От карандаша с ручкой до международных учений: история единственного Спасательного центра на Каспии - Морские вести России

От карандаша с ручкой до международных учений: история единственного Спасательного центра на Каспии

16.01.2020

Лента новостей

16 декабря 2019 года Морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) «Астрахань» ФГБУ «АМП Каспийского моря» отметил 25-летие со дня основания. До сих пор это единственный подобный центр на Каспийском море, в послужном списке которого немало проведенных спасательных операций и спасенных людей, нередко за пределами официальной зоны ответственности.

Он был создан наряду с другими центрами для выполнения обязательств российской стороны в рамках Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. (САР-79, Конвенция) в соответствии с приказом Минтранса России от 18.08.1994 г. №70.

О том, какой путь в развитии прошел МСКЦ, можно судить, сопоставив следующую информацию. Начальник МСКЦ «Астрахань» В.Г.Завьялов вспоминает, что «работа центра начиналась с одного телефонного аппарата, карандаша, ручки и журнала событий; пришлось годами налаживать процедуру работы и устанавливать контакты с ведомствами и организациями в целях взаимодействия по вопросам спасания».

«Несмотря на наличие типового положения о СКЦ, толком в пароходстве никто не знал, чем центр должен заниматься. Понимали, что следует исполнять международную конвенцию, а как именно, ясности не было, – рассказывает начальник МСКЦ «Астрахань» В.Г.Завьялов. – Помощь нам оказал представитель Минтранса. Он привез из Москвы необходимые документы и литературу по поисково-спасательным работам. В марте 1995 года составили первый план взаимодействия со структурами, которые хотели привлечь к спасанию, отправили его в ГМСКЦ, чем крайне удивили руководство: мы стали единственными, кто самостоятельно разработал такой сложный документ, – продолжает В.Г.Завьялов.

В мае того же года спасатели провели первые учения на участке ВКМСК между селами Маячное и Ямное. Год прошел в тренировках, поисково-спасательных операциях по поиску и спасанию рыбаков и охотников в дельте рек и ериков в северной части моря.

Первая серьезная спасательная операция в открытом море произошла в канун 1996 года. 31 декабря потерпело бедствие судно ПСКР-664, принадлежащее Туркмении, с экипажем 35 человек. Вода поступала в машинное отделение, была угроза затопления...

Тогда первое испытание для СКЦ завершилось успешно – судно спасли, поставили на якорь в ВКМСК, экипаж не пострадал.

Прошло время, прежде чем нашлись ответы на все вопросы, что делать центру, какие ресурсы использовать, какие организации и ведомства привлекать. Сотрудникам центра пришлось много учиться, организовывать на месте работу новой службы.

За 25 лет МСКЦ организовал проведение 124 учений, из них 7 бассейновых, 108 по связи, 9 международных. В учениях МСКЦ непосредственно участвовал 118 раз.

Международные учения на Каспии впервые состоялись в августе 2004 года по инициативе Минтранса России по оказанию помощи людям, терпящим бедствие на море, между РФ и Республикой Казахстан. В качестве наблюдателей были приглашены специалисты из Азербайджана и Туркменистана. С того времени учения проводятся регулярно каждые два года.

Так, в учениях «Каспий 2018» были задействованы 30 судов и кораблей гражданского и Военно-морского флота, ФСБ России и три вертолета. Подтвердили участие в учениях 37 организаций России и стран – участниц учений. На штабном судне «Енисей» находились 22 представителя РФ и прикаспийских государств в качестве наблюдателей (экспертов).

В прикаспийских государствах отсутствуют аналогичные МСКЦ/МСПЦ. Иностранные участники учений постоянно подчеркивают необходимость продолжения работы по подготовке к заключению межправительственного Соглашения о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании.

Это важная тема, ведь до сих пор, кроме России, другие прикаспийские государства не установили поисково-спасательные районы на Каспии, и других спасательных центров, кроме МСКЦ «Астрахань», в этом морском бассейне нет.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ