготовила проект приказа, из которого следует, что ставки портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морском порту Архангельск, будут снижены на 20% для судов загранплавания и на 10% — для судов каботажного плавания. Кроме того, на 20% подешевеет ледокольный сбор. Данная мера должна повысить привлекательность порта и привлечь дополнительный грузопоток, следует из документа.

Такая мера как снижение портовых сборов в России используется впервые и применена она будет только к одному порту.

«Цель этого снижения — привести уровень портовых сборов Архангельска в соответствие с аналогичными сборами в портах Мурманска и Санкт-Петербурга, — объясняет представитель федеральной службы. — Мы считаем, что это снижение ставок сделает порт Архангельска более привлекательным для грузоперевозчиков».

В руководстве крупнейшей из стивидорных компаний Архангельского морского порта — ОАО «Архангельский морской торговый порт» — считают данную меру недостаточной.

«Портовые сборы в архангельском порту намного больше, чем в других, — в 4–5 раз по некоторым позициям. Поэтому снижать надо гораздо существеннее, — говорит представитель компании. — Мы давно боремся за снижение этих ставок, но какой-то результат появляется только сейчас».

В руководстве самого ФГУП «Росморпорт» к готовящемуся снижению ставок относятся достаточно спокойно, но неодобрительно.

«Архангельский филиал был у нас все время убыточным, но поскольку бюджет у нас  общий для всех филиалов, то и при понижении ставок работа будет выполняться в прежнем объеме. На безопасности мореплавания это не скажется — ледоколы будут работать, навигационные знаки будут обслуживаться, — объяснил представитель организации. — Другой вопрос, что эффективность этой меры, с нашей точки зрения, невелика. Если проводить сравнения, то в Санкт-Петербурге, где структура сборов аналогична, ставка портовых сборов ниже: 40 рублей на тонну переваленного груза против 68 рублей в Архангельске».

В «Росморпорте» объяснили, что по сравнению с Мурманском Архангельский порт также имеет ряд значительных минусов: он замерзает на полгода, находится в своеобразном «глухом углу». От Мурманска ближе не только на европейские маршруты, но и на маршруты Севморпути. Кроме того, Архангельский порт сложнее и неудобнее с точки зрения навигации — более мелководный, с узкими фарватерами Северной Двины. Ограничение по максимальной осадке судна для Мурманска составляет 15,5 м против 9,2 м в Архангельске, по длине судна — 265 м и 200 м соответственно.

«Вряд ли снижение портовых сборов способно переманить грузоперевозчиков из гораздо более удобного незамерзающего Мурманска, — говорит представитель «Росморпорта». — Даже если мы полностью обнулим портовые сборы, порт не станет удобнее».

Похожего мнения придерживается и некоторые грузоперевозчики.

«Насколько я могу судить, Архангельский порт мало приспособлен для контейнерных перевозок, — объясняет Андрей Шабардин, директор по авиа-, морским и железнодорожным перевозкам логистической компании Itella Logistic (подразделение финской Itella Group). — Географически из Архангельска обычно осуществляют транспортировку сырья, леса и т.п. На мой взгляд, даже несмотря на снижение ставок портовых сборов, он вряд ли окажется привлекательнее Санкт-Петербурга».

Грузооборот Архангельского порта  за январь–июнь текущего года вырос на 12,6% по сравнению с аналогичным показателем 2012 года и достиг 2,7 млн т. При этом наблюдается значительный — на 56% — рост перевалки нефтепродуктов и заметное уменьшение перевалки каботажных грузов. Для сравнения, грузооборот Мурманского порта превышает 15 млн т в год, что в три раза больше грузооборота Архангельского порта (5 млн т по итогам 2012 года).

По мнению специалистов «Росморпорта», отсутствие заметного роста перевалки грузов в порту закономерно, если он расположен неудобно географически, находится в регионе с депрессивной экономикой и неудобен по эксплуатационным причинам. Впрочем, по мнению специалистов, на фоне роста объемов перевалки в основных портах региона  Архангельск следует общим тенденциям и также показывает рост 12–13%.

Особое внимание представители ФГУП «Росморпорт» обращают на то, что снижение тарифа обернется потерями для предприятия: порядка 16 млн рублей в этом году и 65 млн рублей — в следующем.

«Это деньги на ремонт ледокола «Диксон» — основного ледокола Архангельска. Это деньги на закупку топлива, — говорит представитель организации. — Хуже всего то, что не предусмотрена компенсация этих выпадающих доходов предприятия».

 

Находкинский морской рыбный порт могут признать банкротом

ОАО «Находкинский морской рыбный порт» могут признать банкротом. Арбитражный суд Приморского края возбудил производство по делу о признании акционерного общества несостоятельным.

«Арбитражный суд Приморского края, ознакомившись с заявлением ООО «ДальЛуч ЖД» к ОАО «Находкинский морской рыбный порт» о признании банкротом и  приложенными к заявлению документами, принял заявление к производству и возбудил производство по делу», - говорится в сообщении.

Рассмотрение обоснованности заявления назначили на 3 сентября 2013 года. У должника есть 10 дней, чтобы направить письменный отзыв (возражения) на заявление кредитора в суд и заявителю. Кроме того, ОАО «Находкинский морской рыбный порт» должен представить доказательства уплаты задолженности и ряд документов.

 

Ульяновский речной порт развивает сотрудничество с иностранными партнёрами

Из крупнейшего морского порта Румынии в Ульяновск прибыл груз, предназначенный для строительной отрасли и мебельной индустрии России. Груз прибыл, пройдя через Черное и Азовское моря, Волго-Донской канал.

«Создание условий для развития нашего речного порта - одна из задач, которую ставит перед собой павительство Ульяновской области. У нас в регионе активно развивается грузовой и пассажирский флот, а также портовый сервис, повышается инвестиционная привлекательность территории порта и города Ульяновска. В дальнейшем мы продолжим оказывать поддержку развитию речной отрасли региона и реализации на территории порта перспективных проектов», - отметил министр промышленности и транспорта Ульяновской области Андрей Тюрин.

По словам специалистов, в настоящее время уже завершены разгрузочные, перевозочные и складские работы по приёмке груза - древесных плит производства компании Kronospan (Австрия), доставленных водным транспортом от румынского порта Констанца.

Отмечается, что за три дня в речном порту Ульяновска было разгружено свыше двух тысяч тонн (более 1200 пачек) плит, предназначенных для строительной отрасли и мебельной индустрии России. К работам была привлечена специализированная техника - плавучий кран, погрузчики, внутрипортовый транспорт.

Из крупнейшего морского порта Румынии груз прибыл в Ульяновскую область, пройдя через Черное и Азовское моря, Волго-Донской канал. По Волге он пришел в Ульяновский речной порт на сухогрузном судне «Сибирский-2112» типа «река-море».

Партнёром по грузовой работе всемирно известная компания Kronospan из крупных портов Поволжья выбрала именно Ульяновский речной порт, который показал максимальное соответствие предъявленным требованиям: наличие широкого спектра спецтехники, подъездных путей, разгрузочной площадки, территории под складирование. Важный фактор - удобное географическое местоположение речного предприятия, возможность реализации мультимодальных схем доставки товара российским компаниям из Ульяновска в другие регионы.

«Высокотехнологичная грузовая операция стала самой крупной за навигацию 2013 года. Ульяновский речной порт, можно сказать, стал центром и отправной точкой в реализации товара зарубежных партнёров в России. Это сотрудничество на нас возлагает большую ответственность. Товарно-штучная грузовая работа требует серьёзной предварительной подготовки и техники, и персонала, специальных условий разгрузки и хранения. Компания Kronospan намеревается продолжить поставки своей продукции в Россию через наш порт», - сказал генеральный директор Ульяновского речного порта Ринат Низамов.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

 

Подписаться на газету и журналы издательств «Морские вести России» можно:

 

Через редакцию

Телефоны: (495) 366-62-55, (495) 365-47-22

Подписка: (495) 365-47-22 podpiska@morvesti.ru.

 

Или через подписное агентство

Подписной индекс в каталоге Агентства «Роспечать» для России, стран СНГ

газета «Морские вести России»

32565

журнал «Морские порты»

47766

журнал «Морской флот»

70550

журнал «Международный экспедитор»

47767

журнал «Транспортное дело России»

36871

журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы»

79423

 

Отраслевой издательский центр «Морские вести России» это:

Федеральная газета водного транспорта «Морские вести России» - наиболее авторитетное издание, освещающее деятельность морского и речного флота России. Выпускается с 1996 года издательством «Морские вести России». Учредитель - Союз российских судовладельцев. Подписавшись на газету «Морские вести России» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли!

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» в прошлом году отметил 15-летие создания. Журнал «Морские порты» - это профессиональный информационный источник о состоянии, проблемах и перспективах развития портового бизнеса РФ. Его издатель - Ассоциация морских торговых портов (АСОП), выходит при поддержке Росморречфлота и ФГУП «Росморпорт». Подписавшись на журнал «Морские порты» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли!

Деловой журнал «Международный экспедитор» в этом году отмечает 15-летие со дня выхода первого номера. Его издатель – Ассоциация российских экспедиторов. Журнал отвечает на вопросы транспортно-экспедиторской деятельности во всем их многообразии. Подписавшись на журнал «Международный экспедитор» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли!

Журнал российского судоходства «Морской флот» основан в 1886 году и с 2011 года выпускается  издательством «Морские вест и России». Учредитель журнала - Союз российских судовладельцев. Подписавшись на журнал «Морской флот» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли!

«Морвести.Ру» – информационный интернет ресурс отраслевого издательского центра «Морские вести России». Всегда свежие новости, эксклюзивная аналитика на сайте Morvesti.Ru

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в список изданий ВАК. Выходит 6 раз в год.

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы». Выходит с 2010 года 6 раз в год.

 

Специальные проекты издательства:

Федеральный отраслевой справочник «Морские порты России 2012». Издательство подготовило 5-й юбилейный выпуск, который можно приобрести в редакции. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме одни раз в два года

Отраслевая Книга Почета «Люди нашей отрасли - 2012», второй выпуск, подготовлен по поручению ФА «Росморречфлот». Первый выпуск Книги состоялся в 2009 году. Книга выходит в режиме один раз в три года. 

Федеральный отраслевой справочник «Речные порты и внутренние водные пути 2013».

В 2013 году, по поручению Росморречфлота, редакция приступила к  подготовке  2-го выпуска справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году Справочник выходит в режиме один раз в два года.

NB! Издательство приступило к приему заявок на размещение деловой, рекламной информации, а также на подписку справочника «Речные порты и внутренние водные пути 2013». Выход справочника планируется в ноябре 2013 года.

Заявки принимаются по адресу morvesti@morvesti.ru

Отраслевой Бюллетень информации. С 2010 года  издательство ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. Бюллетень рассылается в еженедельном режиме.

Издательство принимает заявки на производство буклетов, книг, брошюр и пр.

 


Возврат к списку