- Морские вести России

Бюллетень новостей №12 (42) 2013

Издательство

МОРСКИЕ ВЕСТИ РОССИИ

www.morvesti.ru

представляет:

 

БЮЛЛЕТЕНЬ НОВОСТЕЙ

№12(42) 2013 год

с 1 по 15 июля 2013

 

Главные темы:

-        Функции капитана порта и администрации портов законодательно разнесены

-        Представитель Росводресурсов стал новым и.о. гендиректора «Росморпорта»

-        Минтранс вместе с Минпромторгом рассматривают программу утилизации судов

-        На 20% акций НМТП претендуют 10 покупателей

-        Сибирский деловой союз отказался от строительства угольного порта Лавна

-        Протяженность внутренних водных путей увеличилась в 2013 году на 283 км

-        Формирование Национальной палаты судоходства завершилось

-        Грузооборот морских портов России за первое полугодие 2013 года увеличился на 4,7%

-        Порты Находкинского округа по грузообороту вышли на второе место в России

-        Пропускная способность морских портов России должна увеличиться на 301,56 млн тонн к 2018 году

-        Рогозин определил арктические приоритеты российского судостроения

 

ВЛАСТЬ

Виктор Олерский: функции капитана порта и администрации портов законодательно разнесены

Госдума на заседании 2 июля приняла во втором чтении законопроект, направленный на уточнение норм, касающихся обеспечения безопасности в морских портах. Документ принят под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Поправки вносятся в Кодекс торгового мореплавания РФ, в закон «О транспортной безопасности», «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Как прокомментировал новость заместитель министра транспорта Виктор Олерский, выступая на первом объединительном собрании членов Союза «Национальная палата судоходства» (СНПС), принятый закон урегулирует распределение полномочий и обязанностей между бассейновыми администрациями и капитанами портов.

«Их функции будут разнесены. Капитан должен заниматься своей работой, отвечать за безопасность, а руководитель администрации – своей, то есть заниматься хозяйственной деятельностью», – отметил заместитель министра.

В законе о транспортной безопасности дается определение понятия «оценка охраны морского судна и портового средства». Это, согласно поправкам, определение степени защищенности морского судна, акватории морского порта, морского терминала, проведенное в соответствии с требованиями международных договоров РФ в области охраны судов и портовых средств.

Предусматривается, что реализация плана транспортной безопасности акватории морского порта осуществляется капитаном морского порта.

В законе о морских портах устанавливается, что капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и действует на основании положения о капитане морского порта, утвержденного Минтрансом России.

 

Минтранс разрешит Российскому речному регистру заниматься коммерческой деятельностью

Минтранс планирует предоставить ФАУ «Российский речной регистр» (Регистр) право заниматься пассажирскими перевозками с коммерческой целью. Проект соответствующего распоряжения министерства опубликован на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов.

Данная возможность позволит «Регистру» получать дополнительные возможности для содержания судов и судовых команд, в том числе на период вынужденного простоя по основной деятельности.

«Регистр» является федеральным автономным учреждением классификации судов, находящимся в ведении Минтранса. Он имеет в своем составе главное управление и 14 филиалов, местоположение которых территориально привязано к внутренним водным бассейнам России.

 

Представитель Росводресурсов стал новым и.о. гендиректора «Росморпорта»

Приказом ФГУП «Росморпорт» от 27.06.2013 № 383/к на должность заместителя генерального директора ФГУП «Росморпорт» с 1 июля 2013 года назначен Тарасенко Андрей Владимирович.

Одновременно в соответствии с приказом Росморречфлота от 01.07.2013 № 135/к-мрф на Тарасенко А.В. с 01 июля 2013 года возложено исполнение обязанностей генерального директора ФГУП «Росморпорт».

Ранее Андрей Тарасенко работал в должности руководителя Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы).

Тарасенко Андрей Владимирович, краткая биография:

Родился 09 августа 1963 года в г. Владивостоке Приморского края.

В 1985 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола.

В 2002 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «государственное и муниципальное управление» с присвоением квалификации «менеджер».

В 2006 году окончил Российский государственный социальный университет по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит» с присвоением квалификации «экономист».

В 2010 году присуждена ученая степень доктора психологических наук и присвоено ученое звание профессора по кафедре акмеологии и кибернетики.

Имеет действующий диплом капитана.

Трудовую деятельность начал в 1980 году.

С апреля 2008 по февраль 2010 года работал заместителем директора Департамента управления делами и имущественным комплексом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

С декабря 2010 года по январь 2012 года последовательно занимал должности, начиная с главного экономиста до советника заместителя председателя правления ОАО «Россельхозбанк».

С марта 2012 по июнь 2013 года последовательно занимал должности заместителя руководителя, руководителя Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.

С июля 2013 года исполняет обязанности генерального директора ФГУП «Росморпорт» без освобождения от занимаемой должности.

 

Виктор Олерский: Минтранс вместе с Минпромторгом рассматривают программу утилизации судов

Министерство транспорта совместно с министерством промышленности и торговли рассматривают возможность запуска программы утилизационных выплат судовладельцам, планирующим обновить свой флот. Об этом корреспонденту ИА «Морвести.Ру» сообщил заместитель министра транспорта Виктор Олерский.

Инициатива, получившая название «судовой утилизационный грант» и представляющая собой компенсацию судоходной компании при утилизации старого флота, была впервые озвучена союзом «Национальная палата судоходства» (СНПС).

Как рассказал Виктор Олерский федеральный закон №305-ФЗ (о поддержке отечественного судостроения), а также постановление правительства №383 (компенсация процентной ставки при строительстве судов) принесли ощутимую пользу отечественному судоходству. Однако в выигрыше оказались главным образом крупные компании, которые смогли запустить программы обновления флота. «Но при этом у нас есть большой сегмент средних и малых судовладельцев, которым нужно помогать, – сказал замминистра. – В первую очередь я говорю о речном пассажирском судоходстве, которое с учетом очень короткого сезона эксплуатации, не окупается. Мы рассчитали экономическую модель, и получилось, что необходимо компенсировать судовладельцу порядка 10-20% стоимости нового судна в виде субсидий. Только так его можно мотивировать к принятию инвестиционного решения о постройке нового судна».

«Программа утилизации хорошо себя зарекомендовала в автомобильном транспорте. Готовится аналогичная для ж/д вагонов и обсуждается проект программы для водного транспорта. Ориентировочно судовладельцу будет компенсироваться 10-15% от всей стоимости заказа, нового судна. Потому что сегодня есть разница между стоимостью старого судна при продаже на металлолом, и при продаже на вторичном рынке. Всегда есть искушение продать старый теплоход не на слом, а на вторичный рынок. Получается, что вроде бы судно начинает вторую жизнь, но на деле остается таким же металлоломом», – заметил Виктор Олерский.

 

Внесены поправки в закон, касающийся портовых особых экономических зон

Совет Федерации РФ одобрил поправки в статьи 4 и 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части уточнения видов деятельности.

Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Неёлов отметил, что законом исключаются требования к портовым особым экономическим зонам в части наличия общей границы таких участков и их объединения акваторией морского порта, акваторией речного порта. Документом предлагается снять имеющийся запрет на металлургическое производство на территории особой экономической зоны.

 

Минюст зарегистрировал приказ ФСТ о ставках портовых сборов

Министерство юстиции зарегистрировало 2 июля приказ Федеральной службы по тарифам от 30.04.2013 N 85-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации».

В приказе утверждены ставки портовых сборов, взимаемых за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему. В морском порту могут устанавливаться, в частности, следующие портовые сборы: канальный, ледокольный, лоцманский, маячный, навигационный, экологический.

Ставки портовых сборов с судов установлены за единицу валовой вместимости судна (GT), указанной в Международном мерительном (классификационном) свидетельстве судна, в соответствии с положениями Международной конвенции по обмеру судов 1969 года (Лондон, 23 июня 1969 года).

 

Отраслевое соглашение между Росморречфлотом и профсоюзами водного транспорта подписано в Москве

В Москве в здании Федерального агентства морского и речного флота (Росморречфлот) подписано отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственных Росморечфлоту учреждениях в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2013 – 2016 гг.

С одной стороны соглашение подписал руководитель Федерального агентства морского и речного флота Александр Давыденко, с другой – председатель профсоюза работников водного транспорта Валентин Кепп.

Как сказал Александр Давыденко, комментируя мероприятие, это подписание – знаковое событие. «Для разработки соглашения была создана специальная комиссия и в ходе ее работы имели место долгие дебаты, вносилось много замечаний и все они были учтены. Наше агентство готово для подписания соглашения», - сказал глава Росморечфлота. В свою очередь Валентин Кепп сказал: «Этот договор, – подтверждение того, что тезисы о социальном партнерстве находят свое воплощение».

 

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

На 20% акций НМТП претендуют 10 покупателей

На 20% акций Новороссийского морского торгового порта, которые Росимущество планирует приватизировать до конца года, претендуют десять компаний.

Среди новых имен — международный трейдер Noble Group, филиппинский стивидорный холдинг International Container Terminal Services и РФПИ, готовый выступить в консорциуме с Invest AD (Абу-Даби) или Macquarie. Некоторые из потенциальных инвесторов могут стать для НМТП привлекательными партнерами, но участники рынка по-прежнему считают главными претендентами «Роснефть» и группу «Сумма».

С учетом высокого интереса к госпакету акций ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) его приватизация планируется до конца 2013 года, рассказал «Ъ» источник в Росимуществе. По его словам, консультант правительства по сделке UBS сообщил, что заинтересованность в покупке 20% акций НМТП подтвердили десять инвесторов. «Ъ» удалось узнать полный список.

О части претендентов уже известно. Это суверенный фонд Абу-Даби Invest AD, United Capital Partners (UCP) Ильи Щербовича, группа «Дело» Сергея Шишкарева, «Нефтегазиндустрия» Владимира Когана и Ильи Клебанова. В отчете UBS, по словам источника «Ъ», указана как претендент и украинская группа терминалов ТИС, хотя ее представитель опровергал интерес к НМТП. Подтвердила готовность к сделке группа «Сумма», которая интерес не отрицала, но официально о нем не заявляла.

Среди новых претендентов, например, Noble Group. Это один из крупнейших международных сырьевых трейдеров со штаб-квартирой в Гонконге, занимающийся поставками сельхозпродукции, угля, черных и цветных металлов. Но компания инвестирует также в отдельные производственные и транспортные активы. В Noble Group на запрос «Ъ» не ответили. Заинтересовался 20% акций НМТП и стивидорный холдинг International Container Terminal Services (Филиппины). Под его управлением — около 27 терминалов в 19 странах. Там также не ответили на запрос «Ъ». Еще один претендент — Macquarie Renaissance Infrastructure Fund, который инвестирует в инфраструктурные проекты в СНГ. В его портфеле, например, 10,3% акций железнодорожной компании Brunswick Rail. В Macquarie отказались комментировать свой интерес к НМТП.

Также купить 20% акций НМТП хочет Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ, там ситуацию не комментируют). Он, по данным источников «Ъ», готов участвовать в сделке в составе консорциума — либо с Macquarie, либо с Invest AD.

 

СДС отчалил из Лавны

Сибирский деловой союз (СДС) отказался от строительства угольного порта Лавна в Мурманской области и продал 50% в проекте второму участнику — «Кузбассразрезуглю».

Участники рынка не исключают, что у терминала появится новый соинвестор, например Геннадий Тимченко, который уже проявлял к нему интерес. СДС же решил сосредоточиться на проекте в Приморском крае, где хочет строить порт «общего доступа».

О том, что холдинг СДС продал свою долю в ООО «Морской торговый порт Лавна», «Ъ» рассказали участники рынка, и это подтвердил совладелец СДС Владимир Гридин. Он уточнил, что 50% ООО проданы его второму участнику — «Кузбассразрезуглю» (КРУ). «Мы сосредоточимся на строительстве терминала на Дальнем Востоке»,— пояснил господин Гридин. Сумму сделки он не назвал, но отметил, что партнер компенсировал расходы СДС по проекту. В «Кузбассразрезугле» от комментариев отказались.

У СДС в приоритете — строительство угольного порта в бухте Суходол на юге Приморского края стоимостью 18,7 млрд руб. Предполагается, что это будет порт «общего доступа», о необходимости строительства которого на Дальнем Востоке заявлял в прошлом году Владимир Путин (планировалось, что проектом займется ФГУП «Зарубежуголь»).

Источник «Ъ» на стивидорном рынке говорит, что у КРУ в Лавне может появиться новый партнер, например Геннадий Тимченко. О его интересе к порту еще в 2011 году заявляли региональные власти. У бизнесмена уже есть совместный бизнес с владельцами КРУ Искандаром Махмудовым и Андреем Бокаревым: в конце 2012 года они купили у господина Тимченко 13% железнодорожного оператора «Трансойл». Источник, близкий к господину Тимченко, сказал, что интерес к порту Лавна был, но, есть ли он сейчас, уточнить отказался.

 

«Порт Ванино» передал ведение реестра регистратору «НИКойл»

ОАО «Ванинский морской торговый порт» («Порт Ванино») передало реестр акционеров регистратору «НИКойл», говорится в сообщении стивидора. До этого, с 10 февраля 2005 года, реестр «Порта Ванино» вел Комсомольский филиал ОАО «Регистратор Р.О.С.Т.».

Ранее сообщалось, что в конце 2012 года «Мечел» приобрел 55% уставного капитала (77,3% обыкновенных акций) «Порта Ванино» через ООО «Мечел-Транс». Однако в январе группа продала большую часть своей доли трем кипрским офшорам - «Оперн Трейд Лтд», «Седмино Инвестментс Лтд» и «Травине Трейдинг Лтд» - они стали владельцами по 23,68% голосующих акций «Порта Ванино». «Мечел» оставил себе порядка 1,5% обыкновенных акций порта. При этом «Мечел» не раскрывал, кто стоит за офшорами. Источники на рынке говорили, что за ними стоят структуры собственника «Мечела» бизнесмена Игоря Зюзина.

 

Выходец из «Транснефти» избран председателем совета директоров ОАО «НМТП»

Совет директоров ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) 12 июля 2013 года избрал своим председателем первого вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Максима Гришанина.

Гришанин Максим Сергеевич в 1995 году окончил университет имени Xристиана Альберхта в городе Киль, ФРГ, по специальности «Экономист».

С 2002 по 2006 возглавлял департамент проектного финансирования ОАО «Финансовая лизинговая компания».

С 2006 по 2010 год работал старшим вице-президентом по экономике и финансам ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».

С 2010 года занимал должность директора по корпоративным финансам ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой».

В 2011 стал вице-президентом ОАО «АК «Транснефть».

В 2012 году назначен первым вице-президентом ОАО «АК «Транснефть».

 

Ростерминалуголь в первом полугодии 2013 года увеличил перевалку

Ростерминалуголь с начала 2013 года перевалил 6,9 млн тонн угля, что на 563 тысячи тонн больше, чем за аналогичный период 2012 года. За июнь было перегружено 1,25 млн тонн.Это на 13 тысяч тонн меньше чем за июнь в 2012 году.

Как сообщил заместитель директора по эксплуатации терминала Андрей Адамацкий, в общем грузооборот компании остался на том же уровне, что и в прошлом году.

«Есть некоторые сезонные сдвиги, но это нормальные рыночные явления. В целом мы держимся в рамках графика и должны выдержать примерно те же объемы», - сказал Андрей Адамацкий.

По его словам, самый большой объем переваленного угля у компании обычно приходится на июль, так как к этому моменту уже заключены все основные договоры на перевозку.

«В прошлом году грузооборот за июль составил около 1,4 млн тонн. В этом году мы планируем перевалить даже немного больше», - добавил Андрей Адамацкий.

ОАО «Ростерминалуголь» было учреждено в 1996 году с целью создания и дальнейшей эксплуатации угольного терминала в морском торговом порту Усть-Луга проектной мощностью 12 млн тонн угля в год. ОАО «Ростерминалуголь» оказывает услуги, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, транспортно-экспедиторским обслуживанием, ведет строительство, эксплуатацию объектов специализированного комплекса по перегрузке угля в морском порту в Лужской губе Финского залива. Угольный терминал имеет 2 причала общей длиной 540 м и глубиной у причалов 14 м, что позволяет принимать суда шириной до 32,2 м и длиной до 240 м. Основной акционер Northwest Stevedoring Limited – 61,97% акций.

 

Профсоюз «Восточного порта» просит первого вице-премьера Шувалова помочь в загрузке порта

Коллектив ОАО «Восточный порт» обратился с письмом к первому вице-премьеру российского правительства Игорю Шувалову с просьбой помочь восстановить загрузку порта для сохранения коллектива предприятия.

«Работники нашего градообразующего предприятия в количестве 1700 человек очень обеспокоены сложившейся в последние два месяца негативной ситуацией, вызванной резким сокращением объемов перевозки железной дорогой угля в наш адрес, что привело к падению грузооборота порта», - говорится в обращении, которое направила в адрес И.Шувалова лидер профкома ОАО Татьяна Войтехович.

Она напоминает, что на двух угольных комплексах Восточного порта можно выгружать 895 вагонов в сутки. В то же время, по данным стивидора, ОАО «РЖД» утвердило среднесуточную норму на июль 2013 г. в количестве всего 649,8 вагонов. «Да и эта норма поставки угля не всегда соблюдается. Так, выгрузка всех имеющихся в наличии вагонов с углем составила, к примеру, с 5 по 8 июля всего 546 вагонов в сутки. В результате, около 40% всей перегрузочной техники порта простаивает», - отмечает автор послания. Т.Войтехович добавляет, что акватория порта заполнена судами в ожидании погрузки угля, а склады в Кузбассе, откуда и поставляется уголь в Находку, переполнены.

Глава профсоюза «Восточного порта» также указывает на то, что предприятие в последние годы потратило миллиарды на новую технику, увеличило количество рабочих мест.

Однако, отмечает она в письме, «в настоящее время, в связи с невозможностью обеспечить занятость дополнительно набранных по временным трудовым договорам работников (в большей степени молодежи) по указанным выше причинам, администрация порта была вынуждена сократить 83 человека». Кроме того, по ее данным, около 9% трудового коллектива приходится уходить в отпуск без сохранения заработной платы.

Работники стивидорной компании просят И.Шувалова «оказать содействие в решении вопросов, связанных с доставкой экспортных углей в Восточный порт, обеспечивающую максимальную загрузку его производственных мощностей».

Аналогичный текст обращения отправлен губернатору Приморья Владимиру Миклушевскому и председателю Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николаю Никифорову.

 

СУДОХОДСТВО

Формирование Национальной палаты судоходства завершилось

3 июля, состоялось первое объединительное собрание членов Союза «Национальная палата судоходства» (СНПС). Оно формально завершило процесс объединения двух общественных организаций – Ассоциации судоходных компаний (АСК) и Союза российских судовладельцев (СОРОСС).

Главной темой этого собрания стало утверждение основополагающих внутренних документов (положения об общем собрании, о совете, о членстве в СНПС и о ревизионной комиссии СНПС), выборы нового состава совета Национальной палаты судоходства и прием новых членов.

Как сказал, выступая на собрании, заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, главное преимущество создания новой организации – объединение двух экспертных голосов, АСК и СОРОСС. «Свое отношение к объединению я не раз озвучивал. Оно заключается в том, что нам не всегда хватало единого голоса экспертного сообщества, нередко по одному и тому же вопросу существовали два разных мнения. Приходилось проводить внутренние переговоры, тратить время на согласование позиций. Сегодня, благодаря объединению двух организаций, голос стал единым», - сказал Виктор Олерский.

Национальная палата судоходства была создана на основе АСК, Алексей Клявин, бывший глава АСК стал президентом нового союза. Одновременно, после слияния с Палатой СОРОСС юридически прекращает свое существование, его фактическими юридическим правопреемником является СНПС. «СОРОСС юридически будет жить недолго, максимум две-три недели. Организация будет официально закрыта через Минюст», – сказал присутствующий на собрании президент СОРОСС Михаил Романовский.

 

Протяженность внутренних водных путей увеличилась в 2013 году на 283 км

5 июля, в Москве состоялось совместное заседание Федерального агентства морского и речного флота (Росморречфлот) и Общественного совета при Росморречфлоте. Одна из главных тем этого заседания – информация о ходе навигации 2013 г. на внутренних водных путях (ВВП) России.

На заседании присутствовали советник президента РФ Игорь Левитин, заместитель министра транспорта Виктор Олерский, вел собрание руководитель Росморречфлота Александр Давыденко.

Как сообщил в своем докладе Федор Шишлаков, начальник управления внутреннего водного транспорта Росморречфлота, протяженность внутренних водных путей увеличилась в 2013 году на 283 км. Одновременно протяженность путей с гарантированными глубинами увеличилась на 484 км. Прирост достигнут благодаря включению в перечень ВВП подхода к причалу у острова Ямский протяженностью 20 км и участка реки Енисей от п. Игарка до п.Дудинка протяженностью 263 км. Эксперт добавил, что одна из главных тенденций этого года – рост экспортных перевозок по ВВП России.

 

Состоялась церемония имянаречения двух новых газовозов для перевозок СУГ - Sibur Voronezh и Sibur Tobol

На верфи Hyundai Mipo Dockyard Co.Ltd. (Республика Корея) состоялась торжественная церемония имянаречения двух новых газовозов для регулярных круглогодичных перевозок сжиженного углеводородного газа (СУГ).

Суда зафрахтованы нефтехимическим холдингом СИБУР и заказаны группой компаний «Совкомфлот» в рамках долгосрочного контракта. Газовозы будут задействованы в транспортировке СУГ из терминала СИБУРа в морском торговом порту Усть-Луга.

В 2012 году «Совкомфлот» и СИБУР подписали долгосрочное соглашение о фрахтовании двух газовозов для регулярных круглогодичных перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ). СИБУР в 2013 году начинает экспортные отгрузки СУГ через собственный терминал в морском порту Усть-Луга.

Дизайн танкеров-газовозов СУГ был разработан при участии специалистов группы СКФ с учетом требований компании СИБУР и новейших технических достижений в судостроении. Конструктивный тип грузовой системы представляет собой четыре вкладные ёмкости типа «С», рассчитанные на перевозку груза под давлением 540 кПа общей вместимостью 20 600 куб. м.

Конструкцией судов предусмотрена система обработки балластных вод, обязательная для установки с конца 2013 года. Корпус газовозов изготовлен из материалов повышенной прочности, что соответствует требованиям к расчётам прочности конструкции для круглогодичной эксплуатации в условиях Северной Атлантики в течение 25-ти лет. Это позволит существенно увеличить срок службы судов в нормальных условиях. Ледовый класс 1B (Ice3 по классификации РС) обеспечит их эффективную эксплуатацию в условиях низких температур Балтийского моря в период зимних навигаций.

 

Maersk спускает на воду крупнейшее в мире судно

На этой неделе компания Maersk Line, входящая в датский конгломерат A.P. Moeller-Maersk, вводит в эксплуатацию самое большое в мире грузовое судно (класс ЕЕЕ), Построенный в Южной Корее корабль длиной почти 400 м и высотой с 20-этажный дом на 35% экономичнее судов из нынешнего парка компании и может перевозить 18 000 контейнеров.

Однако первое время новое судно, вероятно, будет ходить с загрузкой не более 14 000 контейнеров, так как не все мировые порты, даже сертифицированные для обслуживания судов класса ЕЕЕ (а таких портов — 16), имеют необходимое для этого оборудование: порталы их подъемных кранов недостаточно высоки, чтобы погрузить дополнительные контейнеры. Судно, названное по имени недавно умершего сына основателя компании Maersk Mc-Kinney Moeller, покинет верфь в пятницу. Первый рейс запланирован на 15 июля: после загрузки в крупнейшем корейском порту Пусане судно направится в Европу через Сингапур и в дальнейшем будет работать на азиатско-европейских маршрутах.

«Корабль класса ЕЕЕ предназначен для того, чтобы ходить с полной загрузкой, — сказал WSJ Джонатан Роуч, старший аналитик по контейнерным перевозкам лондонского судового брокера Braemar Seascope. — Если он не сможет, это сильно повлияет на рентабельность». Maersk рассчитывает увеличить свою долю рынка за счет того, что столь крупные суда вскоре вытеснят более мелкие, говорит Ларс Дженсен, директор азиатско-европейских операций компании: «Через три-четыре года компании будут водить по азиатско-европейским маршрутам суда, способные перевозить 14 000 и более контейнеров. — Те, у кого таких не будет, не смогут конкурировать».

Стоимость корабля — $185 млн, Maersk заказала 20 таких судов. Лишь три судоходных компании пока заказали судна класса ЕЕЕ, сейчас крупнейший из них — на 16 000 контейнеров — принадлежит компании CMA CGM. В мае китайская China Shipping Container Lines заказала пять таких судов, а в этом месяце столько же планирует заказать United Arab Shipping, сообщает WSJ; эти две компании намерены совместно работать на азиатско-европейских маршрутах.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

«Северная верфь» построит ВМФ России 4 серии кораблей и судов

Санкт-петербургский судостроительный завод «Северная верфь» выполняет заказы ВМФ России по строительству четырех серий кораблей и судов, сообщил в ходе 6-го Международного военно-морского салона генеральный директор предприятия Александр Ушаков.

«У нас заключены контракты на строительство серии корветов проектов 20380 и 20385 - шесть единиц. Один корвет мы уже сдали 16 мая. Остались еще пять. Эти корветы - суда ближней морской зоны. Их строительство идет согласно плану. Следующий корвет мы сдаем во втором квартале 2014 года. И дальше - в год по корвету», - уточнил он.

«У нас заключен контракт на строительство шести фрегатов проекта 22350. Головной - «Адмирал флота Советского Союза Горшков» - вышел на заводские швартовые испытания», - сказал также Ушаков.

«Задача по нему - выйти в этом году на первый этап заводских ходовых испытаний и в следующем году завершить их. Затем он уйдет на Север для продолжения испытаний и сдачи корабля в следующем году. Остальные будут сдаваться, начиная с 2016 года по одному в год», - пояснил он.

«Кроме того, у нас заключены два контракта на суда связи. Одно судно проекта 18280 - «Юрий Иванов» - уже находится в предспусковом состоянии. На второе судно мы контракт заключили только что. Будем его в третьем квартале его закладывать», - отметил глава «Северной верфи».

«У нас в работе контракт на строительство трех судов тылового обеспечения проекта 23120 со сроками сдачи в 2014, 2015 и 2016 годах соответственно», - рассказал также Ушаков.

«Все перечисленные контракты у нас заключены до 2018 года», - сообщил он. «Потом они будут продлеваться, потому что в Государственной программе вооружений предусмотрено большее количество корветов и фрегатов», - полагает Ушаков.

 

Внешэкономбанк и Средне-Невский судостроительный завод договорились о стратегическом сотрудничестве

В рамках проведения Международного военно-морского салона в г. Санкт-Петербурге Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве.

Со стороны Внешэкономбанка документ подписал директор Департамента инноваций и высоких технологий Олег Демидов, со стороны ОАО «Средне-Невский судостроительный завод»  – Генеральный директор Владимир Середохо.

Стороны договорились о стратегическом партнерстве и развитии долгосрочного и эффективного сотрудничества в области финансирования инвестиционных проектов.

Соглашение предусматривает взаимодействие сторон при решении задач среднесрочного и долгосрочного кредитования в рамках реализации инвестиционных проектов.

Сотрудничество между ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» и Внешэкономбанком будет способствовать развитию военно-морского флота Российской Федерации в целом, а также увеличению доли экспортной продукции на внешние рынки.

 

К 2016 году Балтийский завод достроит первую в мире плавучую АЭС

Достройка первой в мире плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» успешно ведется на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Об этом сообщил журналистам на 6-м Международном военно-морском салоне гендиректор предприятия Александр Вознесенский.

«У нас 4-летний контракт, мы должны сдать ее в сентябре 2016 года», - уточнил он.

«Почти два года не было практически никакой работы, – признался Вознесенский. – Сейчас идет период адаптации: мы закупаем оборудование, материалы. Идет установка оборудования, которое не было установлено ранее. Ведем контрактацию по остатку того оборудования, которое мы должны законтрактовать. Скоро будем устанавливать реакторы», – рассказал он.

Договор на достройку плавучего энергоблока ПАТЭС был заключен Балтийским заводом и концерном «Росэнергоатом» в декабре 2012 года.

Отвечая на вопрос, какие планы у предприятия по строительству ледокольного флота, Вознесенский сказал: «Мы строим головной атомный ледокол проекта 22220 мощностью 60 мегаватт для «Атомфлота».

«Надеемся, что выиграем конкурс по второму и третьему ледоколам – серийным. Это было бы логично, потому что серия должна делаться в принципе там, где производился головной», – считает он.

«Ещё мы строим дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 мегаватт для «Росморпорта», – добавил Вознесенский. Этот ледокол был заложен в октябре 2012 года и, по данным пресс-службы Балтийского завода, должен быть передан заказчику в 2015 году.

 

На «Окской судоверфи» будут построены универсальные грузовые суда, не имеющие аналогов в России

Завод получил заказ от судоходной компании ООО «В.Ф. Танкер» на производство 20-ти универсальных комбинированных судов для перевозки нефтепродуктов и сыпучих грузов. Аналогов судам такого типа в России нет. Об этом сообщил коммерческий директор ОАО «Окская судоверфь» Владимир Панкратов.

Уникальность судов, по его словам, состоит в том, что они будут комбинированные и смогут перевозить как нефтепродукты, так и щебень. Также суда обладают большой маневренностью.

«Всего в рамках проекта  RST54 будет выпущено 20 судов. Строительство начнется уже в сентябре-октябре 2013 года. В настоящее время обсуждаются условия финансирования и детали проекта» - отметил Владимир Панкратов.

ООО «В.Ф. Танкер» входит в судоходный дивизион VBTH международной транспортной группы  Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding). Осуществляет перевозку нефтепродуктов из бассейнов рек Белая и Кама до Санкт-Петербурга, Высоцка и далее морскими судами до портов назначения.

 

МОРСКИЕ ПОРТЫ

Грузооборот морских портов России за первое полугодие 2013 года увеличился на 4,7%.

Грузооборот морских портов России за первое полугодие 2013 года увеличился на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 284,1 млн.т. Об этом сообщила Ассоциация морских торговых портов России (АСОП).

Объём перевалки сухогрузов составил 119,1 млн. т (-2,3%), в том числе: угля – 48,6 млн т (+14,9%), грузов в контейнерах – 21,7 млн. т (+3,0%), минеральных удобрений – 6,1 млн т (+17,0%). Объем перевалки черных металлов сократился до 11,6 млн т (-17,6%), руды – до 3,6 млн т (-8,5%), лесных грузов – до 2,3 млн т (-29,4%). Существенно сократился объем перевалки зерновых грузов (-72,5%).

Объем перевалки наливных грузов составил 165,0 млн. т (+10,3%), в том числе: сырой нефти – 104,0 млн т (+9,3%).

Экспортных грузов перегружено 222,4 млн т, что на 3,5% больше аналогичного периода прошлого года, импортных грузов – 23,5 млн т (+9,9%), транзитных – 22,6 млн т (+0,3%), каботажных – 15,6 млн т (+22,9%).

 

Порты Находкинского округа по грузообороту вышли на второе место в России

Порты Находкинского городского округа за минувшие шесть месяцев перевалили 33 млн 388,4 тыс тонн грузов и по этому показателю впервые вышли на второе место в России.

В течение многих лет Находка держалась на третьей позиции после Большого порта Санкт-Петербург, но его грузооборот за полгода составил 27,4 млн тонн. Санкт-Петербург смог обойти и другой балтийский порт Приморск с грузооборотом в 33,3 млн тонн. А на первом месте стоит черноморский порт Новороссийск, его грузооборот за шесть месяцев составил 55,8 млн тонн.

По данным восточного филиала «Росморпорта», стивидорные компании, работающие на территории Находкинского городского округа, за первое полугодие больше всего перевалили нефти и нефтепродуктов - 14 млн 698 тыс тонн. Вторую позицию занимает уголь - 14 млн 247,7 тыс тонн. На третьем месте стоят грузы в контейнерах - 2 млн 206,5 тыс тонн. Через причалы города Находка также идут черные и цветные металлы, круглый лес, пиломатериалы, рефрижераторные и другие грузы.

Специалисты прогнозируют, что по итогам 2013 года суммарный грузооборот портов Находки превысит 65 млн тонн. Это станет рекордным результатом Находки за всю ее историю города-докера. Прежнее лучшее достижение было показано в 2012 году - почти 60 млн тонн.

 

Пропускная способность морских портов России должна увеличиться на 301,56 млн тонн к 2018 году

5 июля, в Москве состоялось совместное заседание Федерального агентства морского и речного флота (Росморречфлот) и Общественного совета при Росморречфлоте. Две основных темы этого заседания – подготовка типового плана деятельности Минтранса России и плана деятельности Росморречфлота на период 2013 – 2018 гг. и информация о ходе навигации 2013 г. на внутренних водных путях (ВВП) России.

На заседании присутствовали советник президента РФ Игорь Левитин, заместитель министра транспорта Виктор Олерский, вел собрание руководитель Росморречфлота Александр Давыденко.

Как сообщил в своем докладе Сергей Горелик, заместитель руководителя Росморречфлота, в итоговом плане деятельности министерства транспорта выделено 10 ключевых целей, по двум из которых Росморречфлот является непосредственным исполнителем. Это повышение пропускной способности российских морских портов и повышение качественных характеристик ВВП России. Одной из главных задач по развитию морской отрасли является увеличение пропускной способности морских портов России на 301,56 млн тонн до 2018 года. Для справки, на начало 2013 года производственная мощность отечественных портов составила 846,2 млн тонн, объем перевалки в 2012 году составил 567 млн тонн.

С важным замечанием к озвученному плану выступил Игорь Левитин. Он заметил, что выделенные из федерального бюджета средства на расширение портовой инфраструктуры – несомненный плюс. Однако, нигде в бюджете не предусмотрены расходы на содержание этой возросшей инфраструктуры. «Когда мы заявляем необходимые инвестиции в Минфин, то забываем о содержании упомянутых объектов, - сказал советник президента. – Значит возрастут портовые сборы и содержание всей этой новой инфраструктуры ляжет на потребителя. Но тогда наши порты потеряют конкурентоспособность. Поэтому нужно подходить к вопросу роста пропускной способности сбалансировано».

Игорь Левитин привел в пример внедрение механизма концессии в аэропортовом хозяйстве. «Думаю, этот механизм применим и в морском транспорте. При концессии очень важно следить за тем, чтобы не выросли сборы», – заключил Игорь Левитин.

 

Сабетта нагрузила работой порт в Лабытнанги

Объем речных грузоперевозок, проходящих через грузовой порт Лабытнанги, вырос в 6 раз, сообщает пресс-служба правительства ЯНАО.

«В последнее десятилетие на отправку в грузовом порту Лабытнанги шло не больше 50 вагонов в год. С начала 2013 года по внутренним железнодорожным веткам прошло уже 300 вагонов. Основная нагрузка пришлась на зиму. «Разморозили» свою деятельность портовики впервые за восемь лет. Традиционно время с ноября по май для предприятия было «мертвым сезоном»: работники - в отпусках, оборудование - на зимней стоянке. Но за зимние месяцы 2013-го здесь погрузили и разгрузили 200 железнодорожных вагонов, перевыполнив за месяц на 150 процентов годовую норму»,- рассказали в пресс-службе.

Ключевую роль в этом сыграло строительство крупнейшего в арктической зоне промышленно-транспортного комплекса Сабетта, который включает в себя морской порт, завод по производству сжиженного газа, аэропорт и ряд других проектов. Через причалы Лабытнанги стройка снабжается песком, щебнем, цементом и прочими материалами.

К концу июля в эксплуатацию запустят склад временного хранения таможенных грузов и специально оборудованную зону таможенного контроля, что значительно увеличит возможности лабытнангского предприятия. Специалисты уверены, что потенциал этого грузового порта будет прирастать и дальше.

 

Мурманский порт налаживает процесс погрузки судов типа Capesize

Мурманский морской торговый порт (ММТП) в рамках программы по развитию порта увеличивает тоннаж обрабатываемых судов. В июне 2013 года обработаны два судна типа Capesize. Обработка судов такого типа осуществляется на глубоководных причалах № 13 и № 14.

На т/х Orient Crusader (длина 255,3 м, ширина 43 м, 7 трюмов), дедвейтом 114861,17 тонн было погружено 108 861 тонн угля. Это уже второй заход данного судна в порт Мурманск – первый был в апреле 2012 года, на судно было погружено 89371 тонн железорудного концентрата.

20-26 июня обработано ещё одно судно подобного класса - Yue Dian 102 (длина судна – 254 м, ширина – 43 м, 7 трюмов), дедвейтом 115168,6 тонн, на которое было погружено 111911 тонн угля.

В соответствии с имеющимися заявками клиентов в июле 2013 года планируется обработка еще двух судов класса Capesize, на которые планируется погрузить по 110 000 ± 10% тонн угля.

По информации генерального директора ММТП Александра Масько, налаженный процесс погрузки судов типа Capesize свидетельствует о том, что порт выходит на новый уровень обработки флота, увеличивая тоннаж и эффективность погрузки.

 

Проект «Бронка» прошел точку невозврата

Проект строительства многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка», реализуемый в рамках Концепции развития аванпортов Большого порта Санкт-Петербургна южном побережье Финского залива, прошел «точку невозврата»: 6 июля завершилось строительство лицевой (шпунтовой) стенки причального фронта ММП., передает корреспондент ИА «Морвести.Ру» из Санкт-Петербурга.

В торжественной церемонии, посвященной погружению последнего шпунта и, соответственно, завершению самого сложного с технической точки зрения этапа работ, принял участие министр транспорта РФ М. Ю. Соколов, зам. Министра транспорта РФ В. А. Олерский и другие высокие гости. Выступая на брифинге, министр транспорта РФ подчеркнул, что развитие портовых мощностей в российской части Финского залива и развитие Санкт-Петербургского транспортного узла – одно из приоритетных направлений модернизации транспортной системы России и выразил уверенность, что первое судно новый морской перегрузочный комплекс примет в 2015 году. Планируется, что после завершения строительства порт сможет принимать контейнеровозы класса Panamax и паромы класса Finnstar.

Строительство многофункционального морского перегрузочного комплекса разделено на 2 этапа и включает в себя создание трех специализированных комплексов: контейнерного терминала, терминала накатных грузов и логистического центра. Площадь контейнерного терминала составит 107 га, терминала накатных грузов – 57 га, логистического центра – 42 га. Длина причальной линии контейнерного терминала составит 1176 м (5 причалов), терминала накатных грузов – 630 м (3 причала). Пропускная способность I очереди ММПК «Бронка» позволит обрабатывать 1,45 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. единиц Ro-Ro грузов в год с последующим увеличением мощности комплекса до 1,9 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. единиц Ro-Ro грузов в год и созданием логистического центра, работу которого планируется начать в 2017 году.

 

ВСК приняла один из самых больших контейнеровозов в мире

«Восточная стивидорная компания» (ВСК) стала первым портом судозахода для нового контейнеровоза серии Triple-E «Maersk Mc-Kinney Moller». Судно Maersk Mc-Kinney Moller – самый крупный в мире контейнеровоз вместимостью 18 340 ДФЭ, длинной 399 метров, шириной 59 метров, высотой 73 метра.

Судно было построено на южнокорейском судостроительном заводе Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering» (DSME Daewoo). 18 июня после успешного завершения двухнедельных ходовых испытаний контейнеровоз был передан владельцу. На торжественной церемонии судну было присвоено имя Maersk Mc-Kinney Moller.

Судно пришло к причалу ВСК 6 июля под обработку, после завершения грузовых работ контейнеровоз отправился в южнокорейский порт Пусан. Далее Maersk Mc-Kinney Moller проследует в порты Кванъян, Шанхай, Нинбо, Янтьян, Таньюнг-Пелепас, Суэцкий канал, Бременхафен, Гданьск, Орхус, Бременхафен, Роттердам, Танжер, Суэцкий канал, Сингапур, Янтьян, Гонконг, Пусан.

На сегодняшний день компания ВСК – единственная в России стивидорная компания, имеющая разрешение на прием на своих причалах судов подобного класса.

 

АРКТИКА

Рогозин определил арктические приоритеты российского судостроения

В ходе визита военно-промышленной комиссии правительства России на Балтийский завод в Санкт-Петербурге вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что судостроительный потенциал под шельфовые проекты необходимо сконцентрировать на Дальнем Востоке. По его словам, на Северо-Западе концентрация должна быть на сложных машинах, в частности ледоколах.

«Прежде всего упор нужно делать на ледокольный флот, в том числе в сотрудничестве с корабелами Финляндии», - подчеркнул вице-премьер.

Д. Рогозин отметил, что в настоящее время Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) во главе с новым руководителем Владимиром Шмаковым заканчивает работу над стратегией ОСК.

В настоящее время в акватории Севморпути действует девять линейных ледоколов: пять атомных и четыре дизельных. В 2011 году началось строительство четырех дизельных ледоколов, а в 2013 году – атомохода мощностью 60 мегаватт. Идет обновление инфраструктуры Севморпути, в частности навигационного оборудования.

По данным Минтранса, перевозки по Севморпути растут. В 2012 году объем транзита за летне-осеннюю навигацию составил 1,26 миллиона тонн (46 судов). Ожидается, что к 2020 году объем транзитных грузов по трассе возрастет до 10 миллионов тонн.

 

Максим Соколов обсудил перспективы «Северного широтного хода»

Министр транспорта РФ Максим Соколов проинспектировал Ямал. Его рабочая поездка длилась два дня, и за это время он успел обсудить перспективы строящегося порта Сабетта и инфраструктурного проекта «Северный широтный ход».

Как сообщают представители правительства ЯНАО, по итогам совещаний были приняты важные решения. И все они будут направлены на формирование транспортной инфраструктуры центральной части Арктической зоны РФ на основе образования Северного широтного хода с выходом на арктический морской порт Сабетта.

Предполагается, что Ямал СПГ позволит увеличить грузооборот Севморпути с трех до 20 млн тонн в год.

Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин подчеркнул, что значение порта Сабетта многократно увеличивается в сочетании с Северным широтным ходом (в рамках строительства дороги Салехард — Надым). Протяжённость этой магистрали составляет 707 километров, с мостовыми переходами через реки Обь и Надым. «Она соединит Северную железную дорогу со Свердловским железнодорожным узлом и обеспечит выход к Северному морскому пути через новый порт Сабетта. Скорейшая реализация этого проекта особенно важна для таких компаний, как «Новатэк», «Роснефть», «Лукойл», «Арктикгаз», «Новоуренгойский газохимический комплекс». На данный момент они уже подтвердили объёмы своих перевозок по магистрали, которые, по предварительным оценкам, превысят 20 млн тонн ежегодно», — резюмировал Дмитрий Кобылкин.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранса, Российской газеты, Росморречфлота, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, Ведомостей, Известий, агентства Прайм и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

 

Подписаться на газету и журналы издательств «Морские вести России» можно:

 

Через редакцию

Телефоны: (495) 366-62-55, (495) 365-47-22

Подписка: (495) 365-47-22 podpiska@morvesti.ru.

 

Или через подписное агентство

Подписной индекс в каталоге Агентства «Роспечать» для России, стран СНГ

газета «Морские вести России»

32565

журнал «Морские порты»

47766

журнал «Морской флот»

70550

журнал «Международный экспедитор»

47767

журнал «Транспортное дело России»

36871

журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы»

79423

 

Отраслевой издательский центр «Морские вести России» это:

Федеральная газета водного транспорта «Морские вести России» - наиболее авторитетное издание, освещающее деятельность морского и речного флота России. Выпускается с 1996 года издательством «Морские вести России». Учредитель - Союз российских судовладельцев. Подписавшись на газету «Морские вести России» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли! Оперативная информация на сайте Morvesti.Ru.

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» в прошлом году отметил 15-летие создания. Журнал «Морские порты» - это профессиональный информационный источник о состоянии, проблемах и перспективах развития портового бизнеса РФ. Его издатель - Ассоциация морских торговых портов (АСОП), выходит при поддержке Росморречфлота и ФГУП «Росморпорт». Подписавшись на журнал «Морские порты» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли! Оперативная информация на сайте Morvesti.Ru.

Деловой журнал «Международный экспедитор» в этом году отмечает 15-летие со дня выхода первого номера. Его издатель – Ассоциация российских экспедиторов. Журнал отвечает на вопросы транспортно-экспедиторской деятельности во всем их многообразии. Подписавшись на журнал «Международный экспедитор» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли! Оперативная информация на сайте Morvesti.Ru.

Журнал российского судоходства «Морской флот» основан в 1886 году и с 2011 года выпускается  издательством «Морские вест и России». Учредитель журнала - Союз российских судовладельцев. Подписавшись на журнал «Морской флот» Вы всегда будете в курсе событий в отрасли! Оперативная информация на сайте Morvesti.Ru.

«Морвести.Ру» – информационный интернет ресурс отраслевого издательского центра «Морские вести России». Всегда свежие новости, эксклюзивная аналитика на сайте Morvesti.Ru

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в список изданий ВАК. Выходит 6 раз в год.

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы». Выходит с 2010 года 6 раз в год.

 

Специальные проекты издательства:

Федеральный отраслевой справочник «Морские порты России 2012». Издательство подготовило 5-й юбилейный выпуск, который можно приобрести в редакции. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме одни раз в два года

Отраслевая Книга Почета «Люди нашей отрасли - 2012», второй выпуск, подготовлен по поручению ФА «Росморречфлот». Первый выпуск Книги состоялся в 2009 году. Книга выходит в режиме один раз в три года. 

Федеральный отраслевой справочник «Речные порты и внутренние водные пути 2013».

В 2013 году, по поручению Росморречфлота, редакция приступила к  подготовке  2-го выпуска справочника. Первый выпуск состоялся в 2011году Справочник выходит в режиме один раз в два года.

NB! Издательство приступило к приему заявок на размещение деловой, рекламной информации, а также на подписку справочника «Речные порты и внутренние водные пути 2013». Выход справочника планируется в сентябре 2013 года.

Заявки принимаются по адресу morvesti@morvesti.ru

Отраслевой Бюллетень информации. С 2010 года  издательство ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. Бюллетень рассылается в режиме два раза в месяц.

Издательство принимает заявки на производство буклетов, книг, брошюр и пр.

 


Возврат к списку